Автомобильный маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга для болельщиков к ЧМ-2018
Корреспондент «Комсомолки» перед чемпионатом мира 2018 испытал на себе автомобильный маршрут от Москвы до Санкт-Петербурга

Андрей вдовин
Трасса Москва — Санкт-Петербург, кажется, станет самой востребованной у футбольных фанатов Чемпионата мира 2018. По этому направлению проследует даже сборная России: первый свой матч она проведет в столичных «Лужниках», а на второй отправится в Санкт-Петербург. В Северной столице сыграют один из полуфиналов и матч за 3-е место. «КП» в совместном с журналом «За рулем» проекте «Маршрут болельщика» рассказывает, как преодолеть эти 700 км на автомобиле с удовольствием.
Знакомство с попутчиком
Питер — нарядный город, и как считают многие туристы — самый красивый в России. Для такого путешествия мы, корреспонденты «Комсомольской правды» и самого известного в России автомобильного журнала «За рулем», решили и машину выбрать особенную — Subaru Outback 2018-го модельного года. От своего предшественника автомобиль на первый взгляд отличается только дизайнерскими деталями. Но пройдет совсем немного времени, вы заметите, что, например, шумоизоляция у нового Outback стала лучше, тормоза — более чувствительны к нажатию педали, а переключение из положения Parking в Drive — более плавным.

Но самое главное, когда вы впервые подходите к современному Outback — это некое чувство раздвоения. Ты поначалу не понимаешь, универсал это или внедорожник. От универсала — комфорт и скорость легкового автомобиля, а так же поражающий своей вместимостью багажник. Но 213 мм клиренса и полный привод превращают эту машину в приличного бойца бездорожья. Такое сочетание бодрит и призывает к подвигам. Например, опробовать автомобиль на скоростных участках платной дороги М11, где официально разрешенная скорость — 130 км/ч.
Качество покрытия на трассе М11 – потрясающее. Но за все нужно платить.
Навигатор торжественно поклялся на приборной панели, что автомобильным маршрутом от Москвы до Санкт-Петербурга мы долетим за 9,5 часов. Он рисовал заманчивые зеленые прямые через центр Клина и Солнечногорска, и чуть-чуть краснея от смущения обозначал небольшие пробки на подъездах к Санкт-Петербургу.

 — Ага, — усмехнулись мы. — Посмотрим.

И достали кошелек. Потому что на первой половине «Маршрута болельщика» из Москвы в СПб четко решили ехать по платным дорогам. Во-первых, экономили время. Во-вторых, хотели увидеть, действительно ли на отдельных участках России удалось справиться со второй своей проблемой — дорогами.
Удовольствие за 450 рублей
Вы будете удивлены, но удалось. Хотя это и наносит ощутимые боксерские удары по вашему карману. Из Москвы в Питер обязательно надо выезжать по платной дороге, если конечно вам не жалко 450 рублей за 33 км (с 15 км по 58 км). За эти деньги вы получите широченную скоростную трассу с отличным покрытием. Вот только освещена она будет на отрезках, где стоят пункты оплаты. За такую плату могли бы конечно поставить фонари на всем протяжении участка.
Вот так быстро можно платить за дорогу. Если у вас есть карта.
Деньги взымаются довольно просто. Заезжая на платную дорогу вы в аппарате берете специальный квиток, а на выезде его оплачиваете проезд в кассе. Как показал практика, лучше всего это делать картой. У нас была карта банка «Русский стандарт», выпущенная специально к чемпионату мира 2018. И внося такие некрупные суммы, мы могли даже не вводить пин-код. Заметная экономия времени — не надо ждать и пересчитывать сдачу.
Это интересно
Откройте мир футбола с картой Банка Русский Стандарт и получите: 10% cashback за оформление карты в городе проведения чемпионата, + 10% cashback за каждый гол сборной России, + 10% cashback за каждый выход сборной России в следующий этап.

Оформите карту на сайте банка.

Мы же на этом участке продолжали знакомство с нашим авто. И честно говоря, ранее такого предупредительного помощника встречать не приходилось. Футурологи обещают нам, что очень скоро мы, садясь в машину на водительское кресло, будем спокойно разворачивать журнал «За рулем» или газету «Комсомольская правда» и закидывать ноги на приборную панель, а автомобиль сам доставит нас в нужное место. Сидя за рулем Subaru в светлое будущее верится намного легче.

Все дело в системе помощи водителю EyeSight. Иногда она похожа на жену, сидящую рядом, или продвинутого друга, который водит машину лучше вас, но сейчас оказался на пассажирском кресле и дает советы. Впрочем, в отличие от друга, EyeSight подает сигналы строго по делу.

Стоит вам без переключения поворотника пересечь линию разметки, как система вам грозно пикает и пытается плавно вернуть машину в свою полосу. Если на светофоре впереди стоящая машина уже поехала вперед, а вы отвлеклись на смартфон и не заметили этого, система тоже тактично вам на это намекнет. А другой комплекс систем (он называется Subaru Rear Vehicle Detection — SRVD) вам подмигнет специальными датчиками на боковых зеркалах, если вас кто-то собрался обгонять справа или слева. Ну, а если вы будете сами очень быстро нагонять идущий впереди автомобиль, умная система притормозит вас, когда дистанция до объекта станет слишком короткой и опасной.

Этой системой в сочетании с адаптивным круиз-контролем было удобно пользоваться на скоростных участках. Наш автомобиль шел на разрешенной скорости 130 км/ч в правой полосе, и догнав попутную машину сам немного сбрасывал скорость. Нам только и оставалось перестроиться в левую сторону, после автомобиль сам ускорялся, совершал обгон, и мы обратно перестраивались вправо. Ни одного нажатия педали — только сигналы поворота и руль. Система работает на скоростях от 0 до 200 км/ч и может работать даже в пробке. Будущее уже здесь.
Солнечногорск — Клин: выбирайте время и музеи
Правда, дороги в России за ним не успевают. Так что после трех десятков км непрерывного удовольствия вы съезжаете на обычное бесплатное шоссе. По нему вам и придется миновать Солнечногорск и Клин со всеми их светофорами и скоростными ограничениями. Тут важно правильно выбрать время проезда. Потому что летом, когда вокруг неторопливо плывут дачники, есть риск плотно встрять в пробку в пятницу или в субботу, а на обратном пути — точно увязнуть в воскресение. В будни на пути в Питер надо этот участок преодолевать утром, а на пути в Москву — вечером.
Здесь жил и творил Петр Ильич Чайковский.
Но зато, проезжая Клин в пробке, вы точно не пропустите дом-музей Чайковского и Успенский собор. И вообще автомобильный маршрут до Санкт-Петербурга полон достопримечательностей — можно несколько дней посвятить этой дороге, и тоже получится отличное приключение. В том же клинском районе есть деревня Боблово, там музей-усадьба Менделеева. А в самом Клину в окружении панельных многоэтажек сохранился маленький деревянный флигель — дом писателя Аркадия Гайдара.

Если у вас есть время, стоит заехать и в Торжок и Вышний Волочек, не говоря уже о Твери. Но суровый навигатор и скоростной Subaru Outback не дают нам опомниться, и зовут на новый скоростной участок.
Думайте о бензине
Он начинается с 208 км и заканчивается на 334 км. Проезд по нему стоит 350 рублей, и перед тем, как заехать на этот участок, обязательно проверяйте уровень бензина. Потому что на протяжении этих 120 км шансов встретить заправки у вас будут минимальными.

Они есть — специально для тех, кто забыл заправиться, на трассе существует два пункта дозаправки: один ближе к началу участка, второй — ближе к концу. Это два специальных бункера с топливом, и по идее они должны работать автономно, без помощи оператора. Вам нужно лишь иметь при себе банковскую карту, лучше «Русского стандарта» — с ней есть шанс получить после заправки кэшбек. Во всяком случае, на других заправках мы получали обратно 5 процентов на такую карту. А тут, на бункерной заправке, вы по идее в специальном автомате платите за бензин, и получаете 10 литров 95-го по не такой уж грабительской цене.
Вот так выглядят бензиновые оазисы на платной трассе. Только будьте внимательны: они могут оказаться пересохшими.
Так что в теории все просто. На практике же все может получиться не так радужно.

 — Вы, что заправляться? — спросил отдыхающий дальнобойщик, с любопытством оглядывая наивных москвичей, приехавших на такую бункерную заправку.

 — Ну так, — замялись мы. — Посмотреть.

 — Ну-ну, — протянул дальнобойщик с непонятной интонацией, где были смешаны жалость и любопытство, и заинтересовано засунул руки в карман.

Полностью смысл его «ну-ну», мы осознали через 10 секунд. Шланг безжизненной змеей лежал у наших ног, а объявление на автомате, который принимает деньги, гласило, что истекли каких-то 24 часа, и система не обслуживается.

Мы не расстроились — у нас было еще полбака, а расход на круиз-контроле на средней скорости 110 км/ч составлял порядка 7 литров на 100 км. То есть нам можно было еще ехать и ехать. Но на половине этого платного участка мы решили заправиться уже сами, и заехали в кафе на платной трассе.

Там нас, прочем, тоже ждало разочарование: «Закрыто по техническим причинам» гласила надпись на дверях. «Технические причины» оказались уважительными — ураган в Торжке снес какие-то столбы, и теперь электричество не добиралась до нашего кафе.
Закрыто из-за последствий урагана. Так что кофе мы будем заправляться дальше.
Может оно и к лучшему: на обратном пути мы заскочили в эту кафешку, и при хорошем качестве обслуживания за один обед с небольшими порциями нам насчитали порядка 500 рублей. Дороговато при всем уважении к настоящему капучино. А совет тут один — заправляйтесь сами и заправляйте свой автомобиль заранее перед платным участком.
Куда можно свернуть
Он заканчивается ровно на полпути маршрута Москва — Санкт-Петербург. Это конечно позор, что два главных города страны, разделенных 700 км, до сих пор не связывает скоростная современная дорога. Полностью платную трассу М11 хотели построить как раз к чемпионату мира 2018 года. Протяженность ее должна была составить 669 км, проезд по ней стоить 2000 руб, а миновать ее можно было бы за 5,5 часов. Естественно к турниру все не успели. Зато теперь у футбольных болельщиков есть возможность насладиться настоящей Россией. Если вы никуда не спешите, то даже на скорости 60 км/ч вы увидите, что она по-настоящему красива.

По обеим сторонам дороги стоят очень красивые церкви и храмы — какие-то только восстанавливаются, в каких-то идут службы. Если у вас есть время остановиться и зайти, вы точно получите колоссальный заряд эмоций.
В Новгородской области вдоль дороги тянутся старые деревеньки, по большей частью с разрушенными древними деревянными домами. Новые стараются строить подальше от трассы, а эти создают непередаваемый колорит, пусть и навевают грусть. Ну, а кроме того вблизи трассы немало памятников Великой отечественной войны — надо отдать должное, во вполне хорошем состоянии.

Тут тоже есть куда сворачивать с трассы. Стоит уделить внимание и Великому Новгороду с его кремлем 15-го века, и музеем народного деревянного зодчества «Витославлицы», где выстроили деревню с традиционными крестьянскими избами, кузницей и конюшней. Можно завернуть даже в Старую Русу, если есть время. И ближе к Санкт-Петербургу заехать в Старую Ладогу с ее крепостью, основанной Рюриком в 9-м веке. Но это путешествия не на один день — а мы спешим на футбол!
А дорога в этих местах очень разная. Есть и по две полосы в каждую сторону, большую часть маршрута тут одна полоса сменяется двумя, по которым можно обгонять фуры, а есть и проблемные участки, где идет ремонт. В районе Валдая вы рискуете потерять много времени — до ЧМ-2018 там вряд ли все успеют достроить и тут нам пригодились внедорожные качества нашего Outback.
Наши советы
Перед началом платного участка в обход Торжка и Вышнего Волочка (208 км от Москвы) проверьте уровень бензина. На следующих 130 км шанса заправиться может и не представиться. Тогда придется вызывать аварийную службу трассы, чтобы они привезли канистру бензина.
Осторожно выбирайте место обеда на трассе. Большое количество фур у кафе — еще не гарантия качества. Предпочтение стоит отдавать сетевым заведениям — вероятность, что там контролируют свежесть продуктов, все-таки выше.
Если вы остановились на трассе осмотреть какую-нибудь живописную церковь или старую деревню, помните, что здесь сохранилась традиция держать на цепи сторожевых собак. Постарайтесь не оказаться в радиусе их поражения.
Дороги Санкт-Петербурга
Ближе к Санкт-Петербургу и его КАД (Кольцевой автодороге) начинаются проблемы с трафиком — машин очень много, тут вы тоже наверняка постоите немало, хотят тут и две полосы. Но после того как вырветесь на свободу, почувствуете как хорошо, когда под вами скоростной автомобиль. В Питер мы заезжали уже на закате. Но перед началом поездки мы вычитали, что в нашем автомобиле есть функция Steering Responsive Headlight (SRH) — она меняет направление света фар при движении в повороте, улучшая видимость изгиба дороги в ночное время суток. Удобная штука, если вы путешествуете по старым переулкам Питера на машине.

Но если вы оказались в Санкт-Петербурге на автомобиле — вам надо обязательно посмотреть Западный скоростной диаметр (ЗСД). Это платная дорога. Пожалуй, это самый быстрый способ оказаться в центре города. Но не пожалеть 100 рублей за заезд (и 200 за выезд) стоит для того, чтобы понять, насколько красивыми могут быть магистрали в России.
Наши советы
В Санкт-Петербурге очень мало платных парковок даже в центре города. С одной стороны это избавляет от лишних расходов, с другой — найти парковочное место в туристических местах бывает очень непросто.
Крестовский остров, где находится «Арена Санкт-Петербург», в период чемпионата мира будет закрыт для автотранспорта. Чтобы проехать на него на своей машине, нужен будет специальный пропуск, который оформляется за 10 дней тем, кто живет или работает в этом районе.
Отправляясь на матч, внимательно изучите, что можно проносить на трибуны. «Арена Санкт-Петербург» славится своими строгими требованиями — на игры Кубка конфедераций 2017 года на входе отбирали даже жевательную резинку.
На Крестовский проезд закрыт
Если вы приехали в Санкт-Петербург на игру чемпионата мира, где-то возле отеля вам в день матча и стоит оставить автомобиль, благо, что в Питере почти везде парковка бесплатная. Причин ровно две. Первая — в Питере, как завещали классики и современники, действительно надо пить. Вторая — сам стадион, где будут проходить встречи сборных, находится на Крестовском острове, и чтобы попасть на него во время турнира, вам понадобиться специальный автомобильный пропуск. Его выдают только тем, кто живет или работает в этом районе, или кто связан с ЧМ-2018.

Но мы-то приехали раньше. И мы пошли смотреть на «Арену Санкт-Петербург». Она стоит того.
Расписание матчей на стадионе «Арена Санкт-Петербург»
15 июня. Группа В. Марокко — Иран. 18:00

19 июня. Группа А. Россия — Египет. 21:00

22 июня. Группа Е. Бразилия — Коста-Рика. 15:00

26 июня. Группа D. Нигерия — Аргентина. 21:00

3 июля. 1/8 финала. 17:00

10 июля. Полуфинал

14 июля. Матч за третье место
Огромная «летающая тарелка» приземлилась на берегу Финского залива, и вид на нее открывается потрясающий. Конечно, это самый скандальный стадион чемпионата мира, денег на него было угрохано колоссальное количество. Но наконец-то заработало выдвижное поле, и прямо за день до нашего приезда газон выезжал за пределы стадиона проветриться и напитаться солнцем. А перед этим всю зиму работала задвигающая крыша арены — когда она закрыта даже в мороз -15 на самих трибунах зрители на матчах «Зенита» снимали верхнюю одежду, и им было не холодно.
Где в Питере ни припаркуешь автомобиль, сразу получается открытка.
И вообще крыша на арене — незаменимая вещь в городе, где погода меняется каждые 30 минут. Так что, когда вы пойдете на матч Россия — Египет, подумайте, вдруг вам нужен дождевик: от ближайшей станции метро до арены полчаса пешего хода через парк, а с зонтиками вас могут и не пустить на трибуны.
Только цифры
800 рублей
Столько стоит проезд на платных участках трассы Москва — Санкт-Петербург общей протяженностью порядка 160 км.
669 километров
Столько составит протяженность платной дороги М11 Москва — Санкт-Петербург, когда ее достроят полностью.
2000 рублей
Столько составит стоимость проезда по платной дороге. То есть 1 км будет стоить 3 рубля.
70 литров
Столько бензина понадобилось, чтобы добраться от Москвы до Санкт-Петербурга.
5 дней
Столько добирались в начале XIX века на лошадях путешественники из Москвы в Санкт-Петербург.
9 часов
В 1851 году между двумя столицами открыли железнодорожное сообщение, и время пути сократилось до 21 часа. Сейчас на автомобиле можно доехать за 9 часов.
Фото: Андрей ВДОВИН, GLOBAL LOOK PRESS
Made on
Tilda