kp.ru

Звонок «из банка»

Как не стать жертвой мошенников, которые звонят на ваш телефон первыми

Давно минули те времена, когда реклама финансовых услуг от банков ограничивалась пафосными роликами на телевизионных каналах и красивыми проспектами в банковских офисах. Сейчас возросшая конкуренция побуждает банкиров не сидеть в меблированных кабинетах, ожидая клиента, а самим активно предлагать различные сервисы. В том числе по телефону.

Это могут быть звонки как случайным людям с информацией о конкретном банке, так и уже действующим клиентам с предложением каких-то новых продуктов или акций. Их адресатами вполне могут быть и пенсионеры. Для банкиров это желанные клиенты — аккуратные, дисциплинированные, с небольшим, но зато стабильным доходом.

То есть уже никого не удивляет, когда в телефонной трубке раздаётся вежливый голос со словами: «Здравствуйте! Вас беспокоят из банка NN...» Этой обыденностью порой пользуются нечистоплотные личности. И небезуспешно для себя.

Один из широко известных приёмов телефонных мошенников — звонок на мобильный телефон якобы из службы безопасности крупного банка с сообщением о проблеме или сбое. Например, диалог может развиваться так:

— Здравствуйте, Вас беспокоят из банка NN. Как я могу к Вам обращаться?

— Маргарита Павловна (имя вымышленное. — Ред.).

— Очень приятно, Маргарита Павловна. Меня зовут ***, я сотрудник службы безопасности банка NN. У Вас ведь есть платёжная карточка нашего банка?

— Да, а что случилось?

— Уважаемая Маргарита Павловна, Вы только не беспокойтесь, у нас в базе данных держателей пластиковых карт произошёл технический сбой. Часть сведений о клиентах стёрлась, и мы вынуждены восстанавливать их вручную. Если мы не успеем сделать это в ближайшие часы, все «пострадавшие» карты будут заблокированы. И их придётся перевыпускать заново, а это и деньги, и время.

— Ой, а что делать?

— Не беспокойтесь, Маргарита Павловна, мы с Вами попробуем уладить всё прямо сейчас, по телефону. Карта ведь при Вас?

— Да. А...

— Простите, Маргарита Павловна, время не терпит. Будьте добры, назовите, пожалуйста, полный 16-значный номер Вашей карты и срок её действия, чтобы мы могли начать процедуру идентификации. Это всё указано на её лицевой стороне.

— ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ, до сентября 2019 года.

— Спасибо! Отлично... Я Вас уже вижу в нашей базе... Но у нас двухфакторная идентификация в целях безопасности клиентов. Сейчас на Ваш телефон придёт подтверждающая СМС с цифровым кодом. Вы можете её не читать, там всё по-английски, потому что у нас импортное оборудование. Просто назовите из неё цифры.

Если клиент попадется на эту удочку, скорее всего, мошенник попытается заменить номер мобильного телефона, привязанный к интернет-банку, с клиентского на свой, а затем обчистит все счета жертвы.

Диалог может варьироваться. Например, иногда сделавший «звонок из банка» злоумышленник настаивает, чтобы жертва подошла с картой к ближайшему банкомату или терминалу, вставила карту и после авторизации выполнила бы определённые действия. Таким способом тоже можно получить доступ к её счетам и вкладам.

Расчёт мошенников на то, что испуганный держатель карты в состоянии стресса будет действовать бездумно. Вот почему злоумышленник на том конце телефона говорит уверенно, слегка напористо и регулярно даёт понять, что проблема серьёзная, а времени в обрез.

Что же делать, чтобы не стать жертвой этой распространённой уловки?

1 Во-первых, не теряйте бдительности и по возможности трезво оценивайте происходящее. Например, подумайте, станет ли банк с несколькими миллионами клиентов обзванивать их всех, и сколько дней или даже недель может уйти на такой обзвон?
2 Во-вторых, обязательно посмотрите на телефонный номер, с которого вам звонят. Подозрение должно вызвать, если он не совпадает с официальным номером банковского контакт-центра. Например, у Сбербанка проверить номер можно по ссылке https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/phone. Уточните номер вашего банка в офисе или на официальном сайте и заранее внесите его в адресную книгу своего устройства.
3 В-третьих, учтите, что при звонке клиенту сотрудник банка:
всегда обращается по имени-отчеству;
никогда не просит конфиденциальные сведения: полные реквизиты карты (номер карты, ПИН- или CVV-код), СМС-пароли банка, логин и пароль для входа в онлайн-банк, контрольную информацию (кодовое слово);
никогда не требует совершать каких-либо операций с картой.

И самое главное: при любых сомнениях, подозрениях или беспокойстве, при малейшей попытке собеседника узнать пароли или коды немедленно завершите разговор. А затем перезвоните по правильному контактному номеру банка, проверив его на сайте банка или на обороте своей карты.
Другие рекомендации по поводу того, как не стать жертвой мошенников, можно найти на сайте Сбербанка — https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/warning/phone

Там же можно уточнить номера телефонов, с которых сотрудники Сбербанка могут вам звонить с предложениями банковских продуктов и услуг.
Домашнее задание
Представьте, что у банка NN 10 млн клиентов, а в его колл-центре работает 1000 сотрудников. Сколько времени им потребуется, чтобы обзвонить всех, даже с учётом того, что каждый разговор займёт лишь 5 минут?
Интересные и полезные сведения о том, как лучше распорядиться своими деньгами и эффективнее использовать предлагаемые банками услуги, вы можете почерпнуть на сайте Активный возраст, который специально создан для современных людей, перешагнувших 50-летний рубеж. Мы надеемся, что хорошим подспорьем для вас станут также публикации в газете и на сайте в рамках проекта «Финансовое долголетие»
P.S. Уважаемые читатели, только с 29 октября по 12 ноября у вас есть уникальная возможность пополнить свой багаж финансовых знаний вживую в рамках организованной Минфином РФ «Всероссийской недели сбережений», генеральным партнёром которой выступает Сбербанк. Подробная информация об очных и онлайн-мероприятиях Недели в вашем регионе находится по адресу http://неделя.вашифинансы.рф/actions/