Мошенники все чаще нацелены на онлайн-кредиты

Сотрудник банка рассказал, как распознать мошенников и спасти украденные деньги
АНТОН КУБЫШКИН
Наверняка каждый житель страны неоднократно получал звонки от мошенников. И многие каждый раз сомневаются: «Вдруг это реальный сотрудник банка?» Чтобы сломать систему, мы сами позвонили в один из крупнейших российских банков и все выяснили.
На вопросы «КП» ответил Дмитрий Миклухо, старший вице-президент, директор дирекции информационной безопасности ПСБ.
— Что чаще всего используют злоумышленники, чтобы выманить у нас деньги?
—  Самым распространенным видом мошенничества остается использование методов социальной инженерии. Проводя психологическую атаку, преступники создают стрессовую ситуацию, заставляя людей совершать необдуманные действия и выдать конфиденциальную информацию — данные платежных карт и СМС-коды.
Какие наиболее распространенные легенды используют мошенники?
—  Чаще всего мошенники представляются сотрудниками служб безопасности банков, а иногда даже осуществляют звонки с использованием технологии подмены номеров, «подставляя» телефоны горячей линии различных банков, которые и определяются на смартфоне. Преступники сообщают жертве о списании денежных средств со счета.

А потом для срочной приостановки несанкционированных действий предлагают перевести деньги на «секретный» счет или установить мобильное приложение, например, Team Viewer, чтобы удаленно «помочь» клиенту. На самом деле подобные приложения позволяют мошенникам дистанционно управлять счетом жертвы. Конечно, делать этого ни в коем случае нельзя.
А что в этом случае будет?
—  Получив доступ к личному кабинету в интернет-банке, мошенники «обнулят» счета, в том числе накопительные. Проявлять осторожность нужно, даже если на карте нет денег. Сейчас банки предлагают оформить кредит в мобильном или интернет-банке, и преступники все чаще нацелены именно на онлайн-кредиты с последующим переводом средств на свои счета.
Но ведь сотрудники банка действительно иногда звонят клиентам. Как понять, что это реальный сотрудник, а не мошенник?
—  Сотрудники банка звонят клиентам только в двух случаях. Во-первых, для информирования об услугах банка. Во-вторых, для получения подтверждения в случае проведения подозрительной операции. При этом они никогда не запрашивают полный номер карты или СМС-код для подтверждения транзакции, а озвучивают только параметры операции. Клиенту следует отвечать только «Да» или «Нет». Даже если клиент сообщит, что он не совершал перевод, сотрудник банка не будет продолжать разговор, а сразу заблокирует доступ клиента к системе дистанционного банковского обслуживания или банковскую карту и даст рекомендации. Также сотрудники банка никогда не предложат клиенту установить какие бы то ни было программы и приложения.
Каким вопросом можно вывести мошенника на чистую воду? То есть на 100% понять, что звонит не сотрудник банка, а кто-то другой.
— Если клиент скажет, что сейчас сам перезвонит в банк (только по номеру, который указан на карте или на официальном сайте банка. — Ред.) или подъедет в его ближайшее отделение, а в ответ услышит «весомые» причины этого не делать, можно с уверенностью утверждать, что звонили мошенники.
КСТАТИ
А что могут сделать клиенты, которые все же попались на уловки злоумышленников?
—  В этом случае необходимо как можно скорее позвонить на горячую линию банка, заблокировать карту и вход в личный кабинет в мобильном или интернет-банке. Если мошенники успели провести несанкционированные операции, нужно обратиться в ближайшее отделение банка и оставить заявление на оспаривание транзакции. Если деньги еще не были зачислены на счет получателя, то его банк возвращает средства.
Предупредите родных и близких — поделитесь этой статьей.
Made on
Tilda