Система создана для взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию
2025
Система создана для взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию
2015
запуск системы
платон
Государственная система «Платон» начала работу в ноябре 2015 года. Она ввела принцип «пользователь платит» для грузовиков свыше 12 тонн — первый в России покилометровый сбор, позволяющий перевозчикам частично финансировать содержание федеральных трасс.
2016
премия
рунета
В 2016 году система «Платон» получила Премию Рунета как лучшая технологическая инновация, подтвердив свою устойчивость, эффективность и доверие общества. За год проект стал зрелым цифровым решением и занял место среди лидеров IT-рынка.
2017
развитие
инфраструктуры:
мосты и дороги
В 2017 году за счёт средств системы «Платон» началось строительство стратегически важных дорожных объектов, включая Борский мост в Нижнем Новгороде, на который направлено 3,6 млрд рублей. Всего отремонтировано свыше 5000 км дорог и 130 мостов.
2018
цифровизация
В 2018 году «Платон» стал частью единой цифровой экосистемы, интегрировавшись с базами ГИБДД, ФНС и Ространснадзора. Это позволило выявлять недобросовестных перевозчиков, повышать прозрачность рынка и развивать национальную систему управления транспортом.
2019
мосты платона
по всей стране
К 2019 году система «Платон» вышла на новый уровень: её средства направлены на строительство и реконструкцию 31 моста в 20 регионах России. Эти проекты повысили безопасность и удобство перевозок, устранив узкие места на ключевых маршрутах.
2020
полное покрытие
и мобильный
контроль
К 2020 году «Платон» создал широкую сеть дорожного мониторинга: установлены автоматические рамки и свыше 120 мобильных комплексов. Изменяемые точки контроля снизили число нарушений — большинство перевозчиков подключили бортовые устройства.
2021
международный
контекст
и признание
В 2021 году «Платон» укрепил позиции в международном сравнении: система выделялась масштабируемостью, отсутствием шлагбаумов, онлайн-тарификацией и эффективными бортовыми устройствами. Это сделало её привлекательной для использования в других странах, например в Индии.
2022
запуск рейтинга
надежных
пеервозчиков
В 2022 году на основе данных системы «Платон» создан отраслевой рейтинг «Надёжный перевозчик России», отмечающий добросовестных участников рынка. Он способствует формированию здоровой конкуренции и повышает доверие к ответственным компаниям.
2023
рекордный
вклад
в дорожный
фонд
В 2023 году система «Платон» достигла рекордных результатов, перечислив почти 50 млрд рублей в дорожный фонд. На эти средства отремонтировано около 1100 км дорог, а с начала работы системы направлено свыше 250 млрд рублей на развитие инфраструктуры.
2024 — 2025
полный охват
и новые
горизонты
Спустя почти десять лет «Платон» стал ключевым элементом транспортной системы страны. В нём зарегистрировано более 1,9 млн грузовиков от 896 тыс. перевозчиков, что охватывает почти весь парк 12-тонников.
технологический лидер
Крупнейший ИТ-проект России
«Платону» — 10 лет. Это один из крупнейших и технологичных ит-проектов в России. Он объединяет спутниковые технологии, автоматизированную обработку данных и финансовые сервисы. Цель — равные условия для участников рынка грузоперевозок и справедливое начисление платы за фактический проезд.
Как это работает?
Основа «Платона» — спутниковое слежение. Бортовые устройства передают координаты ГЛОНАСС/GPS в центр обработки данных, измеряют путь, фиксируют факт проезда без участия человека. Для расчёта платы применяются алгоритмы машинного обучения. В реальном времени можно следить за отчётами о трафике и прогнозировать дорожную нагрузку.
Максимум эффективности
Система проектировалась как максимально экономичная: вместо установки избыточного количества рамок — спутниковый контроль. Движение грузовиков отслеживается по навигационным данным, а плата начисляется только за реально пройденные участки трасс. Такой принцип обеспечивает точность расчётов при минимальных затратах на инфраструктуру.
Интеграция с ИТ-сервисами
Систему интегрировали с государственными ИТ-сервисами. В ФНС России «Платон» передаёт сведения о транспортных средствах, владельцах и уплаченной плате. ФТС России использует инфраструктуру «Платона» в пилотных проектах «зеленого коридора». Стационарные рамы и мобильные комплексы фиксируют грузовики, не оплатившие проезд, для МВД и Ространснадзора.
Инновации и аналитика
На базе «Платона» развивают цифровые сервисы в сфере логистики. Например, системы мониторинга грузов и решения для интеграции с весогабаритным контролем. Собранную телеметрию используют для аналитики отрасли: формировать прогнозы загрузки трасс с применением ML-алгоритмов. Аналитика доступна госорганам, бизнесу и исследователям.
Апгрейд системы
Ранее водители могли отключить бортовое устройств или использовать глушилки сигналов. Теперь обход системы — бессмысленный и экономически невыгодный: создана система реконструкции маршрутов на основе спутниковых данных. Хотя подмена навигации (спуфинг) полностью не исключена, «дообучение» алгоритмов позволяет свести ошибки к погрешности.
Цифровое государство
«Платон» — полноценная федеральная цифровая платформа, объединяющая спутниковые технологии, искусственный интеллект и государственные сервисы. Проект признан одним из крупнейших гражданских ИТ-решений в России, в нём использованы преимущественно российские аппаратные и программные компоненты. Опыт экспортируется и за рубеж — например, Индия привлекала российских специалистов.
ПЛАТОН СЕГОДНЯ
ПЛАТОН СЕГОДНЯ
ПЛАТОН СЕГОДНЯ
ПЛАТОН СЕГОДНЯ
формирует культуру использования транспортной инфраструктуры
повышает прозрачность рынка грузоперевозок
обеспечивает справедливую оплату за фактический проезд
способствует росту поступлений в дорожный фонд
Цифры и факты
370
миллиардов рублей
Общая сумма поступлений в дорожный фонд от системы «Платон» за 10 лет. Это прямые инвестиции в ремонт и развитие федеральных трасс.
6
тысяч километров дорог
Протяженность федеральных трасс, отремонтированных на средства «Платона» с 2015 по 2025 годы. Масштабная реконструкция повысила качество и безопасность ключевых магистралей страны.
200
мостов и путепроводов
Построено и обновлено за десятилетие на средства, собранные системой «Платон». Новые и реконструированные мосты ликвидировали «узкие места» и улучшили транспортное сообщение между регионами.
1
.
9
млн грузовиков
Количество большегрузных транспортных средств, зарегистрированных в системе «Платон». Практически весь парк 12-тонных грузовиков страны охвачен справедливой оплатой за пользование дорогами.
50
тысяч километров
Общая длина федеральных дорог, покрытых системой «Платон». Платёж взимается на всей сети основных автомагистралей России, что обеспечивает равномерное финансирование их содержания.
600
постов контроля
Система включает 481 стационарную рамку и 122 мобильных комплекса, которые автоматически отслеживают проезд грузовиков. Такой тотальный контроль исключает массовую неоплату и стимулирует всех перевозчиков соблюдать правила.
138
центров обслуживания
Офисы системы «Платон», открытые по всей стране. В них перевозчики регистрируются, получают бортовые устройства и сервисную поддержку, что облегчает подключение к системе и оплату проезда.
100
%
безналично
Все платежи в системе «Платон» осуществляются электронным способом, без наличных расчетов. Полная цифровизация сборов обеспечила прозрачность платежей и оперативное поступление средств в бюджет.
900
тысяч перевозчиков
Компании и индивидуальные предприниматели, работающие в системе. Это подтверждает массовое участие бизнеса в проекте.
Карта улучшений
ключевые объекты инфраструктуры федерального значения, строительство или реконструкция которых, осуществлялась за счет средств, собранных СВП «Платон»
Трасса А-401 подъездная дорога от морского порта Петропавловск-Камчатский к аэропорту Елизово (Камчатский край)
Капитальный ремонт
Объекты
Приволжский
федеральный
округ
мосты
Затонский мост (Уфа, Башкортостан)
Открыт 7 октября 2016
Борский мост (Нижегородская обл.)
Открыт 8 августа 2017
Мост через р. Чепца (Удмуртия, г. Глазов)
Открыт 27 февраля 2018 после реконструкции
дороги
Р-178 Саранск — Сурское — Ульяновск (2 км от Ульяновска)
Капитальный ремонт
Р-176 «Вятка» (31 км от Чебоксар, РМЭ)
Капитальный ремонт
М-7 «Волга» (Чувашия, 49-й км от Чебоксар)
Капитальный ремонт
М-7 «Волга» (Татарстан, 55-й км от Мензелинска)
Капитальный ремонт
М-7 «Волга» (Пермский край, 67-й км от Краснокамска)
Капитальный ремонт
М-5 «Урал» (Оренбургская обл., 3-й км от Оренбурга)
Капитальный ремонт
Объекты
Южный
федеральный
округ
мосты
Ворошиловский мост (Ростов-на-Дону)
Открыт 13–23 сентября 2017
Белореченский мост (Краснодарский край)
Открыт 10 апреля 2018
Объекты
Северо-Западный
федеральный
округ
мосты
Гоголевский путепровод (Петрозаводск)
Открыт 19 декабря 2017
Мост через р. Вуокса (Ленинградская область)
Открыт в 2021 после капитального ремонта
дороги
М-8 «Холмогоры» (1-й км от Архангельска)
Капитальный ремонт
А-119 Вологда — Медвежьегорск — подъезд к Р-21 «Кола» (1-й км от Вологды)
Капитальный ремонт
Объекты
Сибирский
федеральный
округ
мосты
Мост через р. Цакирка (Бурятия)
Открыт 29 сентября 2017
Мост через р. Зун-Мурэн (Бурятия)
Открыт в 2021
дороги
Р-255 «Сибирь», 20 км от Красноярска (Красноярский край)
Капитальный ремонт
Р-256 «Чуйский тракт», участки у Барнаула и Бийска (Алтайский край
капитальный ремонт (совокупно 31 км)
Объекты
Центральный
федеральный
округ
мосты
Беломестненский мост (г. Ливны, Орловская обл.)
Открыт в июле 2018 после реконструкции
Мост через р. Волгу (Дубна, МО)
Открыт 29 ноября 2018
Мост через р. Ока по направлению трассы М-4 «Дон» (Московская область)
Открыт в 2022 после реконструкции
дороги
М-5 «Урал» (Рязанская обл., 73-й и 106-й км от Рязани)
Капитальный ремонт (совокупно 12 км)
Р-208 (5-й км от Тамбова)
Капитальный ремонт
Р-22 «Каспий» (3-й км от Скопина, Рязанская обл.)
Капитальный ремонт
Р-298 Курск — Воронеж — подъезд к Р-22 (35-й км от Старого Оскола)
Капитальный ремонт
М-2 «Крым» (Белгородская обл., 8/20/34-й км от Строителя)
Капитальный ремонт (совокупно 32 км)
М-2 «Крым» (Курская обл., 4/8-й км от Курска)
Капитальный ремонт (совокупно 26 км)
М-5 «Урал» (Московская обл., 22-й км от Коломны)
Капитальный ремонт
А-108 «Московское большое кольцо» (22 и 12-й км от Серпухова)
Капитальный ремонт (совокупно 23 км)
Объекты
Северо-Кавказский
федеральный
округ
мосты
Мост через Терек (Чеченская Респ.)
Открыт в 2018 после реконструкции
дороги
А-165 Лермонтов — Черкесск (участок у Черкесска)
Капитальный ремонт/реконструкция
Р-217 «Кавказ», 20 км от Владикавказа (РСО-Алания)
Капитальный ремонт/реконструкция
Р-217 «Кавказ», 19 км от Черкесска (КЧР)
Капитальный ремонт/реконструкция
Р-217 «Кавказ», участки 20/20/30 км от Нальчика (КБР)
Капитальный ремонт (совокупно 37 км)
Объекты
Уральский
федеральный
округ
мосты
Мост через реку Сильга (Челябинская область)
Открыт Январь 2021 после ремонта
дороги
Р-254 «Иртыш», 10 км от Кургана (Курганская обл.)
Капитальный ремонт
М-5 «Урал», 80 км от Челябинска (Челябинская обл.)
Капитальный ремонт
Р-242 Пермь — Екатеринбург, 100 км от Екатеринбурга (Свердловская обл.)
Капитальный ремонт
Р-351 Екатеринбург — Тюмень (участки у Камышлова и 90 км от Тюмени)
Капитальный ремонт
Р-404 Тюмень — Тобольск — Ханты-Мансийск (участки 38 и 80 км от Тюмени)
Капитальный ремонт
Объекты
Люди и дороги
Дубна, подмосковье
мост
через волгу
Больше тридцати лет я работаю в Объединённом институте ядерных исследований. Всё это время больной вопрос — дорога до работы. Действовал только один переезд и понтонная переправа. Ее то закрывали из-за ветров, то она простаивала в ожидании ледохода. Для всех событием стал новый мост.
Теперь между лабораторией и домом — 15 минут пути без ожиданий и пробок. Стало проще возить оборудование и принимать коллег из Москвы и из-за рубежа. К тому же, открытие нового моста показывает, что Дубна развивается, и что у нас не только ускорители, но и инфраструктура мирового уровня.
Сергей Иванович
56 лет
научный сотрудник ОИЯИ
Я теперь добираюсь до универа за 20 минут вместо часа!
Знаете, не успеть на пары из-за того, что не получилось переправиться вовремя — для нас было обычным делом. Понтон не работал во время ветра и в лёд. Автобус на переезде стоял в пробках. Добираться до университета приходилось час.
Подсветку моста сделали классную. И по набережной теперь гулять ещё приятней.
Анастасия
20 лет
студентка университета «Дубна»
Раньше между берегами стояли пробки, проехать на машине было невозможно. Клиенты пешком шли к понтону. Зимой мне всегда звонили и уточняли, на какой стороне Волги я работаю сегодня, потому что на другую не переехать.
Теперь мы спокойно можем работать на обе берега. К примеру, довезти до института, а потом в частный сектор на левом берегу и обратно. Заказов, кстати, стало больше, ведь теперь всем куда-то резко стало нужно, и на это теперь не влияет отсутствие переправы. Особенно много работы, когда проходят конференции, гостей приезжает много.
Алексей
39 лет
таксист
Ещё в 1970-х годах у нас с мужем появилась дача под Дубной, на левом берегу. Доехать до дачи было очень сложно, паром стоял, понтон ремонтировался, на железнодорожном переезде были очереди. Из Москвы до Дубны мы доезжали быстрее, чем из Дубны до своей дачи.
Спасибо за новый мост, он просто спасение для всех нас. Можно в любое время года поехать на участок, привезти рассаду, встретиться с соседями. И не бояться, что обратно не смогу вернуться. У нас прямо с веранды светящийся мост виден. Как в красивом кино."
Лидия Павловна
72 года
дачница
смоленская область
Ремонт трассы
Р-132 «Золотое кольцо»
Трассу не узнать после ремонта. Отличное покрытие, сделали нормальную разметку, построили съезды, поставили указатели на достопримечательности. Все обновили, и туристов стало больше. Все время слышу о том, что люди знали, что под смоленском настолько красиво.
Я работаю на маршруте Ярославль — Москва — Смоленск, вожу туристов уже лет пятнадцать. Это участок трассы «Золотое кольцо» и очень красивый. Сама дорога изнашивалась быстро, за подвеску и тормоза всегда было страшно. Раньше негде нормально остановиться, чтобы пофотографироваться, не очень безопасно было
Алексей
44 года
водитель туристического автобуса
Мы с мужем предприниматели - держим хозяйство, продаем молоко, мёд и овощи. Все нужно было вести в райцентр, но зимой была колея и голодёд, а весной дорога превращалась в ямы. Быстрее можно было по грунтовке объехать. Спасибо за ремонт, теперь грузовик едет мягко и прямо к нашей ферме, в два раза быстрее добираемся. Поэтому возить стали продукцию даже в соседние области.
Наталья
39 лет
фермер из села под Вязьмой
Полный школьников автобус должен по этой трассе ехать каждый день. Раньше было опасно из-за гололёда зимой и из-за колеи летом, детей трясло и водитель нервничал. Иногда все вместе пропускали школу просто из соображений безопасности.
В последнее время положили новый асфальт и начали вовремя убирать снег, к тому же поставили новые знаки и нанесли разметку. Теперь дети даже читать могут в автобусе. А из окна видны не только поля и лес, но кафе, фермы и турбазы
Ирина Петровна
52 года
учительница из деревни Ельня
Трасса раньше была ужасная, были ямы с лужами в полмашины весной и осенью, зимой всё во льду. Мы здесь волонтерим - благоустраиваем малые поселения, и в деревни приходилось с боем пробиваться, однажды застряли чуть ли не на сутки. Грузы бывают габаритные вроде стройматериалов, плюс врачей привозим. После ремонта просто небо и земля, всё ровно, наконец, и можно куда угодно, где нужна наша помощь, легко добраться.
Михаил
27 лет
волонтёр из районного центра
Нижний Новгород
борский
мост
Всю жизнь я живу в Бору. Чтобы доехать до Нижнего Новгорода, нужно было постоять в пробке на старом мосту. Пробка стояла иногда до самой площади Ленина. Итого путь мог занимать три часа. Как только открыли новый мост, машины поехали в объезд. Заметил, что стало тише и воздух посвежел. На старом мосту теперь спокойно и без пробок, поэтому можем с женой часто выбираться в Нижний на выставки, к врачу или просто погулять.
Владимир Петрович
68 лет
пенсионер, живёт в Бору
Я живу на Сормовском шоссе, а работаю в детском центре в Бору. До 2017 года дорога была очень тяжелая, нужно было стоять на старом мосту или ехать на паром, но все равно очень много времени.
После того, как открыли новый мост, я теперь спокойно отвожу ребенка в садик и успеваю на работу. Старый мост теперь не забит. И мы теперь всей семьёй стали по выходным выезжать в Бор, там красивая набережная и лес.
Анна
30 лет
молодая мама
Новый мост сильно разгрузил дорогу. Если раньше старый мост вечно стоял, как вкопанный, то теперь транзит ушел на Р-158, движение по городу стало свободнее.
Я работаю инженером, занимаюсь проектированием промышленных объектов, и теперь нам стали вовремя делать доставку материалов, и клиенты приезжают вовремя. По выходным быстрее добираюсь до дома, а не стою в пробке.
Игорь
42 года
инженер, живёт в Нижнем Новгороде
У меня своё кафе, оно прямо у трассы. Раньше клиентуры было не очень много, а теперь поток вырос из-за нового моста. Новых постоянных клиентов много, это водители грузовиков, командировочные. Туристы тоже появились. Так что открыла летнюю веранду и сделала парковку. Соседи тоже начали строиться, теперь тут шиномонтаж, автомойка и мини-гостиница. Раньше в этих местах и днём было тихо, а теперь движение, жизнь. Люди стали чаще ездить между Нижним Новгородом и Борским районом
Марина
45 лет
владелица кафе
Прикамье
Ремонт трассы
М-7 «Волга»
Я на М-7 уже больше десяти лет. На этом участке под Пермью раньше проехать было ужасно, машина тряслась, как по стиральной доске, освещение никакое. Сейчас асфальт стал ровным, сцепление отличное, разметка свежая и светится даже в темноте под дождём. Убрали старые кочки на обочинах, сделали нормальные съезды к стоянкам и заправкам. Экономия по времени на рейс минут тридцать, наверное.
Игорь
43 года
дальнобойщик
Для многих здесь жизнь на М-7 завязана. Кто-то ездит в Пермь на работу, кто-то возит продукцию на рынок. Всё время тут глубокие колеи с водой под дождём и ямами под снегом. Автобусы задерживались всё время.
Хорошо, что теперь отремонтировали, теперь безопаснее и хорошая видимость. Поставили фонари, отбойники и сделали переходы для пешеходов.
Наталья
37 лет
жительница села под Лысьвой
На этом участке М-7 сложные грунты и сильная нагрузка идет от грузовиков. Тяжело что-то делать из-за климата. Тут то жара, то ледяной дождь. Поэтому асфальт плывет.
В 2022-м начали масштабный ремонт с заменой основания, ливнёвки, укреплением откосов. Применяли новые смеси, которые лучше держат температуру и влагу. Установили освещение, шумозащитные экраны, современные барьеры.
Сделали дорогу федерального уровня, безопасную, теперь можно здесь ехать спокойно, она выдержит и снег и фуры и время.
Павел
51 год
работник дорожной службы
Прямо у трассы стоит моя столовая. Настроение у людей сильно улучшилось после ремонта. Раньше водители после разбитой дороги сами приходили разбитые, а теперь стабильный поток посетителей, сильно больше клиентов, в основном в нормальном настроении. Машины у людей ломаться перестали, и не такие нервы на дорогу.
Татьяна
46 лет
владелица придорожной столовой
Уфа
Затонский
мост
Чтобы доехать до УГАТУ раньше мне нужно было час или больше потратить из-за моста через Белую. Там постоянные пробки. Автобусы на подъезде к центру стояли по сорок минут. После того как открыли Затонский мост я добираться стала максимум за полчаса. Сначала через Затон, потом вдоль реки. На набережной в Затоне теперь прогулочная зона ожила, новые кафе и много людей. До любого места в Уфе стало легче добираться будто.
Алина
20 лет
студентка из Инорса
Я работаю на маршруте между Инорсом и Черниковкой и южной частью города. До 2020 году был один мост, поэтому вся Уфа ехала через него. В часы пик была такая пробка, что людей иногда приходилось выпускать из автобуса, потому что пешком быстрее.
Пробки уменьшились, как только Затонский мост открыли, особенно по утрам. Время рейса на двадцать минут сократилось. Ощутимо, стало можно больше рейсов делать. Пассажиры тоже довольны.
Равиль
46 лет
водитель автобуса
Пять лет назад Затон был местом на отшибе, до центра добраться невозможно, на мосту пробки, и утром детей увезти в школу и успеть на работу тяжело.
Спасибо, что новый мост открыли, теперь на другой берег к родственникам можно спокойно ездить.
Оксана
34 года
мама двоих детей, живёт в Затоне
В Затоне у меня кафе и ПВЗ. Людей было не очень много раньше, поток слабый. Сейчас люди Инорса и центра стали чаще приезжать. Доставка работает быстрее, курьеры по полдня в пробках не стоят. Район стал развиваться очень быстро, хочу теперь второй зал открыть. Всё потому что бутылочное горлышко в виде единственного старого моста через Белую расширили.
В 2025 году система «Платон» отмечает десятилетие работы — десятилетие цифровой трансформации транспортной отрасли и формирования прозрачного, ответственного рынка перевозок.
За это время система обеспечила развитие дорожной инфраструктуры, внедрила технологии искусственного интеллекта и анализа больших данных, став ключевым инструментом повышения эффективности и прозрачности логистики.
Совместно с национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) и при поддержке РТИТС форум «Надёжный Перевозчик» стал важной отраслевой площадкой, объединяющей лидеров транспортной сферы.
Премия, основанная на данных «Платона» и экспертной оценке, заслужила доверие профессионального сообщества, стимулирует честную конкуренцию и укрепляет ценности надёжности, прозрачности и профессионализма в российской логистике.