- 1941
- 1942
- 1943
- 1944
- 1945




Под присмотром военного врача Шурупов довел паровоз до ближайшего укрытия. Позднее в госпитале никто из врачей не мог поверить, что он сделал это с такими ранениями. Машиниста наградили орденом Ленина и увековечили его имя в листовке: «Паровозник! Будь таким, как Иван Шурупов! На тебя опирается Красная армия в сражениях с гитлеровскими ордами. Ты участник Великой Отечественной войны. В своих поездах везешь не только снаряды и танки, а везешь большее — освобождение, жизнь и счастье миллионам людей, страдающим под фашистским игом».
После этого Кушнер оказывался под бомбежками не один раз: в 1943-м сначала под огнем противника доставлял на фронт спецгруз — снаряды для «катюш», на обратном пути, уже будучи раненым, выводил из-под обстрела санитарный поезд. Довел его до станции и только там потерял сознание от потери крови. За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов.
В ноябре 1943 года Елена — одной из первых среди железнодорожников — была удостоена звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ее биография положена в основу сценария фильма «Путь славы». В 82 года Елена Мироновна привела на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Скончалась она в 2014-м, на 98-м году жизни.











Из них формировали колонны поездов особого резерва, именно паровоз серии «Э» вез в тыл Советского Союза пленных фельдмаршала Паулюса и офицеров его штаба, и он же торжественно доставлял домой воинов-победителей. Сегодня сохранившиеся «Эшки» стали памятниками — их можно увидеть на вокзалах и в музеях.
В 1941 году ширина железнодорожной колеи в СССР составляла 1520 мм, а в Европе, в том числе в Германии — 1435. Эта разница сыграла на руку нашим бойцам, помешав немцам оперативно продвигать воинские грузы вслед за наступающими армиями в 1941 году. Впрочем, когда наши железнодорожники дошли до Берлина, они тоже столкнулись с неполадками при смене колесных пар поездов.
Резолюция, принятая на митинге в депо Москва — Сортировочная Ленинской дороги 22 июня 1941 года.












Председатель президиума Верховного совета СССР Михаил Калинин





А буквально через несколько часов на Казанский вокзал упала бомба.







«Матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливался с местностью», — вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Николай Александров.
…В таком укрытии «Железняков» и погиб. 26 июня 1942 года немецкая авиация устроила массовую бомбардировку Троицкого тоннеля, зажав состав в ловушке. Его экипаж сражался до последней секунды.
На конец Великой Отечественной войны в РККА числилось 247 бронепоездов. Многие награждены орденами и почетными наименованиями.








Из воспоминаний участницы строительства А. Е. Кочергиной







В апреле в помощь ленинградцам из Ярославля был отправлен «хвостатый десант» — четыре вагона дымчатых кошек, считавшихся лучшими крысоловами. Ленинградцы выстраивались у вагонов в очередь, чтобы взять себе котенка. В конце войны прибыло еще «подкрепление» — 5 тысяч котов из Омска, Тюмени и Иркутска. С крысами было покончено.
Из репортажа военкора Павла Лукницкого
20 марта 1944 года «Красная стрела» отправилась из Ленинграда в Москву в свой первый за военные годы рейс, обозначив возвращение к мирной жизни.













Мария Шапошникова со своим трехлетним сыном обнимает мужа — сержанта Николая Шапошникова. Пожилая Татьяна Иванова, мать семерых детей, прижимает к груди старшего сына, вернувшегося с войны. Николая Сергеевича Корчагина окружает вся его семья — 80-летний отец Сергей Семенович Корчагин, 70-летняя мать Елена Николаевна, жена Раиса и три сестры. Сколько здесь таких счастливых встреч!»
«Комсомольская правда». Выпуск от 22 июля 1945 года.
«Через всю Польшу двигалось множество эшелонов с артиллерийскими, минометными, танковыми частями. На вид это были совсем не военные эшелоны, на платформах перевозили лес, сено… Но как только эшелон прибывал на станцию разгрузки, маскировка быстро убиралась, с платформы сходили танки, орудия, тягачи и тут же отправлялись в укрытия. Пустые эшелоны возвращались на восток, а вместо них появлялись все новые и новые с боевой техникой. Так на пополнение фронта прибыло большое количество тяжелых орудий, минометов и артиллерийских тягачей»
Из «Воспоминаний и размышлений» Маршала Советского Союза Георгия Жукова




Под присмотром военного врача Шурупов довел паровоз до ближайшего укрытия. Позднее в госпитале никто из врачей не мог поверить, что он сделал это с такими ранениями. Машиниста наградили орденом Ленина и увековечили его имя в листовке: «Паровозник! Будь таким, как Иван Шурупов! На тебя опирается Красная армия в сражениях с гитлеровскими ордами. Ты участник Великой Отечественной войны. В своих поездах везешь не только снаряды и танки, а везешь большее — освобождение, жизнь и счастье миллионам людей, страдающим под фашистским игом».
После этого Кушнер оказывался под бомбежками не один раз: в 1943-м сначала под огнем противника доставлял на фронт спецгруз — снаряды для «катюш», на обратном пути, уже будучи раненым, выводил из-под обстрела санитарный поезд. Довел его до станции и только там потерял сознание от потери крови. За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов.
В ноябре 1943 года Елена — одной из первых среди железнодорожников — была удостоена звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ее биография положена в основу сценария фильма «Путь славы». В 82 года Елена Мироновна привела на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Скончалась она в 2014-м, на 98-м году жизни.











Из них формировали колонны поездов особого резерва, именно паровоз серии «Э» вез в тыл Советского Союза пленных фельдмаршала Паулюса и офицеров его штаба, и он же торжественно доставлял домой воинов-победителей. Сегодня сохранившиеся «Эшки» стали памятниками — их можно увидеть на вокзалах и в музеях.
В 1941 году ширина железнодорожной колеи в СССР составляла 1520 мм, а в Европе, в том числе в Германии — 1435. Эта разница сыграла на руку нашим бойцам, помешав немцам оперативно продвигать воинские грузы вслед за наступающими армиями в 1941 году. Впрочем, когда наши железнодорожники дошли до Берлина, они тоже столкнулись с неполадками при смене колесных пар поездов.
Резолюция, принятая на митинге в депо Москва — Сортировочная Ленинской дороги 22 июня 1941 года.












Председатель президиума Верховного совета СССР Михаил Калинин





А буквально через несколько часов на Казанский вокзал упала бомба.







«Матросы неутомимо расписывали бронеплощадки и паровозы полосами и разводами камуфляжа так, что поезд неразличимо сливался с местностью», — вспоминал старшина группы пулеметчиков бронепоезда мичман Николай Александров.
…В таком укрытии «Железняков» и погиб. 26 июня 1942 года немецкая авиация устроила массовую бомбардировку Троицкого тоннеля, зажав состав в ловушке. Его экипаж сражался до последней секунды.
На конец Великой Отечественной войны в РККА числилось 247 бронепоездов. Многие награждены орденами и почетными наименованиями.








Из воспоминаний участницы строительства А. Е. Кочергиной







В апреле в помощь ленинградцам из Ярославля был отправлен «хвостатый десант» — четыре вагона дымчатых кошек, считавшихся лучшими крысоловами. Ленинградцы выстраивались у вагонов в очередь, чтобы взять себе котенка. В конце войны прибыло еще «подкрепление» — 5 тысяч котов из Омска, Тюмени и Иркутска. С крысами было покончено.
Из репортажа военкора Павла Лукницкого
20 марта 1944 года «Красная стрела» отправилась из Ленинграда в Москву в свой первый за военные годы рейс, обозначив возвращение к мирной жизни.













Мария Шапошникова со своим трехлетним сыном обнимает мужа — сержанта Николая Шапошникова. Пожилая Татьяна Иванова, мать семерых детей, прижимает к груди старшего сына, вернувшегося с войны. Николая Сергеевича Корчагина окружает вся его семья — 80-летний отец Сергей Семенович Корчагин, 70-летняя мать Елена Николаевна, жена Раиса и три сестры. Сколько здесь таких счастливых встреч!»
«Комсомольская правда». Выпуск от 22 июля 1945 года.
«Через всю Польшу двигалось множество эшелонов с артиллерийскими, минометными, танковыми частями. На вид это были совсем не военные эшелоны, на платформах перевозили лес, сено… Но как только эшелон прибывал на станцию разгрузки, маскировка быстро убиралась, с платформы сходили танки, орудия, тягачи и тут же отправлялись в укрытия. Пустые эшелоны возвращались на восток, а вместо них появлялись все новые и новые с боевой техникой. Так на пополнение фронта прибыло большое количество тяжелых орудий, минометов и артиллерийских тягачей»
Из «Воспоминаний и размышлений» Маршала Советского Союза Георгия Жукова




Под присмотром военного врача Шурупов довел паровоз до ближайшего укрытия. Позднее в госпитале никто из врачей не мог поверить, что он сделал это с такими ранениями. Машиниста наградили орденом Ленина и увековечили его имя в листовке: «Паровозник! Будь таким, как Иван Шурупов! На тебя опирается Красная армия в сражениях с гитлеровскими ордами. Ты участник Великой Отечественной войны. В своих поездах везешь не только снаряды и танки, а везешь большее — освобождение, жизнь и счастье миллионам людей, страдающим под фашистским игом».
После этого Кушнер оказывался под бомбежками не один раз: в 1943-м сначала под огнем противника доставлял на фронт спецгруз — снаряды для «катюш», на обратном пути, уже будучи раненым, выводил из-под обстрела санитарный поезд. Довел его до станции и только там потерял сознание от потери крови. За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов.
В ноябре 1943 года Елена — одной из первых среди железнодорожников — была удостоена звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ее биография положена в основу сценария фильма «Путь славы». В 82 года Елена Мироновна привела на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Скончалась она в 2014-м, на 98-м году жизни.
