В годы войны в мобилизации, эвакуации, перебазировании промышленности, решении других масштабных задач было занято почти 3 миллиона железнодорожников. Более 1,5 миллиона из них трудились непосредственно на перевозках, остальные работали на стройках и на железнодорожных заводах.
За годы войны под обстрелами и бомбежками, в тяжелейших условиях железнодорожники восстановили 117 тысяч километров железнодорожных путей и 16 тысяч мостов — больших и малых. Они обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций, перебросив к местам решающих сражений целые армии.
Заслуги железнодорожников перед страной в годы войны отмечены многочисленными наградами. 127 работников отрасли получили звание Героя Социалистического Труда (в целом по Советскому Союзу это звание присвоили 202 труженикам). Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941−1945 гг.» были награждены 994 917 железнодорожников, свыше 28 000 человек удостоены других орденов и медалей.
Вспомним лишь некоторых героев и их подвиги!
Железнодорожник Виктор Мирошниченко получил задание взорвать мост, преградить немцам путь на Юг. Он выждал момент, пока фашистские банды вступили на мост, и взорвал его, похоронив под обломками сотни немцев. Правительство присвоило бесстрашному железнодорожнику звание Героя Советского Союза.
--
Советский партизан Константин Заслонов до войны работал начальником паровозного депо станции Орша. С железной дороги не ушел, даже когда пришлось эвакуироваться в Москву, — там он прошел курс обучения в диверсионно-разведывательной школе и сформировал под Вязьмой диверсионный отряд из железнодорожников. По заданию командования «дядя Костя» — такой был псевдоним у партизана — вернулся в Оршу, снова поступил на службу в паровозное депо и создал там подпольную группу.
За 3 месяца с помощью мин, замаскированных под каменный уголь, партизаны подорвали 93 немецких паровоза и организовали более 100 крушений эшелонов. Осенью 1942-го Заслонов погиб в бою. Посмертно ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Машинист Михаил Кушнер — первый железнодорожник, удостоенный Золотой Звезды Героя Социалистического Труда. К началу войны он уже был опытным машинистом и продолжал работать машинистом паровоза на прифронтовых станциях. Первый раз под бомбежку Кушнер попал на 10-й день войны — фашисты атаковали состав с наливными цистернами, одна из них загорелась. Машинист со своей бригадой смог вывести его из-под огня, потушить пожар и довести эшелон до Великих Лук.
После этого Кушнер оказывался под бомбежками не один раз: в 1943-м сначала под огнем противника доставлял на фронт спецгруз — снаряды для «катюш», на обратном пути, уже будучи раненым, выводил из-под обстрела санитарный поезд. Довел его до станции и только там потерял сознание от потери крови. За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов.
Подвиг машиниста Ивана (в ряде источников — Георгия) Шурупова по праву входит в галерею железнодорожной боевой славы. В разгар битвы за Сталинград он получил приказ: доставить на фронт танковый эшелон. На одном из перегонов, посреди голой степи, состав с боевыми машинами заметил немецкий бомбардировщик, который открыл по паровозу стрельбу на бреющем полете. Три осколка попали Шурупову в голову и один в живот. Он истекал кровью, но понимал: состав надо срочно уводить.
Под присмотром военного врача Шурупов довел паровоз до ближайшего укрытия. Позднее в госпитале никто из врачей не мог поверить, что он сделал это с такими ранениями. Машиниста наградили орденом Ленина и увековечили его имя в листовке: «Паровозник! Будь таким, как Иван Шурупов! На тебя опирается Красная армия в сражениях с гитлеровскими ордами. Ты участник Великой Отечественной войны. В своих поездах везешь не только снаряды и танки, а везешь большее — освобождение, жизнь и счастье миллионам людей, страдающим под фашистским игом».
--
Николая Гастелло мы знаем как отважного летчика, Героя Советского Союза. Он погиб в первые же дни войны, мужественно направив подбитый самолет на немецкую механизированную колонну на дороге Молодечно-Родошковичи. Впрочем, отважным пилотом гордятся не только летчики, но и железнодорожники.
Николай Францевич — выходец из их рядов. Будущий герой родился в семье железнодорожника — работника литейных мастерских Московско-Казанской железной дороги Франца Гастелло. Когда семья переехала в Муром, Николай вместе с отцом работал в знаменитых Муромских железнодорожных мастерских (позднее — Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, — прим. ред.) — сначала стерженщиком, потом слесарем и литейщиком, был капитаном футбольной железнодорожной команды. И только в начале 1930-х по специальному призыву отправился в Красную армию и поступил в военную авиашколу пилотов в Луганске.
Старший машинист паровозной колонны Елена Чухнюк в годы войны водила воинские поезда с оружием и боеприпасами к линии фронта — под Ельцом, Сталинградом, Курском, на Днепре. На счету у железнодорожницы множество спасенных жизней — в Брянске она под фашистским обстрелом увела со станции эшелон с ранеными. В 1942-м 25-летняя девушка возглавила бригаду паровозной колонны, которая под постоянными обстрелами прорывалась к Сталинградскому фронту. В один из таких дней на станции Петров вал на поезд, который вела Чухнюк, сбросили бомбы. Елену тяжело ранило, но с паровоза она уйти отказалась. Восстановившись после ранения, вернулась на железную дорогу — и снова в самое пекло, на Курскую дугу.
В ноябре 1943 года Елена — одной из первых среди железнодорожников — была удостоена звания Герой Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Ее биография положена в основу сценария фильма «Путь славы». В 82 года Елена Мироновна привела на Поклонную гору к мемориалу Великой Победы специальный поезд с ветеранами-железнодорожниками. Скончалась она в 2014-м, на 98-м году жизни.