Кольца и «восьмерки»
столичного метро


Сеть московского метрополитена, к которой сегодня относятся Московское центральное кольцо и Московские центральные диаметры, удвоится в течение пяти лет. Грандиозная программа, инициированная мэром Москвы Сергеем Собяниным 10 лет назад, сохраняет набранные темпы. В начале ноября правительство Москвы утвердило очередную редакцию адресно-инвестиционной программы: с последствиями коронакризиса столица будет справляться с помощью инфраструктурного строительства – только на развитие метрополитена направят около 40% бюджета. Это позволит добавить к системе метро еще 25 новых станций.
Мэр Москвы Сергей Собянин и руководитель Стройкомплекса Андрей Бочкарев на открытии совмещенной станции Некрасовской линии метро и БКЛ. Фото: stroi.mos.ru
Форсированное развитие транспортной системы столицы не останавливалось и во время пандемии коронавируса. «Даже в самые тяжелые дни пандемии общественный транспорт работал. И мы продолжаем его модернизацию, несмотря на сложности, вызванные Covid-19», – подчеркнул Сергей Собянин.

При этом работа кипела как непосредственно на стройках, так и в проектных организациях, где продолжали выдавать строителям качественную проектную документацию.

Сложные технологические решения при строительстве метро обеспечивают инженеры группы компаний «Моспроект-3», которая была создана в 2014 году на базе трех столичных проектных организаций – ГУПов «Моспроект-3», МНИИТЭП и «Моспромпроект». Генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова рассказывает, что вице-мэр по вопросам градостроительной политики Андрей Бочкарев организовал работу предприятий Стройкомплекса Москвы таким образом, чтобы коронавирусный локдаун оказал наименьшее влияние на производственные процессы. «Например, проектировщики эффективно работали удаленно за счет четкой отстройки IT-инфраструктуры, – говоритМеркулова. – Сотрудники из дома пользовались специализированными программами и базами данных, находящимися в облачном сервисе. Это позволило сохранить здоровье сотрудников и выдержать темпы строительства метро».

Рекорд «ласточки»

Ровно 10 лет назад российская столица взяла курс на полицентричное развитие: повысить связанность территорий и обеспечить транспортом новые точки активности решили с помощью системы общественного транспорта, в первую очередь метро – пожалуй, главного транспорта Москвы. Во-первых, в кратчайшие сроки участки подземки пришли в отдаленные районы, где их ждали несколько десятилетий. Метро жителям Солнцево, например, обещали еще при Брежневе, но построить решил только мэр Сергей Собянин. Во-вторых, начали строительство Большого кольца – самой протяженной кольцевой линии в мире, где установлен рекорд Гиннесса по одновременной работе гигантских проходческих машин. В-третьих, на зависть французам удалось в рекордные сроки запустить метро в Новой Москве, которая как проект в точке старта вдохновлялась планами развития Большого Парижа, где к 2020 году только-только открыли лишь первую станцию. В Москве же за 10 лет построено 87 новых станций, в том числе, 31 станция появилась на Московском центральном кольце (МЦК) – абсолютно новом для столицы виде транспорта.

Железнодорожное кольцо МЦК, по которому курсируют комфортабельные «ласточки», сразу же оправдало все самые смелые ожидания – пассажирские перевозки били рекорд за рекордом. В последующие годы МЦК интегрировали с пригородным железнодорожным сообщением и жизнь без 14-ой линии совсем скоро стало невозможным представить. Инженеры «Моспроект-3» разработали проекты транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе станций МЦК связав их с остальным транспортом мегаполиса. Так, главный хаб – ТПУ «Рязанская» – объединил:
  • станцию МЦК «Нижегородская»;
  • две линии метро на одноименной пересадочной станции;
  • платформу пригородного железнодорожного сообщения;
  • наземный городской транспорт

На данный момент ТПУ «Рязанская» – единственный хаб в стране, который объединяет максимальное количество транспортных потоков в едином объеме и при этом представляет собой большое многосветное пространство – подземный распределительный зал. Чтобы реализовать этот проект, проектировщикам Стройкомплекса пришлось увязать между собой технологические особенности различных видов транспорта, а порой даже разрабатывать совершенно новую нормативную базу. Интеграция проходила поэтапно: сначала запустили станцию МЦК, затем передвинули платформу «Карачарово», недавно пошли поезда по Некрасовской линии, продолжается строительство Большого кольца. И все это время движение составов не останавливалось.

Успех МЦК сделал возможным другой железнодорожный проект – Московские центральные диаметры (МЦД). Исторически радиальные направления железной дороги упирались в вокзалы. МЦД же делает железную дорогу полноценным городским транспортом, объединяя противоположные радиальные ветки в диаметральные линии. Движение запущено уже по двум линиям МЦД. Всего же городская система метро объединяет 329 станций метро, МЦК и МЦД. И она продолжает расти.

Осуществимая мечта

Большая кольцевая линия (БКЛ) – мечта столицы еще из середины 80-х прошлого столетия. Это крупнейший в мире проект метростроения. Как и привычная Кольцевая линия, оно соединит все радиальные ветки, но на расстоянии до 10 км от существующего кольца, объединив 25 периферийных районов города.
Строительство станции «Сокольники» Большой кольцевой линии метро. Фото: stroi.mos.ru
Приступить к реализации проекта столица смогла лишь в 2011 году, после соответствующего решения мэра Москвы Сергея Собянина. Общая длина БКЛ составит 70 км, на которых разместят 31 станция и три электродепо. На данный момент, по словам Андрея Бочкарева, южный участок Большой кольцевой линии готов на 60%. «На станциях в настоящее время ведутся монолитные работы, устройство верхнего строения пути, монтаж инженерных систем и кабельно-проводниковой продукции», - заявил руководитель Стройкомплекса. БКЛ смещено на юг города. Это сделано специально, чтобы вместе с кольцом МЦК, вытянутого на север, образовать «восьмерку» и тем самым разгрузить общий пассажиропоток. Кроме того, южный ориентир Большой кольцевой линии оправдан с учетом развития территорий Новой Москвы, присоединенных к столице в 2012 году. Специалисты «Моспроект-3» были авторами юго-западной дуги БКЛ и протянувшихся на новые территории радиальных линий.
Выход тоннелепроходческой машины на Большой кольцевой линии. Фото: stroi.mos.ru

Новая Москва ближе

Жители Троицкого и Новомосковского административных округов уже с 2016 года имеют возможность пользоваться метрополитеном. Из двух веток – Сокольнической и Калининско-Солнцевской – основной пассажирский поток приходится на продолжение «красной» ветки. Здесь проектировщики применили нестандартные технологические решения, в том числе надежно защитили наземные станции и пути, накрыв металлическим каркасом аэродинамической формы. «Подобные решения позволяют форсировать программу метростроения, сохранив качество и безопасность столичной подземки, – говорит Анна Меркулова. – Сегодня в «Моспроект-3» работают свыше 1,5 тысяч уникальных профессионалов, и мы используем передовые технологии, например, цифровое BIM-моделирование. Оно позволяет повышать качество и оптимизировать время и стоимость строительных работ».

Специалисты под руководством Меркуловой запроектировали и участок из пяти станций от «Улицы Новаторов» до станции «Мамыри» строящейся Коммунарской линии. Новая радиальная ветка протяженностью около 40 км будет начинаться от МЦК «Крымская», пройдет через станцию «Академическую» Калужско-Рижской линии, пересечется с БКЛ на «Улице Новаторов» и далее протянется через Коммунарку в Троицк.

В перспективе она должна разгрузить южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий и улучшить ситуацию на магистралях юго-запада Москвы. Ежедневно ею будут пользоваться больше полумиллиона москвичей.

Участок Коммунарской ветки, который проектирует «Моспроект-3», планируется ввести в строй к 2023 году, а в Троицк метро придет после 2023 году.
Меркулова Анна, генеральный директор «Моспроект-3
Меркулова Анна, генеральный директор «Моспроект-3»

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda