Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

«Алексей Учитель в гостях у Радио двух столиц»

Радио двух столиц

Елена Афонина: - «Радио двух столиц» - это совместный проект радио «Балтика» (Санкт-Петербург) и радио «Комсомольская правда» (Москва). В студии радиостанции «Комсомольская правда» я, Елена Афонина, в питерской – Сергей Неделин. Сегодня мы не одни отправляемся в это путешествие между Москвой и Санкт-Петербургом. К нам присоединяется кинорежиссер, народный артист России, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель. А вопрос сегодня будет касаться той темы, которой Алексей Учитель посвятил практически всю свою жизнь. Кинематограф и все, что составляет именно его начало, его развитие и, надеемся, нескорый финал. Хотя вопрос мы решили сегодня поставить так остро: зачем нам сейчас нужно российское кино. Знаю, что Алексей Учитель еще и продюсер, продюсировал картину Александра Рогожкина «Игра». Некоторые считают, что фильм провидческий, потому как стоило этой картине выйти, как у нас в футболе как-то все более-менее наладилось. Теперь мы выиграли проводить чемпионат мира по футболу 2018 года. Может быть, тоже фильм 2008 года «Игра» навеял? Алексей Учитель: - Там буквально об этом и говорится. Потому что фильм рассказывает о том, как чемпионат мира по футболу проходит в Москве. И мы еще, кстати, с режиссером Сашей Рогожкиным думали, какое время задать в этой картине. Так и не пришли к выводу, но видите, все сбылось. Хотя в то время (а мы делали эту картину совместно с Первым каналом и с Российским футбольным союзом) никто и не помышлял. Хотя это 2008 год, не так давно было, но никто и не помышлял, что мы подадим заявку и выиграем. И вчера уже было очень много звонков. Действительно, так оказалось, что мы были такие прорицатели. Елена Афонина: - Звонили, говорили: это вы нам напророчили победу, что ли? Алексей Учитель: - Во всяком случае, какой-то хороший знак дали к этому. Сергей Неделин: - Алексей Ефимович, что еще вам хотелось бы, чтобы сбылось из того, что вы рассказывали в ваших предыдущих работах? Алексей Учитель: - Нет, больше в моих картинах не было такого, чтобы могло сбыться в будущем. Единственное, во всех своих картинах я пытаюсь рассказывать о любви. Не всегда эти истории хорошо заканчиваются, но все-таки я всем пожелаю счастливого финала. Елена Афонина: - Вопрос, который мы радиослушателям задаем: зачем нам российское кино. Давайте объясним, что мы имеем в виду. Вот представим себе такую картину. Что исчезает из широкого проката российское кино. Это кто-нибудь заметит? Алексей Учитель: - Я думаю, что этой ситуации не может быть. Сергей Неделин: - Тогда сразу к цифрам. Я перед эфиром заглянул в афиши Петербурга и посчитал. Насчитал в киноафише 28 иностранных лент и только 8 отечественных. При этом больше половины иностранных названий у меня, по крайней мере, на слуху – есть реклама на улицах, есть реклама по телевидению. Из отечественных лент знаю только «Овсянки» и «Банкрот» Игоря Масленникова. И то последний только потому, что режиссер был у нас в гостях не так давно. Елена Афонина: - Наверняка картины идут не в самых лучших кинотеатрах, и не самое большое количество сеансов у них? Сергей Неделин: - Это я не уточнял. Но я не думаю, что в данный момент это имеет ключевое значение. Елена Афонина: - Имеет-имеет. Потому что, если, допустим, картина заявлена в прокат, идет она где-нибудь на окраине в одном кинотеатре сеансом в 23 часа и, может быть, где-нибудь в 2 часа ночи, то я подозреваю, что даже если она в прокат вышла, толку от такого проката никакого нет. Может быть действительно, давайте не будем уже тратить деньги на российское кино? Зачем оно нам нужно? Алексей Учитель: - От меня вы не услышите, что я полностью поддерживаю эту идею. Просто надо делать кино, которое зритель полюбит. И ничего в этом удивительного нет. Елена Афонина: - А сейчас мы делаем кино, которое зритель не хочет любить? Алексей Учитель: - Знаете, есть много и американского кино, на которое наш зритель не ходит. К сожалению, еще больше российских фильмов, на которые наш зритель не ходит. Надо подумать всем об этом. Но я вам скажу, что есть несколько причин объективных. Насколько я помню, в Америке около 40 тысяч залов, а в нашей стране их 2 тысячи. Елена Афонина: - Да и те не наполняются. Алексей Учитель: - Неправда. Эти залы, если они хорошо оборудованы, наполняются. Вопрос в том, что каждую неделю в прокат выпускается 5-7 новых фильмов. Сергей Неделин: - Это в мире? Алексей Учитель: - Не в мире, а в России. Конечно же, российской картине прорваться очень тяжело. Во-вторых, помимо того, чтобы произвести картину, нужно иметь приличный рекламный бюджет. Это как минимум 1, а лучше 2-3 миллиона долларов. Чтобы о твоей картине кто-то услышал. Замечательный фильм «Овсянки», который получил приз в Венеции. Но, насколько я знаю, в прокат он вышел очень ограниченно, потому что у него нет денег на эту рекламу. Елена Афонина: - То есть на то, чтобы отправить фильм на фестиваль, и не на один, на то, чтобы фильм принял участие в программе этого фестиваля, деньги есть, а на то, чтобы прорекламировать его в своей же родной стране, денег нет? Так получается? Алексей Учитель: - Да, вот это парадокс. Первый парадокс в том, что мы имеем очень мало залов, это просто неприлично для такой большой страны. Кстати, в Советском Союзе было, по-моему, около 30 тысяч киноустановок. Неважно, в деревне, в городе, но их было довольно много. А сейчас – 2 тысячи. И подсчитано, что пока не будет где-то около 5 тысяч залов, российское кино не будет окупаться. Сергей Неделин: - Вам не кажется, что вот эта поддержка, реклама, информационная картина – это первейшая задача отечественного Союза кинематографистов? Алексей Учитель: - Нет, я не думаю, что это задача Союза кинематографистов. Потому что кино становится и в России продюсерским, и прежде всего продюсеры и те люди, которые дают на это деньги (неважно, государственные это деньги или частные), должны думать о том, как не просто произвести картину… То есть два пути. Ты производишь картину, и ты знаешь, что будешь получать сливки только с фестивалей. Или ты делаешь кино, скажем так, прокатное, зрительское и получаешь от этого удовольствие в разных направлениях – в финансовом и т.д. И улыбающихся зрителей, которые выходят после твоей картины. И есть самый невероятный вариант, к которому я пытаюсь стремиться. Когда объединяются две эти стороны. То есть это кино, которое может побеждать и на фестивалях, это кино высокого художественного уровня, но при этом оно интересно зрителям. Это почти невероятная ситуация, но стремиться к ней необходимо. (ЭТО СТЕНОГРАММА ПЕРВЫХ 7 МИНУТ. ЭФИР ЦЕЛИКОМ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОСЛУШАТЬ С ПОМОЩЬЮ НАШЕГО ПЛЕЕРА ИЛИ СКАЧАТЬ ВСЮ ПРОГРАММУ)