Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics

Как научить детей зарабатывать деньги и ценить их

Воспитываем у ребенка правильное отношение к финансам [советы психологов]

В прямом эфире радио КП писатель Анна Бабяшкина, психологи Екатерина Михневич и Геннадий Чичканов обсуждают, в каком возрасте можно начинать давать ребенку деньги и что при этом говорить. А также говорят о том, что делать, если ребенок начал воровать деньги.

Чичканов:

- Здравствуйте! Это программа «Больше жизни». Хорошее время обсудить что-то важное. В августе будет много детских программ, так как грядет сентябрь. Школа, кружки и секции.

Мы решили поговорить о деньгах. Вдруг пошло какое-то удивительное количество обращений на тему, когда давать ребенку деньги?

Бабящкина:

- И можно ли в присутствии детей обсуждать финансовые вопросы и финансовое положение семьи. Или надо это от них тщательно скрывать?

Чичканов:

- Когда нужно давать детям деньги? Каким образом? Что разрешать детям с этими деньгами делать? Можно ли контролировать те деньги, которые вы дали? И нужно ли это делать?

В чем смысл выдачи денег ребенку? И, конечно, же нас интересуют ваши истории.

Катя, какая у вас история была с деньгами?

Михневич:

- Я не помню. Я была меленькая, меня отправляли в киоск за мороженым. И сдача, те несколько копеек, которые оставались после покупки, шли в мой кармашек, в мою копилку.

Чичканов:

- Вы их, как говорит молодежь сейчас, тырили?

Михневич:

- Нет. Я спрашивала, можно ли сдачу оставить себе. Мне говорили, что да.

Чичканов:

- И что вы делали с этими деньгами?

Михневич:

- Я их копила. Мне очень хотелось плюшевую игрушку. В итоги, я накопила деньги и купила ее.

Чичканов:

- Сколько вам было лет?

Михневич:

- Лет семь.

Чичканов:

- А потом? Как с возрастом трансформировалась ваша любовь к деньгам?

Михневич:

- В восемь лет я продолжала накапливать небольшие суммы. И тратить их по своему усмотрению. Один раз мне удалось накопить целых пять рублей. По советским временам это очень большие деньги.

Чичканов:

- Сколько вы их копили?

Михневич:

- Я стала взрослее. И сдача из магазина стала чуть больше. И на пять рублей купила маме подарок на 8 марта. Она была очень рада.

Чичканов:

- Что это было?

Михневич:

- Ой, это были… Страшный дефицит… Колготки французские.

Чичканов:

- Ты веришь в ее рассказ? Я – нет. Объясню. Я так и представляю восьмилетнюю девочку, стоящую в очереди за французскими колготками! Втайне от мамы.

Михневич:

- А вот зря! Потому что продавцы даже прослезились. Я не знала, какой у мамы размер. И мы долго обсуждали, какой у нее может быть размер…

Чичканов:

- А потом?

«А потом я накопила десять рублей»…

Михневич:

- Так и получалось. Вещи мне покупали родители, а я себе покупала приятные мелочи. А потом… Я достаточно рано начала работать. В 17 лет. И стала помогать семье, покупать продукты на собственные деньги в семью. И копить деньги. Купила телевизор себе в комнату. Тогда это было классно. Свой собственный телевизор!

Бабяшкина:

- Деньги всегда заряжены с эмоциями. Их нет – негативные эмоции, как правило. А когда они есть, ты что-то покупаешь, испытываешь большое удовольствие.

Михневич:

- Это очень классно! Можно купить и то, и это… А когда копишь, купил и все.

Чичканов:

- А эмоции с чем связаны? С деньгами или с покупкой? Ведь часто обладание вещью приносит удовольствие. Или деньги?

Бабяшкина:

- С тратой денег. Ты получаешь то, чего ты хотел.

Чичканов:

- Трата… Я хочу тратить деньги!

Бабяшкина:

- Я всегда покупала эмоции на деньги. Первые деньги я добывала, находя бутылки, и сдавала их. Их принимали по 20 копеек. Можно было, сдав несколько бутылок, пойти на индийский фильм про любовь.

Чичканов:

- Две бутылки – индийский фильм.

Бабяшкина:

- На индийские фильмы родители почему-то не давали денег. Они считали, что э то не детское кино.

Чичканов:

- И что было потом?

Бабяшкина:

- Дальше мои заработки… Я начала учиться в института, потом работала в журналистике и не особо зарабатывала. Но истории, связанные с эмоциями про деньги, я помню. Жили мы не очень богато. И я помню, что ужасно хотела джинсы. У всех уже были, у меня еще не было. Но я знала, что у родителей нет на них денег. Поэтому не просила.

Мама, почувствовав, что мне они нужны, она пошла и купила джинсы. Но это были не те джинсы, в которых ходили все! И я помню, как мне было ужасно жалко! Я ревела в голос, я понимала, что мама старалась, деньги потрачены! И подарила не то! И было смешанное чувство: надо порадоваться, быть благодарной.. И плюс тоска и разочарование! Не то… И я подумала, что хорошо иметь много денег, когда можно пойти и купить те джинсы тоже. В этом есть приятность.

Чичканов:

- Как вы считаете, когда надо начинать давать детям деньги?

Бабяшкина:

- Сначала надо понять, когда дети должны узнавать о существовании денег.

Чичканов:

- Как отец тебе скажу, что дети о существовании денег узнают практически моментально. Моя дочка, которой было два года… Жена рассчитывается с домработницей, и дочь со стола берет 10 рублей. Подходит к домработнице и протягивает ей.

Бабяшкина:

- На чай… Добрая девочка! Она понимала, что это деньги? Или она точно так же могла протянуть конфету?

Чичканов:

- Она просто копировала взрослых. Она не понимала, что такое деньги, зачем они и откуда берутся.

А, самое главное, дети не очень понимают связи денег с товаром.

Михневич:

- С теми благами, которые получают.

Чичканов:

- И они не понимают. Достаточно долгое время у ребенка впечатление, что деньги возникают сами по себе.

Чичканов:

- И это хорошо. Для детской психики. Сами по себе возникают родители, ребенок их не заказывал. Сами по себе возникают игрушки, развлечения.

Бабяшкина:

- Даже дождь идет сам по себе…

Чичканов:

- Да. Так почему деньги должны возникать особым образом? Они, как пыль… Лужи.

Мои дети протестуют, когда я ухожу на работу.

У нас звонок от Анны.

- Здравствуйте! Я не знаю… Я никогда своему сыну деньги не давала. Ему сейчас 24 года. Он зарабатывает сам. Он на свои деньги съездил на море со своей девушкой. И я рада, что он зарабатывает сам. И сам научился тратить.

Чичканов:

- А почему вы не давали ему деньги? Из каких соображений?

- Потому что работала воспитателем детского сада. И денег много у нас не было. Мы жили вдвоем.

Чичканов:

- Вы не давали только потому, что не было?

- Недавно мы нашли старый рубль. Бумажный. И я ему сказала, что…

Чичканов:

- Извините, уходим на рекламу!

Бабяшкина:

- До какого возраста у детей нет отношения к деньгам?

Чичканов:

- Как минимум, до школьного. В школе, как правило, дети впервые знакомятся с тем, что деньги – это обмен.

У нас телефонный звонок.

- Здравствуйте! Я из Боголюбова, мне 43 года. Вспомнил свое детство, как мы зарабатывали деньги. Мы у родителей не просили. Мы собирали бутылки и сдавали их. Копили. Покупали то, что нам нужно.

Чичканов:

- И мы тоже собирали бутылки! И ничего страшного! И, более того, иногда можно было у родителей подработать. Можно было сдать домашние бутылки за небольшой процент. На кино.

Бабяшкина:

- То есть, ребенок понимает ценность денег, когда они у него оказываются в руках, и он начинает понимать их меновую стоимость.

Чичканов:

- Когда он начинает осуществлять сделки мена.

Бабяшкина:

- Пока сам не потратит, не поймет…

Чичканов:

- Конечно.

Бабяшкина:

- А когда он начинает понимать, что деньги сваливаются не просто так?

Чичканов:

- Еще позже.

У нас много звонков!

- Здравствуйте! Мне деньги в школу начали давать во втором классе. По 20 копеек. На завтрак. И в те же года, это 89-90 год, на день рождения многое давали деньгами, потому что дефицит с подарками был. И родители мне разрешили оставить 5 рублей. Это для меня были огромные деньги! И мы с друзьями пошли и в кафе «Молодежное» и купили три супервкусных мороженых по 50 копеек. И еще лимонада. И выходим из кафе. И нас за этим делом застукивает наша классная руководительница. Она увидела, что у нас такие богатства в руках. И отобрала у меня порядка трех рублей. И еще моим родителям высказала, что у детей не должно быть такой огромной суммы. Я это помню до сих пор!

Чичканов:

- Вы помните что? Обиду?

- Да. Было очень обидно. Потому что мы хотели еще на каруселях покататься. Пять рублей – это огромные деньги.

Чичканов:

- А что родители ваши?

- Родители отдали эти три рубля. Они же разрешили… Мы с друзьями опять пошли в это кафе. Еще раз мороженое купили.

Чичканов:

- Слава богу, что все хорошо закончилось.

У нас еще звонок.

- Здравствуйте! В нашей семье деньги лежали свободно. Но одно из высказываний нашего знаменитого Ульянова было такое, что деньги – непримиримый враг человека. И поэтому в нашей семьей использовались, как средство, но не цель. И до сих пор так же свободно лежат. Только как средство.

Чичканов:

- Как свободно?

- В коробочке. Мелочь. А крупные суммы, конечно, на счету.

Чичканов:

- Спасибо. Интересно… Я возьму это на вооружение.

У нас звонок от Светланы.

- Здравствуйте! Я помню свое детство. 15 копеек в кармане, я ходила по всем ларькам и хотела эти деньги потратить. Какие-то открытки, марки, значки. Мне хотелось потратить до копейки! А вот сейчас мне 52 года. И я сейчас экономлю каждый рубль! Я не знаю, что со мной случилось! И сестра мне говорит… Я знаю цену своим деньгам.

Чичканов:

- Это по-разному бывает, экономить.

- Вот в магазинах разные цены. И я иду туда, где подешевле.

Чичканов:

- Это разумный выбор. Все хотят подешевле.

- Нет. В детстве я хотела эти 15 копеек потратить! А сейчас…

Чичканов:

- Да конечно! Потому что они же вам достались… Это же был ваш нетрудовой доход! Согласны?

- Может быть!

Да, сейчас я выбираю между автобусом и маршруткой.

Чичканов:

- И сейчас конкуренция за каждый рубль значительно больше, чем была в те времена. Раньше 15 копеек… Можно было купить пару открыток, котлет в тесте…

Бабяшкина:

- Жвачку.

Чичканов:

- Аня, в моем детстве жвачек не было.

- Мы в школе кушали. Коржик и треугольный пакет молока – 15 копеек.

Чичканов:

- А сейчас эти деньги находятся в значительно большей конкуренции. Сейчас каждые 10 рублей, 100 рублей…. Сейчас столько искушений! И, конечно, тяжело. Хочется подешевле и со знанием дела.

- Да.

Чичканов:

- Тяжело зарабатываем – тяжелее тратим. Все нормально.

У нас звонок от Дмитрия.

- Здравствуйте! Дети не могут знать ценности деньгам. И если это делать ежегодно, то человек маленький, он становится…

Мне 71 год. Я начал работать на производстве с 9 с половиной лет. После первого класса и до десятого я каждое лето зарабатывал свои деньги. Карманных денег у меня не было. У меня все время была какая-то цель. И если я сейчас даю внуку деньги, я у него обязательно спрашиваю, на что он их потратит.

Деньги должны иметь цель. Иначе теряется смысл одарения деньгами ребенка.

Чичканов:

- Золотые слова! Ребенок начинает понимать ценность денег тогда, когда взрослые начинают ему на конкретном примере это объяснять. Только пример должен быть не из чувства вины. Правильно говорит Дмитрий. Не деньги просто так… Ребенок не может выбирать. До подросткового возраста. Не положено ему, организм у него так устроен. Ему не надо давать выбора. Потому что риски. Как правило, выбор часто будет неожиданным, и не в пользу того, о чем мечтают родители.

Михневич:

- Он будет ситуативным.

Чичканов:

- И, как правило, в пользе тех веще, которые нельзя.

Дети не готовы к праву выбора. Не потому, что они плохие. Они просто не готовы. Сложно себя вспоминать ребенком всегда. Очень хороший был звонок от Светланы. Держишь 15 копеек и понимаешь, что весь мир перед ногами! Все можно купить! И за 15 копеек! Куда бежать с ними?

Ребенок должен четко понимать цель. И эту цель нужно контролировать.

Бабяшкина:

- Но иногда со взрослыми так тяжело! Они тебе дают денег. И они четко знают, что ты должен на них купить. Помню, был у меня день рождения в детстве. И бабушка говорит, что вот 100 рублей, которые я выделяю тебе! И на них мама тебе купит золотые сережки!

Девочке нужны золотые сережки!

Чичканов:

- Ты права.

Бабяшкина:

- И думаешь: какие взрослые глупые! Они ничего не понимают в деньгах!

Чичканов:

- Конечно! Когда ты спрашиваешь, ты ребенка даешь выбрать подконтрольно.

Бабяшкина:

- Взрослые иногда так заблуждаются, что нужно ребенку! Они покупают, что нужно им. Они хотят, чтобы ребенок ходил в золотых сережках.

Чичканов:

- А это всегда так. Мы отходим от темы… Взрослые любят свои вещи на детях.

Бабяшкина:

- И говорят, что на тебя потратили сто рублей! Такие деньги!

Чичканов:

- Благодарен должен быть всю жизнь!

Кстати, и где эти сережки:

Бабяшкина:

- Я их потом потеряла…

Чичканов:

- Вот! Что непрошенным пришло, то непрошенным ушло.

У нас звонок от Сергея.

- Здравствуйте! Я не вспомню, с кем у меня был разговор в далеком детстве… Разговор зашел о деньгах. Я был классе в третьем или раньше. Но суть я запомнил… Деньги что огонь. И маленькая сумма, что маленькая спичка, может наделать много беды. И большая сумма может согреть. И с деньгами быть надо очень осторожным.

Я тоже своим детям говорю, что с деньгами надо обращаться очень осторожно. Когда у моих детей становится вопрос, имеют ли они право на какую-то сумму, я говорю, что если он принес общественную пользу, вполне имеешь право. Но деньги требуют осторожного обращения.

Конечно, все это происходит под контролем. Старший мой ребенок советует, на что заработанное потратить. Сам я в школе зарабатывал приличные суммы, на уровне взрослых. Я, знаете, этих сумм остерегался и отдавал их родителям. На всякий случай.

Чичканов:

- Спасибо, Сергей! Я никогда не отдавал заработанные деньги родителям!

Бабяшкина:

- Я отдавала. Мне кажется, у Сергея дети никогда не будут миллионерами. Честное слово! Потому что он все время говорит им, что деньги – это опасность!

Чичканов:

- И поэтому отдайте их мне. Эту гадость!

Михневич:

- Мне кажется, что такой контроль приведет к тому, что человек не сможет самостоятельно распоряжаться деньгами.

Чичканов:

- Такой контроль всегда используется зачем-то! Дети должны быть правильно воспитаны. Пусть все время отдают деньги папе.

У нас звонок от Валентины.

- Здравствуйте! Когда я была маленькой, мне мама рассказывала о том, что с деньгами она меня оставляла с малых лет. Садиков тогда не было. И я игралась с этими деньгами.

Бабяшкина:

- И как это сказывается на вашей взрослой жизни?

- Вы знаете, они не очень легко мне доставались. Я работала водителем 12 лет. И получала неплохую зарплату. Пошла работать я в 13 лет. На плантацию. Мне так захотелось зонтик! А мне мама денег не давала. И, знаете, заработала! Ой, радости не было предела! И на второй год, работая, приобрела себе туфельки! И я их помню до сих пор. И в городе в этом году видела на ком-то почти такие же. Детство вспомнилось.

Сыну на обед в школу давала деньги. Лишних не было. И, став взрослым, я ему не помогаю. Он самостоятельный. Покупают что-то как-то. Он работает один. У него в прошлом году двойняшки родились. Трое детей уже. Он умеет распоряжаться деньгами.

Знаете, он никогда не топал в магазинах и не просил. Но я видела его глазами, как ему хотелось игрушку! Но он не сказал… Я которую могла купить… Я покупала, когда получала зарплату. Вот так вот.

Чичканов:

- Спасибо. У нас звонок от Андрея.

- Здравствуйте! Мне в школу родители по 15-20 копеек. Покупал пирожные школьные, по 9 копеек. И стакан чая. Потом взрослел… Отец работал формовщиком на заводе. Утром как-то приходит со смены. Получил зарплату. И он пачками получил деньги. И пачками врассыпную бросил на меня, чтобы я проснулся и заметил вот эти деньги, заработанные его руками. Представляете, я почувствовал в тот момент, что такое деньги.

Я повзрослел… И лет в 15-16 очень хотел купить себе гитару. Со старшим братом разгружал щебенку. Два вагона. И пошел в магазин, помог мне старший брать выбрать гитару. За 17 рублей купил! И с 13 лет я музыкант. Играю на гитаре. И потом я музыкальную школу закончил. Сейчас я тамада. На гармошке играю в провинции, в селе у себя.

Чичканов:

- Какой вы молодец! Интересная история!

Бабяшкина:

- Вы считаете, что у детей на надо брать деньги?

Чичканов:

- Я считаю, что не надо брать, что детям принадлежит. Дети очень быстро инициируют свое. Если ребенок говорит: «Моя кукла», то только он вправе дать вам ее. Вы можете попросить…

Бабяшкина:

- А это нормально, когда у ребенка завелись деньги и он даже их не предлагает родителям? Взял, зажал куркулем в карманчик…

Чичканов:

- А почему он должен их предлагать родителям?

Бабяшкина:

- Родители ему всегда что-то предлагают. И, по-моему, когда у тебя что-то появляется, совершенно нормально и естественно…

Чичканов:

- Скажу провокативно. Почему с родителями-то? А мне кажется, что когда ребенок заработал деньги, предлагает что-нибудь своей девушке лет в 14, своим друзьям. Мы не говорим о нужде. Когда ребенок приходит домой и родителям голодно, холодно. И вот он заработал деньги и ничего не предлагает. Мы имеем в виду нормальную ситуацию.

И надо помнить. В принципе, ребенок родителям ничего не должен. Мы как-то говорили об этом… Сейчас опять придет миллион смс… Но я скажу! Я не устаю громогласно повторять, что мы все родители. И детей рожаем не потому, что они нас об этом просили. А для своего удовольствия, собственного очарования. И в радость. И вовсе не спрашивая ребенка, хочет ли он этого…

Михневич:

- Подождите! А обеспеченная старость?

Чичканов:

- А это любовь. Если ребенок вас любит, он обеспечит вам старость.

Бабяшкина:

- Значит, вы не любили своих родителей? У вас не возникало движение с ними поделиться?

Чичканов:

- Мы говорим о старости.

Бабяшкина:

- В детстве не было желания делиться, а с возрастом откуда-то вылупилось.

Чичканов:

- А у меня родители еще не старые. И вполне себе состоятельные люди.

Бабяшкина:

- Им приходится! От вас-то ждать…

Чичканов:

- Хорошо. Вообще, слово «делиться»… Понятно, что престарелым родителям, которым нужно помогать, это не обязанность, мы их любим… И мы им будем помогать. Но слово «вы должны делиться с родителями» - это отдельная тема. Комичная достаточно. Не надо делиться. Делитесь своими заработанными деньгами со своими детьми. Именно в этом теория Дарвина. Тем более, теория продолжения рода. Родители делятся с вами, вы вырастаете – делитесь со своими детьми, а ваши дети будут делиться со своими. Стариков надо поддерживать.

У нас на проводе Константин.

- Здравствуйте! С вами совершено согласен.

Самое начало 70-х. Родители военные. Мы в военном городе. У меня друг. Родители работают. Оставляют мне на обед рубль. У меня одноклассник, друг, у него такая же ситуация. Но у него мама готовит котлетки и так далее. И она очень над ним тряслась. И что? Он страдал отсутствием аппетита. Я прихожу к нему домой. Все это благополучно кушаю. И мы на этот рубль идет в кафе «Мороженое» и обжираемся мороженым. И ему хорошо, и его мама довольна. Она думает, что съел Эдик.

Эдик не худеет. Мы едим мороженое.

Так и зарабатывали. В Астраханской области ездили в колхоз. Год, наверное, 72-й. И я за месяц в лагере труда и отдыха сам себя обеспечил. И «чистыми» заработал 60 рублей. Я был страшно горд. Родителям деньги предложил, они, конечно, отказались. Я купил себе велосипед. У меня еще осталось 20 рублей. А чуть позже, классе в 9-м играл в районном Доме культуры на танцах. Там, по тем временам, неплохая зарплата была. Рублей пятьдесят в месяц.

Лет десять назад прочитал статью, что где-то в западных странах приезжают шикарные машины на поля с клубникой и привозят своих отпрысков, чтобы они поработали час-два, чтобы они узнали, что деньги – это труд.

Чичканов:

- Отличная история!

У нас еще звонок.

- Здравствуйте! Когда я был маленьким, я притащил во дворе собаку. И ее надо было покормить. В холодильнике колбаса. Достал, накормил. Отец приходит с работы. И говорит, где колбаса. Палка колбасы. Я сказал, что покормил собаку. Он спросил, знаю ли я, сколько стоит колбаса? Тогда любительская стоила рубль восемьдесят. Я сказал, что рубль восемьдесят… Он сказал, чтобы я пошел и заработал. Мне было 12 или 13 лет. И я пошел. Раньше телеграммы разносили. Это было в Туркмении. Жара. В тени 45 градусов. И я пошел разносить телеграммы. И получал 20 копеек за каждую телеграмму. Я заработал эти деньги. Принес. Сказал папе. Он меня спросил, трудно ли было?

Я не знаю… Детям деньги давать надо. С другой стороны, надо контролировать, куда они тратятся. Сейчас у меня взрослые сыновья. Работают. Деньги приносят домой. Себе не оставляют. У нас тоже деньги лежат в коробочке…

Чичканов:

- Мелочь или все?

- Не все. Крупные суммы убираются, а расходные, на питание и одежду лежат отдельно. И дети не спрашивают, сколько им надо, столько и берут.

Чичканов:

- А сколько детям-то?

- Одному 16, другому 21.

Чичканов:

- Спасибо. Какие послушные мальчики.

Катя, а если бы вы встретили такого мальчика? Вот вы встречаетесь с мальчиком. Ему 21 год. И он говорит, что все деньги папе приносит…

Бабяшкина:

- Поэтому мы с тобой в кафе не пойдем.

Чичканов:

- Сегодня в коробочку пошел, где у нас общак, а там на мороженое не хватает. Хватает только на семечки. Что бы вы сказали ему?

Михневич:

- Что нужно задумываться о самостоятельной жизни.

Чичканов:

- Катя начала бы его воспитывать. Проявила бы материнское начало.

Бабяшкина:

- А я даже не знаю… Знаете, я иду в кино…

Чичканов:

- Хорошо! А я бы был девочкой, я бы пошла знакомиться с папой!

Бабяшкина:

- И если он хочет идти со мной идти в кино, пусть ищет деньги. Или я иду с кем-то другим.

Чичканов:

- То есть, она бы его бросила.

Бабяшкина:

- Видимо, так.

Чичканов:

- У нас есть еще один звонок.

- Здравствуйте! Первая зарплата была перед походом в школу. 21 рубль. Это что-то невероятное! Купил, не думая, маме духи. Отец, чтобы я оценил вкус денег, устроил меня работать. Работал физически. Затем купил себе велосипед. Удачно его расколотил. И сделал вывод, что лучше деньги отдавать родителям. Когда нужно было, брал, сколько нужно. Но, в итоге, стал понимать, что родителям нужнее. И они лучше ими распоряжаются.

Детям своим в таком же духе… Они должны знать цену деньгам, понимали, что это такое. И в то же время, чтобы они особо над деньгами не тряслись.

Чичканов:

- Вы говорите, чтобы все деньги отдавали вам? Я объясню вам, что это такое!

- Нет. Ребенку нужна игрушка.

Чичканов:

- У вас маленькие дети?

- 10 и 20 лет. Ребенок оценивает, выясняет. И, в итоге, игрушка все равно будет его. Но не просто так: папа, я хочу и все!

Чичканов:

- В 20 лет ребенок какую игрушку-то хочет?

- Нет. Ребенок 10-летний. А у 20-летнего свои запросы.

Чичканов:

- Спасибо.

Бабяшкина:

- Я часто в магазине вижу детей на кассе, которые бьются в истерике. Это ужасная картина: Эти дети воспитаны неправильно?

Чичканов:

- И тут выходит мама! И все внимание на маму. Магазин собирается и смотрит…

Это, конечно, виновата мама. Надо разговаривать со своими ребенком. Ребенок должен быть приучен к тому… Мы говорили, что все, что его, это его. И лучше приучать с самого детства к этому. Если это его вещь, если его трусики, носочки – это его. Туфельки его. И все это по своему он может носить и выбирать. И так далее.

Бабяшкина:

- Дарить.

Чичканов:

- В пределах разумного.

Михневич:

- Если у него есть чувство своего, то он будет уважать чувства другого человека?

Чичканов:

- Не сразу. Но заложить такой камешек нужно.

При истериках частая проблема. Ребенку не надо врать. Это часто используется. «Я бы тебе купила, но у меня нет с собой денег!». Все такие отговорки… Все значительно проще. Ребенок, действительно, до определенного возраста не понимает, что количество денег ограничено. Он идеализирует родителей, считает, что они могут все. Лет до 8-ми.

Михневич:

- Ребенок считает, что родители волшебники?

Чичканов:

- Почему нет? Это хорошо, кстати. Ведь родители – это идеал, на который ребенок равняется. И не надо разрушать эту иллюзию, потому что он найдет себе волшебника в другом месте.

Дети в этом возрасте хорошо переключаемы. В этом талант родители, возьми его и переключи. Отвлеки его внимание, о чем-то с ним помечтай, «ой, давай зайдем в другой магазинчик!».

Бабяшкина:

- Это обычно мама, которая сидит с ребенком. Она приходит и ей все равно надо пройти через эту кассу. Ты ведь можешь вывести ребенка через черный ход, чтобы он не остановился…

Чичканов:

- Ты можешь вывести его через кассу, если в этот момент ребенок занят чем-то другим, тогда не будет проблем.

Бабяшкина:

- И чем ребенка можно занять?

Чичканов:

- Разговором о нем. Только о нем, а не о своих переживаниях. Достать из сумки что-то маленькое, что всегда надо бы иметь с собой. У ребенка всегда есть любимая куколка, кусочек шоколадки, машинка. Обычно внимательные к своим детям матери с собой носят большую сумку-передвижницу, в которой собраны очень важные для детей вещи. Это, правда, работает. И если вы видите, что ребенок вцепился во что-то, стоит изменить своей привычке стоять у кассы и обязательно что-то покупать.

Бабяшкина:

- Сейчас популярно, когда родители платят детям особое жалование. Просто так им не дают карманных денег, а на все поступки ребенка существует особый прайс-лист. За хорошие поступки – денежка. Либо штрафы за неубранную комнату, не мытую посуду… И при этом денег детям не дается просто так. А если даются, то в долг. Термин такой - «папабанк». И отношение с ребенком деловые. Как вы относитесь к этой практике?

Чичканов:

- Я никогда в законченном виде таких историй не встречал. Возникает вопрос: а что делать с ребенком после того, как он обанкротился?

Бабяшкина:

- Пусть остается без денег!

Чичканов:

- Понятно. А потом он ушел в глубокий минус.

Бабяшкина:

- А вы ему не дали денег. Как он уйдет в глубокий минус.

Чичканов:

- А штрафы-то продолжаются.

Бабяшкина:

- А, да…

Михневич:

- Двадцать лет. Можно и кредит взять. В банке.

Чичканов:

- Я резко отрицательно отношусь к всем попыткам замены эмоциональных отношений деньгами. И очень плохо отношусь к наказанию деньгами, потому что… Одно дело, когда мама или папа говорит ребенку, что очень расстроен, что ты не обрался в своей комнате, а другое дело, что «ты не убрался в своей комнате – я штрафую тебя на 200 рублей». Почувствуйте эмоциональную разницу.

Зачем поощрять деньгами?

Бабяшкина:

- Мне кажется, это иногда даже расхолаживает. И разочаровывает.

Михневич:

- Есть мнение, что учеба – это тоже труд.

Чичканов:

- И что?

Михневич:

- И труд должен как-то вознаграждаться.

Чичканов:

- Он получает респект и уважуху. И совершенно точно не нужно затягивать людей в товарно-денежные отношения раньше, чем они к этому готовы.

Если уж ребенка премировал в десять лет деньгами, значит, он может их самостоятельно потратить. А может ли он их самостоятельно потратить, не умея выбирать нормально? Просто он к э тому не готов. Он не ощущает ценности денег.

Бабяшкина:

- Когда можно начать давать детям карманные деньги?

Чичканов:

- Как нам советовал нам Константин…

Бабяшкина:

- Уже в первом классе, на завтрак.

Чичканов:

- Это не карманные деньги. Это – на завтрак.

Бабяшкина:

- Все равно дети не завтракают. И они получаются у них карманные.

Чичканов:

- Это все не так. Правильно сейчас организовано в школах. Собираются деньги. И не дети этим занимаются. Раз в месяц. Сдаются и так далее. Нужно понимать…

Константин говорил, наш читатель, что надо давать деньги, точно понимая, на что.

Михневич:

- Если это большая сумма.

Чичканов:

- Почему?

Михневич:

- А если небольшая, мне кажется, полезно было бы выдавать какую-то сумму в месяц на какие-то приятности детские, чтобы ребенок в течение месяца или недели…

Чичканов:

- Катя, в вашем рассуждении заложена логическая ошибка. Нужно давать сумма на приятности полезности.

Михневич:

- Мороженое!

Чичканов:

- А если ребенку деньги не давать, по вашему рассуждению, то он перестает получать приятности и полезности! Он бедолага, только трудится, учится тяжело и больше с ним ничего в жизни не происходит!

Михневич:

- Он может на эти деньги купить себе что-то для себя! Иначе он сам не научится выбирать.

Чичканов:

- Он не может выбирать в десять лет.

Бабяшкина:

- Почему? Вы считаете, что до десяти лет карманных денег у ребенка быть не должно?

Чичканов:

- Не так. Денег, свободных от целевого назначения. Потому что если у ребенка есть деньги, свободные без целевого назначения, а выбор он осуществить не может, за него выберет кто-то, авторитетное лицо. Другое. Старшие приятели на улице.

Михневич:

- А как же билеты в кино?

Чичканов:

- Ребенок не должен в 10 лет один ходить в кино.

Бабяшкина:

- До 12 лет…

Михневич:

- Какой-то страшный мир!

Чичканов:

- Почему?

Михневич:

- Я помню себя в детстве. Мы в четвертом классе ходили на аттракционы, платили денежку…

Чичканов:

- А сто лет назад как было легко! Пройдешься по деревне и сразу зашел, где хотел.

Мир меняется. Двадцать лет назад не было такого количества машин…

Михневич:

- Опасностей больше?

Чичканов:

- Конечно!

Михневич:

- Сейчас нельзя ребенку повесить ключ на шею и чтобы он сам дошел домой…

Чичканов:

- Я всегда теряюсь, как отвечать на такие вопросы. До 12-13 лет лучше не надо. Лучше следить за тем, чтобы он по возможности меньше сталкивался с очевидными опасностями.

Конечно, хорошо, когда школа находится во дворе. Или в соседнем дворе.

Бабяшкина:

- Или если это сельская местность.

Чичканов:

- Лучше на ребенка не возлагать те обязанности, которые он не способен выполнять.

Михневич:

- То есть, лучше давать ему ровно столько ответственности, сколько он в силу возраста способен исполнить.

Чичканов:

- И не подвергать ребенка излишнему риску.

Бабяшкина:

- До 12 лет мы даем ребенку деньги, когда он приходит и говорит: «Мама, хочу мороженое!».

Чичканов:

- Да нет такой проблемы. Для меня эта проблема немного незнакома. Мы тащим ее из своего детства. Сейчас в морозилке среднего семейства летом просто лежит мороженое. Пойди и возьми. Это не та ситуация, как у нас. Мороженое еще найти надо было. И чтобы еще его купить! Сейчас такой ситуации нет.

Бабяшкина

- Хорошо. А новая юбочка Винкс? Очень надо! Девочке семи лет.

Чичканов:

- А вот тут родитель решит, что делать. Купить или не купить.

И я сильно удивлюсь той продавщице, которая продала семилетней девочке, которая одна пошла в магазин юбочку Винкс. Прикольно!

Вот такую проблему рассмотрим. Вдруг ребенок начал воровать деньги. Частая история. Почему так происходит.

Бабяшкина:

- Он не осознает, что это не его. И поэтому берет. Или ему что-то хочется. Ужасно. И нет силы воли удержаться. А сила воли в этом возрасте не сформирована еще.

Чичканов:

- Аня, мне нечего даже добавить! Действительно, в дошкольном и младшем школьном возрасте самой частой причиной воровства волевая и нравственная неразвитость. Поскольку ребенок не понимает… И слабая воля. И тут очень важно следить за тем, чтобы ребенок не стал жертвой шантажа, как причины воровства, вымогательства.

Воровство может быть и реакцией на семейное неблагополучие. На жестокое воспитание, на жизнь, полную запретов и ограничений. Воровство – это ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. И в этом случае важно понимать, что одинаково вредны любые крайности. И вседозволенность по отношению к ребенку при воспитании, и жесткость. Всегда нужно держаться золотой середины.

У нас телефонный звонок.

- Здравствуйте! По поводу детей и денег. Меня воспитывали в старом советском духе. И за это я родителям благодарен. Мне 54 года. И я не считаю, что деньги – это что-то. Я понимаю, что без них не проживешь. Нынче примеры бывают противоположные. У меня приятель, профессор, у него с сыном с 16-17 лет был хозрасчет: ребенок сам должен был зарабатывать. И, с одной стороны, это хорошо. А результат получился другой: сын сам в жизни многого добился, но с ним невозможно общаться, потому что у него деньги на первом месте.

Чичканов:

- Согласен.

- И один мой близкий приятель, у него хорошая присказка. «Деньги меня не беспокоят, они меня успокаивают».

Чичканов:

- Спасибо. Очень интересное наблюдение сделал радиослушатель. Когда дети рано начинают зарабатывать, задача – не понуждать их к этому. Это должно быть органичным стечением обстоятельств. Если нет крайней нужды в семье, то важно не обуславливать общее благополучие ребенка.

Бабяшкина:

- А до какого возраста. До 20-21 года?

Чичканов:

- Да.

Бабяшкина:

- А потом открытый холодильник и никаких денег из папиного кошелька?

Чичканов:

- Конечно. Но, на самом деле, значительная часть родителей действует иначе. Особенно в семьях, где одна мать. Симбиозов достаточно много. Они продолжают давать ребенку деньги, столько сколько нужно всегда.

Бабяшкина:

- И при этом причитать, когда же ты уже начнешь работать…

Чичканов:

- Но при этом давать еще больше!

У нас есть звонок.

- Здравствуйте! Михаил. Недавно мы приехали к кумовьям на месяц. И у них по дому лежат какие-то суммы денег. То там, то там. Мы, в принципе, обеспечены. Ребенку 10 лет. Закончил третий класс. И здесь познакомилась с девочкой. Цыганская семья. И начала подворовывать. Сначала две тысячи пропало. И так дошло до 10 тысяч. И когда начались разборки, крайних искать, тогда узнали, что они ходили в «Чикен заус», она кормила всех. И все такое… Как с этим быть? Провели беседу… Вроде поняла все. И боимся повторения. Как сделать так, чтобы не повторилось все это?

Чичканов:

- Вы знаете, здесь очень похоже на внутреннее неблагополучие. На не реализацию ребенком эмоциональных отношений в семье. Я бы посоветовал вам обратить внимание на то, сколько времени вы ребенку уделяете для эмоционального общения. Для игры, для любви. Для объятий и так далее. Это достаточно частый симптом того, что достаточно часто в семье недостаточно внимания уделяется эмоциональному общению. И ребенок пытается его таким способом получить.

- Спасибо.

Бабяшкина:

- Вы не думаете, что это влияние этой цыганской девочки, которая ее уговорила и подбила?

Чичканов:

- Нет. Всегда, когда есть проблема у ребенка, в первую очередь, нужно искать проблему в семье. И это самое тяжелое. Всегда легче сказать, что это плохой мальчик на улице, плохая девочка.

Что значит «девочка подбила»? Это значит, что девочка оказалась авторитетнее родителя. В 10 лет. Если поверить этой ситуации.

Бабяшкина:

- Когда вокруг друзья и тебя на что-то уговаривают…

Чичканов:

- Не так.

Бабяшкина:

- Общество влияет на ребенка.

Чичканов:

- Чем больше авторитетнее родители для ребенка в 10 лет, тем менее ребенок внушаем со стороны окружения.

Бабяшкина:

- И, тем не менее, детский социум очень сильно влияет на отношение ребенка к деньгам. И к дорогим покупкам.

Чичканов:

- Нет.

Бабяшкина:

- Когда у всех в классе дорогие телефоны, ребенок начинает его просить.

Чичканов:

- Нет.

Бабяшкина:

- И возникает вопрос: почему папа такой бедный, а Ванин папа богатый?

Чичканов:

- Не возникает такой вопрос. Если у родителей хорошая и авторитетная позиция.

Бабяшкина:

- Хорошо. А как объяснять ребенку, почему у Ваниного папы четырехэтажный коттедж и еще что-то, а у нас условия более скромные?

Чичканов:

- Нет таких вопросов в нормальной семье. В присутствии авторитета родителей. Как ни странно, он возникает в глянцевых журналах. А вот когда у ребенка возникают такие вопросы? Когда проблема с авторитетом родителей. В этом возрасте.

В среднем классе нет у всех дорогих мобильных телефонов.

Бабяшкина:

- Это модно иметь… Конечно, они начинают говорить, что у Вани есть…

Чичканов:

- Откуда вы это знаете?

Бабяшкина:

- Я была в детском саду и наблюдала детей с айпэдами.

Чичканов:

- Я хожу в детский сад на родительские собрания. Там нет.

Бабяшкина:

- У вас ребенку два года. А это была старшая группа.

Чичканов:

- Я думаю, что это проблема не детей, а она должна решаться на родительских собраниях. В большинстве школ сейчас это происходит. Школьная форма повсеместно вводится не зря. И была введена. Она выравнивает социально детей между собой. А вопрос, что можно и нельзя иметь ребенку в школе, сейчас в большинстве московских школ запрещается пользоваться телефонами. До того, как школа окончится. И это правильно.

У нас есть звонок.

- Здравствуйте! У меня два примера. У моей мамы была двоюродная сестра. И очень тяжело они жили. Один мальчик был инвалид. И я на всю жизнь запомнила… Когда он пришел к нам как-то, мама накормила его обедом, а мы побогаче жили, скажем так… И вот он сидит, и у него такое было желание… Он сказал: «Я сделаю все, чтобы вырваться из этой нищеты!». И он начал работать с 15 лет. И сейчас, слава богу, и младший его брат обеспечен им же, и мама хорошо живет. Это пример того, что нужно разговаривать с детьми и не стыдиться того, что нет денег. Я смотрю по своим приятельницам… Все скрывают это. Нет, у нас все хорошо! Я считаю, что нужно разговаривать.

И свой пример приведу. Сейчас я вас повеселю. Мы были достаточно обеспеченными и вопрос с деньгам не стоял. Девочки… На сигареты не надо, на выпивку не надо. Жили хорошо. И когда я закончила школу, было совершенно четко сказано, что нужно дальше продолжить образование. Выбирай. Мы тебя кормим, ты учишься на дневном. А на развлечения – извиняйте! Сама. И я решила. Поступила на вечерний. Я и училась, и работала. И всегда считала собственные деньги. И, в конечном итоге, мне это надоело. И когда я вышла замуж, я стала мужу отдавать деньги, потому что мне надоело их считать. Мне четко было сказано, что если мне нужны деньги в малом количестве, я должна взять их из тумбочки. Вот и вся история.

Чичканов:

- Спасибо. Интересная история. Хочу поддержать слушательницу. Обычно дети не фиксируются на материальных ценностях в семье, где нет этой фиксации среди взрослых. Подражание – великий метод обучения для детей. И если в семье вдруг все время обсуждается материальная тема, у кого больше-меньше денег, достаточно быстро ребенок войдет в колею и обсудит, что у кого есть в школе.

Нужно подытожить. Когда ребенку нужно давать карманные деньги? Если он знает, зачем ему нужны деньги и может внятно объяснить, на что он их потратит.

Катя, ваши родители поступали правильно. Если ребенок ходит в магазин, делает покупки, не забывать сдачу. В магазине.

Обычно осознание такое происходит годам к 12-ти. У девочек пораньше… Ведь воля нужна не только для того, чтобы что – то сделать, а и для того, чтобы что-то не сделать.

У нас звонок от Романа.

- Здравствуйте! Я зарабатываю довольно немного. И зарплаты не хватает практически ни на что. Ее хватает, чтобы купить еды, заплатить за квартиру. Остается пара тысяч рублей. И я довольно молод. У меня семья и ребенок. И я не очень переживаю по этому поводу. Не хватает даже на то, чтобы сходить куда-то с семьей по выходным. И я даже не знаю… И как в этой ситуации поступать? Жена работать не хочет. Она сейчас сидит с ребенком…

Чичканов:

- Да и в вашем голосе особых страданий не слышно.

- По поводу страданий… Я люблю свою семью. И стараюсь их обеспечить всем, что могу. Но, тем не менее, довольно ранний брак. Мне 23 года.

Чичканов:

- Вам 23 года. Вы где живете?

- В съемной квартире.

Чичканов:

- В каком городе?

- В Москве.

Чичканов:

- Вам хватает, чтобы оплачивать съемную квартиру. В Москве это недорогое удовольствие. Тысяч 25-30. Дальше на что вам хватает?

- На продукты, одевать ребенка и кормить. Покупать ему игрушки.

Чичканов:

- Роман, сколько вы зарабатываете?

- Пятьдесят тысяч. Приходится подрабатывать еще.

Чичканов:

- Мне кажется, что вполне конгруэнтно и консистентно. Вам 23 года. Для 23-летнего человека вы зарабатываете хорошие деньги. Я, когда вы сказали, что немного, думал, что тысяч 10…

Вы кто по специальности?

- Ассенизатор. Занимаюсь чисткой канализации.

Чичканов:

- Вы зарабатываете очень нормально. Сейчас такой период. Он бывает во всех семьях, когда жена с ребенком сидит. Конечно, на все не хватит. Зато вы ее любите, вы уделяете время семье. И прекрасно все! И в вашем голосе не слышно страданий человека, у которого обрушится семейная жизнь от того, что нет денег. Мужчины в такой ситуации по-другому разговаривают.

- Я думаю, мы это переживем.

Чичканов:

- Конечно. Молодец! В 23 года зарабатывает 50 тысяч рублей! И предъявляет к себе претензии!

Бабяшкина:

- Значит, скоро будет зарабатывать больше!

Чичканов:

- Роман, остановитесь, главное не уйти в работоголизм! Вот какая проблема. Извечная тема: любовь, отношения и хорошие эмоции никогда не заменятся деньгами. И если есть возможность уделять время семье, то, слава богу. И это окупится сторицей.

У нас есть еще звонок.

- Здравствуйте! Интересная программа у вас. У меня сын. Ему скоро пять лет. У меня в отношении ребенка такой вопрос еще не возникал. Денег не даем. В копилку что-то можем положить, но особого внимания к этому нет.

Чичканов:

- Он об этом вообще не думает, я думаю.

- Да. Я начал вспоминать, во сколько мне родители начали давать деньги. Знаете, не вспомнил. Они мне денег, по-моему, не давали. Если не считать бабушкины дни рождения, что-то в копилку положат… А вообще, я считаю, что это очень большая ответственность. Она должна лежать на каждом родителе. Деньги – это энергетическая ценность. И в дальнейшем, в жизни, это все сказывается.

Интересный момент. У меня сыну было три с половиной года. Я работал водителем на стройке. И обстоятельства были такие, что приходилось брать ребенка на работу. Сын просил что-то. Я говорил, что мне пока директор деньги не заплатил… И нам на работе на кормят, мы сами кушаем что-то где-то. А он так глядит на меня: «Папа, деньги он тебе не плОтит, в столовую тебя не водит! Зачем тебе такой директор нужен?».

Чичканов:

- И он прав, между прочим!

- Да. И по поводу денег. Если у ребенка есть какая-то цель, кто-то он хочет приобрести, но не с условием, что надо почистить картошку и ли вымыть пол.

Чичканов:

- Я знаю худшие случаи. «Ты поцелуй маму и я тебе дам денежку!». Да.

- Да. Буду думать об этом… Интересная тема для размышления. Ребенок будет расти. Думаю, буду контролировать ситуацию.

Чичканов:

- Вы знаете, очень много интересного сказал наш слушатель. Не фиксируйте вы детей на деньгах. Вы дольше не столкнетесь с этой проблемой. Я, честно говоря, знаю семьи, которые не живут богато. И дети на этом не фиксировано. Они фиксированы на тех занятиях, которым нужно заниматься детям.

Бабяшкина:

- Книга «Богатый папа, бедный папа». Вкратце. Эта история написана мультимиллионером из азиатского региона. Роберт Кийосаки. У него была родная семья, как мама потом ушла к другому мужчине, к более богатому. И был второй папа. Так получается. И бедный папа, родной… И они учили его совершенно разным вещам, совершенно разному отношению к деньгам. И он считает, что его нынешнее богатство объясняется тем, что он слушал своего второго папу. И его советы.

И в чем заключалась разница? «Одним из самых разительных отличий между богатым и бедным папами состояло в том, как они видели мир. Бедный папа всегда видел мир, в котором не хватает денег. Эта точка зрения находила отражение в его фразах, типа «думаешь, деньги растут на деревьях?». Проведя много времени с моим богатым папой, я начал понимать, что он видел совершенно иной мир. Он мог видеть мир, где слишком много денег. И говорил: «Не бойся о деньгах. Если мы будем делать все правильно, у нас всегда будет много денег. Не допускай, чтобы нехватка денег служила оправданием для отказа от того, чего ты хочешь». Есть две проблемы с деньгами: одна, когда не хватает денег. Другая, когда их слишком много. Какую ты выбираешь». Он учил его тому, что денег в мире очень много. И они всегда у тебя будут. Надо просто принять это.

Чичканов:

- Как психотерапевт, могу рассказать много о жизни мальчика Роберта Кийосаки. Его мама не просто ушла от папы. От бедного. Может, даже не потому, что он был бедным. Наверное, они сильно поругались. И когда она ушла, она, наверное, говорила мальчику Роберту, какой у тебя нехороший папа.

Михневич:

- То есть, у Роберта вообще никакого папы не было…

Чичканов:

- С тех пор и по этим причинам, и при посредничестве мамы, как обычно бывает, у Роберта сложилось негативное отношение к родному отцу. И позитивное ко второму. Все остальное – из области того, во что он это отношение превратил. В своих рассуждениях. Безусловно, дети не способны таким образом интерпретировать родительские рассуждения в детстве, о которых он говорил. Эта история про то, что у Роберта Кийосаки плохие отношения с его собственным отцом. И поэтому он усыновился к другому мужчине, которого сделал для себя идеальным. Вот и все.

Бабяшкина:

- Какое родительское воспитание и отношение к деньгам позволяет впоследствии преуспевать в материальном плане? Не бедствовать?

Чичканов:

- Мне кажется, чтобы дети не бедствовать в жизни, нужно воспитывать не отношение к деньгам вообще. Отношение к труду.

Бабяшкина:

- Можно долго и упорно трудиться на работе, которая совершенно недооценивается и недоплачивается.

Чичканов:

- Что не означает, что этот ребенок будет несчастлив. Вот ведь в чем дело.

Нет прямой корреляции между эмоциональной оценкой и удовлетворенности от труда и деньгами, которые человек получает. А что, мы всегда получаем удовольствие от самой высокооплачиваемой деятельности? Я точно нет. Я часто занимаюсь высокооплачиваемой деятельностью, которая не приносит мне удовольствие.

Бабяшкина:

- Вопрос в том, что нужно уметь брать деньги за свою работу.

Чичканов:

- Я не встречал…

Бабяшкина:

- Я встречала, что люди не могут назначить цену за свою работу.

Чичканов:

- Ну…

Бабяшкина:

- У меня подруга пишет сценарий. Она говорит, что долго не могла спросить, а сколько это будет стоить?

Чичканов:

- Не потому, что она не умеет брать денег. Это история про другое. Это история про то, что она так хотела, чтобы ее сценарий взяли, что она, действительно, боялась спросить, сколько ей дадут за это денег.

Бабяшкина:

- Это же ненормально – не интересоваться оплатой своего труда?

Чичканов:

- Почему? Но так же нормально этим какое-то время не интересоваться.

Бабяшкина:

- Она очень боялась спросить.

Чичканов:

- А почему боялась? Я же ответил…

Бабяшкина:

- Ей казалось, что об этом разговаривать неудобно.

Чичканов:

- Уверяю, не поэтому. Скорее всего она боялась, что как только она скажет: заплатите мне, ей скажут, что взяла сценарий под мышку и пошла отсюда! Обычно боятся этого.

Бабяшкина:

- А почему человек начинает бояться того, чтобы спрашивать деньги за свою работу?

Чичканов:

- Цикл другой. Он думает, что делает работу изначально очень плохо. Или нехорошо. А он ей, тем не менее, гордится. И ему хочется, чтобы произошел сбыт. И тогда он готов ее отдать бесплатно, лишь бы ее взяли. Это вопрос в его собственной неуверенности. Не в страхе взять деньги. А в качестве работы и возможности работы, которую он делает.

Это очень большая тема.

Михневич:

- Это не про деньги тема. Про самооценку.

Чичканов:

- Конечно. Деньги – это эквивалент. Я, интересуясь автором книги «Богатый папа, бедный папа»… Ничего нет про его семью. Это правда. И критику я уже прочел. Они пишут, что эта книга не дает конкретных указаний к действию. И заменяет теорию анекдотическими примерами.

Это частые случаи. Они не имеют отношения к деньгам.

Жизнь достаточно длинная. И сделать человеку настройку, чтобы он процветал, я не знаю таких возможностей. Даже заработать пару миллиардиков, на, родной, дарю наследство, умираю, пока! Это не гарантия. Любое количество денег можно спустить при разумном желании. Как правило, люди, которые не зарабатывают деньги, часто не понимают, что это. Например, у нас любят словами кидаться. Миллион долларов! А кто-нибудь видел реально миллион долларов?

Михневич:

- Да. В чемоданчике.

Чичканов:

- Есть отличная история. Она достаточно книжная. О том, как девушка не верила молодому человеку, что он богатый. Ему пришлось снять в Швейцарии при банке дом. И скомандовать, чтобы свезли всю наличность. Обналичили счета, чтобы ей показать. И когда внесли денег размером с приличную комнату…

Михневич:

- И вместо циферок появились бумажки…

Чичканов:

- Ощущение нереальности денег бумажных, отсутствие реальной основы очень опасно. Спустить можно любые деньги.

Закладывать можно что? Хорошее воспитание, отношение к труду, помогать ребенку получить неплохое образование, волю, стремление к победам и так далее. Все легко. И если соблюдать… Есть пятнадцать советов. И все!

А, знаешь, почему дети успешными не становятся? Я скажу сейчас полное мракобесие. И открою вам мракобесную тайну. Нет таких родителей, которые выполняют эти пятнадцать советов. Они обязательно один нарушат.

Михневич:

- А если будет шестнадцать, все равно один нарушат.

Чичканов:

- Их пятнадцать. И поэтому дети немедленно становятся не успешными.

Сколько человечество себя помнит, оно ищет 15 советов, как гарантированно… Это не наука. Этому нельзя научить.

Бабяшкина:

- Был соцопрос. И три четверти опрошенных родителей считают, что дети надо давать деньги на карманные расходы. С 10-12 лет.

Чичканов:

- Надо. Но при этом мы можем добавить только одно. Давая деньги, нужно приблизительно понимать, куда он их потратит. И спрашивать, зачем они ему нужны.

Михневич:

- Направлять их?

Чичканов:

- Да. Потому что в этом возрасте ребенок не может принимать решения.

Дорогие радиослушатели. Чем больше будете любить своих детей, проводить с ним больше времени, тем дешевле вам будет это стоить! Поверьте, что вашим детям значительно больше, чем деньги, нужно ваше внимание и ваша любовь!

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>