Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics

Федеральные чиновники придумали, как хитро поднять себе зарплату с 1 сентября

Как госслужащие, имеющие оклад 7200 рублей в месяц, в год по декларациям получают по 4 миллиона рублей
Экономисты решили залезть в карман чиновникам и понять, как они при окладе в 7 200 рублей получают, судя по декларациям, 4 миллиона рэ

Экономисты решили залезть в карман чиновникам и понять, как они при окладе в 7 200 рублей получают, судя по декларациям, 4 миллиона рэ

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

В прямом эфире радио КП доктор экономических наук Игорь Николаев обсуждает с корреспондентом отдела экономики «Комсомольской правды» Нигиной Бероевой, кто и как устанавливает зарплаты федеральным чиновникам. Ведь, по идее, чиновники - это бюджетники. И их зарплата должна прозрачно показываться в бюджете. А на деле получается, что все равны, но кто-то равнее.

Бероева:

- Пока вы стоите в пробках, мы вам расскажем все новости вместе с Игорем Алексеевичем Николаевым - директором Департамента стратегического анализа компании ФБК. Игорь Алексеевич, давайте залезем в карман чиновникам.

Николаев:

- Давайте. Тем более, что я считаю, что это не такое уж зазорное дело. Когда говорят: считать чужие деньги некрасиво. В этом отношении это не чужие деньги. Что, сколько, как получают наши федеральные чиновники. Потому что деньги эти бюджетные. А в федеральном бюджете они оказываются благодаря тому, что все предприятия и организации, на которых мы работаем, платят налоги. Они, может быть, и нам платили большую зарплату, если бы были меньшие налоги. Но надо содержать в том числе и чиновников, чтобы властные функции осуществлялись в государстве. Значит, не зазорно посмотреть, что у вас с зарплатами? Как они устанавливаются? Из чего складываются? Какие интересные движения происходят? А они происходят.

Бероева:

- Последнее движение – Минтруд предлагает обязать всех руководителей всех государственных и муниципальных учреждений отчитываться о своих доходах и описывать свое имущество ежегодно. Так же, как делают в министерстве. Представьте, что это коснется всех. От директоров ДЭЗов до директора школы, детского сада.

Николаев:

- Ректоров вузов это коснется. Я считаю, это правильно. Другое дело, что не стоит преувеличивать значение этой меры. На примере федеральных чиновников, которые у нас уже давно отчитываются о доходах, и теперь стали по расходам отчитываться, мы видим, что ситуация сильно не меняется. Поэтому если эта мера будет реализована, когда все будут отчитываться, те, кто получают зарплату из бюджета, она правильная. Но недостаточная для того, чтобы переломить ситуацию в стране с тем, что называется у нас коррупцией.

Бероева:

- Хотя бы будет маленький фактор, который будет немножечко пугать или щекотать нервы.

Николаев:

- Или заставит быть несколько сдержаннее. Мы знаем достаточно случаев, когда люди вне всяких рамок приличия – слово «работают» язык не поворачивается сказать – ведут себя на этих должностях. Может, будут немного сдержаннее. И это уже неплохо.

Бероева:

- Президент подписал указ, который называется хитро, витиевато, красиво, о совершенствовании оплаты труда федеральных госслужащих Администрации президента Российской Федерации. Не о чем ярко не говорит. О совершенствовании. Нет предела совершенствования даже в зарплате чиновников. О чем речь?

Николаев:

- Почему мне показалось интересным об этом поговорить? Я не мог не обратить внимания, что в августе подписывается такой указ. Все в отпусках. С 1 сентября чиновники администрации президента будут получать зарплату по-новому. Если совершенствуете, то как совершенствуете.

Бероева:

- А в какую сторону совершенствуют? В сторону увеличения?

Николаев:

- Когда чиновники говорят, как они будут совершенствовать себе заработную плату, то надо ставить знака равенства с повышением. Это точно так же, когда говорят об оптимизации бюджетных расходов. Это значит, бюджетные расходы будут снижать. Это перевод с чиновничьего на более понятный. Люди должны понимать: те деньги, которые чиновники получают фактически из наших карманов, как устанавливают, в каких размеров. Мы слышали в выборный, предвыборный период, как будут повышать зарплаты учителям, преподавателям вузов. Кстати, с 1 сентября средняя зарплата преподавателей вузов во всех регионов должна сравняться со средней заработной платой по региону. Много об этом слышали. Но мы ничего не слышали почему-то о том, как будут подниматься зарплаты чиновников. Оказывается, об этом и не надо говорить. Для электората – а вот теперь мы сами себе.

Бероева:

- Это наше дело. И не всех оно касается. Тем более, не всем чиновникам, а администрации президента.

Николаев:

- Здесь своя рука владыка. Я столкнулся с тем, что даже люди, работающие в деловых изданиях, не особенно представляют, что происходит, как складывается заработная плата.

Бероева:

- Они там такой огород нагородили. С бесконечными выплатами, премиями, квартальными, полугодовые, ежемесячные. За вредность производства, за переработки.

Николаев:

- Да. Мне лично всегда был интересен вопрос: бюджетники и есть бюджетники. Это те, кто получает заработную плату из бюджета. Но у чиновников, получающих зарплату из бюджета, всегда существовала своя система и оплаты и индексации – самое главное. Для всех бюджетников так индексируем. А чиновники всегда жили по своей системе.

Бероева:

- Кто-то равный. А кто-то равнее.

Николаев:

- Да. Мы бюджетники – думают чиновники – но мы особые бюджетники. В данном случае указ, который вводит новую систему оплаты труда для чиновников Администрации президента из этой категории чиновников делает еще одно исключение. У нас есть чиновники, как особая каста. Но в этой особой касте есть совсем особая. Раньше этого не было. Сейчас устанавливается порядок такой, что чиновники Администрации президента – это совсем особые люди, и для них совсем особый порядок.

Какая система оплаты у нас существует у чиновников? Для того, чтобы мы ориентировались, какой уровень заработной платы. В среднем по итогам первого квартала текущего года зарплата гражданских служащих в федеральных органах составляет около 52 тысяч рублей в целом по стране. Что касается Администрации президента Российской Федерации, то 92 с половиной тысяч рублей средняя заработная плата. Подчеркиваю - средняя. Здесь и секретари-референты, начальники управлений. Как зарплата у федеральных чиновников складывается? Это установлено еще Указом президента от 2006 года. Это было актуально до последнего времени и для чиновников Администрации президента. Три слагаемых. Должностной оклад есть. Он очень небольшой.

Бероева:

- Есть там люди, которые говорят: у меня оклад 4 тысячи рублей. О чем вы говорите.

Николаев:

- Да. Именно по этой причине у нас такая система в свое время и устанавливалась. Оклад руководителя Администрации президента 7200 рублей. Всегда можно сказать учителям: у меня оклад 7200. И это будет истинная правда. Но это только одна из составных частей. Плюс есть денежное поощрение, которое у нас очень просто определяется. Это число должностных окладов.

Бероева:

- Денежное поощрение для меня – это премия. Это коэффициент, на который нужно умножать зарплату?

Николаев:

- В том-то и дело. Почему такую систему в свое время лукаво предлагали? Говорили: должна быть какая-то фиксированная часть, а должна быть переменная, которая зависит от эффективности работы. Ничего подобного. Уже много лет чиновникам начисляют зарплату так: оклад, который маленький, даже малюсенький и месячное денежное поощрение. У руководителя Администрации президента оклад 7200, а денежное поощрение составляет 14 окладов. Умножьте на 14 – это будет денежное поощрение. Это не часть, которая зависит от эффективности работы. Это фактически базовая заработная плата. Но и это еще не все. Есть еще ежеквартальные денежные поощрения, есть надбавки за классный чин, есть надбавки за особые условия службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и так далее. Истинную цифру вам никто не скажет. Ее можно оценить только тогда, когда чиновники отчитываются и говорят, что у них получается за год 2,5-3-4 миллиона рублей. Тогда становится понятным, что прядок – несколько сотен тысяч рублей. А оклад – 7200. Вот такая система существует.

Что придумали сейчас?

Бероева:

- Куда, казалось бы, совершеннее?

Николаев:

- Да. Особенно надбавки. Надбавки очень интересны. Есть надбавки за работу с секретными документами.

Бероева:

- А так как это тайна, не проверишь, знает он эту тайну или нет.

Николаев:

- Я знаю практику. Я же сам работал. Все хотят надбавки получать. Приходят к начальнику: ты мне распиши какой-нибудь документ, который с грифом. Чтобы можно было числиться, что я работаю со сведениями, составляющими государственную тайну или секретность. И ты уже имеешь право на эту надбавку. Вот так по-простому. Это проза жизни такая. Эти надбавки вещь гибкая. То, что может за месяц получать чиновник, в десятки раз превосходит оклады. Но это в первую очередь касается руководителей. У нас, как и везде. Рядовые сотрудники даже в Администрации президента получают не так много. И у них не так во много раз больше денежные поощрения, эта вторая. И самая весомая часть, из чего складывается зарплата по сравнению с окладом. Это денежное поощрение может превосходить оклад в 2,5-3 раза. Но не в 14.

Бероева:

- Что предлагается?

Николаев:

- Это уже решение принято. И с 1 сентября чиновники Администрации президента будут жить по таким правилам. У меня впечатление, хотели так извернуться, чтобы зарплаты себе, любимым, повысить. Извернулись следующим образом. Денежное поощрение несколько сокращается. А оклады чиновников Администрации президента будут приравниваться к окладам людей, которые состоят на воинской службе. И установили соответствие между определенными категориями чиновников Администрации президента и определенными воинскими должностями.

Бероева:

- Кругом, товарищ полковник.

Николаев:

- Там не только полковники, там генералы. С учетом того, что у нас в ближайшие годы принято решение – на оборону мы тратиться будем очень мощно, автоматическое приравнивание окладов чиновников к воинским происходит. Значит, можно за них не беспокоиться. У них автоматически будут ускоренно индексироваться оклады.

Бероева:

- У военных оклады будут увеличиваться, особенно у высшего состава.

Николаев:

- У военных существует оклад по должности. К ним будет приравниваться. И «за звездочки». Раньше это были примерно равные доли. Например, оклад руководителя Администрации президента Российской Федерации приравнивается к первому заместителю министра обороны. А заместитель руководителя Администрации президента приравнивается по должности к главнокомандующему вооруженных сил.

Бероева:

- А здесь уже понять, насколько, никто не может. Все военная тайна.

Николаев:

- Написано так, что можно понять, чуть-чуть проанализировав. Вы уменьшили эту часть, а здесь приравняли. А дальше что? Дальше читаешь внимательно следующие пункты. Оказывается, что дополнительные средства надо изыскать.

Есть пункты, которые отвечают на вопрос: где взять дополнительные средства.

Бероева:

- В этом документе прописано?

Николаев:

- Да. Одно поручение правительству Российской Федерации – изыскать необходимые средства для того, чтобы выполнить этот Указ.

Бероева:

- В каком размере?

Николаев:

- Этого нет. Просто поручение: обеспечьте финансирование. Тут и аналитиком не надо быть. Если поручается обеспечить финансирование, значит, дополнительные средства потребуются. А также предусмотрен механизм монетизации льгот. Известно: определенные медицинские средства выделяются на санаторно-курортное обслуживание. За счет части этих средств предполагается увеличить заработную плату чиновникам. Это называется монетизация льгот. Вывод здесь однозначный. Мы, к сожалению, не можем понять, но так сформулировано. И плохо, что не можем понять. Вообще-то мы налогоплательщики. Сколько вам денег на то потребуется? Насколько увеличиваете? Это наши деньги, налогоплательщиков.

Бероева:

- Вы все время говорите о том, что нужно сделать прозрачной всю систему оплаты труда чиновников, их доходы, обязуете директора ДЕЗа отчитываться.

Николаев:

- И об этом много говорится. Ай, как мы боремся, какую мы открытость пытаемся обеспечить. И в то же время происходят вещи прямо противоположные.

Бероева:

- Тылы прикрываются неожиданно.

Николаев:

- Вот такой интересный документ. И как бы ни пытались его скрыть, мы его в меру своих сил проанализировали.

Звонок Александра:

- Здравствуйте. Чиновники – это особая каста, страшно далеки они от народа. Их зарплаты и оклады совершенно не соответствуют тому уровню жизни россиян, той производительности труда и той промышленности, которой крохи остались. Получая большие оклады, они потом получают и пенсии в размере 75 процентов от оклада. Эта каста сделала себя небожителями. Поэтому остальные россияне их совсем не интересуют. Они просто не нужны. Им нужны нефть, газ и президент. Все.

Николаев:

- Я благодарен Александру, что он упомянул еще о пенсионном обеспечении. Есть соответствующий пункт в этом Указе. Там есть поручение правительству. Я не буду его зачитывать полностью. Все так сформулировано: установить с 1 января 2013 года средне взвешенный индекс повышения денежного содержания лиц и так далее, который необходим для индексации пенсии. Это все делается и для того, чтобы повысить и пенсии чиновникам достаточно существенным образом. И в этом плане себя не забыли.

Бероева:

- Хочется сказать: назовите цифры конкретные.

Николаев:

- Я с этим столкнулся уже. Не знаю, у всех - не у всех. Я сам 10 лет работал чиновником. Я к подавляющему большинству чиновников отношусь с уважением. И верен, что большинство из них честные и порядочные люди. Но есть, и немало тех, которых такими назвать нельзя. У них почему-то появляется ощущение, что то, чем они распоряжаются – это их деньги, это как собственность. Тот, кто распределяет бюджет, это их. Они забывают, что они вообще-то не заработали тут ничего. Все, что вы имеете, распределяете или получаете в виде заработной платы, получаете от тех людей, ради блага которых вы должны работать.

Бероева:

- Мне кажется, им надо устраивать аутотренинг каждое утро перед работой.

Звонок Алексея:

- Здравствуйте. Хорошо сказали, что чиновники забывают, кто для кого работает. И кто у нас слуги народа. А по деньгам можно сделать проще. Чем работа чиновника отличается от работы учителя или медика? Что он делает, что у него зарплата в 10-20 раз выше? Приравнять. Чтобы зарплата чиновника не превышала больше, чем в два раза зарплату учителя. Повысили зарплату учителя – повысили зарплату чиновника. Вот и все решение.

Бероева:

- Чиновники говорят, что берут взятки, потому что получают маленькую зарплату.

Николаев:

- Такой аргумент традиционный. В середине 2000 годов у нас достаточно резко подняли зарплаты чиновникам, мотивируя именно тем, что это одна из форм борьбы со взяточничеством. Вроде логично. Но почему-то, в кавычках, резко вырос уровень взяточничества. Ребята, вы ответьте на вопрос: как получается, что вы резко поднимаете зарплаты, чтобы чиновники не брали взяток и одновременно признаете, что уровень коррупции зашкаливает? Значит, вы как-то не так с коррупцией боретесь? Почему у вас это не работает? Но таких ответов мы не слышим.

Звонок Федора:

- Здравствуйте. Я по поводу коррупции. Такой коррупции, как сейчас, ни при какой власти не было. Чиновники берут и будут брать, пока такая власть. Зарплату, хоть какую им плати.

Бероева:

- Говорить об этом надо. Нужно обсуждать, возмущаться. И не приравнивать коррупцию к норме. В тот момент, когда мы ее приравняем к норме, когда в Росстате появится такая строчка: «индекс коррупции» или «цена взятки», тогда будет все потеряно. Поэтому давайте не допускать этого.

Николаев:

- Ведь совершенно справедливое предложение. Мы, налогоплательщики, категорически возражаем, чтобы вы взятки брали. Но не возражаем, чтобы вы повышали зарплаты, при условии, что будут расти зарплаты в стране у бюджетников. Если сравнить зарплаты наших федеральных министров со средней заработной платой по стране и зарплатой на Западе. Там у федерального канцлера только в 5 раз превышает по сравнению со средней зарплатой по стране. То у нас разрыв не 3-4 раза, а 12-15 по официальным заработным платам.

Звонок Владимира:

- Здравствуйте. Я из Владимира. По Евангелию должна соблюдаться равномерность. Все братья и сестры должны получать одинаково. Но нужно учитывать условия. Шахтер или военный. Мы все должны жить по совести. А все остальное от лукавого. Надо сделать так, чтобы все выровнять. А если где-то надо помочь или добавить – всегда все «за».

Бероева:

- Уравнивали один раз. Получилась ерунда какая-то. 70 лет уравнивали. А потом оказалось, что такие ухабы и ямки, что лучше бы этого не делали. По совести я согласна.

Николаев:

- Понятие совести для некоторых наших чиновников – поймут?

Звонок Михаила:

- Здравствуйте. Как-то не понятно, как мерить повышение производительности труда, о чем все время говорят? Если ее мерить в их зарплатах, то там производительность труда должна перекрывать наш ВВП. Михаил Михайлович Жванецкий очень хорошо говорил: что охраняешь, то имеешь. У нас за нашим забором свой праздник, а за вашим забором свой праздник.

Бероева:

- Цитата отличная. Производительность труда и соотношение ее с зарплатами в нашей стране ваша любимая тема. Наша отсталость от Запада.

Николаев:

- К сожалению, я вынужден констатировать, что чиновники у нас продолжают отрываться от народа. Не будем никаких иллюзий здесь строить. И этот Указ говорит об этом. Совсем небожителями хотите стать, что ли? Это неправильно. Хоть все и закамуфлировано в этих документах, но мы вам показали, и наши радиослушатели, которые звонили. Что все прекрасно понимает народ, от которого вы так хотите отделиться. В том числе с помощью систем заработных плат, которые вы себе устанавливаете.

Бероева:

- Действительно дистанция увеличивается.

Николаев:

- Мы постоянно слышим: стипендии повысим, там зарплаты повысим. Это отдельный разговор, как тут идет повышение, и сколько тут на самом деле лукавого. Мы одну из передач и этому посвятим. Вы вообще не говорите, как себя, любимых, будете поддерживать. А потом выясняется, что так – это неправильно.

Бероева:

- Это неправильно, безусловно.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>