Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics

Борис Титов. С чем Партия Роста идет на выборы

Разбираемся в эфире программы «Госдума-2016: перезагрузка» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]

Яковлев:

- Это прямой эфир «Госдума-2016: Перезагрузка». Сегодня гость у нас уж очень непростой – уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, ну и в контексте нашего разговора особенно важно – председатель «Партии Роста» Борис Титов. Борис Юрьевич, первый вопрос – зачем? Хорошее место, рядом с президентом, которые принимает все решения в нашей стране, и вот тут вы решили рискнуть, потому что очевидно, что у «Партии Роста» не такой большой авторитет, как у большой четверки, и пойти в Государственную Думу. Почему решили попробовать променять пост уполномоченного на кресло депутата Госдумы?

Титов:

- Вопрос не в кресле, а в том, что мы должны получить новый инструмент для того, чтобы решать очень важную задачу. Ту задачу, которую мы решали в «Деловой России» до этого, которую я тоже довольно долгое время возглавлял… Ну и ту задачу, которую мы решали в рамках той работы, которая делалась у Института уполномоченного. Это вопрос как развиваться российскому бизнесу? Потому что сегодня проблем очень много. Эти проблемы носят как микрохарактер, так и макрохарактер. Потому что сегодня меняется модель российской экономики, нефти больше нет и теперь надо развиваться по-другому, к сожалению, правительство не выстраивает эту модель никоим образом, мы не видим никаких движений в сторону развития бизнеса, по-прежнему жесткая финансовая политика, по-прежнему высокие налоги и даже еще и увеличивающиеся. По-прежнему административная война практически, как мы ее называем, против бизнеса. Поэтому вот не хватает теперь уже инструментов ни «Деловой России», ни институту уполномоченных. Вот сейчас нужны уже и политические инструменты. И не только в том, что мы там пройдем в Госдуму и будем законы принимать и предлагать к принятию… То есть, мы будем оппозицией, у нас не будет большинства голосов, поэтому сами продвинуть законы не сможем, но, конечно, будем объединяться с другими. И само то, что мы будем готовить и выносить на голосование эти законы, уже очень важно. Но важнее даже другое. Что мы получаем инструмент популяризации, получаем инструмент продвижения, мы получаем инструмент политический. А политический чем отличается, допустим, от общественного инструмента? То, что общественные организации работают как бы с властью и представляют там определенный социальный слой – предпринимателей. А здесь мы представляем избирателей. Вот сколько за нас проголосует избирателей, вот столько людей в стране мы и представляем. И с нами, конечно, разговаривать уже будут совершенно по-другому.

Карманов:

- А как выглядят ваши избиратели? Мы понимаем, что мы говорим про предпринимателей, но на самом деле какого уровня это предприниматели?

Титов:

- Я не могу сказать, что это только предприниматели, это далеко не все предприниматели. Знаете, так, предприниматели в широком смысле этого слова. Потому что мы их еще называем людьми дела, людьми и инвестиционного склада ума.

Карманов:

- Владелец киоска может быть вашим?

Титов:

- Стопроцентно наш. Хотя многие владельцы киосков, к сожалению, вообще очень странно, но голосуют за коммунистов сейчас. Хотя они, что называется, квинтэссенция бизнеса, конкурентного бизнеса. Коммунисты сумели их как бы на свою сторону привлечь, хотя тут есть особенности в идеологии тоже, да. Коммунисты на самом деле ближе всего тоже к такому частному конкурентному быстрому предпринимательству. Это такая энергетическая как бы среда для этого.

Беляков:

- А как думаете, сколько их?

Титов:

- Их достаточно много. Если вот так говорить, то этих людей, которых мы считаем активными, самостоятельными, думающими людьми, которые раньше занимались очень много политикой… Раньше, в 90-е годы, я среди них был всегда, мы ходили митинговать, Скуратова в отставку отправляли, ходили к Белому дому. То есть, я уже тогда подзаработал что-то, работал на совместном предприятии, в частной компании, и мы туда носили продукты разные, защитникам Белого дома. Целыми багажниками возили, жигулями. Были очень активными. Но потом произошло такое разочарование во всем, что произошло, и 90-е годы этому очень сильно способствовали, да и потом все как-то не очень складывалось, и в общем многие ушли. Они перестали быть политически активными, разочаровались во многом во всех этих проектах политической жизни. Тем более, что жизнь-то была ничего, у многих дела шли. Это касалось и предпринимателей, и людей, которые другими делами занимались, которые работали в компаниях и на предприятиях. Но вот сейчас они все начинают возвращаться в политику. Почему? Потому что все понимают – вот эта новая смена экономики, новая смена в политике, ну, в политическом раскладе сегодняшней ситуации, во многом позовет их опять участвовать в выборах и мы надеемся, что они, конечно, никогда не будут голосовать за «Единую Россию». Это как бы принципиальный вопрос. Они раньше голосовали за «Яблоко». Кстати, спросили сколько их – по нашим оценкам, порядка 13,5% от общего числа избирателей. Так вот, они всегда голосовали за «Яблоко» или за СПС, или за Демвыбор. И вот сейчас они начинают думать о том, что надо возвращаться. И наша задача – с ними работать. Кроме этого, часть тех людей, которые за коммунистов сегодня голосуют, часть, которые и «Яблоко» с Парнасом, тоже мы надеемся и на них. То есть, нам надо с ними активно работать и мы вполне имеем возможность пройти пятипроцентный барьер.

Яковлев:

- Я так понимаю, что это и есть главная цель «Партии Роста».

Титов:

- Партия на то и партия, что она должна быть парламентской. Если у нас не будет инструментов того, что мы участники процесса парламентского, то это будет достаточно не очень эффективный инструмент, с урезанными возможностями. Хотя, еще раз, - цель наша не парламент. Цель наша – изменение экономики России. Вот что наша цель.

Яковлев:

- Борис Юрьевич, все обсуждали, прежде всего, вашу фигуру во главе «Партии Роста», конечно же, Оксану Дмитриеву, которая с высокой долей вероятности пройдет в Госдуму по одномандатному блоку в Питере. Многие обсуждали приглашение в вашу партию Дмитрия Потапенко, кстати, еще недавно ведущего нашей радиостанции. Вы с тройкой определились уже? Это будет тройка, пятерка?

Титов:

- Нет, пока мы еще не определились. У нас сегодня есть и другие еще люди, которые на подходе, с кем мы разговариваем. Мы пока обсуждаем. Но, знаете, у нас нет такого какого-то желания каких-то очень известных людей, для нас важно, чтобы каждый играл свою роль в партии. И, конечно, мы сегодня ведем снизу работу в основном, от регионов, у нас сильные региональные отделения, мы провели сейчас очень серьезное реформирование в партии. Мы вообще строим партию снизу. То есть, обычно партии строятся сверху, когда финансирование идет сверху…

Яковлев:

- Это вы на Прохорова намекаете, нет?

Титов:

- Нет, я на «Единую Россию» сейчас намекаю и на других, когда все идет сверху. А мы в «Деловой России» начали этот процесс, когда у нас все шло снизу – и финансирование, и принятие решений снизу. Ну, естественно, руководители есть руководители, но все вопросы обсуждаются с региональными организациями. Так же мы и партию тоже хотим строить. И вот уже строим.

Карманов:

- Я встретил определение – коллективная партия.

Титов:

- Хорошее определение. У нас действительно коллективная партия, потому что я иду не один, со мной только в генсовет партии пришло больше 70 человек. И это не только предприниматели, это люди разные по профессиям. И политики есть, и эксперты, много разных совершенно направлений. И в бизнесе разных направлений – и большой, и не очень. Поэтому мы идем коллективом, мы все вопросы решаем коллективом. Поэтому вот для нас важно, чтобы эти люди, которые пришли в Думу, были профессиональны каждый в своем направлении и чтобы мы могли очень большой охват делать различных вопросов - налоги, тарифы, социальные вопросы. Например, Оксана Дмитриева шикарный совершенно специалист, один из лучших специалистов, она вообще экономист, доктор наук, но она, например, держит под постоянным контролем бюджет. Вот это ее конек, она очень здорово это умеет делать. Она один из лучших специалистов России в этом направлении. Кроме этого, социальный сектор. Она понимает, как правильно тратить деньги из бюджета для того, чтобы социальные вопросы решались. Потапенко – малый бизнес. У нас он отвечает за малый бизнес и он общается с малым бизнесом, ездит постоянно и по стране тоже. То есть, нам нужны люди, которые будут в Думе заниматься реальной работой.

Беляков:

- У вас есть интересный человек – Яков Миркин – он часто выступал с докладами и вот у него в одном из докладов был такой тезис о курсе рубля, о том, что его нужно стабилизировать на уровне 60-65 рублей, ну, медленная девальвация до 70-80 – ну, то есть, это придаст какую-то стабилизацию на этом рынке для того, чтобы крупные и мелкие игроки могли понимать, что лучше инвестировать в производство, чем в валютные игры пускать деньги. Вот можете прокомментировать?

Титов:

- Яков Миркин – это один из лучших мароэкономистов в стране, хотя занимается тоже и своим бизнесом, у него есть фонд инвестиционный… в общем, инвестиционный банкир. Хочу сказать, что да, действительно, курс является одной из очень важных частей направления экономической политики, которую в экономике роста мы описываем и мы считаем, что, конечно, для нас очень важен стабильный курс. То есть, не должно быть волатильности. То есть, у нас вот Центральный банк когда вот в декабре 2014-го, и немножко до этого начал уже совершать эти действия, но дестабилизировал очень серьезно курс, потому что просто способствовал Кэрри трейду, когда он пытался удержать рубль в коридоре и занимался постоянными интервенциями и каждый знал, что, если он сегодня купит рубль по одной цене, то завтра он его сможет продать по более высокой цене. То есть, это было такое стимулирование спекуляции. Потом отпустили и из-за этого резкое пошло расшатывание всего. В один день вдруг ни с того ни с сего отпустили. В общем, для предпринимателей, конечно, очень важен стабильный курс. И вот мы предлагаем Центральному банку заниматься более эффективно и профессионально тем, что стабилизировать, конечно, рыночными механизмами, никаких фиксаций, никаких волюнтаристских государственных такого рода решений. Это должны быть экономические методы, которые привели к тому, чтобы курс рубля стал более стабильным. Если он опускается, то опускается спокойно. Если растет, то тоже спокойно, а не вот такими скачками вверх и вниз. Конечно, еще и в принципе курс. Для бизнеса сегодня выгоднее, чтобы курс был немного ниже, чем тот реальный фиктивный курс, который на сегодняшний день.

Беляков:

- То есть, не 65, а 75?

Титов:

- На сегодня сложно сказать точно какой это должен быть курс. Я не говорю про такие сложные периоды, когда все зависит от нефти. Когда будет нормальная экономика, мы должны использовать преимущества низкого курса, для того, чтобы стимулировать рост производства в стране. Но это тогда, когда все стабилизируется.

Беляков:

- Еще есть низкие процентные ставки.

Титов:

- Это одна из тем. Вот сегодня была большая такая дискуссия. У нас работает такая председатель правительства, распорядился создать специальную межведомственную рабочую группу, в которую входит там и Центробанк, Минфин, Минэкономразвития, инвестиционные банки, эксперты, бизнес – для того, чтобы обсуждать нашу экономику роста. Специально по одной программе создана межведомственная группа, такая группа из высоких начальников и профессионалов, которая занимается оценкой нашей этой программы экономика роста. Никогда до этого ни одну программу так не изучали. Так вот, мы сегодня занимались, и завершающее было заседание, на котором мы обсуждали денежно-кредитную политику и, конечно, не договорились с Минфином, не договорились с Центробанком. В принципе, с программой они согласны на 90%. Практически со всем. Кроме денежно-кредитной политики. Процентных ставок.

Беляков:

- А почему?

Титов:

- Потому что считается, что сегодня деньги нельзя. Они приверженцы жесткой финансовой политики, которая уже у нас реализуется не один десяток лет. И, конечно, когда были высокие цены на нефть, она была единственно правильная. То есть, надо было собрать эти деньги, привезти в Россию, хранить их правильно, не дать разворовать, не дать неправильно использовать – вот это была политика Кудрина, финансового директора страны, которая в общем отработала неплохо. Ну и она работает тогда, когда есть источник надежный, когда источник гарантированный денег. Тогда была нефть, ясно было – деньги будут. Сейчас нефти нет. Вот чего хранить-то? Поэтому все страны, когда идет такая экономическая непростая ситуация, начинают поддерживать экономику, развивать экономику, стимулировать?

Беляков:

- Печатать?

Титов:

- Печатать или не печатать – другой вопрос. Если не хватает денег, ну, мы вот там даем предложение, что надо полтора триллиона на развитие экономики, но только в кредитной форме, возвратной форме. И только по специальным целевым каналам, тогда не будет ни инфляции, ни неправильного использования денег. А насчет где взять? Ну, во-первых, есть другие источники, если там понизить ставку, то деньги подешевеют и в коммерческих банках, или финансировать их можно. А можно собрать с населения, если население будет доверять правительству. К сожалению, пока не очень так происходит. Но если нет других источников, то можно чеканить монету – это инструмент нормальной экономической финансовой политики любого государства. Только они должны правильно реализовывать эту политику. Если много напечатаешь и просто вот заткнешь дыры в бюджете, тогда будет инфляция. А раскрутить ее очень легко. Но если ты будешь правильно использовать, как сегодня, например, американские власти печатают, каждый месяц печатается не один десяток миллиардов долларов и вкладывается в экономику. То же самое происходит в Европе. Это так называемая политика количественного смягчения. Вот мы тоже предлагаем количественное смягчение. И это даст толчок, даст дыхание экономике и она заработает уже не как сырьевая, а как экономика конкурентная, перерабатывающая.

Карманов:

- Давайте от экономики вернемся к политике. Борис Юрьевич, у вас довольно длительная история взаимоотношений с партией «Правое дело», которое теперь называется «Партия Роста» и даже, насколько я знаю, и название «Правому делу» придумали вы в свое время. Затем был период затишья, а теперь вы снова в партии, но при этом партия переименовалась, перестраивается структурно и т.д. Это все требует огромных энергетических затрат и, я так понимаю, что есть история взаимоотношений с региональными отделениями, тоже не все это принимают. Вот скажите, зачем это все было затевать? Может быть, вот стоило пойти от «Правого дела» и все?

Титов:

- К сожалению, тот опыт, который при «Правом деле» был, он такой негативный. Да, у партии большая популярность, чем у нового названия, мы идем с новым абсолютно названием, но, с другой стороны, у него и негативная узнаваемость очень серьезная. То есть, есть негативный шлейф, который тянется за партией достаточно долгое время. Это касалось и наших там конфликтов с Гозманом, когда мы никак не могли сдвинуться с места и я признаюсь, что это был не очень удачный выход. Вернее, совсем неудачный. Мы не смогли тогда ничего сделать. К сожалению, есть шлейф и после Прохорова, когда тогда его практически свергли из партии. Потом партия прозябала долгое время… К сожалению, в общем, назвать это нормальным политическим инструментом, политической партией в полном смысле этого слова было сложно. Поэтому решили прийти. Да, нужен инструмент – партия – потому что ей не надо собирать подписи, она среди 14 партий, это важно. Кроме этого, конечно, партия именно «Правое дело» была для меня партией более знакомой, чем какие-либо другие партии, с которыми мы общались и думали о совместной работе. Ну и, конечно, то, что мы смогли в «Правом деле» так быстро реорганизовать региональную сеть, привести более-менее все в порядок, чтобы это были живые региональные организации, а не формально числящиеся на бумажке. Поэтому, в общем, выбрали «Правое дело», но решили переименовать. Почему такое название – «Партия Роста»? Ну, потому что мы считаем сегодня, что самое главное для страны – все должно быть направлено на рост. Если раньше мы все думали о стабильности, о стабилизации, социальной, финансовой и прочее, то мы стабилизироваться с такой ценой на нефть не можем. Мы не можем находиться в стабильном состоянии. Не получается при такой цене на нефть, не получится. Поэтому сегодня все – и государство, и люди, и бизнес – все должны быть нацелены на рост. У нас есть программа «Экономика роста», мы сейчас программу партии называем «политика роста» и партия тоже у нас называется «Партия Роста».

Карманов:

- Вы одна из немногих партий, наверное, у которой есть довольно толстый свод экономических инициатив и даже где-то складывается такое ощущение, что очень много придется в стране менять, если вдруг «Партия Роста» добьется того, чего она хочет добиться. Ну, как и любая партия – добиться власти. Не будет ли потрясений? Такое ощущение складывается, что придется многое переделывать.

Титов:

- Переделывать придется достаточно много, но в экономике. Для нас сегодня главное, что все-таки на первом месте стоят задачи экономические. Экономические переделы. А все остальное – политика – это чуть-чуть на потом. А сейчас мы должны думать о том, как у нас должна заработать новая экономическая модель. Вместе с тем, та программа, которую мы предлагаем, это никакая не революция. Мы даже правительство не просим уйти в отставку. Мы считаем, что даже правительство может оставаться. Другой вопрос, что надо сегодня разделить управление так скажем текущими делами, хозяйством, от управления развитием. То есть, вот будущим должна заниматься другая структура. Мы ее называем условно администрация роста и вот они должны заниматься конкретно реформой, а правительство может поддерживать и все эти дела делать, которые она делала до сих пор.

Яковлев:

- Это то, о чем еще недавно Герман Греф говорил?

Титов:

- Ну, Герман Греф, наверное, у нас в программе прочитал, потому что об этом «Деловая Россия» еще говорила в докладе 2005 года…

Яковлев:

- Но важно то, что вы говорите об одном и том же?

Титов:

- Да. Я здесь абсолютно солидарен с Германом Грефом, потому что все в бизнесе понимают о том, что мы должны всегда заниматься развитием отдельно от того, чтобы заниматься текучкой. Есть такое понятие – ран менеджмент – текучка и проджект менеджмент – управление проектами. Вот это должна быть разная ментальность, разная политика, разные правила, разные принципы.

Карманов:

- В обычной ситуации кто-то же нанимает менеджеров, которые…

Титов:

- Ну, естественно, президент должен нанимать менеджеров.

Яковлев:

- Борис Юрьевич, вот вы говорите – экономика, экономика – за экономику у нас отвечает, прежде всего, председатель правительства. Готовы ли вы и хотите ли вы возглавить правительство?

Титов:

- Я про правительство и про управление текучкой, честно говоря, наверное, не самый лучший специалист. Я знаю, что у меня нет, наверное, тех управленческих компетенций для того, чтобы там управлять текущим состоянием сегодня большой экономической системы. С другой стороны, если мы говорим «администрация роста», то я считаю, что цель, да, сегодня создать эту администрацию роста и управлять реформами. Мы готовы, у нас целая команда, которая может серьезно стать управленческой командой реформ.

Яковлев:

- И в рамках исполнительной власти вы готовы это возглавить?

Титов:

- В рамках исполнительной власти мы готовы взять на себя эту ответственность.

Яковлев:

- Это некое агентство? Агентство по развитию?

Титов:

- Ну, в разных странах по-разному. Где-то это были министерства, где-то это были специальные некоммерческие организации, но чаще всего это государственная структура, совет при президенте, который занимается вот этими функциями. Это должна быть структура со специальными полномочиями. Вот чтобы сегодня решить вопрос в правительстве, у нас такой опыт очень большой попыток решения вопросов с правительством, потому что только в моем докладе за прошлый год было 234 инициативы. До этого в предыдущем докладе было, по-моему, около 170. Там есть от самых примитивных, самых маленьких вещей – там с какой стороны КОАП регулирует, как загружать магазины или что-то в этом роде. Это как прилавок должен быть на каком уровне. Вы знаете, что у нас прилавки все должны быть на метр двадцать? Если нет – штраф 60 тысяч рублей.

Беляков:

- Это так важно, получается?

Титов:

- Для государства, для чиновников, по-видимому, важно. Вот от такого рода вещей до макроэкономических проблем. Вот сама система принятия решений с тремя визированиями, только поручение, еще только чтобы дать поручение, а не решить вопрос. Это не работает. Развитие должно быть очень быстрое, должно быть оперативное принятие очень сложных, больших вопросов. Поэтому у такого института есть всегда специальный выход на высшее лицо государства для того, чтобы решать вопросы по законодательству и по утверждению программ, принятию решения. И я еще раз хочу сказать – это было в Японии, в Сингапуре, в Китае. Правда, в Китае это специальный комитет развития реформ китайский. Но еще раз – это просто необходимая структура.

Карманов:

- А как же вы планируете справиться с бюрократией?

Титов:

- Вот таким образом.

Карманов:

- Неужели сейчас не хватает инструментов? У вас есть прямой доступ к первому лицу.

Титов:

- Конечно, не хватает. Потому что сегодня все упирается в правительство. Президент без правительства, естественно, такие вопросы сегодня – он дает поручение правительству, правительство, вот мы месяцами ходим на совещания, я еще должен сказать большое спасибо отдельным членам правительства и аппарату правительства за то, что они хоть как-то пытаются серьезно помогать. И достаточно большая часть вопросов все-таки решилась. Но сама система настолько сложна, и для них тоже…

Яковлев:

- Если убрать за скобки прямую линию, а вы были ее участником и мы вас видели, с президентом, вы когда последний раз общались с Владимиром Владимировичем?

Титов:

- Мы в прошлом году общались четыре раза.

Беляков:

- Повышение пенсионного возраста – Кудрин об этом постоянно говорит, экономический блок правительства говорит. Но все понимают, что сейчас выборы. Вот ваша партия чего придерживается?

Титов:

- Я могу сказать, что это абсолютно не связано с выборами и мы давно об этом говорили, даже когда еще и партии не было никакой, я, как уполномоченный, имел по этому поводу всегда наше мнение – нет смысла поднимать сегодня пенсионный возраст, потому что это ничего не даст.

Беляков:

- Почему? Дефицит бюджета.

Титов:

- Во-первых, это цифры, которые не закроют дыру в бюджете в связи с падением цен на нефть. Это мера, которая приведет только к дисбалансу в социальной сфере и негативные последствия будут больше, чем то, что это принесет. С другой стороны, это не приведет ни к какому результату, потому что эта пенсионная система не может работать нормально и эффективно. Ее надо изначально менять. Смысл пенсионной системы был дать заработать во многом частным фондам, которые получали гарантированно деньги для оперирования. Это был перебор. Это точно было сделано неправильно. Должно быть две части. Это должны быть обязательные пенсионные накопления – то есть, обязательная пенсия, гарантированная пенсия и своя, дополнительная, но частная. Хочешь - копи, не хочешь – не копи. Да, тебя должны стимулировать, государство это делает, но это твое абсолютное право. Добровольная пенсия никаких обязательных накоплений не должно быть.

Карманов:

- От пенсионеров к молодежи перейдем. Вы выступили с предложением направить 150 миллиардов рублей на программу льготной ипотеки и вы считаете, что под 3% нужно давать кредиты на покупку жилья. У меня вопрос – вы все внутри знаете, как мне кажется, и вот действительно, где-то лежат 150 млрд. рублей, которые можно…

Титов:

- Я еще раз хочу сказать – у государства есть возможность, оно может, во-первых, занимать, выпуская свои ценные бумаги, и сегодня достаточно большой спрос, просто государство не очень активно это делает.

Карманов:

- А почему не делает это государство?

Титов:

- Потому что считается это дисбаланс в финансовой сфере. Потому что слишком большие обязательства - это плохо. Хотя без обязательств, без долго государство вообще жить не должно. Все государства живут для того, чтобы развиваться. А значит, надо брать долг и инвестировать.

Карманов:

- Но нас же убеждают в том, что долги – это плохо.

Титов:

- У нас должен быть бюджет нулевой, то есть, профицитный – даже еще лучше. Хотя все государства живут с дефицитным бюджетом и это совершенно нормально. Так же и здесь то же самое. Долги не должны быть большими, хотя 30-40% ВВП долг – это абсолютно норма, никаких здесь проблем нет. Еще раз. Вот по ипотеке 150 млрд. найти можно через это. Даже через специальную эмиссию целенаправленную. Это тоже можно сделать. У нас сегодня монетизация экономики 40%, тогда когда в Китае 195% денег по отношению к ВВП. Но это сильно двинет вперед. Это никакая не социальная мера. Хотя социально это решит многие вопросы. Потому что это только для нуждающихся. Кто живет ниже норм… Так вот, если они получат квартиру, и им будет строиться это жилье, причем, жилье тоже мы фиксируем, не более 55 тысяч рублей за квадратный метр. Это даст такой толчок экономике! Это даст возможность развиваться и другим отраслям, и рабочих мест будет создано столько, что это будет уже очень важным прорывом с точки зрения оздания новой экономики России.

Яковлев:

- Если можно, кратко. Вот сегодня сторонники Навального в знак протеста снимаются с местных выборов в Барвихе и требуют отставки главы центральной избирательной комиссии Памфиловой. Вот как вам эта новость? И в целом, вы считаете, что выборы действительно будут конкурентными и открытыми?

Титов:

- У меня вся надежда на Памфилову. Поэтому я никак не могу поддержать ее отставку. Я честнее человека не знаю. Мы уже даже встретились с ней. Она же была уполномоченным по правам человека, мы как бы с ней параллельно работали всегда. И она еще у нас работала в центре общественных процедур «Бизнес против коррупции», она была сопредседателем центра. Поэтому я за нее буду биться – не надо ее в отставку. А чего там в Барвихе произошло, абсолютно не знаю, не в курсе.

Беляков:

- Борис Юрьевич, пока вы еще не лидер фракции, а защитник предпринимателей, вот была история такая в Крыму – ну, там вообще такая сложная история с предпринимателями – что там происходит на самом деле?

Титов:

- Непросто все в Крыму. То, что касается устриц, он, конечно, не до конца сам прав. То есть, документы у него были оформлены, честно говоря, левым образом еще на Украине, а потом он не сумел переоформить при России. Но, тем не менее, он предриниматель и хороший предприниматель. То есть, он своим делом занимается – выращивает устриц, один из немногих в России. Поэтому мы пытаемся ему помочь. Но, к сожалению, с документами там… Только на доброй воле чиновников это можно сделать. А с точки зрения вообще в целом в Крыму, ну, пока не просто. Много ко мне обращений. Это касается и проверок, и там по торговле … В общем, пока есть вопросы.

Яковлев:

- И в Крыму, и в Севастополе. Борис Юрьевич, в завершение мы всем нашим гостям задаем один и тот же вопрос. Зачем? Вот что вас мотивирует идти в политику? Вы ведь очень обеспеченный человек. Очень успешный человек. Вы лезете на эти выборы, где будут не только за вас голосовать, но и бить будут, и бить жестко. Что вас мотивирует?

Карманов:

- Что потеряет страна, если «Партия Роста» не окажется в Госдуме?

Титов:

- Хороший вопрос. Но я могу сказать, что я о себе уже много нового узнал, начав жить своей политической жизнью. Но вы знаете, просто я, наверное, как-то в свое время вступил на этот путь, когда я пошел сначала в РСПП, меня пригласили и я стал одним из членов бюро правления, где начал создавать комиссию по этике. Я считаю, что, когда правильное дело, отступаться нельзя. И вот та тема, что надо развивать предпринимательство, защищать права предпринимателей, она постепенно привела меня и в политику. Я не мог отказаться и сказать – нет, этим инструментом мы пользоваться не будем, потому что это для меня слишком тяжелая работа. Поэтому пошел я и на эту тяжелую работу, но думаю, что и с ней мы справимся так же, как справились со всеми предыдущими.

Яковлев:

- Спасибо большое за этот разговор, Борис Юрьевич!