Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics

Наши гонщики научились побеждать на международных соревнованиях

В гостях у программы «Русские машины» на Радио «Комсомольская правда» пилот команды SMP Racing Кирилл Ладыгин [аудио]
Пилот команды SMP Racing Кирилл Ладыгин в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Пилот команды SMP Racing Кирилл Ладыгин в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Гречанник:

- Всех с удовольствием приветствую я, Андрей Гречанник. Это программа «Русские машины» на Радио «Комсомольская правда». У нас сегодня безумно интересный гость, я ему очень рад. Потому что много лет о нем слышал, неоднократно видел его на гоночных треках, видел его на подиумах, потому что он постоянно побеждает, причем в самых разных автомобильных дисциплинах спортивных. А сегодня он у нас здесь, воочию. И вы можете тоже с ним поговорить. Кирилл Ладыгин, пилот команды SMP Racing. Многократный чемпион России по самым разным дисциплинам. Сегодня он бронзовый призер очень престижной европейской гонки. Кирилл, добрый день.

Ладыгин:

- Добрый день.

Гречанник:

- Давай, ты нам будешь рассказывать о том, чем ты пришел с нами поделиться. Вот эта гонка на самом деле безумно престижная. Мы вот тут сидим, ничего не знаем, переживаем за команды каких-то странных малонаселенных европейских государств в футболе, а есть еще безумное количество автоспортивных дисциплин, очень престижных, очень популярных. Я, например, горд неимоверно тем, что наша российская команда и наши российские пилоты не просто в очках приехали, они приехали, привезли подиум нам. И я уверен, что результат повысится.

Ладыгин:

- Естественно. На самом деле эта гонка – испытание на прочность, испытание на выносливость.

Гречанник:

- «24 часа Ле-Мана».

Ладыгин:

- Это самое сложное и самое серьезное испытание в автоспорте. Это считается вершиной автоспорта, вершиной автоспортивных классов. Это именно испытание на выносливость.

Гречанник:

- Как это происходит, где?

Ладыгин:

- Это проходит во Франции, город Ле-Ман. Трасса протяженностью 13650 метров.

Гречанник:

- Это городские улицы?

Ладыгин:

- Да, трасса захватывает городские улицы и проходит по стадиону «Бугатти». Она считается одной из самых длинных, после «Нюрбургринга», он подлиннее – 21 километр. Без Гран-при. С Гран-при он 24 километра. Длинная дистанция. Трасса сложна тем, что, когда ты идешь на прямых, ты расслабляешься…

Гречанник:

- Длинные прямые, большая скорость.

Ладыгин:

- Каждая прямая порядка 3 километров, потом каждую прямую разделяют шиканы. Максимальная скорость 310 км/ч в нашем классе LMP2. А в классе LMP1 скорость достигает 370 км/ч. Разница большая. Мы едем одновременно, на трассе одновременно находятся класс LMP1, LMP2 и класс GT - Gran Turismo. GT3, GТ2 машины.

Гречанник:

- Это какие-нибудь овощные легковушки?

Ладыгин:

- Нет, это машины типа «Порш».

Гречанник:

- Я думаю, что по сравнению с вашей машиной это действительно…

Ладыгин:

- Они уступают по скорости, они медленнее. Но среди нас есть и быстрый класс – это LMP1, который быстрее нас на 20 секунд. А Gran Turismo медленнее нас на 10 секунд. Мы где-то посерединке между ними. Сами понимаете, средняя скорость прохождения дистанции этого круга занимает… рекорд круга составляет в нашем классе 3 минуты 36 секунд. Это 13680 метров. Это чуть больше 200 км/ч, где-то 210 км/ч в среднем.

Гречанник:

- И сколько таких кругов за 24 часа получается нарезать?

Ладыгин:

- В итоге ты проезжаешь около 5 тысяч километров. Кругов, не знаю, надо поделить. Что-то в районе трехсот, не помню.

Гречанник:

- Вам же не в одиночку приходится ездить 24 часа?

Ладыгин:

- Нет, конечно. Одному это сделать просто невозможно. 24 часа – это физически невозможно просидеть за рулем.

Гречанник:

- Машина просто останавливается, чтобы колеса поменяли. А вы пересаживаетесь.

Ладыгин:

- Конечно. Мы едем втроем в экипаже. Это напарник Виталий Петров и Виктор Шайтар. Мы меняемся каждые 2-2,5 часа, в зависимости от состояния колес, сколько у тебя бензина. Если на трассе находится машина безопасности, ты едешь с экономным режимом, выставляешь карту… Едем потихонечку, заодно экономим топливо. Поэтому сохраняется топливо, ты находишься на трассе чуть больше и проезжаешь чуть большую дистанцию.

Гречанник:

- О машине своей расскажи, Кирилл.

Ладыгин:

- Наш прототип очень уникальный. Он, во-первых, разработан, построен в России. Имеется в виду, за российские деньги. Его построил знаменитый конструктор Паоло Катоне. Сама машина собиралась в нашей команде. Она находится во Франции. Там же мы ее и испытывали, проходили тесты.

Гречанник:

- Она мощная, быстро едет?

Ладыгин:

- Она очень мощная, у нее порядка 600 лошадиных сил.

Гречанник:

- У нас на связи Петр.

Петр:

- Вопрос к Кириллу простой: как вы ездите вне треков?

Ладыгин:

- Хороший вопрос, я его понял. Я стараюсь весь адреналин оставить на спортивной трассе, на гоночной трассе. Мне достаточно там доказать кому-то что-то. На обычной дороге я не доказываю никому ничего. Да, бывает, куда-то торопишься, иногда нарушаешь скоростной режим. Но в границах предела этого. Не стараюсь никогда рисковать во дворах. Иногда люди носятся. Я не понимаю таких людей, которые быстро ездят по дворам, нарушают скорость порядка 40-60 км/ч. Это уже запредельные нарушения. Так, на 10 км/ч можно превысить, но не более того. Надо понимать, где ты находишься и какую ты несешь ответственность перед людьми.

Гречанник:

- Кирилл, что такое команда SMP Racing?

Ладыгин:

- Точнее, это программа по развитию автоспорта в России. Поднять интерес, поднять популяризацию среди болельщиков. Может, кто-то новый появится среди пилотов. Потому что нам не хватает автоспортивной культуры в России. Не многие знают, что это такое. Эта программа есть. Как она работает, я вам сейчас расскажу. Берутся такие дисциплины как картинг.

Гречанник:

- Это безумно дорого. Не думайте, что это какая-то газонокосилка, собранная на коленке из запчастей, которые валялись рядом с гаражами.

Ладыгин:

- Да, вообще автоспорт – не из дешевых видов спорта. Но именно наша программа дает возможность бесплатно попасть в эту команду, в нашу семью. Мы даем возможность бесплатно поучаствовать в нашем турнире картинговом. И там мы ищем таланты, ищем скорости в пилотах, в людях, которые действительно показывают себя. И уже ведем отбор.

Виталий:

- Кирилл, хотелось бы задать вопрос такого характера. Не дали вам возможность высказаться о машине, что она из себя представляет. И второе – я так понимаю, что все комплектующие иностранные. Теоретически хотя бы есть возможность в нашей стране создать что-нибудь подобное?

Ладыгин:

- Повторю про автомобиль: мощность 600 л/с, вес – 900 кг, максимальная скорость 310 км/ч. Прототип закрытого типа.

Гречанник:

- Что такое прототип?

Ладыгин:

- Это вроде как концепция, которую вы не встретите на обычных дорогах. Это специальная машина для скоростных гонок на закрытых трассах.

Гречанник:

- Она выглядит похожей на автомобиль?

Ладыгин:

- Больше она походит на «формулу», только с закрытыми колесами. Некоторые машины имеют колпаки, которые закрывают водителя. Как самолет.

Гречанник:

- А внутри это, видимо, рама из трубок металлических?

Ладыгин:

- На самом деле сам кокпит цельный. Сделан из углепластика. Специальный материал. Легкий и прочный. Проходятся все краш-тесты, испытания. И к нему уже крепится мотор отдельно. Уже от мотора идет коробка, от коробки идут рычаги, колеса и все остальное.

Гречанник:

- Когда вы участвовали в недавней гонке, где вы бронзу получили с российским экипажем, там же ведь тоже какие-то сложные правила. Это же не как в легкой атлетике – все стартуют одновременно с точки старта и должны пробежать через черту финиша?

Ладыгин:

- Примерно так и есть. Естественно, есть правила, есть законы автомобильные, которые тоже нельзя нарушать.

Гречанник:

- Но вам приходилось больше других обгонять, вы же стартовали не с первой позиции.

Ладыгин:

- Естественно, сама гонка растягивается на неделю. Проходят сначала все подготовительные работы, проходят инспекции, проходит специальный парад, мероприятия. Потом идет квалификация. Она проходит тоже в два дня. Занимает очень много времени – порядка шести часов. Кто покажет лучшее время, тот и будет с такой позиции стартовать. Непростая была квалификация в этом году у нас. Условия были сложные, бы дождь во время квалификации, потом он подсыхал, надо было вовремя подобрать нужные настройки, нужную резину, чтобы показывать хорошее время. Машина находится на трассе, представьте, 65 машин находятся на 13 километрах. Это за круг ты примерно делаешь пять-шесть обгонов медленных машин, которые тебе мешают и не дают показать хорошее время. Это тоже очень сложно. В этот раз нам, к сожалению, не удалось показать хорошего времени. Мы стартовали с 16-й позиции.

Гречанник:

- А приехали на 3-й.

Ладыгин:

- Да. Во время гонки обгоняли и дошли до третьего места

Гречанник:

- Получалось, что вся гонка состояла из обгонов.

Ладыгин:

- Конечно. Обгоны постоянно. Заезжаешь на пит-стоп – теряешь позиции, потом сменил колеса, дозаправился, выезжаешь, другой заезжает на пит-стоп, ты его опять обгоняешь. И вот такая чехарда постоянно происходит. Это постоянное движение, обгоны.

Гречанник:

- Как долго происходят смена колес, заправка?

Ладыгин:

- Здесь с машиной могут работать только четыре человека. Получается, толпой наброситься нельзя. На «формуле», по-моему, 24 или 21 человек участвуют в смене колес. А здесь всего четыре. Одновременно меняются только два колеса. Одновременно заправлять и менять колеса нельзя. Сначала идет дозаправка автомобиля, потом начинается смена колес. И в это время еще меняется и пилот.

Гречанник:

- Надо как-то успеть запрыгнут в нее, не помешав техникам.

Ладыгин:

- Запрыгнуть, поменять сиденье специально. Потому что под каждого делается индивидуальное сиденье, оно выливается из специальной пены под твои формы. И нужно его успеть поменять, пристегнуться. Подключить рацию, подключить воду. Потому что без воды не можешь ехать. Ты просто не доедешь от обезвоживания. Ты порядка 3-4 килограммов теряешь только воды во время заезда.

Гречанник:

- Стресс или жарко?

Ладыгин:

- Нагрузки очень большие. Перегрузки в повороте порядка 3G. Они переменно-постоянные. Максимальная боковая нагрузка 3G, в торможении вообще до 5G доходит. У меня есть специальные часы, которые замеряют пульс, максимальное количество ударов – 180, в среднем – 160-170. Когда ты едешь спокойно. Понимаете, какая нагрузка идет в течение такого длительного времени.

Гречанник:

- Какие у вас отношения в команде? Вы помогаете друг другу или есть внутренняя конкуренция?

Ладыгин:

- Естественно, мы сидим в одном автомобиле, ведем один автомобиль к победе, к финишу. Нужно друг другу помогать, тянуть, где-то что-то у кого-то не получается, ты ведешь его, показываешь телеметрию.

Гречанник:

- Помогайте друг другу, рекомендует Кирилл Ладыгин, бронзовый победитель гонки «24 часа Ле-Мана». Говорим о российской команде. Испытываешь гордость за свою продукцию, если это продукция, или за победы своих людей, которые действительно могут похвастать достижениями.

Виталий:

- Двигатель, коробка, другие составляющие машины – это доведенные серийные или это все штучное, уникальная машина?

Гречанник:

- Прототип же, штучное, наверняка.

Ладыгин:

- Я вам скажу так, производство коробки, естественно, уникальное. Уникальная, разработанная именно нашими конструкторами на производстве…, это, по-моему, австрийская команда. Мотор стоит у нас «Ниссан», он идет для всех однотипный. 8-цилиндровый V-образный двигатель. Мощность 600 л/с.

Гречанник:

- У гонки наверняка какой-нибудь жесткий регламент, что касается технических характеристик?

Ладыгин:

- Да, по двигателям есть определенная мощность, определенные требования. Двигатель идет однотипный «Ниссан». Что касается перспективы на будущее, мы планируем разрабатывать уже и в России такие запчасти, как, например, кулаки, амортизаторы для нашей машины. Сейчас идет пробная версия, но в дальнейшем уже производство планируем разрабатывать именно в России.

Гречанник:

- В любом случае прототип строится ведь не на основе какой-либо серийной машины. Это вообще, строго говоря, не автомобиль, это какой-то болид.

Ладыгин:

- Ну да, это специальная машина, сделанная под гоночные трассы. Аэродинамика рассчитана под скорость.

Гречанник:

- В любом случае запчасти не берутся с конвейеров сборочных автомобильных предприятий. Потому что это совсем другая история.

Ладыгин:

- Конечно, все уникальное, все сделано под заказ, специально заточено под скорость, под надежность, все рассчитано, все тестируется.

Гречанник:

- Мы уже поняли, что эта машина – мощный прототип, он далек от серии, у него большое количество настроек. Сколько человек технического персонала и как долго делается этот автомобиль? В процессе гонки какие-то настройки регулируются, изменяются? Или как ее поставили, так она и поехала?

Ладыгин:

- Наш прототип был создан в рекордные сроки. Буквально полгода прошло от задумки, от начала конструирования и до выхода на трассу.

Гречанник:

- Это специально под вашу команду? Это не купленная где-то машина?

Ладыгин:

- Нет, это все специально сделано и разработано нами. Это полностью российский прототип, но построен, сконструирован за рубежом. Есть такая практика.

Олег:

- Кирилл, ты ведь на картинге гонял?

Ладыгин:

- Да, было дело.

Олег:

- Сейчас иногда садишься, катаешься?

Ладыгин:

- Да, я открыл свой картодром прокатный. И люблю ездить, соревноваться со своими друзьями. Приезжайте в Тольятти ко мне в гости. Будем гоняться.

Гречанник:

- Ты активно участвуешь в гонках. По каким категориям, классам автомобилей? Ты же универсальный пилот, насколько я знаю.

Ладыгин:

- Все верно. Мне нравятся любые машины, мне нравятся и раллийные машины, и кольцевые, и зима мне нравится. Мне кажется, я попробовал везде, кроме «Дакара», может быть, такие трофи. Мне нравится скорость. В трофи, конечно, не поездишь на скорость. Но тоже можно где-нибудь… Мне не нравится ковыряться в грязи. Мне нравится скорость, адреналин.

Гречанник:

- А есть страх? И с какой скоростью приходит страх?

Ладыгин:

- К скорости привыкаешь очень быстро. Боишься тогда, когда ты не попробовал. Как только ты попробовал, у тебя страх уходит. Ты понимаешь, что ты это контролируешь, тебе это подвластно. И страх испаряется. Ты уже знаешь, что происходит с машиной, что ты ее можешь контролировать.

Гречанник:

- Я пытаюсь себе представить скорость 300 км/ч. Каким будет тормозной путь, если мне вдруг нужно будет остановиться?

Ладыгин:

- Я тебе скажу точно – сто метров.

Гречанник:

- Это у вас, наверное, такие тормоза, что…

Ладыгин:

- 100-150 метров. Во-первых, и вес автомобиля 900 кг, это, можно сказать, легкая машина. Конечно, формульные машины еще легче. Но если сравнивать со стандартной машиной, которая полторы тонны весит, то здесь тормозной путь очень маленький. До полной остановки с 300 км/ч нам хватает 150-200 метров.

Гречанник:

- В чем заключается тренировочный процесс? Помимо того, что баранку приходится крутить и на педали нажимать, физику надо тренировать, вестибулярный аппарат?

Ладыгин:

- Конечно. Обязательно ты должен быть в форме, постоянные тренировки должны быть. Мне нравится крутить педали велосипеда, мне нравится бегать. Мне не нравится железо тягать. Это ни к чему.

Гречанник:

- А приходится?

Ладыгин:

- Нет. Иногда приходится. В основном все на своем весе делаешь. Подтягивания, отжимания от пола. И главное кардио – это бег и велосипед.

Гречанник:

- А какое количество, на каком пульсе?

Ладыгин:

- Не стараюсь делать максимальный пульс. Когда едешь на велосипеде – 160 ударов, когда бегаешь – 130-140. Для формы лучше маленькие пульсы. Иногда бежишь диаграммой – пробежал 180, опускаешься до 120, потом опять до 180. С ускорением и замедлением.

Гречанник:

- А продолжительность сколько?

Ладыгин:

- Я много не люблю бегать. Максимум – 10-15 минут в своей жизни пробегал. Больше ни к чему. Там уже нагрузка идет на суставы, стараюсь больше на велосипеде ездить.

Гречанник:

- Александр, мы вас слушаем.

Александр:

- Здравствуйте, Кирилл. Хочу поздравить вас с таким призовым местом в гонке. Если вы живете в Тольятти, ваш прототип делался в Тольятти в научно-техническом центре «АвтоВАЗ»?

Ладыгин:

- Нет, не совсем. Наш прототип собирался и разрабатывался во Франции, в городе Ле Люк. Узлы и агрегаты «АвтоВАЗа» пока не используются, но в дальнейшем планируем привлечь российскую компанию для разработки узлов и амортизаторов, кулаков.

Гречанник:

- Постепенно так называемая локализация приходит и в международный автоспорт.

Ладыгин:

- Чтобы был полностью российский прототип.

Гречанник:

- Скажем большое спасибо Кирилл Ладыгину, пилоту команды SMP Racing, который занял недавно в составе российской команды третье место на престижной гонке «24 часа Ле-Мана». Всего вам доброго. До свидания.