Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics

Астраханская область: рыбалка, арбузы и долги по зарплате бюджетникам

Как живется в Астрахани, обсуждаем в эфире программы «Губернатор» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Как живется в Астраханской области?

Как живется в Астраханской области?

Арасланов:

- Это программа «Губернатор». В студии Антон Арасланов и Анастасия Бондарева. Сегодня мы будем говорить об Астраханской области.

Бондарева:

- Из Астрахани была новость (наверное, больше всего ей радовались школьники), что из-за жары чуть не перенесли начало учебного года. В других регионах обычно из-за холодов отменяют занятия, а здесь могло до такого дойти.

Еще одна новость, повеселившая многих, когда оштрафовали за ремонт дороги. Жители наняли за свои деньги дорожников, чтобы отремонтировать внутридомовую территорию, потому что не могли добиться этого от чиновников, но оказалось, что что-то сделали не по правилам, не расставили знаки. Штраф – 25 тысяч рублей.

Арасланов:

- Инициатива наказуема. С другой стороны, можно же понять этих жителей. Я вспоминаю инвалида-колясочника, который сам взял и сломал бордюр, который преграждал ему дорогу, которая шла в поликлинику. А что делать?

Бондарева:

- Эта история была в Красноярске. У нас есть небольшой сюжет по Астраханской области. Давайте послушаем.

«Астраханская область славится в России своими рыбалкой и арбузами. Правда, уникальные сорта полосатиков, которые здесь 10 лет выводил научно-исследовательский институт, недавно поели коровы, пробравшись ночью на опытные поля. Но ученые не унывают, говорят: выведем новые.

Власти региона делают ставку на развитие судостроения, топливной промышленности и сельского хозяйства. По объемам производства овощей, например, регион сейчас на 3-м месте в России. Но немало тут и серьезных проблем. Буксует программа по переселению граждан из аварийного жилья. По данным на 1 июля, область входит в десятку регионов-аутсайдеров по ее исполнению. Астрахань занимает 92-е место в рейтинге 100 крупнейших городов страны по качеству работы коммунальных служб. Это данные портала недвижимости «Домофон.ру». Зато по росту зарплат чиновников по итогам прошлого года Астраханская область оказалась впереди планеты всей. Жалованье муниципальных служащих здесь выросло на рекордные 15%.

Между тем, с тревогой начали учебный год педагоги. Чиновники вынуждены сокращать расходы по статье «Образование» и намерены это делать в том числе и за счет зарплат учителей и самих кадров».

Бондарева:

- Мы не сказали о губернаторе. Александр Александрович Жилкин возглавляет этот регион с 2004 года. В последнее время рейтинг его далеко не радует. В последнем рейтинге эффективности губернаторов, который готовил Фонд развития гражданского общества, он находится в конце, на 76-79-м месте.

Арасланов:

- А сейчас блогер из Астрахани, эксперт общественной организации «За права человека» Елена Гребенюк. Елена, положительно или отрицательно вы оцениваете деятельность губернатора Астраханской области Александра Жилкина?

Гребенюк:

- Отрицательно.

Арасланов:

- Объясните почему.

Гребенюк:

- Элементарно просто. Если вы посмотрите на географическое положение региона, это газодобывающий регион, у нас знаменитая река Волга, дельта Волги. То есть богатый регион, который почему-то превратился, согласно статистике, в депрессивный. В бюджете Астраханской области в этом году не нашлось денег (что нарушает бюджетный кодекс) на зарплаты бюджетникам на два месяца.

Арасланов:

- Я хочу, чтобы четче прозвучало. Денег в региональной казне Астраханской области на зарплаты бюджетникам осталось ровно на 10 месяцев?

Гребенюк:

- По 10-й месяц. На 11-й и 12-й туда еще не попало ничего.

Арасланов:

- То есть ближе к зиме зарплата просто кончается?

Гребенюк:

- Ее пока нет. Где они будут брать деньги? Возьмут новый кредит, которых мы уже набрали очень много? Мы кредиты берем каждый день. Какой-то промышленности… Знаменитый завод «Красные баррикады»…

Арасланов:

- Получается, властям Астраханской области придется сделать очень простой, но очень сложный выбор. Либо сократить зарплаты школьным учителям, воспитателям детских садов, либо какое-то количество из них уволить. Правильно я понимаю?

Гребенюк:

- Уволить, наверное, нет, потому что персонала не хватает. Так проблему не решить ни в здравоохранении, ни в образовании, потому что нехватка персонала ощутима.

Арасланов:

- То есть сейчас уже не хватает рук? Именно поэтому не идет речь об увольнении?

Гребенюк:

- Фактически, насколько я знаю, есть преподаватели, которых очень трудно найти в школах, тем более хороших преподавателей, особенно в сельской местности и т.д.

Арасланов:

- Скажите, насколько велико возмущение этой ситуацией, нехваткой денег в бюджете области на зарплаты бюджетникам? Что учителя говорят? Они никак не возмущаются, не пишут в соцсетях, не пишут открытое письмо губернатору?

Гребенюк:

- Они готовы. Те, которые всю проходили это в перестроечные времена, кто по призванию в школе работают, и без денег работали, потому что любят свою профессию.

Арасланов:

- Видимо, это значит, что средняя зарплата учителя астраханского слишком высока, чтобы возмущаться. Тысяч 100-150 получают учителя в Астраханской области?

Бондарева:

- Насколько я знаю, зарплата – 25 тысяч.

Гребенюк:

- «Средняя температура по больнице» примерно такая. Среднестатистическая зарплата в два раза ниже у учителей начальных классов, допобразования. Но это всеобщая проблема – система оплаты труда.

Бондарева:

- Мы сейчас слышали справку, где говорилось о том, что коммунальная сфера тоже очень хромает, по программе переселения из ветхого и аварийного жилья регион очень сильно отстает. В целом какова обстановка в этом плане?

Гребенюк:

- Действительно, у нас с коммуналкой ужасно, с переселением еще хуже. Сейчас в Астрахани ситуация, когда люди, проживая в доме, оказались вдруг почему-то на строительной площадке. У них под окнами забивают сваи. Застройщику выдано разрешение на строительство, люди не отселены. Более того, администрация даже еще не сложила цену, которую они должны отдать людям, чтобы те могли купить себе жилье. Семья из трех человек - у сына онкологическое заболевание, и он вынужден жить в салоне машины в своем дворе, потому что проведение строительных работ под окнами дома, они боятся просто находиться дома. При этом им никто еще не предложил ни копейки. И это не первая ситуация в нашем городе.

Арасланов:

- И никакого возмущения, никаких попыток изменить ситуацию.

Гребенюк:

- У нас есть люди, которые выходят с пикетами иногда. Люди просто уже не верят, что что-то будет решено.

Арасланов:

- Есть информация о том, что у астраханских чиновников выросла зарплата на рекордные 15%. Так ли это на самом деле? Эта информация на фоне того, что учителям могут зарезать зарплаты (денег может не хватить на их выплату), звучит, мягко скажем, интригующе.

Гребенюк:

- Как объяснил это руководитель администрации Олег Полумордвинов, что статистика это наука, и в связи с тем, что были компенсационные выплаты сотрудникам, вот они вошли в эту сумму, и из-за этого получился подъем.

Арасланов:

- То есть такая числовая эквилибристика, и никакого отношения к реальной жизни.

Гребенюк:

- Да. Те же самые 20 тысяч у учителей среднестатистические, так и это выползло у них. Статистика по стране у нас такая вот. Фактически 6, 8, 10, максимум 12 – это зарплата обычного чиновника в администрации города.

Арасланов:

- Мы дозвонились до Татьяны Бугреевой. Это председатель профсоюза работников народного образования и науки Астраханской области. Татьяна Михайловна, хочется узнать подробнее эту ситуацию. На самом деле что происходит с зарплатами учителей – урезают, предлагают уволиться?

Бугреева:

- Вы знаете, бюджет Астраханской области в 2016 году испытывает огромные трудности, соответственно, недофинансирована наша отрасль в пределах 660 млн. рублей.

Арасланов:

- Вы нам про людей в первую очередь расскажите.

Бугреева:

- Представляете, бюджет только на 10 месяцев, а календарный год – с января по январь. В связи с этим у нас началось поэтапное сокращение и работников, и заработной платы. Если говорить честно, то она фактически у нас снизилась. Наша Астраханская область входит в состав 48 регионов, где действительно произошло снижение заработной платы фактически по всем педагогическим работникам.

Арасланов:

- Дайте нам цифры.

Бугреева:

- Заработная плата у нас должна быть средняя по экономике около 25 тысяч. Она колеблется между 19 и 25 в целом по 13 муниципальным образованиям и областными учреждениями соответственно. Но фактически заработная плата есть и гораздо меньше – и 10, и 12, и 13, и 15. Почему? Потому что у кого-то нагрузка составляет 18 часов, а у кого-то 36 часов. Вы знаете, в нашей отрасли не хватает сегодня 509 учителей. У нас столько вакансий сегодня. Большая часть учителей иностранных языков (48 человек), математиков, учителей русского языка, физической культуры, ОБЖ, физики, педагогов дополнительного образования. Вы спросите, ведутся ли у нас уроки. Ведутся, программы выполняются.

Арасланов:

- Но ведь в этом смысле Астраханская область – регион не уникальный. Нехватка бюджетных средств наблюдается в большом количестве регионов нашей страны.

Бугреева:

- Я сказала, что мы вошли в состав 48 регионов. Мы особый регион, у нас есть всё. У нас добывается нефть, газ, выращиваются овощи, фрукты, мы добываем соль. Почему налоги на добычу полезных ископаемых уходят в федеральный бюджет, почему не достаются нашему субъекту? Сегодня депутаты всех партий предлагают и выдвигают один из главных мотивов в предвыборной работе – что они добьются от федерального центра, чтобы часть средств возвращалась в региональные бюджеты. Почему на МРОТ, который приняли, которым мы гордимся, что 7,5 тысяч рублей теперь минимальный размер оплаты труда, почему до сих пор деньги не выделены? Может быть, вы скажете, что у нас и этот закон не выполняется. Нет, выполняется. За счет чего? За счет внутреннего перераспределения. То есть отбирают у других, у основного состава, у учителей, уменьшают у них стимулирующие и выплачивают 7,5 тысяч рублей.

Арасланов:

- Ваша боль и ваше разочарование понятны. Нам блогер из Астрахани Елена Гребенюк говорила, что несмотря на весь ужас ситуации, люди не возмущаются, не пишут писем открытых.

Бугреева:

- Я это слышу. Или боятся… Хотя чувство страха, наверное, до сих пор есть, как это ни странно. 2016 год. Люди боятся сказать о том, что их не удовлетворяет заработная плата. Вы знаете, по одному из наших районов, Енотаевскому району, где есть коллективная жалоба, свыше 350 подписей. Так учителя вдруг заговорили, что, может быть, стоит бросить эту педагогическую работу, может быть, стоит заняться разведением хозяйства, взять землю и выращивать овощи.

Арасланов:

- А почему нет? Вам Дмитрий Анатольевич сказал: не хватает денег – идите в бизнес.

Бугреева:

- Вы помните, как Медведев это сказал? Он предложил учителям: идите в бизнес, научитесь зарабатывать. Простите, а как же отношение к нашей самой главной отрасли, к самой главной профессии на земле – учителю, который несет свет и добро?

Арасланов:

- Нам пишут из Красноярска: «Жена учитель, зарплата – 15 тысяч рублей». Еще одно сообщение: «Сообщение о росте зарплат чиновников вызывает вопрос: куда смотрит прокуратура? Повышают зарплату тем, кто так бездарно правил, что экономика всё хуже? Это подобно нашим законам, стимулирующим безнаказанность отморозкам». Еще одно сообщение, касающееся зарплат учителей: «Удмуртия, город Ижевск. Моя жена – учитель начальных классов со стажем 14 лет. Зарплата в месяц не дотягивает до 16 тысяч. И это по максимальной загрузке – классное руководство, продленка и т.д.» Еще одно сообщение, из Дагестана: «У меня мама и папа учителя первой категории. Мама получает 5,5 тысяч рублей, папа получает 3700». На этом фоне кажется, что астраханские учителя жируют.

Бондарева:

- Татьяна Михайловна, на сегодняшний день есть какой-то выход из ситуации? Пока в бюджет деньги не возвращают. Учителя боятся получить зарплату, которая окажется гораздо меньше, чем они рассчитывали.

Бугреева:

- Абсолютно верно. Тем более, потратив свои отпускные, они надеются, что за сентябрь они получат полностью. Если нам не удастся разрешить эту ситуацию и не будет добавлено средств из бюджета, не оказана конкретная помощь Астраханской области, у нас так и будет идти снижение заработной платы, скорее всего, и октябрь, и ноябрь, а на декабрь вообще не будет заработной платы. Раньше мы всегда добивались, чтобы в декабре мы получали зарплату за декабрь полностью. Именно в декабре. Потому что у нас сроки выплаты 5-го и 20-го, а 5 января – это праздничные дни, и нам должны выплатить в декабре. Нас уже запугивают и говорят, что не дадут в декабре за декабрь, да еще она будет уменьшена.

Арасланов:

- Татьяна Михайловна, что приходится учителям астраханским делать?

Бугреева:

- Единственный шанс добиться хорошей заработной платы и более-менее получить – это увеличить нагрузку. В связи с отсутствием кадров нагрузка резко увеличилась. И второе – это репетиторство, чем у нас учителя и занимаются. Правда, это закрытое репетиторство. Это не открытые какие-то общества с ограниченной ответственностью.

Арасланов:

- То есть приходится прятаться учителям.

Давайте дадим слово Владимиру Путину. Дело в том, что началась пресс-конференция Владимира Путина по итогам рабочего визита в КНР. Как вы знаете, G20 сегодня подводит итоги. Итак, Владимир Путин, прямая трансляция пресс-конференции.