Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics

Мешает ли советское наследие развиваться современной России?

Наш политический обозреватель Александр Гришин и политический деятель и бизнесмен Владимир Семаго поспорили об этом в эфире программы «Радиорубка» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Мешает ли советское наследие развиваться современной России?

Мешает ли советское наследие развиваться современной России?

Афонина:

- 25 лет назад с мировых карт исчезла страна под названием СССР. Но исчезло ли то самое советское прошлое? Или фантомные боли до сих пор продолжаются? Вот это каждый год выясняют социологи. В этом году был проведен очередной опрос, который показал, что 56 % россиян сожалеют, что Советский Союз распался. 51 % считают, что этого можно было бы избежать. На вопрос о причинах недовольства распадом Советского Союза 53 % ответили, что в результате была разрушена единая экономическая система. 43 % - что люди потеряли чувство принадлежности к великой державе, что возросло взаимное недоверие и ожесточенность. И прочее, прочее, прочее. Но мешает ли советское наследие развиваться современной России? Вот об этом сегодня поспорят политический деятель и бизнесмен Владимир Семаго и политический обозреватель газеты "Комсомольская правда" Александр Гришин. Сейчас у каждого из вас будет возможность донести до нашей аудитории вашу точку зрения. И ответить на вопрос: действительно ли советское прошлое пудовыми гирями висит на ногах современности и будущего? Владимир Владимирович, как вы считаете?

Семаго:

- Спасибо, что вы разрешили мне первым. Хотя это не очень здорово. Всегда легче аргументированно возражать, нежели декларировать. Попробую. Во-первых, что такое фактор сожаления? Понятно, что мы все помним, некоторые даже жили, я так смотрю на собравшихся здесь, многие жили в советское время.

Афонина:

- Да что там – все собравшиеся здесь жили.

Семаго:

- Я не стал бы уточнять так строго. А вот сожаление, например, о рабовладельческом строе или о крепостном праве бывает только в воспаленном воображении, либо у Никиты Михалкова по поводу крепостного права, либо у каких-то специальных людей, обладающих историческими знаниями про рабовладельческий строй. А ведь если так говорить объективно, наверное, и в том, и в другом можно найти какие-то позитивные моменты, сожалеть о них, ностальгировать, говорить о том, что вот как хорошо бы было, если бы то, что было тогда, пришло бы сегодня… Одновременно с этим в любой другой момент прекрасно понимаешь, что возвращение к неким историческим регалиям, каким-то событиям – это всегда определенный возврат. Возврат в мышлении, в понимании, в движении, в динамике. Ну где вы видели из тех философов или умных мира сего декларацию какой-то концепции, основанной на том, что было вчера? Миром движет, и двигает, и будет двигать только некий прогрессивный взгляд, некая нестандартная позиция, направленная в будущее.

Когда мне встретился бы человек, который бы сказал: вы знаете, я совершенно не хочу иметь ту псевдосправедливость, которая была в Советском Союзе, но я хочу, чтобы понимание того, что было в нас хорошего, не ассоциировалось с какой-то политической конструкцией, с ролью какой-то партии, с ролью какой-то идеологии. Было что-то хорошее. Оно было хорошее органически. Может быть, даже вопреки. Не за, а вопреки. Вот все, что хорошее я помню в Советском Союзе, оно шло как бы из некоего, если не внутреннего сопротивления на сто процентов, то из неприятия, некой иронии, чуть-чуть фига в кармане. Я имею в виду людей, которые думали в то время о чем бы то ни было. Потому что огромное количество людей, как и сейчас, жило тогда ощущением – с девяти до шести, потом телевизор, пиво, теща в соседней комнате, и спать. Очень часто такая мужская позиция доминировала на протяжении всей жизни. Иногда это перемежевывалось рыбалкой, может быть – охотой, еще какими-то интересными событиями из жизни. Но не более того. А вот люди, которые существовали с неким ощущением того, что перемены нужны и возможны, они, конечно, воспринимали все происходившее тогда, может быть, чересчур иронично, может быть, чересчур критично. Но, с другой стороны, ведь не вся страна была диссидентами. Их было несколько десятков человек. Я помню прекрасно этих людей, которые далеко не безупречны были в моральном плане.

Афонина:

- Я вынуждена вас прервать. Теперь право на три минуты, чтобы донести свое мнение, есть у Александра Гришина.

Гришин:

- Единственное, что позволяет сейчас России хоть как-то развиваться, это то самое советское наследие, о котором с таким достаточно пренебрежительным, философским отношением высказался мой оппонент. В принципе, что такое советское наследие? Во-первых, это промышленность, которая существует. Это наука, которая существует еще. Причем в базовой части еще. Громадные заделы были сделаны. И сейчас Россия сидит по-прежнему на той основе, и новые разработки во многом опираются на то, что было сделано в СССР. Что касается… я уже не буду говорить о том, что, допустим, даже мобильный телефон был изобретен в СССР, а не в США, не в Германии, не в Израиле, не где-либо еще. Другое дело, что не было потребности в промышленном выпуске подобных аппаратов. Поэтому он оказался не востребован и даже не запатентован. В социально-общественном плане у нас фантастическое наследие СССР. Кстати говоря, недавние флешмобы, которые проходят, с пением людьми в разных городах, даже уже теперь в разных странах, в разных государствах, они доказывают и существование, и значение этого наследия.

Господин Семаго говорит о псевдосправедливости. Я бы сказал, псевдосправедливости нет даже сейчас. А в СССР была действительно справедливость. Я уж не говорю про то, что поступить умному молодому человеку откуда-то из глубинки в лучшие вузы страны и обеспечить себе потом определенный рост – и карьерный, и все остальное, - это было возможно в СССР, в отличие от нынешнего времени. Поэтому я, даже не выбирая трех минут, могу сказать, что наследие СССР чрезвычайно важно. Лишь потому, что мы не потеряли его окончательно, мы остались существовать как государство, как целая страна.

Афонина:

- Призываю радиослушателей присылать сообщения, звонить в прямой эфир. Зачитываю сообщения, которые пришли на WhatsApp: «Да от советского прошлого мы ушли. Может быть, не от самого идеального лучшего. Но ведь пришли-то к еще более, так скажем, не очень хорошему. Так что стоило ли из Советского Союза уходить ради нынешней России? Не уверен». «Развивать экономику нужно, используя все самое лучшее из СССР. Частная собственность на средства производства – это воровство и коррупция. Средства производства – в руки государства! И планирование!» - пишет Валерий. Далее: «А вам свое детство мешает, например, отрочеству?» Максим пишет: «Советское наследие разворовывают уже 25 лет и никак не могут разворовать». «Только благодаря СССР наша страна еще как-то существует». Это всего лишь несколько сообщений, который пришли на WhatsApp. Послушаем телефонные звонки.

Антон:

- По поводу нашего советского наследия хотел бы выразить свое мнение. Я родился в 1967 году, поэтому кое-что помню о нашем советском времени. И считаю, что советское наследие, к большому сожалению, висит на нас пудовыми гирями. Это связано с абсолютной бездуховностью советского общества. Получается, что несмотря на гигантские материальные достижения, успехи, вся страна была разворована и распродана бездуховными советскими людьми, коммунистами, комсомольцами, которые стали олигархами.

Гришин:

- Вы о чем говорите? Какие бездуховные советские люди?

Афонина:

- Вы считаете, что советское прошлое висит пудовыми гирями?

Антон:

- Да.

Гришин:

- Скажите, вы в детстве пионером были?

Антон:

- Был, да.

Гришин:

- Старушек через дорогу переводили?

Антон:

- Приходилось переводить. И что это значит?

Гришин:

- Вы это делали, стиснув зубы? Скрепя сердце?

Антон:

- Ну почему. Знаете, в чем проблема. Когда я побывал в Советской армии, к большому сожалению, я понял, что все это сказки о нашей советской хорошей жизни. Я был разочарован полностью.

Гришин:

- Из армии, конечно, приходят по-разному. У нас в роте тоже был один товарищ, все время мочился ночью, может быть, от разочарования в советской жизни. А что вы, бездуховный советский человек, разворовали?

Антон:

- Но ведь все люди, воспитанные…

Гришин:

- Что вы конкретно разворовали?

Антон:

- У меня ничего не было. Мне нечего было воровать на работе.

Гришин:

- А кто разворовал?

Антон:

- А комсорги, коммунисты.

Семаго:

- Он сказал, да. Вся верхушка Советского Союза.

Гришин:

- 40 миллионов коммунистов. Они всё разворовали?

Антон:

- Да.

Гришин:

- Я бы вам в морду дал, если бы встретился.

Афонина:

- Ой-ой-ой, Александр Павлович.

Гришин:

- Потому что у меня отец был коммунистом, который вступил в компартию на фронте, в Великую Отечественную войну. Если всякая сволота будет говорить, что он у кого-то что-то украл, я бы бил эту сволоту каждый раз при встрече.

Семаго:

- Это рубка настоящая. Давайте охладим.

Гришин:

- Удивительное дело – бездуховность. А кто вам мешал быть духовным? Советская армия вам мешала? Ты вышел, пришел из Советской армии. Кто тебе мешает быть духовным? Или духовный – это только на императора молиться?

Семаго:

- Можно глухонемому сказать? Во-первых, давайте точки над ё. Я человек убежденных левых взглядов. Убежден, левые взгляды и левое движение в конечном итоге завоюют в человечестве доминирующую роль и значение. Теперь по существу того, что вы говорили в самом начале. Достижения науки, техники, промышленности и прочее. Если бы Советского Союза не было, то Россия пошла бы по несколько иному пути. Пути аборигенов, пути людей, которые занимаются сельским хозяйством, выращивают кукурузу и больше ничего в этом жизни не умеют. Либо некая динамика прогрессивного развития научно-технического все-таки коснулась бы и России. Я думаю, что, может быть, в меньшей степени, но, наверное, Россия развивалась бы вместе со всем миром. Это первый мой аргумент. Поэтому никакого отношения к Советскому Союзу не имеет. Это движение вперед человечества в целом.

Второе. Мобильный телефон – это, к сожалению, аргумент против вас. Почему? Потому что порочная система Советского Союза многим достижениям науки и техники не давала ходу, в силу своей закомплексованности идеологической: а зачем нам? КГБ не сможет следить за всеми, если у всех будут мобильные телефоны. Надо будет что-то делать, какие-то ловушки, какие-то глушилки ставить. Мы с «Голосом Америки» никак справиться не можем, а тут еще какие-то телефоны будут. Это второй аргумент.

Третий аргумент – ваша позиция по карьере. Вот человек приехал из глубинки, научился, поступил. Между прочим, во Франции то же самое. Человек может приехать и поступить.

Гришин:

- Причем здесь Франция?

Семаго:

- Я объясняю. Система образования – приезжаешь бесплатно, учишься. Если ты учишься хорошо, ты дальше учишься. У нас была изумительная система образования, согласен с вами. Дальше мы говорим о карьере. Карьера строилась, только если ты нажмешь себе на сонную артерию, наступишь на горло собственной песне и начнешь говорить в унисон, что Советский Союз, коммунистическая идеология – лучшие в мире. Ты никогда бы в Советском Союзе не продвинулся, если бы ты не служил системе. Если это считается раскрепощением человека, если это считается идеалом стремления человеку к совершенству, то я пасую. Потому что по сути своей…

Гришин:

- Десятки, сотни, тысячи конструкторов, которые работали в Советском Союзе, опровергают самим фактом своего существования ваши слова.

Семаго:

- Нет, Саша.

Гришин:

- У меня брат никогда не был коммунистом, работал главным специалистом Коломенского тепловозостроительного завода.

Семаго:

- Правильно. Но он никогда не имел возможности поехать в город Лейпциг или Дюссельдорф, чтобы работать там конструктором. Его бы никто не выпустил.

Гришин:

- Он ездил в город Софию, в Варну

Семаго:

- Курица – не птица, Болгария – не заграница. Так оно и было.

Гришин:

- Ну ладно, хватит вам! Я не понимаю, как вы, человек левых взглядов, из КПРФ в «Единую Россию»?

Семаго:

- Объясняю. Во-первых, я никакого отношения к "Единой России" не имею. Во-вторых, вся страна в 1999-2000 году воспрянула после того, как немощный президент ушел и появился нормальный, прогрессивный, перспективный лидер. И эти иллюзии были не только у меня, а у многих. Что касается…

Гришин:

- Ах, это иллюзии?

Семаго:

- Я считаю, что да. Сегодня мне кажется, что это иллюзии.

Гришин:

- Понятно. То есть 90-е вам кажутся лучше?

Семаго:

- Человеку свойственно ошибаться. Нет, я говорю о переходном периоде, когда президент Путин стал президентом Путиным. Я говорю о том, что энтузиазм был достаточно высокого уровня. И многие ждали, что произойдет нечто такое, что заставит нас действительно гордиться тем, что мы делаем.

Гришин:

- Вы знаете, чего ждали многие? Того, что он вернет всех в Советский Союз. Вот чего ждали.

Семаго:

- Я так не думаю.

Афонина:

- Давайте послушаем телефонный звонок.

Александр:

- Я из Батайска. Перед этим звонивший ничего не читал и сегодня не читает. Маркс давно доказал, что капитализм – это могильщик народа.

Семаго:

- А причем тут капитализм? Мы же говорим о формации Советского Союза. Вот сейчас у вас капитализм или не капитализм?

Гришин:

- Сейчас у нас капитализм.

Семаго:

- Нет, неправильно. С точки зрения Маркса, у нас никакого отношения… 60 % объема производства принадлежит государству. Какой капитализм?

Афонина:

- Дайте Александру досказать.

Александр:

- Вот я сегодня пришел из арбитражного суда. Восьмой раз ходил. Нам, дачникам, с советских времен принесли квитанции за свет – по 23 тысячи.

Афонина:

- Ответьте конкретно на поставленный вопрос: советское наследие мешает развиваться современной России?

Александр:

- В СССР было только прогрессивное.

Семаго:

- Мешает.

Александр:

- Мой родной брат из деревни, а дошел до зам. генерального директора объединения «Позитрон» в Ленинграде.

Афонина:

- Вновь говорят про социальные лифты.

Семаго:

- Я вам сейчас даже пример приведу.

Гришин:

- И не надо было быть членом КПСС.

Семаго:

- Судебная система сегодняшняя на 98 % ориентирована на государство. Если вы придете в арбитражным суд с вашим частным иском частного человека, а на другой стороне будет стоять государство, я вам гарантирую, что вот эта ментальность советского судьи, пришедшая оттуда сюда, никогда не позволит принять ему решение о том, что правы вы, а не государство. Потому что это тренд.

Гришин:

- Сколько людей у нас ходят по судам? Меньшая часть. А мы должны ориентироваться на большинство.

Семаго:

- А большинство не ходит.

Афонина:

- Зачитываю некоторые сообщения, которые пришли на WhatsApp: «Только благодаря СССР наша страна еще как-то существует. Всех и во все времена Россия кормила, кормит и будет кормить. А сама голодная». Поддерживают Александра Гришина, пишут: «Браво, Александр!» «Не жил в СССР, но сейчас бы американцы вели себя более сговорчиво по той же Сирии, если бы Союз существовал». Негодуют: «Ведущий оскорбляет слушателей! Удивительное дело!!!»

Гришин:

- Это не ведущий, это я, гость. Ведущий у нас – Лена Афонина.

Афонина:

- Ведущий журналист. «В СССР была высокая нравственность. Ее сейчас не хватает». «Советское наследие в виде газопроводов и трубопроводов в Европу сегодня кормит Россию. Даже Украина, которая проводит декоммунизацию, стыдливо умалчивает, что единственное, что реально кормит их, это советское наследие в виде промышленности и газопровода». «Я полностью поддерживаю Александра». И даже комментарий по поводу радиослушателя, с которым не согласен отправивший сообщение Валерий из Краснодара.

Алексей:

- Я совершенно согласен с Владимиром Семаго. Когда Гришин начинает на аргумент, что существуют правила, приводить примеры исключений, это просто по-детски, неинтересно.

Гришин:

- Какие исключения?

Алексей:

- Семаго вам говорит, что СССР было просто государственное рабство на людей. Некоторые выезжали за границу, да, были такие примеры. Но это было не большинство. Вам Семаго говорил про большинство, как жили, а не про то, какие у вас там особые случаи, ваш брат, сват или еще чего-то. И самое печальное наследие Советского Союза, ужасное вот какое. Это равенство мужчин и женщин. Когда у мужчины отобрали права на жен и детей. И с этого момента началось и паскудство, и новая религия коммунизма. У мужчин отобрали права, а у государства осталось на жен и детей. Поэтому сейчас и дети никому не нужны, и жены у нас как проститутки в массе своей.

Гришин:

- Вы рады, что вас поддерживают люди с таким уровнем аргументации?

Семаго:

- Вы знаете, во всяком случае, я уважаю и ценю мнения разные и разных людей.

Гришин:

- У кого отобрали права на жен?

Семаго:

- Этот тезис для меня не совсем точный. Просто мы не дали человеку договорить. Но меня вот что настораживает в вашей позиции и позиции тех людей, которые вас поддерживают. Мы опять-таки говорим о Советском Союзе как о неком носителе политической конструкции, как о носителе некой идеологии. Конструкция, которая давила на человека.

Гришин:

- Государства без идеологии не существует.

Семаго:

- Кроме нынешней Российской Федерации, в которой идеология запрещена, если мне не изменяет память. Я понимаю, что это порочно, что не нужно этого делать. Но, тем не менее.

Гришин:

- То, что записано, еще не означает, что так оно и есть.

Семаго:

- Абсолютно точно. Согласен с вами полностью. Поэтому Великобритания живет без конституции и прекрасно себя чувствует. Но мы говорим не об этом. Я еще раз подчеркиваю. Движение, научно-технический прогресс, вне зависимости от политической, экономической системы, происходит. Лучше или хуже – вопрос другой, сослагательного наклонения мы с вами здесь применить не можем.

Гришин:

- Не надо философствовать.

Семаго:

- Но что касается…

Гришин:

- Вы ничего конкретно еще ни разу не привели, ни одного примера, когда бы наследие СССР в чем-то помешало развитию России.

Семаго:

- Я сказал: судебная система – первое. Советская ментальность судей сегодня доминирующая в судопроизводстве Российской Федерации. Тут ничего не сделаешь. Второе. Вы скажите мне, можно ли было в советское время снять фильм, порочащий КГБ?

Гришин:

- В советское время был снят фильм, порочащий вообще весь государственный строй.

Семаго:

- Что за фильм?

Гришин:

- «Так жить нельзя» Говорухина.

Семаго:

- Да нет, это уже не Советский Союз.

Гришин:

- Это Советский Союз.

Семаго:

- Это публицистическая документальная лента. Мы очень близкие товарищи со Станиславом. Но я говорю о другом.

Гришин:

- Если вы близкие товарищи, вы должны знать, что он сейчас ни о чем, наверное, так не сожалеет, как о том, что он снял тот фильм, в котором он опорочил Советский Союз. И возвеличил царскую Россию.

Семаго:

- Я могу вам сказать, что товарищество – это совершенно не означает единство во взглядах. Мы можем быть друзьями, но мы можем иметь противоположные точки зрения.

Гришин:

- Я не говорю, что вы с ним должны иметь одну точку зрения.

Семаго:

- Даже если я знаю его позицию, это мало что аргументирует.

Гришин:

- А для меня это аргументирует. Когда создатель сам отказывается от того, что он делал. Потому что он пересмотрел со временем, он понял, что он сделал, какое это оказало влияние.

Семаго:

- Это возрастное. Поверьте мне, мне 70 лет. Я хочу сказать о другом. Я задал очень конкретный вопрос. Я начал говорить о том, что в советское время фильм сделать, порочащий КГБ или критикующий КГБ, было невозможно. Художественный фильм. Теперь у меня вопрос: можно ли сегодня сделать художественный фильм, порочащий ФСБ? Нет!

Гришин:

- Да, можно. И делается.

Семаго:

- Нет. Более того, доминанта в кинопроизводстве государства – это возврат к старому советскому наследию. Хочешь что-то делать – делай то, на что мы тебе дадим деньги. Мы тебе дадим деньги – ты делай. Не будешь делать того, что мы хотим, не будет денег. Это советская ментальность.

Гришин:

- Слушайте, столько фильмов вышло откровенно дерьмовых, которые порочат СССР, Победу, снятых на государственных деньги.

Семаго:

- Может быть, есть какие-то примеры из советского времени?

Гришин:

- Не из советского, из нынешнего.

Семаго:

- Это плюнуть в спину умирающего – святое дело. Я согласен.

Афонина:

- «Левиафан» Звягинцева.

Семаго:

- Но это никакого отношения не имеет к советской системе и к советской действительности. Это снято, видимо, вопреки. Это своя собственная ментальность и свое восприятие.

Афонина:

- Но на деньги государственные этот фильм снят.

Семаго:

- Конечно. Но он не может снять сегодня на государственные деньги фильм, я еще раз говорю, порочащий правоохранительные органы в виде ФСБ. Не может! Потому что ФСБ – это структура незыблемая для правопорядка в стране. Еще один момент. Давайте к этому вернемся. Скажите, пожалуйста, на сегодняшний день вот тот всплеск патриотизма, тот достаточно активный гражданский тренд, который существует, он обращен на современную Россию или он обращен на Советский Союз больше? Мы при Советском Союзе были вот такие, давайте сейчас вернемся к тому состоянию, правильно?

Гришин:

- Я хочу вернуться к фильму «Марш Турецкого», сериал, в котором была опорочена ФСБ. Именно комитет. Куча сериалов, в которых правильные милиционеры борются с ФСБ. Те же «Ментовские войны».

Семаго:

- Мы же не будем сейчас фабулу пересказывать.

Гришин:

- Вы просили назвать, я называю. Сейчас куча фильмов создается, в которых плохие фээсбэшники мешают хорошим ментам. Плохие менты мешают хорошим ментам и так далее.

Семаго:

- На уровне старшего лейтенанта, правильно?

Гришин:

- Нет! На уровне полковников, на уровне генералов.

Семаго:

- На уровне Захарченко.

Афонина:

- Мы ушли в творческие дебри.

Семаго:

- Просто я говорю о том, что…

Афонина:

- Дадим слово радиослушателю.

Александр:

- То, что вы сейчас говорите, просто пена поверхностная. Налет непонятный. Основа, о чем мы говорим, что Советский Союз – это была стройная система каких-то ценностей определенных. И мы в Сибири живем, что я куда-то рвался в Таиланд… Если у меня дети обеспечены, здоровы, я знал, что у меня впереди светлое будущее определенное. Я работал в оборонке, разработчиком работал. Никто меня не спрашивал, комсомолец я или коммунист. Я развивался согласно своему образованию и интеллекту. И это была стройная система. Если бы этот разброд и шатание существовал, Советский Союз бы не развивался как государство, самое мощное в мире.

Семаго:

- И не прекратил бы свое существование.

Гришин:

- Прекратил он свое существование по другим причинам.

Александр:

- Люди просто верили своему правительству, они привыкли верить власти.

Семаго:

- Александр, вы каким-то образом противодействовали моменту развала Советского Союза? Вы лично? С вашим пониманием – нравственным, моральным? Вы понимаете, что гибель страны?

Александр:

- Мы Белый дом не бомбили. У нас все люди работали. Я ходил в свой институт.

Семаго:

- И ничего не смог сделать.

Александр:

- Народ подвели к факту… люди верили, что будет лучше.

Семаго:

- Вот тот самый советский народ из Советского Союза, который воспитан в идеалах самого лучшего, самого светлого, что есть в человечестве, не смог в своей массе удержать свою страну.

Александр:

- Парадоксально, но на нем сейчас Россия и поднимается.

Семаго:

- Значит, порочная система.

Александр:

- Эти же заводы, эти же институты сейчас и работают.

Афонина:

- Зачитаю сообщения. Валерий пишет: «Сейчас продвигаются по принципу кланов родственники и друзья». «Не надо идеализировать советское прошлое, но и не надо его демонизировать. Нужна не частная собственность и не государственная, а гармоничное сочетание одного с другим», - пишет Андрей. «Если бы у нас не было этого наследия, то нас бы тоже, возможно, не было», - пишут нам из Новосибирска. «Советское наследие ни при чем. Разве плохое было образование, медицина? Путевые листы – и те из советских времен. Развитию мешает наша нефть», - пишет Александр. «Советская Россия унаследовала от царской России идейность». «Нет, не мешает, это наша гордость. СССР был не идеальной страной, но это лучше, чем 90-е. Я из Белгорода, я 1985 года», - пишет Денис. «Великобритания – монархия. Так что, может, нам стоит выбрать царя, и заживем».

Семаго:

- Я говорил в комментарии, что там нет конституции. Она прекрасно себя чувствует.

Афонина:

- «Бюрократия безумная – это со времен СССР. До сих пор страдаем». «Бандитскимй Петербург» - это тот фильм, где вся и всё опорочено». «Я, наверное, чего-то не понимаю, но зачем снимать фильмы, порочащие органы правопорядка?» Нам советуют посмотреть сериал «Карпов» - там ФСБ опорочена в полной мере. «Развалили СССР те самые коммунисты, которых защищает Гришин». «Беда не в том, что ушли из СССР, плох он был или хорош, а в том, что ушли не туда, в отличие, скажем, от Китая, где и монополия одной партии осталась, и идеология – коммунистическая». «Либеральным политикам и экономистам, как плохим танцорам, всегда чье-то наследие мешает», - пишет нам Максим. «Да, не было бы наследия, жили бы сейчас как в Сомали. И разные Каддафи бегали бы от демократических бомб, а народ – одни племена остались, несколько кучек заправляли…»

Гришин:

- Удивительное дело, что приверженец левых взглядов, как он говорит, сейчас пытается сказать…

Семаго:

- Он – это кто?

Гришин:

- Вы. Я говорю в аудиторию. Как говорит господин Семаго, что он сторонник левых взглядов, он считает, что социалистический СССР висит тяжким бременем на ногах дикой капиталистической России. Потому что в России сейчас капитализм только пытается выстроиться государственный, но все равно срывается к тому дикому, которым он был в 90-е.

Афонина:

- Еще один комментарий. «Я прожил в США два года. Вы даже не представляете, идеологически они живут как в самые худшие годы СССР. Если ты идешь против системы и правящей элиты, ты не достигаешь ничего. Если ты не чей-то сын, то во власть не попадешь. И так далее…»

Денис:

- Наследие СССР в большинстве случаев приватизировано. И на эту собственность уже сделаны многомиллионные долги. Наследие СССР – это хамство и коррупция чиновников. 80 % старой партноменклатуры сейчас находятся у власти.

Семаго:

- Согласен.

Денис:

- Устав ЦК КПСС гласит, что ЦК КПСС – это не государственная организация.

Гришин:

- Не было устава ЦК КПСС. Не несите бред. Был устав Коммунистической партии Советского Союза. Я не желаю слушать людей, которые не понимают того, о чем они говорят.

Семаго:

- Устав партии существовал. Вы зря уж так жестко. Это, конечно, не устав ЦК.

Афонина:

- Александр Павлович, вы ответили Денису.

Александр:

- Хочу поддержать Александра Павловича. Потому что практически все, что сейчас мы имеем, это все наследство нашего Советского Союза.

Семаго:

- Материальное вы имеете в виду?

Александр:

- Даже считается так, вот вам, Семаго, хочу сказать, что 90 % успеха любого олигарха держится на наследии предыдущих поколений.

Семаго:

- Хорошие слова, но только безосновательные. Вы говорите о материальной составляющей. А мы говорим об идеологической составляющей. Это разные вещи. То, что было после Советского Союза, осталось как наследство, которым мы не умеем должным образом распорядиться, это еще не аргумент, чтобы говорить о том, что Советский Союз – это лучшее, что может быть на свете. Короткая реплика по поводу спора КГБ – ФСБ. В советское время был такой сериал «Следствие ведут знатоки». Вот это же сегодня плохой полковничек, плохой майорчик. А система, которая душит, которая создается сегодня ,реанимируя КГБ, а она реанимируется, эта система, сегодня, просто наш формат не позволит нам аргументированно доказать это, она сегодня присутствует. И попробуйте вы сказать…

Гришин:

- ФСБ предотвратило 10 терактов в этом году.

Семаго:

- Они могли сказать, что 50. Почему всего десять? Они говорят, вы ничего проверить не можете.

Гришин:

- Как это невозможно проверить?

Семаго:

- Вы участник процесса?

Гришин:

- Я не участник процесса.

Семаго:

- А как тогда проверить?

Гришин:

- Когда они проводят операцию, для этого есть центр общественных связей.

Семаго:

- Это гласная операция.

Гришин:

- Он извещает о том, что это было.

Семаго:

- О том, что они это провели. Конечно. А почему 50 не сказали?

Гришин:

- Когда будет 50, они скажут.

Семаго:

- Я понял, бескорыстная и честная организация, к сожалению, в которой генерал-лейтенанты и генерал-полковники попадают в тюрьму.

Гришин:

- И вы – сторонник левой идеи?

Семаго:

- Нет, я сторонник того, чтобы плохое КГБ, которое было…

Гришин:

- Что же вам всем комитет-то… он был непереносим для вас тогда, и для вас ФСБ переносима сейчас.

Семаго:

- Давайте уточним.

Гришин:

- Почему вы ни на какие другие государственные институты не обращаете внимание?

Семаго:

- У меня такое ощущение, что вы говорить со мной не хотите. Вы хотите говорить сам. Я слушаю. Я хочу вам ответить. Почти 20 лет своей сознательной жизни я проработал против Соединенных Штатов Америки в составе специализированной организации, о которой вы говорите. И, тем не менее, я знаю, что функция подавления, функция карательная ничего общего не имела ни с контрразведкой территориальной, ни с государственной контрразведкой, ни с внешней контрразведкой, то, чем занимались нормальные люди. А вот это подавление, фактор подавления доминирующий сегодня присутствует в нынешней ФСБ как тяжкое наследие Советского Союза. Я закончил.

Афонина:

- Зачитываю финальные сообщения. «Как любят свое прошлое унижать. Вот сейчас вы говорите, уважаемый гость, что не ездили за границу. А ведь только за счет людей, которые работали, поднимали свою страну и после войны, и до войны, какие заграницы могли быть? Зато сейчас работает сколько народу, сколько гуляет бездельников, которые не платят налогов и так далее. Поддерживаю Гришина».

Семаго:

- И хорошо.

Афонина:

- «А какая страна победила нацизм? А где из людей сумочки делали?»

Итоги нашей сегодняшней программы весьма показательные. Мешает ли советское наследие развиваться современной России? Да, мешает, считает Владимир Семаго. Нет, не мешает, сказал Александр Гришин. Расклад следующий: 2 % нашей аудитории поддерживали вас, Владимир Владимирович. 98 % голосов наших радиослушателей за точку зрения Александра Гришина. Практически единодушно: советское наследие не мешает развиваться современной России.