Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics

Эдгард Запашный: Большой Московский цирк пытается, чтобы российский флаг поднимался в других странах

Главное - вовремя
Главное - вовремя

Главное - вовремя

Антонов:

- Друзья мои, обещали вам специально приглашенного гостя – народный артист Российской Федерации, директор Большого Московского Государственного цирка, дрессировщик Эдгар Запашный у нас сегодня в гостях. С наступающим!

Запашный:

- Спасибо вам большое. И вас тоже с наступающим.

Антонов:

- Я не представляю, когда Эдгард высыпается, потому что и административная должность, и сейчас уже по сложившейся традиции с 2007 года каждый год новогоднее шоу. Причем, каждый год новое… Можно было бы на том же «Садко» лет 20 работать…

Запашный:

- Вы абсолютно правы. Потому что там Полунин, которого постоянно восхваляют, да, «Снежное шоу» уже лет 25 показывают.

Антонов:

- Да.

Запашный:

- И многие так делают, но мой брат, Аскольд Запашный, как главный творческий человек в нашем дуэте, категорически отказывается. Причем, я продолжаю настаивать на том, что, Аскольд, ну, наверное, можно было бы повторить даже то же шоу «Садко», про которое вы сказали, потому что уже с нашего первого шоу прошло десять лет и, наверное, можно в улучшенной версии его еще раз прокатить. Но он пока креативит, придумывает новые идеи. Вот в этом году мы сейчас работаем новое шоу – «Система. Часть вторая».

Антонов:

- Эдгард, но вот проходит это все, проходят новогодние каникулы – и все? Декорации разбираются, по стране это не показывается?

Запашный:

- К сожалению, да.

Антонов:

- На ДВД не снимается?

Запашный:

- В лучшем случае мы иногда в Санкт-Петербург вывозим наше шоу. Но дело в том, что такие шоу, которые мы делаем в Лужниках, оно действительно с очень серьезной затратной частью. То есть, сейчас на Малой спортивной арене более 30 грузовиков только оборудования у нас. И перевезти в тот же Санкт-Петербург или Казань, или в Новосибирск, то есть, города, которые действительно могут позволить поток зрителей по дорогим билетам, ну, будет практически нерентабельно. А в мировой тур уехать с этим шоу тоже достаточно проблематично. Поэтому туровые версии, с которыми мы были в прошлом году в Финляндии, в Латвии, в Эстонии, в Белоруссии, в Болгарии, они немножко облегченные.

Антонов:

- А как цирк Дюссолей работает? Они изначально делают для выездов?

Запашный:

- Во-первых, у них шоу не такого масштаба. То есть, те люди, которые были на Малой спортивной арене у нас и на Малой же спортивной арене Лужников на шоу Дюссолей, ну, не дадут мне соврать, что, наверное, по глобальности мы раза в три-четыре мощнее Дюссолея – это 100%. И по техническому обеспечению, и по составу артистов. У нас просто в разы все больше. Поэтому их туровая версия действительно небольшая, там в районе 50-60 артистов они вывозят на небольшой сравнительно сцене. Но самое большое преимущество цирка Дюссолей то, что мировой прокат у них уже отлажен. Как отлажена вся американская индустрия. То есть, наше кино не смотрят в мире, их любую фигню прокатывают по всему миру. В этом их большое преимущество по отношению с нами. Мы с братом стали тоже что-то заимствовать, что-то не бояться экспериментировать, наше шоу «Система» в данный момент идет больше, чем в ста кинотеатрах по нашей стране. То есть, первую часть «Системы» мы действительно решили показать первый раз на большом экране и сегодня это тоже можно посмотреть в сети кинотеатров Люксор, в других сетях. Для того, чтобы зрители все-таки имели возможность посещать наше шоу хотя бы даже в таком формате.

Антонов:

- Эдгард, создать мировой бренд насколько сложно? Вот у Дюссолея получилось…

Запашный:

- В России это очень тяжело.

Антонов:

- А если ориентироваться не на Россию, а именно на запад?

Запашный:

- Нет, я имею в виду в России создать бренд мирового уровня в принципе тяжело.

Антонов:

- Раньше же советский цирк приехал – все! Люди толпой валили!

Запашный:

- Ну, потому что, во-первых, наша индустрия была запущена, а у них эта индустрия полностью отсутствовала. То есть, цирка как такового в других странах в таком глобальном масштабе, как у нас, не было. То есть, у нас было больше 70 цирков в СССР. Больше 10 тысяч людей работали в цирковой индустрии и мы могли поставлять любой продукт. Но давайте справедливости ради говорить, что у нас в принципе в России мало, чем мы можем похвастаться на мировой арене. Автомат Калашникова знают все, но у нас нет минеральной воды, у нас нет газировки, которую бы знали в мире. У нас нет артиста сейчас мирового уровня. Артиста, которого бы знали, как Роберта Де Ниро, например. К сожалению, у нас их нет, может быть, за редким исключением. Я не критикую, я констатирую грустную вещь. И то, я не уверен, например, что Хворостовского знают в Монголии.

Антонов:

- Может, у нас артисты есть, у нас пиар плохой?

Запашный:

- Да, вот это вполне. Знаете анекдот про крысу и хомяка? Вот неправильный пиар. Да, я абсолютно с вами согласен. Поэтому, когда президент говорит там в послании Федеральному посланию, что нам надо выходить на мировой рынок, нам надо выходить на мировой рынок по всем позициям. По всем. Я искренне не понимаю, почему на футболе, на английской лиге идет реклама Газпрома? А почему Газпром не поддерживает, например, тот же российский цирк? Ту же российскую культуру? Тех же российских, например, производителей сладкой воды? Мне очень нравится Черноголовка, и я считаю, что это хорошая альтернатива сегодня Пепси-Коле и Кока-Коле. И надо брать и выводить это на мировой уровень. Почему надо брать именно государство? Потому что те товарищи будут нам сопротивляться. Ни Кока-Коле, ни другим корпорациям не нужны конкуренты. Тем более, если хороший, вкусный, качественный конкурент. И здесь только при поддержке государства мы можем потихонечку заходить на этот рынок и бороться. Потому что наш рынок с вами открыт для всех. Пожалуйста, ребята, заходите и делайте в нашей стране, что хотите, а вот они-то как раз создают нам все препятствия, для того, чтобы мы хоть что-то вывозили туда. А мы пока замкнулись в нашей большой, огромной стране и практически не думаем. А там эти ниши занимаются, занимаются и в конце концов туда просто будет невозможно зайти.

Антонов:

- Вот мы сейчас возвращаемся как раз к должности директора Большого государственного цирка – бумажная административная работа – 4 года уже, с ноябре 2012-го это все, 4 года. И как оно? Вот был артист, был дрессировщик, ну, он и остался, да?

Запашный:

- Работа в Большом Московском цирке мне доставляет удовольствие. Во-первых, потому что я с этой работой, как я убежден, хорошо справляюсь. В моем подчинении около 700 человек. Это действительно сильнейшая труппа мирового уровня, это действительно ведущие артисты циркового искусства, это многонациональная команда, в которую входят артисты, выходцы из России, из Украины, из Белоруссии, из Казахстана. Они все русскоговорящие. Но это мастера. Это такая элита, я бы сказал, которые на регулярной основе выезжают на международные конкурсы и привозят золотые и серебряные награды. Каждые 2-3 месяца мы подтверждаем свою состоятельность. И я надеюсь на серьезную перспективу, потому что я уже вскользь сказал, какие страны мы посещать начали. Это впервые гастроли Большого Московского цирка за много лет прошли в той же Финляндии, например. На следующий год мы уже запланировали гастроли в Германии. Сейчас ведутся переговоры с Сербией, с Хорватией. И я надеюсь, что так и будет. Мы с братом в январе сами поедем работать в Монте-Карло на международный цирковой фестиваль.

Антонов:

- За клоунами золотыми?

Запашный:

- За золотыми клоунами, да. И везем труппу с собой – около 60 человек. В данный момент наши артисты работают в Амстердаме и в Берлине. То есть, Большой Московский цирк действительно очень сильно сейчас пытается, чтобы российский флаг поднимался в других странах.

Антонов:

- Но одно дело отвечать за себя, за брата и за своих питомцев, а другое дело – отвечать за коллектив в 700 человек.

Запашный:

- Конечно, это ответственность, абсолютно с вами согласен. И здесь надо понимать, что времени на сон становится все меньше, ответственности все больше. Желания делать какие-то новые интересные вещи только увеличиваются. Ну и, слава богу, у нас это получается. Меня вчера парень акробат спросил – Эдгард, а сколько в этом году вы сделали новогодних спектаклей? Я сказал – три. Сейчас в Москве идет два шоу – на арене Большого Московского цирка, в Лужниках и вот сегодня премьера в Санкт-Петербурге на «Сибур арене». Тоже новогоднюю сказку мы запускаем. Вот три шоу на трех площадках таких мощных, сильных площадках нам удалось запустить.

Антонов:

- Вот присылают нам сообщения. «В городах, например, в Перми, есть свои здания цирка, а имеются ли в таких городах свои труппы? А то постоянно только гастролеры. И когда в Пермь приедет Большой Московский цирк?»

Запашный:

- Вы понимаете, какая штука? Люди не совсем понимают специфику цирка. То есть, всем кажется, что, если будет своя труппа, например, в той же Перми, то каждые там 3-4 месяца будет новая программа. Ну, это физически невозможно. Потому что люди достигают своего мастерства годами. Например, воздушная гимнастика, акробатика или еще что-то. И эти же люди – это не как в театре – не могут они выучить текст или научиться делать какие-то другие движения, и будет новый спектакль. Поэтому и есть система проката, уникальная система проката, которая была создана в Советском Союзе, когда все артисты раз в полтора-два месяца передвигаются. То есть, труппа, находящаяся в Перми, через месяц уезжает в Екатеринбург, а в это время из Нижнего Тагила приезжает труппа в Пермь. Поэтому в каждом городе есть возможность там 5-6 программ в году видеть новых. Вот и все. Поэтому своей труппы в Перми нет, да и не надо, но артисты из Перми, конечно, есть. Есть ребята, которые заканчивают там всякие цирковые студии, родившиеся в Перми и имеющие принадлежность к городу – там бывшие спортсмены. Я со многими такими ребятами знаком. Что касается гастролей Большого Московского цирка, то пока вперед на год мы не планировали. Гастроли у нас запланированы на год и в следующем году пока в гастрольном графике Перми, к сожалению, не стоит. Хотя я там был с братом раз пять, наверное.

Антонов:

- Человек заканчивает цирковое училище, хочет попасть в Москву. Осуществляют ли братья Запашные кастинг? Приходит человек и начинает говорить – а давайте я вам покажу, как я жонглирую или там – я подготовил новый эквилибр, или давайте я вам смешную репризу 38-го года… Кастинг проходит? Как вы отбираете? Все же хотят работать в Москве.

Запашный:

- У нас есть два события под кастинг. Первое – это международный цирковой фестиваль «Идол», который в следующем году пройдет пятый раз уже. И за год мы уже начали прием заявок, есть официальный сайт «Идолфэс.ру», куда любой желающий может прислать свое видео, показать, на что он способен. Это раз. И мы смотрим, связываемся с этим человеком, артистом, работает он в цирковой компании какой-нибудь или не работает – для нас это не имеет значения, мы заключаем контракт напрямую. Второе – когда брат начинает делать какие-то крупномасштабные шоу, типа Лужников, и ему требуются дополнительные люди, вот сейчас в нашей труппе около 150 человек, из них примерно человек 30, наверное, никакого отношения к цирку никогда не имели. То есть, например, пришли ребята и предложили такой эффект – эффект Тесла. То есть, это когда электричество летает в воздухе, его видно, и в цирке оно, конечно, никогда не использовалось.

Антонов:

- Креативные физики такие?

Запашный:

- Да. Два пацана со своими вот этими катушками, из которых бьет ток. И мы соединили цирковой номер «Колесо смерти» с вот этим – и получилась одна из самых лучших сцен нашей «Системы». Или, например, шоу «Система» начинают ребята, которые делают трюки на летающих мотоциклах. Шесть пацанов, для которых цирк это абсолютно неизвестное искусства, никогда в цирке они в принципе не прыгали, и вот тут им представилась возможность стать артистами цирка. И вот они у нас начинают делать такие вещи. Поэтому каких-то уникумов мы ждем у себя постоянно.

Антонов:

- Вот всегда же говорили, что цирковые – это особенная культура, структура, общаетесь между собой, других не допускаете. А здесь разрушаются все стереотипы… смешение всего – физиков, паркурщиков, гонщиков…

Запашный:

- Во-первых, цирк меняется сам по себе. То есть, цирк в классическом представлении не умер ни в коем случае, но показывать его в течение круглого года уже нельзя. Зритель этого не выдерживает и говорит – ребята, я это все видел 20 лет назад еще в своем детстве. Нужны новые формы, нужны новые подачи, новые музыкальные решения. Какие-то абсолютно необычные вещи. Сейчас, сами знаете, сильно развит интернет и люди, например, видят те же эффекты Тесла по телевизору и говорят – вот они молодцы, а у нас такого вообще нет. И тут – на тебе, бах, вживую! Или он в принципе не готов к тому, что такой эффект вообще в жизни существует… То есть, такие какие-то вещи мы обязаны просто-напросто искать.

Антонов:

- Подождите, Ирина Бугримова, Маргарита Назарова, тот же самый недавно ушедший Олег Попов – он лет 50 показывал «солнце в авоське» - и встречалось на ура!

Запашный:

- Да. Это классика! Я был на концерте Майкла Джексона в 1996 году и я точно так же ловил себя на мысли, что Майкл показывает новые эффекты, поет нам новые песни, но «Билли Джин» все равно хочется услышать в его исполнении и увидеть лунную походку именно в его исполнении в реальном времени. Есть классические вещи, от которых мы не должны отходить. Имена, которые вы назвали, и артисты подобного уровня на сегодняшний день существуют. Например, в том же нашем шоу «Система» работает прекрасный дрессировщик Сергей Нестеров. Работает с двумя номерами. С аттракционом «Белые тигры» и с большим трехтонным носорогом. Это два мощных куска нашего шоу, когда там трехтонный Мафуниян – так зовут носорога…

Антонов:

- Мафуниян?

Запашный:

- Да. Он назван в честь места, откуда его привезли. Из Африки. Мафа сокращенно мы его называем. Появление самого носорога вы не представляете вызывает какую реакцию в зрительном зале.

Антонов:

- Я вообще не думал, что они дрессуре поддаются?

Запашный:

- Вот! Вот это и есть основная реакция…

Антонов:

- Как мне всегда говорили, у носорога плохое зрение, но с его весом и габаритами – это твои проблемы…

Запашный:

- Да, вы правы. И здесь, конечно, мы пользуемся этим эффектом, потому что он появляется и, в принципе, он дальше может ничего не делать, а вот так походить и люди рассматривают его там только минут пять. Потому что такое чудовище… Тем более, он действительно очень громадный, у него действительно очень громадный рог. И он такой весь из себя брутальный парень…

Антонов:

- А на самом деле милашка, да, за кулисами?

Запашный:

- Он добрый. Он достаточно добрый с теми людьми, которых он знает. К нему надо правильно подойти, его ни в коем случае нельзя пытаться напугать, потому что напугать его невозможно. Все, что у него вызовет вот такую реакцию, он тут же попытается сломать. Обычно многие животные могут назад отступить, у носорога первая реакция, наоборот, идти вперед и уничтожать то, что ему не нравится. Поэтому здесь пытаться воздействовать на носорога чем-то необычным или неправильно себя вести, только себе во вред.

Антонов:

- Вот, вернулись мы сейчас к теме дрессуры, в этом году – мы же подводим итоги года – предлагали закрывать вот эти стационарные передвижные и другие негосударственные цирки. Шапито, где звери содержатся черт знает как. Кто-то предложил вообще зверей из цирка убрать, дескать, дрессура гуманной не бывает… Есть комментарий по этому поводу?

Запашный:

- Есть, конечно. Я на эту тему могу очень много говорить. Знаете, ну а потихонечку сбываются мои предсказания, о которых я говорил. Зеленые рассказывают нам истории, что вот в цивилизованных странах запрещена дрессура или там еще чего-то, а я сказал – пройдет немного времени и эти же страны начнут разрешать. Уже несколько польских провинций по суду отстояли то, что животные в цирке, если все содержания и нормы выдержаны, то ничего плохого в этом нет. Самое большое заблуждение, чтобы сильно не дискутировать, потому что те люди, которые слышат мое интервью, все это много раз слышали, самое большое заблуждение заключается в том, что, начав поэтапно, мы поддаемся нападкам зоозащитников и дойдем с вами до шизофрении. То есть, сначала закроют цирки и зоопарки, потом они начнут говорить о домашних животных, потому что кошка на 20 ваших квадратных метрах, тоже можно сказать, что она ограничена в пространстве, она ходит в туалет туда, куда вы ей скажете, собака в наморднике – это плохо. То есть, они это тоже потихонечку начинают продвигать. И хотите вы или не хотите, но домашние животные – это все равно дрессура. Все равно собака не нападает, собака не лает в неположенное время, собака знает слово «место», «ко мне», знает, что такое поводок. Там масса дрессуры использовано в поведении с животным. Они будут говорить о запрете домашних животных следующим шагом. А потом, самое большое, эти же люди начнут говорить, что воспитание человека в домашних условиях – это тоже насилие.

Антонов:

- Один ребенок – одна семья. Проходили в Китае уже.

Запашный:

- Да даже не один ребенок, даже не количественно, а в принципе подход. Ну, давайте с вами будем честны. Какое количество домашнего насилия мы с вами регулярно находим? Просто огромное количество. Бьют, насилуют, выкидывают с балконов, ужас что творится. Но ни в коем случае это нельзя выдавать за систему. Так вот, то, что сейчас происходит в цирке, в тех же зоопарках, находят единичные случаи, а выдают это как систему. Это в корне неправильно.

Антонов:

- Запашный = тигры. Равенство осталось или уже все-таки с тиграми не так часто приходится общаться?

Запашный:

- Конечно, мы с братом работаем и я уже упомянул, что мы едем в Монте-Карло представлять Россию с тиграми. И мне кажется, что этот стереотип уже в ближайшие годы от него нам не избавиться.

Антонов:

- Сколько сейчас полосатых друзей?

Запашный:

- У нас сейчас с братом 16 голов животных. На манеж выходят 13 голов, в ближайшее время будем еще пару молодых выводить в клетке.

Антонов:

- Трое на замене, что ли? Как Какорин, Мамаев и Дзагоев?

Запашный:

- Да не дай бог! Нет, один лев у нас молодой, он никогда не работал, он такой аутист, назовем его так, он там где-то в своем мире живет. А двое еще да, просто еще совсем молоденькие, их рано запускать.

Антонов:

- Но от аутиста вы не избавляетесь только потому, что…

Запашный:

- Нет, ни в коем случае, это не то что там показухи ради, просто я понимаю, что это парень, который привык к нам, он живет с другим львом вместе, в одном вольере, он заскучает, он не поймет, что происходит в его жизни. Ни в коем случае нельзя менять его жизнь!

Антонов:

- Друзья, года четыре назад, когда мы с Эдгардом разговаривали, я спрашивал – не собирается ли он уехать, он говорил – мысли у меня такие есть. Вот сейчас я вижу, что мыслей таких нет. А это значит, что будем встречаться! Идите на «Систему-2». Эдгард, спасибо большое! С наступающим!

Запашный:

- Спасибо вам большое!