2018-04-27T20:36:18+03:00

Готов ли отельный бизнес к Чемпионату мира по футболу-2018

Константин Горяинов, вице-президент компании Interstate Hotels&Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГКонстантин Горяинов, вице-президент компании Interstate Hotels&Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГ

Обсуждаем этот важнейший вопрос в эфире программы «Бизнес и немного личного» на Радио «Комсомольская правда»

Готов ли отельный бизнес к Чемпионату мира по футболу-2018

00:00
00:00

Алфимов:

- Здравствуйте. Меня зовут Валентин Алфимов. Рядом со мной Елена Афонина. Говорить сегодня будем о бизнесе и о личном, безусловно. Будем говорить про все, что касается отелей, что касается гостиничного бизнеса. И, естественно, начнем говорить про чемпионат мира, потому что это самая главная тема, которая сейчас может быть. У нас в гостях Константин Горяинов, вице-президент компании Interstate Hotels&Resorts по операционной деятельности в России и странах СНГ.

Афонина:

- Вы сами, кстати, болельщик?

Горяинов:

- Я – нет.

Афонина:

- Вообще не следите ни за одним видом спорта?

Горяинов:

- Я слежу за такими мероприятиями, как чемпионат мира – просто интересно. Но так, чтобы я был активным болельщиком – нет.

Афонина:

- То есть на футбольных трибунах мы вас не увидим?

Горяинов:

- Скорее нет, чем да.

Алфимов:

- Я уверен, что можно будет вас увидеть в отелях, которыми вы в том числе и управляете. Хотя бы потому, что будет очень большая ответственность на это время.

Горяинов:

- Скорее да, чем нет.

Алфимов:

- К нам приедут миллионы, в частности, в Москву. Вообще 11 городов по всей России, уже продано почти 2 миллиона билетов. Естественно, эти люди будут путешествовать. Люди, которые путешествуют, не имеют возможности остановиться у себя дома, естественно, они снимают отели. Готовы ли наши гостиничные сети, для того чтобы принять всех, кто приедет на чемпионат?

Горяинов:

- Мы сейчас говорим, наверное, больше про Москву. В Москве гостиниц много, и Москва уже давно была бы готова к проведению такого мероприятия. Я хочу вернуться к истории самого чемпионата. Мы помним, что в 2009-2010-х годах, когда принималось решение, где будет проводиться чемпионат мира по футболу 18-го года, и Россия получила такое право, это, конечно же, было очень радостным известием и для гостиничного бизнеса. Потому что это крупнейшее событийное мероприятие, которое может быть в течение не одного десятка лет. Москве и другим 10 городам, в которых будет проходить чемпионат мира по футболу, это подарок. Подарок даже не сам чемпионат как таковой, как спортивное мероприятие, а подарок с точки зрения возможности дальнейшего развития туристских направлений, связанных с этими городами, по его окончанию. Не секрет, что очень много гостиниц открылось в городах, и в Москве в том числе, именно к чемпионату мира по футболу. Поверьте мне, мы абсолютно уверены в том, что эти гостиницы будут, как и прежде, успешно, а может быть, даже лучше заполняться после самого чемпионата мира. Гостиниц в Москве много, официально классификацию прошло более 1300 гостиниц, порядка 70 с лишним тысяч номеров. В общем, никто из желающих приехать в Москву и, уверен, в другие города, где будут проходить игры чемпионата мира, без гостиничного номера не останутся.

Афонина:

- А как же будут заполняться гостиницы после чемпионата, откуда возьмутся желающие остановиться в этих номерах? Разные категории – от хостелов до гостиниц самого люкс-уровня.

Горяинов:

- А они и сейчас хорошо заполняются. Если мы возьмем летний период, когда приезжает много туристов, Москва очень сильно прогрессирует по количеству въездного и внутреннего туризма. Хочу привести пример. Не так давно, может быть, 4-5 лет назад, на Новый год (с середины декабря по середину января) все гостиницы, которые были в Москве, практически стояли пустые. Мы как отельеры шутили на тему, может быть, нам вообще закрывать этажами, выключать свет, какие-то входные группы приостанавливать к обслуживанию, потому что гостей было крайне мало, то есть 10-15% приезжало гостей именно в новогодние праздники. А сейчас мы видим колоссальный наплыв туристов, именно в рождественские и новогодние праздники. Четвертый год подряд очень много гостиниц в Москве, которые на предновогодние и постновогодние ночи показывают 100-процентную загрузку. Такого не было никогда. Средняя загрузка в Москве на сегодняшний день по всем гостиницам порядка 70%. Это очень хороший показатель. Если мы говорим по отдельно взятым гостиницам, есть отели, которые показывают больше 85% загрузку в течение года.

Да, приедет много болельщиков, но мы должны понимать, что приедут болельщики на чемпионат мира, которые уже купили билеты, которые хотят приехать в Москву и в другие города именно на игры чемпионата. И будет, скажем так, перераспределение бизнеса, потоков туристских, которые потенциально могли бы приехать. Кто-то не сможет из-за этого приехать, потому что гостиницы уже заполнены туристами, которые приехали именно на чемпионат мира. Поэтому в этом плане будет чемпионат мира продолжаться всю нашу оставшуюся жизнь или он закончится 16-го числа, гостиницы не пострадают, я думаю, даже выиграют, если мы говорим про следующий год, с точки зрения загрузки.

Алфимов:

- Что касается загрузки. Говорят, что всё уже распродано, полный Sold Out в Москве – и сети, и отдельные гостиницы, уже гостиницу не забронировать на время чемпионата мира.

Горяинов:

- Тут не совсем так ситуация складывается.

Алфимов:

- То есть в принципе да, но…

Горяинов:

- В принципе, да, для многих гостиниц, которые принимают официальные делегации, которые знали, какие группы… Команды заранее бронируют, судьи заранее бронируют, есть спонсоры, которые заранее бронируют и выкупают блоки номеров. Такие отели, как правило, это гостиницы 5-звездочные, которые находятся в центре города. Они уже были проданы за много месяцев до начала чемпионата мира. Но есть другие гостиницы, которые рассчитывают непосредственно на рыночную борьбу и конкуренцию. Предполагается, что их загрузка будет достаточно высокой. Я хочу подчеркнуть, что чемпионат мира все-таки проходит в крайне высокий сезон спроса. В Москве в июне-июле месяце проходит такое грандиозное событие, как чемпионат мира по футболу, или не проходит, гостиницы заполняются более чем на 85%, я бы даже сказал, что на 90% заполняются гостиницы. То есть практически каждый день в Москве и так была загрузка 100%, по крайней мере, в последние несколько лет, в июне-июле месяце. Скорее всего, будет так, как традиционно происходит, только гость будет другой.

Афонина:

- Кстати, по поводу другого гостя. На майские праздники где-то два года назад ездила в Суздаль, посетила там один ресторанчик русской кухни. Спрашиваю: «Как у вас с народом, все в порядке, туристы-то ездят?» Она говорит: «Знаете, если бы не китайцы, кормильцы наши…» Можно ли сказать то же самое – «китайцы, кормильцы наши», по поводу, допустим, туристического потока в той же Москве? Кстати, у вас, в сети ваших отелей есть персонал, который говорит на китайском языке?

Горяинов:

- Можно и даже нужно об этом сказать, доля китайского туриста в Москве… Хотя у нас межправсоглашение, которое было с Китаем заключено на безвизовый въезд для групп от 5 человек, было подписано, если мне не изменяет память, в 2000 году, то есть достаточно давно. Но, поверьте мне, никто не ощущал на себе этот результат после подписания. Было порядка 1-2% китайских туристов, которые приезжали в общей массе турпотока в Москву. Сейчас же этих туристов порядка 25%. Представляете, какой рост. Это с 14-го года произошло. Да, это в том числе и потому, что валюта для них стала более выгодна, потому что рубль потерял в цене, и они могут с юанем приезжать и тратить больше денег. У них есть соцподдержка для развития выездного туризма. Но если мы говорим, что в Россию приезжает порядка миллиона китайцев в течение года, в Москву приезжает порядка полумиллиона, то всего китайцев путешествует по миру 100 миллионов. То есть мы с вами получаем только 1% на Россию. Представляете, какой у нас потенциал.

Афонина:

- Они выбирают, для того чтобы остановиться, отели вашего уровня, или им что-нибудь подешевле, попроще?

Горяинов:

- Выбирают подешевле пока. Но те гости, которые приезжают в Россию, они понимают, что и дорогие гостиницы им по карману, поэтому сейчас мы видим тенденцию роста.

Алфимов:

- У меня была история, когда я поехал в другой город (в Самару) на футбол, и с меня, из-за того, что я футбольный болельщик, попросили страховой депозит. А с других гостей, которые не футбольные болельщики, а просто были в этом отеле, не просили страховой депозит. Казалось бы, что такого, страховой депозит – нормальная история, мы ездим по заграницам, все привыкли. Но как-то немножко оскорбительно, что если я болельщик, я что, неадекватный, что ли, у меня на лице это написано? В Москву сейчас приедет миллион болельщиков. Тоже такая история будет?

Горяинов:

- Страховой депозит берут всегда, и во многих странах, и не только потому, что вы болельщик, или потому, что вы бизнесмен. Конечно, гостиница как сфера услуг доступна каждому, кто готов заплатить стоимость номера, главное – желание остаться в той или иной гостинице. Тем не менее, гостиница это бизнес-предприятие, и терять деньги, потому что кто-то приехал на футбольный матч не только посмотреть, но и погулять, погулять весело, возможно, с алкогольными напитками, которые, кстати говоря, во многих местах в Москве будут запрещены во время чемпионата мира, мы очень рассчитываем, что все себя будут вести прилично… Конечно, определенная категория граждан, не только футбольные болельщики, скажем, на Новый год очень аккуратно гостиницы подходят к тому, какой размер депозита брать на новогоднюю ночь, потому что все отмечают по-разному… Это право гостиницы, они могут попросить у вас тот страховой депозит, который они считают необходимым, для того чтобы покрыть все неожиданные расходы, которые могут быть связаны с какими-то рисками, например, если вы приехали на футбольный матч, и вы будете весело (а может быть, грустно) отмечать, как отыграла ваша команда.

Афонина:

- Константин, хочу зацепиться за вашу фразу «гостиничные услуги доступны каждому». Я сейчас представляю, иду я по Тверской, вижу, допустим, отель «Марриотт» и думаю: дай-ка я зайду туда кофейку выпью. Эта картинка уже перестала из области фантастики в моем мозгу всплывать или это все-таки реальность? Сейчас в гостиницу приезжают только конкретно остановиться на определенный период или гостиница становится еще и местом досуга? Я могу не бояться швейцара, который там стоит? Он не спросит меня: а куда вы, вам там что надо?

Горяинов:

- Сразу вспоминается известный фильм…

Афонина:

- Я «Красотку» сразу вспоминаю.

Горяинов:

- Ну, можно и «Красотку».

Афонина:

- Как вы считаете, этот страх перед красивым фасадом, роскошными дверями, тем же швейцаром уходит на второй план, люди начали как-то по-другому относиться к самим отелям?

Горяинов:

- Я помню, лет 15 назад мы разговаривали с одним из наших коллег из Германии, который занимается коммерческими вопросами в конкретном бренде. И он тогда нам рассказывал о том, что, ребята, вы должны таким образом себя позиционировать, что любой гость, который сидит напротив вашего отеля в кафе, увидев вывеску или правильное панорамное окно, или еще какие-то атрибуты, связанные с тем, как должна выглядеть гостиница, и желание возбудить у гостя остановиться именно в вашей гостинице, чтобы он пошел и остановился у вас. Тогда это казалось дикостью. Потому что в Россию ехали в основном иностранцы, которые могли себе позволить останавливаться, по крайней мере, в брендовых отелях (как известно, хостелов и не брендовых отелей было не 1300, а гораздо меньше, их можно было в десятки уложить, которые были в Москве), и все уже знали заранее, где и почему они должны остановиться. Сейчас действительно ситуация такая, даже с точки зрения ведения бизнеса, и мы это наблюдаем каждый день, если остаются какие-то номера на продажу, раньше во второй половине дня можно было с уверенностью сказать, что эти номера уже не будут проданы, а сейчас они будут проданы.

Афонина:

- Почему?

Горяинов:

- Очень много гостей приезжает без предварительных бронирований. Есть масса каналов, через которые можно отель забронировать, в том числе сидя в кафе напротив и увидев отель. «Где мы сейчас ночуем? Ты забронировал номер? – Нет. – Давай пойдем и там остановимся». Таких бронирований стало очень много, и их количество растет. Это совершенно другая ниша, стратегия продаж. Да, эта услуга стала доступна. Что приятно, очень много именно граждан Российской Федерации могут себе позволить этой услугой воспользоваться, даже заранее о ней не побеспокоившись.

Афонина:

- Проще говоря, я прихожу со своим спутником, допустим, отужинать, смотрю, красивый интерьер ресторана. Говорю: «Давай остановимся здесь». И вот мы остановились, поужинали и далее…

Горяинов:

- Далее вы подошли к стойке, взяли ключ от номера и позавтракали на следующий день.

Алфимов:

- У нас есть звонок. Сергей к нам дозвонился из Владимира. Сергей, здравствуйте.

Сергей:

- Здравствуйте. Жалко, конечно, что Владимир обошел чемпионат мира…

Алфимов:

- Но вам к нам ехать два часа.

Сергей:

- Да. Город Владимир считается городом одного дня для гостиничного бизнеса, для туризма. Первый вопрос. Как вы считаете, какие перспективы в будущем у города Владимира? Все достопримечательности можно обойти за один день. Приезжают китайцы и т.д. И второе. У меня есть большой жилой дом в центре города. Мог бы я его переделать в хостел или гостевой дом, и что нужно учесть при этом? И есть ли возможность где-то обучиться этому бизнесу?

Горяинов:

- Сергей, что касается второй части вашего вопроса. Да, вы можете переделать, если у вас есть какое-то здание, ваш личный дом. Есть ГОСТы, которые установлены для организации хостельного пространства, и если вы соблюдаете все требования Роспотребнадзора и прочих служб, которые предъявляют свои требования и к пожарной безопасности, и к комбинату общественного питания, то вы вполне можете это сделать, зарегистрировать и вести этот бизнес.

Что касается самого Владимира, здесь, наверное, вопрос адресован больше к туроператорам. Дело в том, что это чистый бизнес. Если город идет в пакете, скажем, вы являетесь городом Золотого кольца или отдельно взятым городом, то здесь туроператоры сами выбирают, насколько они могут себе позволить оставлять туристов в вашем городе. Если вы по статистике видите… У меня, к сожалению, такой статистики перед глазами нет, я, честно говоря, вряд ли могу на что-то сослаться, но могу из опыта предположить, что, скорее всего, это один из городов, который входит в турпакет, и здесь чисто коммерческий вопрос – сколько стоит отель, сколько можно туристов одновременно разместить в ваших гостиницах. Будет ли это 2 или 3 дня? Вряд ли. Потому что по Москве средняя продолжительность в отеле составляет не более 2 дней.

Афонина:

- Мы заговорили о самих отелях, о том, насколько сейчас люди психологически преодолевают эти шикарные двери, шикарное историческое здание, для того чтобы войти внутрь и остаться в этом отеле на ночь. Знаете, иногда, когда изучаешь историю Москвы, видишь, какие удивительные открытия может тебе принести изучение одного или другого здания. Многие здания, в которых, в том числе в центре, находятся гостиницы вашей сети, тот же отель «Марриотт», они же с таким хорошим историческим прошлым. Есть какие-то легенды, байки или какая-то особая лепнина, которую вы сохраняете, интерьер какой-нибудь комнаты, который как был 100-200 лет назад, так таковым и остается?

Горяинов:

- Я скажу про другой отель, которым мы тоже управляем, это «Хилтон Ленинградская», на трех вокзалах находится. Это отель, который был именно отреставрирован. Комнаты все были переделаны в соответствии со стандартами конкретного бренда и по размерам, и по требованиям, которые сейчас предъявляются к гостиничным номерам именно этой сети. А вот исторические особенности публичных мест остались прежними, даже с той отделкой, которая была оставлена и отреставрирована. Туда даже водятся Департаментом культурного наследия до сих пор экскурсии.

Алфимов:

- Константин, вы затронули интересный момент, что у нас появились (и сейчас их становится все больше) те туристы, которые проходят мимо отеля и в результате остаются там ночевать. Если раньше такого не было совсем, сейчас, слава богу, стало появляться. Но мы же понимаем, что сейчас, может быть, для обычного туриста это не совсем понятно, но для представителей бизнеса хорошо, ясно и видно, что отель это не просто гостиничный номер, а еще целый набор услуги. В отеле можно провести встречу. Грубо говоря, я приехал из Питера, я представитель малого или среднего бизнеса, мне нужно провести встречу. Самый простой способ – пойти в отель, посидеть с партнером либо в лобби, либо в ресторане, потом переместившись в лобби. Получается, что отель – это уже далеко не только кровати.

Горяинов:

- Отель никогда не был только одной кроватью. Другое дело, что сейчас с точки зрения трендов, которые существуют в гостиничном бизнесе, мы говорим о том, что все большую и большую популярностью приобретает именно понятие открытого пространства. Многие европейские отели… У нас пока такой практики нет, но я думаю, что и это не за горами. Если вы находитесь в центре города или там, где большое скопление людей, потенциально готовых или способных купить услугу, предоставляемую гостиницей, гостиницы выходят со своими услугами за рамки отелей. То есть они пытаются даже какие-то кафе, какие-то привлекающие внимание акции проводить перед входом или на каких-то углах того здания, в котором находится отель. И это работает. Что касается самого пространства лобби, как удобно было бы совместить проживание с деловой программой или отдыхом, это, безусловно, одна из частей, которая является либо преимуществом, либо недостатком в конкурентной борьбе.

Афонина:

- Мы говорили и о доступности отелей. Мы снимаем этот психологический момент. Меня никто не спросит: а вы вообще здесь живете, вы номер здесь забронированы? То есть я могу войти, позавтракать, пообедать, поужинать, посидеть с друзьями. Готов ли к этому персонал? Он готов к новому подходу, к новой реальности, к новым условиям?

Горяинов:

- Сейчас вообще персонал поменялся. Время летит очень быстро. В Европе даже до сих пор, если вы заходите в какие-то гостиницы или рестораны, то швейцары стоят такого уважаемого возраста, официанты многие работают не один десяток лет. Они профессионалы своего дела. Тем не менее, все-таки это индустрия, которая привлекательна именно для молодых людей. Она доступна, она не требует какой-то суперспециальной подготовки, этому можно быстро научиться. Как правило, молодежь неплохо у нас говорит на иностранных языках. Они как-то по-другому всё это воспринимают. Они работают в ногу со временем. Никто не будет никаких лишних вопросов задавать, никто не будет вызывать полицию нравов. Будут работать, потому что это индустрия такая.

Алфимов:

- У нас действительно очень молодой персонал. Все, что касается гостиничного бизнеса, это достаточно молодой бизнес. В прямом смысле слова. Не в том смысле, что он недавно начался, а в том смысле, что там молодые ребята работают. Династии, может быть, и есть, я просто небольшой специалист в этом деле. Легко ли построить карьеру в гостиничном бизнесе? У нас программа «Бизнес и немного личного». Вот давайте про личное теперь.

Афонина:

- Уж вы-то это знаете не понаслышке.

Алфимов:

- Вы же с самого низа начали.

Горяинов:

- Я начал с самого низа. Начал я абсолютно случайно, и я не собирался работать в гостинице. Вообще я хотел быть военным переводчиком, поступал в профильный вуз. Сейчас очень много вузов, которые готовят специалистов для гостиничного хозяйства. Имею честь преподавать в некоторых из них. Понимаю, что за студенты, что они хотят, как они планируют выстраивать свою дальнейшую карьеру. Вообще тут такая индустрия, когда при желании можно вообще без образования зайти и подняться на достаточно серьезный уровень, если у человека есть желание, страсть работать, если человек действительно умеет себя подать правильно гостю, если он улыбается и вообще получает от этого удовольствие. Конечно, на определенном этапе развития карьеры необходимы структурированные знания, которые, как правило, должны быть даны именно в высшем учебном заведении. Сейчас очень много профильных учебных заведений, которые готовят таких специалистов. Очень неплохие учебные заведения, и серьезные вузы открывают кафедры и целые институты по подготовке специалистов в туризме и гостиничном хозяйстве. Четыре года бакалавриат, есть магистерские программы. Вообще это называется сейчас очень интересно – экономика впечатлений, индустрия впечатлений. Мы сейчас говорим не только о том, что есть гостиничный бизнес. Но ведь действительно, когда мы выбираем, куда ехать и зачем, если мы едем как туристы (да и как бизнесмены в том числе), мы же получаем с вами впечатления – как перелет прошел, как вы прошли паспортный контроль, как вас такси доставило до отеля, что вам сказал швейцар на входе в отель. Каждая мелочь, особенно когда вы заходите в отель, она может повлиять на ваше желание или нежелание вернуться в этот отель. Это очень важно. Это впечатления, то, частью чего является гостиничная индустрия.

Афонина:

- За рубежом сейчас распространен такой вид отелей, как апарт-отели. У нас в этом направлении думают? Ведь это совершенно другой вид… Не другой, конечно, а такое подразделение того же самого бизнеса. Это же так удобно, когда люди приезжают, чувствуют себя, как дома. Иногда слышишь про наших звезд, которые говорят: вот у меня в доме ремонт, поэтому я остановилась в нашем суперотеле, живу там уже несколько месяцев. Или: с мужем развелась, сейчас в отеле проживаю, так что, если что, я там. У нас этот бизнес налажен, это подразделение, когда люди живут в отеле?

Горяинов:

- Такие услуги есть на рынке. Они не очень развиты, потому что не очень пользуются спросом пока. Потому что не так много гостей. И мы сейчас говорим больше о гостях внутренних, то есть гражданах РФ, может быть, из стран СНГ, которые могли бы приехать по каким-то причинам, например, на медицинское обследование, или с родственниками сейчас уже не все хотят ютиться в одной квартире, спать на раскладушке на кухне. Такие гости есть, но все-таки массовый характер пока такая услуга не приобрела. Как правило, гостиницы, у которых есть подобные апартаменты, если не могут их заполнить, как мы говорим, для долгожителей – от двух недель и дольше желающих проживать постоянно в отеле, они продают эти номера как люксы.

Афонина:

- У вас есть подобные услуги? Допустим, бизнес-посетители, которым не хочется снимать квартиру, а хочется в отеле жить.

Горяинов:

- Есть иностранцы, которые приезжают, которые живут в отеле. Есть ниша, когда идет ротация в той или иной компании, пока квартиру ищут, пока съезжают (это тоже порой занимает не одну неделю, а иногда несколько месяцев). Иногда семьям удобнее и безопаснее, как им кажется, жить именно в отеле, хотя это дороже, чем если вы будете снимать аналогичного класса квартиру. Но у вас безопасность, проживание, питание, стирка, глажка – все уже включено, вам не нужно думать о сопутствующих услугах, которые вы в квартиру себе еще должны купить. Да, такие услуги предоставляются, спрос есть, рынок есть, но пока он не такой масштабный, за который стоит бороться. Вы правильно говорили, отельные цепочки выходят под брендами, которые предлагают именно эти услуги. Пока у нас чисто таких услуг на рынке не существует.

Алфимов:

- Насколько я понимаю, вот эти ребята, которые снимают номер в отеле или апартаменты в отеле надолго, это то, за что…

Горяинов:

- Да, это очень выгодный бизнес.

Алфимов:

- Это то, к чему в том числе будут стремиться наши сети.

Горяинов:

- Да.

Афонина:

- А потом это же еще и доказательство лояльности именно к этой сети, если человек выбирает для проживания определенную сеть отелей, значит, ему там нравится, его это устраивает, ему хорошо, комфортно.

Алфимов:

- Давайте теперь совсем о личном. Допустим, я хочу заняться отельным бизнесом. Что мне делать?

Горяинов:

- Нужно заработать сначала деньги, если вы хотите приобрести…

Алфимов:

- Нужно купить здание в центре Москвы.

Горяинов:

- Нужно купить здание в центре или не в центре Москвы, нужно оборудовать его под отель. Нужно соответствовать всем требованиям, которые предъявляет государство, для того чтобы вы этот бизнес могли начать. Я могу сказать, что это вполне доступные и разумные требования, которые касаются в первую очередь безопасности (как известно, она всегда стоит на первом месте). И когда вы открываете отель, вы несете ответственность за своих гостей в первую очередь. Есть разные виды гостиничного бизнеса и партнерства. Есть управляющие компании, например, как наша. Наши услуги – это знания, которыми мы располагаем, и мы можем использовать эти знания, для того чтобы управлять конкретным гостиничным объектом. Есть инвесторы, которые покупают, они сами не управляют. Есть бренды, которые работают и по франшизе, и по управлению прямому в том числе. Есть разные варианты сотрудничества, выбирайте любой.

Алфимов:

- Еще один момент – это рестораны в отелях. Чем отличается ресторан в отеле от ресторана, который находится на другой стороне улицы?

Горяинов:

- Главное, чтобы он был прибыльным. Как правило, открыть успешный ресторанный проект в гостинице не так-то просто. И это мировой тренд. Мы понимаем, что конкуренция очень большая. Частные рестораны и рестораторы, они более прогрессивные, чаще более изысканное меню могут предложить. Не потому, что это не может сделать гостиница, но гостиница все-таки зарабатывает свои основные деньги на номерном фонде и на каких-то, может быть, более крупных услугах, например, банкетные и конференц-залы, которые…

Алфимов:

- Другими словами, ресторан – это просто сопутствующая услуга.

Горяинов:

- Совершенно верно. Или нужно открывать ресторан под конкретным брендом, кого-то приглашать, либо приглашать очень узнаваемого шеф-повара. Но это дорогое удовольствие.

Алфимов:

- Константин, спасибо вам большое.

Понравился материал?

Подпишитесь на рассылку радиопередачи «Бизнес и немного личного», чтобы не пропускать новые выпуски

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ