2018-02-21T14:49:21+03:00
2

Тайны тёмного ящика

Подлет трутней к висящей на шелковой нити матке.Подлет трутней к висящей на шелковой нити матке.

Десять дней в Австрии

«Тёмным ящиком» австриец Карл Фриш называл улей. Почти вся долгая жизнь ученого (96 лет) была связана с пчёлами. Тайн у «ящика» много, и большинство из них трудолюбивый австриец сумел разгадать. Его открытия в жизни пчёл были столь впечатляющими, что в 1973 году вместе с другим австрийцем Конрадом Лоренцем и голландцем Николасом Тинбергеном за работы о поведении животных он был удостоен Нобелевской премии. Одна работа Фриша о передаче друг другу информации пчёлами до сих пор остается сенсационной и безукоризненной по доказательствам.

Фриш был тихим, спокойным, каким и полагается быть человеку на пасеке. Прежде чем что-то обнародовать, он многократно повторял эксперимент. Его книжка о жизни пчёл, переведённая на языки многих стран, является образцовой для пчеловода и для всякого любознательного человека. Издавалась она и в Москве.

В Австрии я побывал на маленькой пасеке Фриша и в университете города Граца, где был он профессором. Пчёлы из парка залетали в улей лаборатории, ставшей теперь уже мемориальным уголком в память ученого. Одна из стенок улья стеклянная. И хорошо было видно, как пчёлы суетились на сотах в хаотическом беспорядке, понять который представляется невозможным. Но Фриш много, очень много понял в жизни пчелиной семьи.

КАК И ЛОРЕНЦ, Карл Фриш рос в благополучной австрийской семье, как и Лоренц, с детства был увлечен наблюдениями за животными, как и Лоренц, по настоянью отца получил медицинское образование, как и Лоренц, оставил медицину ради изучения поведенья животных.

Его пионерской работой было утверждение, что насекомые различают цвета. К этой мысли подталкивала логика эволюции жизни. «Не для человека существует такое обилие цветов у растений. Это явно манящие сигналы для собирающих цветочный нектар и пыльцу». Убедительными экспериментами Фриш доказал: обилием цветов природа обязана насекомым. В результате долгой эволюции растения постепенно обрели привлекательные для них сигналы. («Растения, опыляемые ветром, ярких цветов не имеют».)

ДОБЫВАЯ мёд из пчелиных дупел, первобытные люди, несомненно, замечали кое-что интересное в жизни удивительных насекомых. Так издавна было известно: в борти обитают матка, живущая четыре года, рабочие пчёлы (их жизнь очень редко превышает четыре недели) и трутни, не способные добывать корм и оборонять семью, их дело - оплодотворение маток во время их брачного вылета из гнезда. Позже для семьи они оказываются уже ненужными нахлебниками - рабочие пчёлы гонят их из улья.

Но как происходит встреча вылетающих из улья или борти маток с трутнями, было не вполне ясно. Внутри гнезда матка и трутни не проявляют друг к другу никакого интереса. Смысл брачного полета состоит в том, чтобы, состязаясь, с маткой встретились самые сильные, самые проворные, самые глазастые и чувствительные к запахам ухажеры - в чистом виде естественный отбор, наблюдаемый у очень многих животных.

Но пчёлы - существа малые. Уже в двадцати метрах летунов на фоне синего неба не видно. Полагали, что только один из живущих ради этой минуты трутней соединяется с маткой. Но нашли способ проследить, как происходит брачная встреча. Матку на тонкой шелковой нитке привязали к небольшому воздушному шарику и теперь уже знали, куда направлять зрительные трубы и телеобъективы. Оказалось, с маткой соединяется тройка счастливцев из десятков или даже сотен других претендентов на встречу. Этого как раз достаточно, чтобы заполнить пузырёк в теле матки семенным материалом трутней с запасом на четыре года. Всё это время, весной и летом, матка будет откладывать до тысячи в сутки оплодотворенных яиц. Свадьба же длится в небе считанные минуты. И происходит это не где-нибудь. У пчёл, как и у более крупных животных, есть токовища. Именно в эти места, обусловленные рельефом местности, устремляются матки, а трутни знают, где их поджидать, и устремляются к цели, руководствуясь зреньем и запахом.

ВСЕГО в здоровой, благополучной семье живут 40 - 80 тысяч пчёл. Все они, кроме трутней и единственной матки, меняют за короткую жизнь несколько профессий: пчела - уборщица в улье, кормилица, сторож. А на десятый день жизни рабочая пчела покидает улей, чтобы сделать разведочный облёт территории - запомнить пасеку, родной «ящик» на ней и через несколько минут вернуться домой. Завтра из полёта она прибудет уже с добычей и станет каждый день потом приносить в дом цветочный нектар или пыльцу.

Пчёлы способны с ношей вернуться домой с расстояния до семи километров и, сдав приёмщицам груз, снова лететь к знакомым цветам. Пчеле обязательно надо вернуться в улей, не заблудиться. В одиночку пчёлы жить не могут. Их семейное сообщество представляет собою некий единый сверхорганизм, управляемый по наследственной программе запахами, зрением и магнитным полем Земли. При этом надо учесть: ящик улья действительно темный. Но пчёлы делают в нем всё, что природой им предназначено: строят геометрически совершенные соты, регулируют температуру улья (норма - 35 градусов), чистят жилище, кормят личинок. (За шесть дней личинка, развивающаяся из крохотного яичка матки, превышает первоначальный вес в 500 раз!).

МОЖНО было бы вспомнить много всего любопытного из экспериментов и наблюдений Фриша. Остановимся на главной, гениальной его догадке, подтвержденной и проверенной многократно. Фриш заметил: стоит одной пчеле побывать на кормушке, как очень скоро на неё слетается множество пчёл. Значит, о кормном месте они каким-то образом узнают? Фриш краской пометил случайно обнаружившую другую кормушку пчелу и поспешил к улью. Через стеклянную стенку «ящика» наблюдатель увидел поразившую его картину: помеченная пчела, вернувшись с добычей, совершала на сотах стремительный круговой танец, и за нею следовал шлейф крайне заинтересованных подруг, после этого полетевших к месту, откуда «танцовщица» принесла корм. Многократная проверка показала: «круговой танец» информирует пчёл искать добычу вокруг улья не далее восьмидесяти метров. Стало ясно: «пчелиный код» сложнее, чем круговой танец. Добытчица, прилетевшая с кормом издалека, танцевала иначе. У неё были вихляющие движения, и танец был не круговым, а напоминал восьмёрку, точнее сказать, контуры фасолины, расщеплённой на две семядоли с прямой перегородкой в середине - линией, по которой пчела, вихляя тельцем, пробегая иногда лихорадочно быстро, иногда медленно. Не указует ли эта линия в танце направленье полёта к цели? Эксперименты подтвердили: да, так и есть. И обнаружено было: линия указывает и положение солнца при перелёте - было оно под определенным углом либо справа, либо слева от летевшей разведчицы.

Но как далеко надо лететь по этой линии? Множество опытов и наблюдений показало, что скорость в пробежке по прямой линии показывает расстояние до корма, причем измеряемое не метрами, как у людей, а количеством затраченной энергии при полёте, то есть количеством «сожженного» сахара. (Тут учитывается влияние рельефа, ветра, препятствий.) А особо сильное вихляние телом, сопровождаемое характерным треском предкрылий, информирует еще и о количестве взятка. Многолетняя расшифровка «танцевального кода» показала, что и качество корма отмечается в этой экзотической информации, рассказывается, много ль в нектаре сахара или мало, а по запаху из зоба разведчицы пчёлы узнают, с каких цветов собиралась добыча.

Напомним: информацию эту считывают в улье заинтересованные и мобилизованные сборщицы, плотно следуя за разведчицей, касаясь её, принюхиваясь к запахам её тела и содержимого в зобике...

Когда после тщательных скрупулезных проверок Карл Фриш опубликовал свои выводы, реакция была разная - удивление, восхищение, недоверие, желание всё увидеть своими глазами. Фриш готов был наглядно продемонстрировать своё открытие. Недоверчивому коллеге он давал блюдечко с мёдом и просил спрятать его где-нибудь вблизи или вдали от улья. «По характеру танца я найду место, где вы оставите блюдце». И уверенно находил! Лучшего доказательства точности расшифровки оригинального информационного кода невозможно было придумать.

Открытие Фриша наряду с открытием генетиков стало одним из важнейших достижений в биологических исследованиях минувшего века. Сейчас «танец пчёл» - классика в исследовании поведения насекомых. «Код» свидетельствует о фантастической изобретательности Природы на путях эволюции жизни, а также об огромных, неограниченных возможностях человеческого разума, подкрепленных еще и терпеньем. Доктор Фриш, как и Конрад Лоренц, является гордостью биологической науки.

2