2018-02-21T15:11:19+03:00
2

Вишневская прошла по минному полю

У Сокурова Вишневская создала новый образ Родины-матери.У Сокурова Вишневская создала новый образ Родины-матери.

Показ нового фильма «Александра» на Каннском фестивале прошел без Сокурова и главной героини

Это очень простой, негромкий, понятный любой аудитории фильм. Пожилая женщина Александра Николаевна на товарном поезде приезжает из Ставрополя навестить внука Дениса, капитана разведроты в Чечне. Слово «Чечня» в картине ни разу не произносится, но любой зритель сразу поймет, где происходит эта история. Истории, впрочем, как таковой тоже нет: Александра Николаевна бродит по военному лагерю и его окрестностям, знакомится с солдатами, кормит их пирогами, по незнанию отправляется гулять по минному полю, выходит на рынок за покупками, знакомится с местной женщиной Маликой, заводит с ней дружбу. И, отчитав внука за то, что он все еще не женат, провожает его на очередную «зачистку», после чего отправляется домой.

В этой непритязательной сюжетной канве Сокуров умудряется и схватить неуловимое «вещество жизни», и подняться до высокого символического звучания. Прежде всего, конечно, благодаря выбору на главную роль Галины Вишневской, душевной близости с которой Сокуров никогда не скрывал (он подарил ее героине свое имя и отчество).

Без Вишневской этой картины просто не было бы. Кто еще, кроме нее, смог бы создать убедительный, неплакатный образ Родины-матери?

«Долго воюете,- говорит Александра внуку. - Привыкли? Нравится?» И потом в ответ на слова юноши Ильяса «Освободите нас. Мы устали» мудро вздыхает: «Эх, мальчик, если бы все было так просто!»

Вишневская в «Александре» и совершенно неузнаваема, и очень похожа на саму себя. Изменив ее привычную прическу, Сокуров словно заново открыл удивительно красивое и доброе русское лицо. При этом не изменил ее пластику: Галина Павловна царственно шествует уже не по театральным подмосткам, а по шаткому настилу лагеря, повелительно общаясь с солдатами, которые с неподдельным уважением относятся не к заслугам Вишневской, а к возрасту и опыту ее героини.

В картине есть проникновенная сцена прощания, в которой простоволосая Вишневская рыдает на плече внука: «Мне плохо одной!» Она снималась задолго до смерти Ростроповича, но как будто предсказала ее.

2