Юлия КОЗЛОВА 26 ноября 2020, 13:58

Как изменится наш отпуск в 2021 году: 8 главных трендов в туризме

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Эксперты туристической отрасли эксклюзивно для «КП» дали прогнозы о том, какими будут путешествия

Как мы будем путешествовать в 2021 году и будем ли вообще? Как изменится наш отпуск, вернется ли все к «доковидному» образцу или туризм уже не будет прежним? «КП» попросила экспертов туристической отрасли дать свои прогнозы о главных трендах. Что интересно: в мнениях профессионалы практически сошлись, а значит, у нас больше оснований думать, что именно так все и выйдет. Известно точно: поездки не будут такими, как прежде. Вот главные тренды в туризме в 2021 году.


1. Внутренний туризм в главной роли

Тарас Демура, генеральный директор TUI Россия:

— Внутренний туризм в 2021 году продолжит укреплять позиции. Несмотря на то, что страны постепенно начинают снимать ограничения и открывают границы, путешествия по России продолжают набирать популярность. О внутреннем туризме говорят в СМИ, люди делятся впечатлениями в соцсетях. Активную позицию занимает Ростуризм, который дает дополнительную мотивацию для туристов в виде кешбека, а турбизнес поддерживает субсидиями. Благодаря такому системному подходу турбизнес также перестраивается: туроператоры ставят новые чартеры в регионы России (летом впервые появились чартеры на Байкал и в Хакасию, зимой — на Кольский полуостров, в Великий Устюг, Шерегеш, Калининград, на Дальний Восток. — Прим. авт.), отели вкладываются в развитие, инвесторы готовы участвовать в создании современной инфраструктуры.

Дворцовая площадь — самое популярное место в Санкт-Петербурге.
Фото: globallookpress.com

Алексей Теплов, директор по маркетингу сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip:

— В связи с закрытием границ произошло серьезное перераспределение туристических потоков: 98% всех авиабронирований в период с 1 июля 2020 года — по России. Несмотря на то, что границы с некоторыми странами с августа открыты, популярность международных поездок до сих пор невысока. Спрос на перемещения внутри страны восстанавливается гораздо быстрее: частота полетов осенью 2020 года уже достигла прошлогодних показателей. Россияне летом 2020 года активно ездили в Сочи, Краснодар, Симферополь. Увеличился спрос на путешествия на Алтай, Камчатку, на Байкал и в Приэльбрусье. Очевидно, что интерес россиян к поездкам по стране сохранится и в следующем году.

Ольга Епихина, руководитель направления «Авиабилеты» Туту.ру:

— Масштабное открытие границ мы ожидаем ближе к летнему сезону 2021 года. Если границы не откроют, то Сочи и Крым будут очень-очень популярны, как в этом году.


2. Экономия на авиабилетах

Алексей Теплов:

— Стимулируют спрос на поездки по стране и авиакомпании, которым важно как можно скорее восстановить пассажиропоток. Скажем, средняя стоимость авиабилета по России туда-обратно с вылетом в период новогодних праздников составляет 11600 рублей. Это на 15% меньше, чем в новогодние праздники в прошлом году (13700 рублей). Летом путешествовать по России было еще выгоднее: средняя стоимость билета в одну сторону на одного человека составляла 5700 рублей, что на 20% дешевле, чем летом 2019-го.

Авиакомпании все чаще объявляют о скидках и акциях на авиабилеты.
Виктор БОРЗЫХ, globallookpress.com

Ольга Епихина:

— На дальнейшую динамику цен будет влиять ситуация с пандемией: будут ли открываться границы, насколько активно будет восстанавливаться авиасообщение или, напротив, будут вводиться новые ограничения. Если ряд авиакомпаний обанкротится и предложение перестанет превышать спрос, то билеты начнут дорожать. В 2021 году в любом случае будут востребованы лоукостеры, так как при кризисе многие захотят сэкономить.


3. Безопасность и социальная дистанция

Тарас Демура:

— При выборе направления поездки туристы будут собирать и анализировать информацию о программах страхования, действующих мерах безопасности в разных странах, более внимательно относиться к соблюдению норм санитарии и гигиены.

Алексей Теплов:

— Требование соблюдать социальную дистанцию, которое плотно вошло в нашу жизнь в 2020 году, перейдет в новый год, став привычкой. Согласно статистике OneTwoTrip, популярность у туристов крупных городов, например, Москвы и Санкт-Петербурга, снижается: по сравнению с прошлым годом, летом и осенью в столицы прилетали несколько реже.

Желание обезопасить себя сказывается и на выборе мест проживания. Отелям в 2021 году будет необходимо обеспечивать должный уровень дезинфекции и дистанцирования гостей. Популярность хостелов будет ниже, а вот гостиниц категорий 4-5 звезд и апартаментов, в которые гости смогут перенести «домашние» практики по соблюдению безопасности, наоборот, увеличится.

Чистый воздух и единение с природой понравятся каждому туристу.
Фото: unsplash.com

Возрос интерес к экотуризму. Путешественники стали чаще обращать внимание на необычные виды размещения в уединенных природных зонах. Рассматривают кемпинги, экоотели, глэмпинги, капсульные отели в разных локациях: у озер, в лесах, в горах, на морском побережье.

Елена Чубина, заместитель руководителя платформы «Туту Приключения»:

— Снижается популярность больших отелей и массовых курортов, есть стремление отдыхать более приватно. Уединенные экоотели в топе по спросу.


4. Заранее планируем отпуск

Тарас Демура:

— Небольшая глубина бронирования. После весеннего локдауна люди предпочитают приобретать тур практически накануне вылета, чтобы быть уверенным в том, что поездка состоится, и заодно выгодно поймать «горящий тур». До стабилизации ситуации туристы будут заранее планировать поездки только на высокие даты и в популярные отели.

Алексей Теплов:

— Путешественники перестали понимать, что их ждет в следующем месяце: будут ли открыты те или иные регионы (или придется соблюдать карантин), откроются ли границы с желанными странами и не закроются ли с уже открытыми. Стремительно меняющаяся повестка стала основой тренда спонтанных поездок, горизонт планирования значительно сократился. Так, на примере 2020 года мы видим, что 69% авиабилетов, оформленных осенью, приобретены максимум за неделю до вылета, а 24% путешественников делают покупки за 8-30 дней. Планировать более чем за месяц могут лишь 7% россиян. Осенью прошлого года горизонт планирования был намного больше: 15% полетов были запланированы за 2-3 месяца, 2% были приобретены за 4-6 месяцев и 1% — более чем за полгода.

Многие предпочитают оформить тур практически накануне вылета.
Фото: pexels.com

Елена Чубина:

— Глубина продаж находится на уровне двух недель, максимум месяца: люди далеко не загадывают. Потому что возможны новые ограничения в регионах, не исключен новый локдаун.


5. Гибкие условия переноса и отмены поездки

Тарас Демура:

— Путешественники станут вникать в нюансы по условиям внесения изменений в бронирования и возможных аннуляций, чтобы путешествие прошло с максимальным комфортом и без неприятных сюрпризов, отдавая предпочтения компаниям, которые предложат более гибкие условия.


6. Работа на удаленке вместе с отдыхом

Человек с ноутбуком на пляже — теперь не обязательно дауншифтер, фрилансер или трэвел-блогер. Вполне возможно, это обычный штатный сотрудник московской компании. И не в отпуске, просто работает на удаленке.

Тарас Демура:

— Тренд на путешествия в формате business pleasure. Компании переводят сотрудников на удаленную работу, а те в свою очередь теперь могут работать из любой удобной локации. Сейчас специалисты на удаленке ищут возможность арендовать апартаменты за границей или коттедж за городом, куда можно переехать всей семьей. Многие гостиницы уловили тренд и выставили привлекательные офферы на продолжительные туры. Работа с ноутбуком на берегу моря или в горах становится новой реальностью. Все чаще туристы, уехав в отпуск, продлевают свое пребывание еще на пару недель, так как нет необходимости возвращаться в офис. Отправляясь в деловую поездку, представители бизнеса берут с собой семью, чтобы после выполнения поставленных задач провести время уже как туристы.

Компании переводят сотрудников на удаленный режим, а значит, работать можно в любом месте.
Фото: globallookpress.com

Алексей Теплов:

— Этот тренд объединяет в себе два направления. Первый — вновь набирающий популярность bleisure (совмещение командировки и небольшого отпуска, от английских слов business и leisure). Это значит, что к времени деловой поездки «приплюсовываются» дни для отдыха. Популярность командировок такого типа растет быстрыми темпами — на 20% в год. Это явление, ставшее очень популярным на западе, начало развиваться и в нашей стране, но было остановлено пандемией. Например, по статистике OneTwoTrip for Business, в январе около 80% всех заграничных командировок российских компаний захватывали выходные дни — сотрудникам давали возможность устроить небольшое путешествие. Вкупе с трендом путешествий по России в следующем году, популярность bleisure проявится уже в рамках рабочих поездок по стране.

Второй аспект связан с тем, что больше полугода мы работали удаленно или частично удаленно. Многие перебрались на дачи и в загородные дома, а кто-то и вовсе отправился ближе к морю или в другие города. Вынужденный переход на удаленку показал, что работать можно из любой точки мира, не теряя при этом эффективности и продуктивности, а значит, некоторым захочется сохранить этот уровень свободы.


7. Два в одном

Тарас Демура:

— Путешественники будут стараться успеть получить максимум впечатлений и опыта от поездки. Отдохнуть на море и пройти курс оздоровительных процедур в клинике, совместить посещение музеев с шоппингом, а обучение — с ознакомительными поездками по стране.


8. Цифровизация и персонализация

Алексей Теплов:

— В интернете много удобных инструментов, которые дают возможность планировать путешествия. В период локдауна покупка онлайн вошла в привычку. По данным Сбериндекса, доля продаж авиабилетов в онлайне составляет в ноябре более 94%. В 2021-м организовать свою поездку онлайн будет еще удобнее.

Онлайн-сервисы для путешествий станут еще удобнее.
Фото: unsplash.com

Тарас Демура:

— Нас ждет развитие новых каналов продаж и коммуникаций с клиентом. Изменится подход к инструментам продвижения, мы движемся к сегментарному маркетингу, когда каждый клиент будет рассматриваться как отдельный маркетинговый сегмент и получать адресное предложение, основанное на его интересах, вкусах, предпочтениях, образе жизни. То есть нас ждет еще большая персонализация.


Пять маршрутов мечты — 2021

Куда бы хотели поехать туристы в России, если путешествия за границу по-прежнему будут затруднены в 2021 году.

Калининградская область15,9%
Алтай13,2%
Дальний Восток (Камчатка, Приморье, Курилы, Сахалин)12%
Карелия11,6%
Байкал10,5%

Скучают ли туристы по поездкам за границу?

Да91%
Нет7%
Пока не понял2%

По данным опросов, проведенных интернет-сервисом для путешественников Biletix.