Московские гиды, которые работали с иностранцами, с прошлой зимы сидят без дела. Многие ушли переводчиками. У тех, кто работал с русскоязычной аудиторий, дела лучше.
— В этом году многие поехали в отпуск в Москву. Туристических заказов хватает. Очень вырос поток людей, которые живут здесь и хотят изучать город. Как правило, это не коренные москвичи, а приезжие, — рассказывает блогер, московский экскурсовод Катерина Слепова.
Гид берет группы только на выходные. Попасть на экскурсию не просто, так что люди даже записываются в резерв. Самая популярная программа сейчас — по Ивановской горке. Это район между Мясницкой и Солянкой, где в последнее время открылось много интересных заведений. Людям также интересна не парадная Москва, а закоулки. Например, Хитровская площадь, где раньше собирались бандиты. Популярны экскурсии по конкретным улицам — Маросейке, Петровке, Волхонке.
Цены в постпандемийный сезон остались на прежнем уровне: 500-700 рублей с человека за групповую экскурсию и от 5000 рублей за индивидуальную для группы до пяти человек. Пока были ограничения, гиды выживали, как могли. Некоторые запустили видеолекции за символические пожертвования. Другие оформили статус самозанятого и смогли получить пособие в 15 тысяч рублей, а также вернуть налог за прошлый год.
Музеи Москвы после карантина в 2020 году дают разные прогнозы. Одни считают, что к концу бабьего лета поток туристов может вырасти, так как летом многих не отпустили в отпуск. Другие в оценках более сдержаны.
— Не думаю, что в холодный сезон будет большой приток туристов из регионов. Люди могут испугаться сезонных вирусных заболеваний. Ведь сейчас место для отдыха выбирают по коронавирусным сводкам, а в Москве всегда большое скопление людей, — говорит член координационного совета Союза экскурсоводов России Ирина Чичкина. — Школьного туризма не будет, он до сих пор официально запрещен. Но после Нового года, если не будет второй волны, ждем наплыва иностранцев. В России вводят электронную визу.
Такая виза для иностранцев оформляется за четыре дня и позволяет находится в стране до 16 дней.
— Нам исполняется 40 лет. Не хочется думать, что год может стать последним в существовании музея, — грустно начинает директор музея «Огни Москвы» Наталья Потапова.
В экспозиции собрали осветительный приборы всех эпох. Таких выставок нет нигде в стране. В середине марта музеи Москвы перестали принимать посетителей. К работе смогли вернуться только в июне. Месяцы простоя выбили из колеи не самый прибыльный в финансовом плане бизнес.
— Групп нет. Заходят только индивидуальные посетители, — продолжает Потапова. — Если сравнивать с летом прошлого года, выручка упала в 4,5 раза. Раньше к нам записывались на несколько месяцев вперед, уже летом были забронированы программы на Новый год. Сейчас только три брони до конца года. Нам звонят с вопросами: «Что будет, если мы оплатим, а вновь введут карантин?». У нас нет ответа на этот вопрос.
Директор говорит, что если в сентябре не пойдет народ, то ей будет нечем платить работникам. Руководитель отправила обращение в Департамент городского имущества, у которого они арендуют музейную площадку, с просьбой продлить арендные каникулы, но ответа пока нет.
Адрес музея: Москва, Армянский переулок, 3-5, стр.1, метро «Лубянка», «Китай-город».
Входной билет: 250 руб.
Исполнительный директор музея-театра «Булгаковский дом» Наталья Склярова в разговоре с нами называет ситуацию сентября-2020 очень сложной. У них посетителей в два раза меньше, чем до ковида:
— Субсидии мы не получили, так как не числимся субъектами малого предпринимательства, а являемся некоммерческой организацией. Во время пандемии часть сотрудников отправили в центр занятости. Поток посетителей серьезно уменьшился. Департамент имущества давал арендные каникулы. Они закончились, но платить по полной ставке не из чего. Пытаемся рассчитаться за мероприятия, которые проводили до пандемии.
Плюс нужно закупить средства защиты на случай, если у гостей нет своих, на днях сломалась бактерицидная лампа.
При музее есть великолепный театр. Сезон толком не начался, да и зал можно заполнять только наполовину, так что от него дохода нет. Не спадает наплыв желающих вернуть деньги за назначенные на время карантина представления. Одни входят в положение и соглашаются на ваучер на любое другое представление, другие просто отменяют покупку.
Адрес музея: Большая Садовая, 10, метро «Маяковская».
Экскурсия: 300 руб.
— Мы не могли платить зарплаты на время ограничений. Сотрудники отнеслись с пониманием и ушли в отпуск за свой счет. Мы числимся индивидуальным предпринимателями и получили поддержку в 12 тысяч рублей, на этом все закончилось, — говорит художник музея чизкейка Татьяна Феина.
7 сентября кулинарная экспозиция, посвященная сырному десерту, присоединяется к акции «День без турникетов». Вход будет бесплатным.
— Все ради моральной поддержки коллектива. Сотрудники сидят весь день одни, это очень угнетает, — говорит Татьяна Феина.
А вот другой ее проект, музей русского десерта в Звенигороде, напротив переживает подъем. Для него даже не стали просить поддержки. Посетителей в два раза больше, чем в августе прошлого года.
Адрес музея чизкейка: Москва, Кочновский проезд, 4к2, метро «Аэропорт».
Экскурсия+три куска торта: 800 руб.
В тему
— Туристический сезон в Москве выдался непростым. Полностью отсутствует въездной турпоток, составлявший наиболее платежеспособную аудиторию, — говорит директор по развитию бронирования туров Get in Russia Константин Маслов. — Сезон получился очень коротким. Большинство гостей предпочли остаток лета провести на море или в активных турах вместо городских экскурсий. На низкий спрос повлиял запрет Роспотребнадзора: музеи Москвы после карантина в 2020 году стали работать с организованными туристическими группами только в конце августа. Без возможности посещать музеи экскурсионный туризм вообще теряет смысл.
Однако резкое сокращение спроса привело к снижению стоимости обслуживания в Москве. Цены снизили гостиницы, транспортные компании, частные гиды. По словам Константина Маслова, есть очень привлекательные предложения туров и экскурсий по Москве на осень. В том числе с проживанием в отелях класса «люкс», но в бюджете стандартных категорий гостиниц.