В фондах Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге более 20 тысяч предметов, а в музейной экспозиции — 118 единиц подвижного состава, в том числе подлинные вагоны и локомотивы конца XIX — конца XX веков. В музее говорят, это наглядная иллюстрация эволюции отечественной железнодорожной техники, рассказанная с помощью инсталляций, макетов, проекций и средств дополненной реальность. В общем, самыми современными способами. Рассказываем, какие самые необычные экспонаты Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге вы увидите.
Видео: Музей железных дорог России
Отображает весь 27-километровый путь от первого в России железнодорожного вокзала до станции Павловск. В конце пути пассажиров ожидал «музыкальный воксал» — место для увеселения публики и выступлений симфонических оркестров. Движение уменьшенной копии первого поезда на макете сопровождается проекцией на стене: посетители могут узнать, какова была скорость паровоза, сколько требуется топлива для поездки, какие пассажиры садятся в вагоны и что происходит в Павловске с наступлением ночи.
Единственный сохранившийся локомотив из серии С. Когда-то паровозы этой серии называли курьерскими за высокую скорость — до 115 км/ч.
Уже будучи выведенным из эксплуатации, этот паровоз использовался на одном из Московских заводов железобетонных изделий в качестве котельной установки. Мог бы и пропасть совсем, но за дело взялись энтузиасты-железнодорожники, которые спасли локомотив.
Сегодня паровозу исполнилось уже более ста лет. Зеленый цвет его корпуса означает, что паровоз пассажирский, силуэт дверцы дымовой коробки в виде стрелы напоминает об одном из названий локомотива — стремительная «Красная стрела».
Образец дореволюционного комфорта на железной дороге. В нашей стране таких вагонов почти не сохранилось. Вагон был построен в 1902 году на знаменитом Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге и был поставлен на частную Китайско-Восточную железную дорогу. Его еще называли «бронированным» из-за особой конструкции кузова.
Салон-вагон предназначался для поездок важных государственных деятелей, а значит, был оборудован по последнему слову комфорта: в купе была и своя ванная комната, и помещение для заседаний. Не исключено, что именно в этом вагоне, когда КВЖД еще была под японским надзором, путешествовал последний император Китая — Айсиньгеро Пуи.
В конце 1940-х годов вагон был вывезен в СССР, где использовался партийными и железнодорожными руководителями.
Экспонат показывает, как выглядит изнутри паровоз серии Э с индексом «р», построенный в 1955 году на заводе имени Сталина в Польше. Разными цветами внутри паровоза обозначены огонь, вода и пар — главные вещества, благодаря которым железный гигант начинает движение. Музейные посетители могут рассмотреть устройство топки, многотрубчатый паровой котел, дымовую коробку и «сердце» паровой машины. С помощью биноклей с элементами дополненной реальности любой желающий может проследить, какой путь совершала вода в паровозе, начиная от поступления в тендер, заканчивая превращением в пар.
Мультимедийный экран, оживляющий гипсовые скульптуры. Он позволяет посетителям познакомиться с пассажирами прошлых эпох. В историческом здании депо можно увидеть знатную даму, которая ожидает отправления поезда, в новом здании — семью крестьян, отправляющихся на переселение в пассажирском вагоне IV класса. Чтобы пообщаться с представителями исторических железнодорожных профессий, достаточно подойти к экрану и оживить персонажа: осмотрщика вагонов, сцепщика, тормозного кондуктора, сигнальщицу, машиниста и его помощника.
Иллюстрация внутреннего вида локомотива, работающего на дизельном топливе. В качестве сканирующего устройства выступает мультимедийный движущийся экран, на котором демонстрируются все узлы и детали, а также технологические процессы, происходящие в разных частях тепловоза. Кроме того, посетители могут услышать звук работы механизмов.
Этот локомотив застал Олимпиаду-80, о чем свидетельствует эмблема на стеклах окон.