31 июля 2020, 16:21

Обмен ваучеров авиакомпаний на билеты на самолет: выбрать новый рейс или взять деньгами

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА, «КП»-Самара»
Фото: Светлана МАКОВЕЕВА, «КП»-Самара»

Пошаговая инструкция с советами юриста

Полеты после долгой самоизоляции стали возможны полеты по России и в некоторые страны. Но многие планировали майский и летний отдых заранее и покупали билеты на самолет еще в начале марта. Когда рейсы из-за пандемии отменили, авиакомпании выдавали пассажирам ваучеры, которые давали возможность обменять их на аналогичный или другой билет, когда полеты откроют. Не все разобрались с системой обмена, поэтому в соцсетях стали появляться негативные отзывы пассажиров, мол, не могут обменять ваучер на билет.

Разбираемся вместе с юристом Юлией Першиной, что делать в такой ситуации.


Пошаговая инструкция от юриста, как обменять ваучер на билет

1. Получаем ваучер

Авиаперевозчикам разрешили не возвращать деньги за несостоявшиеся полеты во время пандемии, потому что это бьет по бизнесу. Зато компании согласились давать пассажира ваучеры даже за невозвратные билеты, а некоторые сделали по ним скидку на будущий перелет.

Такой ваучер приходит на электронную почту и отображается в личном кабинете на сайте перевозчика. Выглядит как электронный билет.

Ваучеры рассылали автоматически за отмененные с 18 марта 2020 года рейсы. Их выдавали за билеты на регулярные рейсы, купленные до 1 мая 2020 года.

Если ваш рейс отменили, а ваучер вам не пришел, звоните на горячую линию и пишите на электронную почту авиакомпании.

2. Определяемся с датой новой поездки

На сумму, обозначенную в ваучере, можно выбрать и купить новый билет. Если полет стоит дешевле, то сумма разбивается, и остаток можно использовать позже. Если дороже — можно доплатить.

В постановлении Правительства РФ от 6 июля 2020 №991 прописан срок действия ваучера — три года.

3. Меняем ваучер на билет

На сумму, обозначенную в ваучере, можно выбрать и купить новый билет.
Фото: Мария ЗАРБАЛИЕВА

Для этого нужно обратиться в авиакомпанию через электронную почту, в call-центр, офис или заполнить специальную форму на сайте перевозчика. Большинство компаний уже запустили ее. Нужно указать свои паспортные данные, номер билета или бронирования, на который у вас ваучер.

4. Ждем подтверждение

Ответ авиакомпания обязана дать в течение 20 календарных дней с даты обращения. Именно с этим промежутком времени связывают вал жалоб. Когда ваучеры только появились, людей успокаивали, что откроют полеты — и по первому требованию дадут билет на рейс хоть через 24 часа. А потом из-за большого потока время рассмотрения заявки увеличили до 20 дней.


Куда жаловаться, если подтверждение от авиакомпании не пришло

Пишите в транспортную прокуратуру. Жалобу должны изучить в течение 30 дней. За это время вам уже может ответить авиакомпания, но даже если не ответит, то прокуратура вынесет представление компании соблюдать закон. Получить компенсацию за то, что вам обменяют ваучер позже, не получится.


Можно ли вернуть деньги

Если за три года не используете ваучер, деньги за билет можно вернуть. Теоретически постановление не запрещает перевозчикам добровольно возвращать их и раньше установленного срока, но вряд ли они будут это делать. В суде перспектив у пассажиров нет. Авиакомпания просто сошлется на постановление.

Если дождаться, когда пройдет три года и потребовать деньги обратно, то их вернут с процентами по ставке Центробанка. На июль 2020 года она равна 4,25% годовых, но в будущем может меняться в любую сторону.

Вернуть деньги раньше трех лет могут:

  • инвалиды I и II групп,
  • сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов II группы,
  • ветераны Великой Отечественной войны,
  • многодетные с удостоверением.

Для этого нужно личное заявление, на сайт отправить нельзя. Точные сроки возврата не оговорены.