Пять плюсов инженерного образования

Технические специальности начинают пользоваться всё большим спросом.
В последние годы Министерство образования и науки выделяет всё больше и больше бюджетных мест инженерным вузам. Чтобы поступить на популярные направления в Московском государственном техническом университете имени Баумана — например, на проектирование ракет-носителей — нужно было сдать каждый из трёх ЕГЭ более, чем на 90 баллов. И, несмотря на это, конкурс зашкаливает!

Традиции русской инженерной школы

Главные принципы старой инженерной школы Бауманка сохранила ещё с дореволюционных времен, когда она носила название Императорского московского технического училища. Уровню подготовки русских инженеров тогда завидовала вся заграница! А всё потому, что инженерная школа базировалась на трёх простых принципах:
  • В основе всего — фундаментальные знания
  • Образование должно идти рука об руку с обучением инженерному делу
  • Знания должны применяться на практике для решения актуальных задач общества
Этим традициям в вузе следуют и сейчас.
— Неформальный девиз нашего университета — «Образование через науку», — рассказывает первый проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана Борис Падалкин. — Хорошее обучение студентов возможно только при одном условии: если преподаватели — это активно работающие исследователи, которые сами создают новую технику. Как раз на базе этих исследований, в том числе, и можно хорошо учить студентов.

Борис Падалкин
первый проректор МГТУ им. Н. Э. Баумана
Но в мире, где новые технологии появляются каждый час, одни только традиции не помогут. Иначе может получиться так, что знания и навыки, полученные на 1 курсе, к выпуску уже устареют и окажутся ненужными.

— Наш вуз — один из немногих, которые имеют право самостоятельно устанавливать стандарты образования, — продолжает Борис Падалкин. — В отличие от государственных стандартов (ФГОС), мы можем их пересматривать и корректировать в соответствии с требованиями науки и времени. По некоторым предметами это не нужно делать часто — например, законы литья металлов остались неизменными с момента открытия. А вот по другим специальностям мы обновляли стандарты в 2013 году и намерены сделать это ещё раз в следующем.

Большая прикладная наука

Но такой упор на практику вовсе не означает, что в техническом университете нет места большой науке. Более того: именно здесь она и делается! МГТУ им. Н. Э. Баумана бьет все рекорды по количеству научных исследований среди всех российских университетов.
Только в 2013 году объем всех научных исследований и опытно-конструкторских разработок составил почти 6 млрд. рублей. При том, что это даже не исследовательский университет!

— Это не бумажные исследования, это опытные образцы и разработки, которые применяются на действующем производстве, — рассказывает проректор. — Например, мы дорабатывали платформу Камаза, которую используют для перевозки ракет к месту запуска. Он был разработан ещё в 70-е годы, а сегодня там в каждом колесе стоят электромоторы и датчики. В результате машина уникальная по проходимости и управляемости — огромная машина может развернуться буквально на месте!

Из других интересных разработок — антенная решётка, которая позволяет мгновенно отправить радиосигнал в любую выбранную точку. Раньше инженерам приходилось разворачивать огромную антенну-локатор в нужную сторону, тратя время и энергию. А сейчас вместо этого используется множество маленьких антенн, которые могут сформировать сигнал нужной направленности буквально за доли секунды. И все это — разработки студентов и преподавателей МГТУ им. Н. Э. Баумана .

Без отрыва от производства

Во всех научных и конструкторских проектах принимают участие сами студенты. Буквально с первого курса свежеиспеченный бауманец может устроиться в один из научно-образовательных центров университета. Пока их 13, и новые уже на подходе.
— Среди наших сотрудников есть и студенты, и аспиранты, — рассказывает замруководителя Научно-образовательного центра нанотехнологий, нано- и микросистемной техники Алексей Денисов. — У нас учащиеся могут работать над самыми новыми и перспективными направлениями. Например, мы сейчас делаем нано-сенсор, который сможет улавливать мельчайшие частицы наркотических веществ во время досмотра в аэропортах. Другой наш проект идет на стыке с медициной: мы создаем прибор, который сможет реагировать на изменения в организме человека и вовремя подавать лекарство. Например, инсулин для диабетиков. Этот прибор может быть вживлен в организм человека, а заряжать его можно с помощью ультразвука. Эта технология реальна, она получила подтверждение, и ею уже заинтересовались за рубежом!
Помимо этого, студенты могут получить опыт работы с реальной техникой, которая уже сейчас используется в производстве. Все устаревшие «трофейные» станки — только для музея. А некоторые машины вообще есть только в Бауманке.
— Часть приборов для нашей лаборатории мы изготовили сами, от проекта до сборки, — с гордостью признается Сергей Ивахненко, замруководителя Научно-образовательного центра «Ионно-плазменные технологии». — Не спали толком несколько месяцев, зато теперь у нас есть уникальная установка, которой нет больше нигде в мире! Помимо научной работы, мы выполняем заказы для заводов и фабрик. Мы можем нанести тончайшее покрытие на линзы для электронных микроскопов, можем обработать чипы для сим-карт. А студенты регулярно проводят лабораторные на этом оборудовании.

Стажировка у ведущих профессионалов

Ещё один плюс — это то, что одними только вузовскими преподавателями дело не ограничивается. В 2011 году у студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана появилась возможность поучиться у ведущих специалистов компании Mail.ru. И теперь трижды в неделю старшекурсники остаются после пар на дополнительные занятия в Технопарке.
— Наш центр был организован по инициативе генерального директора Mail.ru Дмитрия Гришина, который является выпускником МГТУ им. Н. Э. Баумана, — объясняет Елена Чернега, замдиректора Технопарка Mail.ru Group. — Идея была в том, чтобы готовить веб-разработчиков и программистов ещё со студенческой скамьи. Компания посчитала расходы и пришла к выводу, что дешевле будет оплатить учебу студентов в технопарке и дать им все знания для будущей работы, чем тратить полтора года на адаптацию их уже на рабочем месте.
Попасть в Технопарк может далеко не каждый. Студенты проходят тщательный отбор. А как же — учиться им предстоит целых два года, а по окончанию учебы каждый получает специальный диплом, выгравированный на тонком листе алюминия.

— Занятия проводят сами сотрудники Mail.ru, поэтому задачи перед ребятами ставятся абсолютно реальные, — продолжает Елена Чернега. — Но никаких обязательств по отработке в компании это на студентов не накладывает. Некоторые потом уходят работать к другим российским разработчикам — тому же Яндексу, ABBYY и другим. А есть и такие, кто пошел работать в Mail.ru, и сейчас они сами преподают нынешним студентам Технопарка.

Хорошее образование доступно каждому

Конечно, в полной мере все эти плюсы доступны лишь студентам Бауманки. Но некоторые научные центры готовы работать и с школьниками. Достаточно лишь захотеть!
— К нам регулярно приходят учащиеся из лицеев, — рассказывает Вера Майорова, директор Молодежного космического центра МГТУ им. Н. Э. Баумана. — Многие из них потом поступают в наш университет, и продолжают работать с нами. Вместе мы работаем в нашем Центре управления полетами, следим за прохождением спутников и получаем их фотографии и другие данные. Кроме того, мы сейчас собираем свои собственные спутники — «Бауманец-2» и «Парус МГТУ», на котором попробуем отработать технологию развертывания солнечного паруса. Этот парус позволит использовать потоки солнечного ветра, что поможет экономить топливо.
На один спутник уходит по два-три года. Так что ребята вполне могут принять участие во всех стадиях, от разработки до запуска спутника. И во время встреч с космонавтами, которые тут не редкость, школьникам есть, что с ними обсудить.

— Мы всегда обсуждаем все происшествия в отрасли, начиная от аварийных запусков «Протона», и заканчивая мелкими неполадками, — объясняет Вера Майорова. — Для наших ребят важно знать, что может пойти не так на орбите и как с этим справиться. Это не абстрактный интерес — у нас есть реальная возможность поставить своих кандидатов в очередь на полеты в космос, и несколько наших выпускников уже отправятся на орбиту в ближайшие пару лет.

А в это время…

Биоинженерия — со школьной скамьи

Те, кому поступление в университет в ближайшие годы не грозит, тоже могут попробовать себя в инженерном образовании. Специально для юных технарей в сентябре этого года в Москве открылось более 60 инженерных классов при ведущих технических университетах столицы.
— Мы не стали реализовывать этот проект по принципу создания профильных инженерных классов в старшей школе, — рассказывает Андрей Андрюшков, директор Центра по работе с талантливыми школьниками Московского государственного университета машиностроения МАМИ. – Мы решили попробовать новый формат и создали разновозрастные группы школьников, которые в течение года работают над одним совместным инженерным проектом. Эти классы работают по принципу совместной инициативы школы, вуза и предприятия.

Андрей Андрюшков
директор Центра по работе с талантливыми школьниками МАМИ
Инженерные классы отбирали в несколько этапов. Сперва запустили идею в педагогическое сообщество и посмотрели, кто откликнется: для работы в таком формате нужно не только желание, но и возможности педагога.

— Мы предлагали несколько вариантов инженерных областей, от биоинженерии до хладотехники, — продолжает Андрей Андрюшков. – Разные школы выбирали по два-три ведущих для себя проекта. Затем, эти проекты анонсировались в детской среде — в общем рассказывали про инженерные проекты, а после этого, когда предпочтения детей становились понятны, делали встречи детей с руководителями этих проектов, чтобы ребята могли более точно определиться.

Конечно, решиться на такие занятия не так-то просто. Времени на все остальные дела останется не так и много – ведь после уроков теперь придется ехать в университет и вместе с другими ребятами корпеть над проектом. Зато ученики новых инженерных классов получают возможности, которые остальным и не снились — например, протестировать лазерную установку в производственных лабораториях или провести эксперимент на реальном оборудовании.

— Очень помогло то, что родители очень позитивно восприняли эту инициативу, — говорит Андрей Андрюшков. — Многие из них понимают, что за этим стоит большая реальность, чем за менеджментом и юриспруденцией, что это перспективная профессия. Начинает формироваться мода, несмотря на то, что в Москве немного другой спрос, и все инженерные начинания довольно тяжело идут. Но даже дети понимают ,что гораздо интереснее сконструировать собственную машинку на дистанционном управлении и поучаствовать с ней в соревнованиях, чем делать рефераты и презентации. А у нас, к сожалению, под проектной работой чаще всего пока понимается именно это.

Пока инженерные классы МАМИ открылись при четырех школах Москвы, ещё десять планируют присоединиться к проекту в следующем году. А университет пока разрабатывает типовую программу для таких занятий, чтобы любая школа могла включить её в свое расписание. Тем более, что новые Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют это сделать без дополнительных усилий.

Официально

Специалисты на вес золота

Самых-самых нужных специалистов готово взять на карандаш государство. Ещё в 2014 году Минобрнауки РФ запустило программу «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса». В рамках этой программы технические вузы смогут составить совместные учебные программы с ключевыми предприятиями отрасли. Авторы самых интересных совместных проектов получают гранты от Минобрнауки на общую сумму почти в полмиллиарда рублей.
— Программа «Новые кадры для ОПК» показала, что предприятия и образовательные организации успешно разработали современные программы подготовки, привлекли на программы целевого обучения талантливую и мотивированную студенческую молодежь, – отмечает министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – Мы уже сейчас видим результаты этих усилий — растет интерес абитуриентов и выпускников школ к получению инженерного образования. И это не только количественный рост, это и рост качества этих абитуриентов – из года в год увеличивается количество абитуриентов, имеющих высокие баллы по профильному предмету.

Дмитрий Ливанов
министр образования и науки
Предполагается, что эта программа позволит подготовить более 6 000 специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Но одной только учебой дело не заканчивается. После выпуска молодые инженеры смогут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, а также на помощь с жильем.

В этом году участвовать в программе будут почти 400 проектов из 74 российских вузов. Всего на подготовку специалистов предусмотрено 700 миллионов рублей из государственного бюджета, а также 300 миллионов рублей от партнеров – предприятий оборонно-промышленного комплекса.
— Для нас очень важно, чтобы талантливая молодежь ещё со школьной скамьи выбирала инженерные профессии, — анонсировал программу Дмитрий Рогозин, заместитель председателя Правительства РФ. — Для этого мы должны уже сегодня повышать стипендии студентам, строить жилье для молодых специалистов, помогать им в творческой самореализации. Мы должны сделать так, чтобы слово «инженер» снова стало почетной «приставкой к фамилии», чтобы в общество вернулось понимание: именно на этих людях строится будущее нашей страны.

Дмитрий Рогозин
заместитель председателя Правительства РФ
Автор: Ксения КОНЮХОВА
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Дизайн и верстка: Анна ЛАТУХОВА
Made on
Tilda