#МАРШНЕСОГЛАСНЫХ
В начале XX века к первым митингам оппозиции царские власти с непривычки отнеслись нервно. И одну из них (в Кровавое восресение) расстреляли. После чего началась война баррикад, забастовок и массовых арестов. С одной стороны, именно кровавые события 1905 года подтолкнули царя к созыву первого российского парламента, с другой — царь получил от общества последнее предупреждение. В этой серии показано, как в 1905-м прошла генеральная репетиция 1917-го
Захар Прилепин, писатель:
Цитата из фильма
— В русской классике, даже в самых замечательных образчиках Л. Н. Толстого существует бесконечное ощущение, что русский мужик как африканец, что эта крестьянка почти как барышня, эти дети деревенские, они почти как мои борзые, они же такие хорошенькие. Человек из простонародья, он мне разумно ответил на мою речь. То есть это такая особенная любовь к народу. Типа он вышел из леса — посмотрите, борода, ух ты мой хороший.

Может быть, это было невозможно ощутить дворянству, что это не такие же, как они, это просто они. Те же самые люди, которые в XX веке будут создавать великое — в космос полетят, будут писать великие книги, великую поэзию. Поймите, у нас же за колоссальный срок, за 200 лет появились Кольцов и Есенин из крестьянства. А еще раньше Ломоносов. Это огромная стомиллионная масса населения не порождала никого. Порождала только аристократия. Как будто их не было. Они искренне думали, что явился Есенин — какое счастье. Народ тоже может стишки слагать, как и мы, он же не дурак. Но это абсурд. Так нее может быть.
Владимир Чернышев, автор фильма:
— Если бы мне еще несколько лет назад сказали, что я скажу то, что сейчас скажу, я бы не поверил (смеется). Для меня, в юности пережившего перестройку и 90-е годы, — революция и все, что связано с этим словом, однозначно ассоциировалось с негативом, с распадом, кровью. Сегодня понимаю — в слове «революция» есть и положительный заряд. Это энергия, что дает надежду на какие-то изменения. Это, кстати, первыми почувствовали многие литераторы, воспринявшие революцию эмоционально, как огромную надежду. Маяковский писал: «Сегодня рушится тысячелетнее „Прежде“…» Он вспоминал — когда в Петрограде наступила разруха, не топились дома, дров не хватало, он шел по Дворцовой площади и встретил Блока, греющегося у костра.

«Нравится?» — спрашивает. Блок отвечает: «Хорошо!» Потом тем же тоном: «А у меня в деревне библиотеку сожгли». Они оба кайфовали от этого противоречия — вместе шагают Христос и бродячий пес, как у Блока в поэме. Мечта всегда обаятельна, реальность печальнее, но от этого мечта не перестает манить.
Юрий Жуков, историк:
Впечатление после просмотра фильма
— Честно скажу: наше поколение все то, что показано в фильме, знало. Потом была совершена контрреволюция 1991 года, которая перечеркнула все прошлое. И в учебниках, и в умах, и на телевидении. И вот сейчас НТВ широко шагает. Фильм, уверен, будет принят на ура. Он открывает глаза людям, которые не знают историю. Приведу предельно простой пример. Моя знакомая работает на одном из телеканалов. И вдруг там сказали: нужно сделать материал к столетию революции. И все перепугались. Потому что из 20 человек в редакции — никто ничего не знал о свержении царя. Ни одной фамилии, ни одного имени, ни одного события…
Made on
Tilda