Человек, который мне это рассказывает, участвует в выборных кампаниях, разрабатывая «атаки» на избирателей через социальные сети. Утверждает: мулька работает в Москве, провинция, увы, пока охвачена социальными сетями слабо, но все быстро меняется. Ему возражает другой политтехнолог:
- Мой клиент на выборах в Госдуму шел как раз в Москве. Мы зарядили работу с населением через соцсети. Но в решающий момент мой клиент получает рекомендацию, что в выборах ему лучше не участвовать. Клиент свою кандидатуру снял, а прошел кандидат, который даже электронные письма посылать не умеет. Вся его кампания состояла в листовках и в беседах с бабушками. И толку в этих технологиях.
В разговор вступает девушка:
- Вы про политику, а я про коммерцию. Торговля данными стала хорошим бизнесом. Но если на Западе все знают, что авиакомпания Бритиш Эрвейс продает рекламным агентствам данные клиентов, заказавших билеты по интернету, у нас об этом предпочитают не болтать. Например, одна крупная сеть магазинов радует покупателей бесплатным вай-фаем. Человек, чтобы попасть в сеть, проходит регистрацию и оставляет свой номер телефона. Теперь «магазин» знает о человеке все.
- Что значит «все»?
- Козинский об этом рассказал подробно, и тут он не врет.
- Он пишет, что по ста лайкам можно узнать цвет кожи человека (ладно, для России это не так актуально), гомосексуалист ли он, и каковы его политические пристрастия, это правда?
- Так и есть, - говорит девушка, кстати, она работала с «биг дата» на Сочинской олимпиаде и, наверное, ее словам можно верить, - Данные обрабатывает машина за доли секунды, так что, едва ты вошел в сеть магазина, ты уже стоишь перед ним голенький. Особенно если ты повелся на нехитрую замануху: отсканируй штрих-код на чеке, и получи скидку. Так машина узнает, что ты купил. Куклу для девочки – у тебя маленькая дочь. Водку – ты любитель выпить. Виски – у тебя полно денег.
- И что потом магазин делает с этим добром?
- Продает. Сейчас - колоссальный спрос на массивы данных. Кризис, квартиры-машины продаются плохо, важно знать, у кого еще остались деньги для дорогих покупок. А продавцам пищевых добавок хочется знать, где обитают необразованные, небогатые, больные люди, у которых денег на врача нет, а вера в чудо-таблетку есть. Покупаешь массив данных, и через интернет подсовываешь рекламу именно этому человеку.
На днях на одной из конференций представители компании Ромир открыто говорили, что радиостанции через свои приложения в смартфоне могут собирать данные о своих слушателях и использовать их ради эффективных рекламных продаж. На официальный запрос КП представитель компании Ромир ответил, что эта практика не нарушает права человека, потому что персональные данные не разглашаются. В самом деле, люди фигурируют в биг дата не как персоны с фамилией и именем, а как некие безличные особи, снабженные идентификатором.