С 7 по 11 августа 2023 года в кинотеатре «Художественный» в Москве пройдет ретроспектива фильмов франко-швейцарского режиссера Жан-Люка Годара под названием «Годар. Новое дыхание». Зрители увидят пять кинокартин 1960-х, ставших знаковыми в истории французской Новой волны: антиутопический нуар «Альфавиль» с первой музой режиссера – Анной Кариной в главной роли, совместную со сценаристом Альберто Моравиа франко-итальянскую ленту «Презрение», один из самых известных фильмов Годара – «Безумный Пьеро», бунтарский революционный манифест «Китаянка» и главный символ французской Новой волны – фильм «На последнем дыхании».
Жан-Люк Годар – это легенда. Причем легендой режиссер стал еще в самом начале своего пути. О нем написано десятки книг, снято множество документальных фильмов, исписаны тысячи газетных полос. Сотни статей начаты подобным вступлением. Любой путь синефила или критика лежит через фильмы Годара, разделяющие все на до и после.
Антиутопический нуар о городе будущего, в котором объявлены вне закона все гуманные человеческие чувства, такие как любовь, нежность, сострадание и взаимопомощь, а также запрещены поэзия и романтика. В центре сюжета частный детектив Лемми Кошен, который получает задание уничтожить создавшего город профессора, но внезапно влюбляется в его дочь Наташу. С ее помощью он пытается изменить ситуацию в городе к лучшему.
У каждого великого режиссера есть свои «Восемь с половиной», и «Презрение» можно назвать таковым фильмом для Годара. Это ироничное кино о кино, снятое в 1963 году в Италии по мотивам одноименного романа Альберто Моравиа. Годар разошелся всерьез − в картине сыграла икона того времени Брижит Бардо, а не менее культовый постановщик Фриц Ланг выступил в роли самого себя. Сам Годар и вовсе предстал на экране в образе ассистента своего кумира. Сюжет перемещает зрителя на Капри, где снимается исторический фильм об Одиссее и Пенелопе. Французский сценарист Поль постоянно ревнует свою жену Камиллу к американскому продюсеру Джереми Прокошу. Она же на эту опеку и зависимость реагирует «презрением».
Фильм снят по мотивам криминального романа Лайонела Уайта «Одержимость», премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале 1965 года. Главные роли сыграли самые талантливые актеры своего времени – Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина.
В центре сюжета — Фердинанд, который удачно женат на богатой женщине. У них есть маленький ребенок. Отношения можно было бы назвать безоблачными, но в один прекрасный день к ним в дом приходит Марианна, няня, которую наняли для ребенка. С этого момента жизнь каждого героя картины переворачивается, потому что очень скоро Фердинанд с Марианной сбегают к морю, бросив все позади. Позже оказывается, что прошлое героини далеко не так безоблачно, у нее были проблемы с мафией, а в машине, которую они угнали, находятся большие деньги этой самой мафии принадлежащие. Загнанные мафией и полицией, незадачливые любовники сбегают на необитаемый остров, и тут их роман начинает разваливаться на глазах… Это любимый фильм Квентина Тарантино, Ксавье Долана, Шанталь Акерман.
Очередной революционный манифест Годара о парижских студентах, изучающих маоизм. Протест, бунтарство и поиск своего места в мире накануне «Красного мая» 1968-го. Специальный приз жюри и номинация на Золотого льва на Венецианском кинофестивале в 1967 году.
Дебютная картина режиссера, открывшая миру Жан-Поля Бельмондо и французскую Новую волну. Сценарий ленты основан на газетной заметке о реальном преступлении. Главный герой картины Мишель Пуакар – молодой повеса, прожигатель жизни, которому не приходится зарабатывать тяжким трудом, деньги достаются ему легко. Так же легко он их и тратит. У всего этого есть лишь один минус – заработок Мишеля незаконен − он угоняет дорогие автомобили. Но Мишель не задумывается о последствиях, ведь здесь и сейчас он богат, красив и счастлив, и кого волнует, что там будет потом? Не обремененный семьей и друзьями, он живет мгновением до тех пор, пока ему не приходится убить стража порядка. И с этого момента непостоянная удача отворачивается от счастливого некогда мошенника.
Во время съемок фильма «На последнем дыхании» Годар не мог себе позволить операторскую тележку, так что оператора во многих сценах катали на стуле с колесиками. Он позаимствовал эту технику у Жан-Пьера Мельвиля. Также Сценарий Годар и Трюффо сочиняли перед началом съемочного дня, а диалог актерам приходилось придумывать по ходу съемок.
В качестве сценарной основы картины «Китаянка» было использовано вольное прочтение романа Федора Достоевского «Бесы».
Кинолента «Безумный Пьеро» была обвинена в большом количестве насилия и трупов. Годар парировал фразой, ставшей знаменитой: «Это не кровь, просто красное». Цветовой символизм играет определяющую роль в художественном строе картины.
Существует предание, что Годар на съемочной площадке фильма «Презрение» ходил перед Брижит Бардо на руках: «за каждый пройденный им метр она соглашалась на сантиметр укоротить прическу и на сантиметр же юбку».
В фильме «Альфавиль» голос Alpha 60 принадлежал человеку с механическим голосовым аппаратом, заменяющим его пораженную раком гортань. Сам голос вдохновлен бестелесным голосом доктора Мабузе в фильме 1933 года «Завещание доктора Мабузе».