31 декабря 1982 года советское телевидение впервые показало мюзикл «Чародеи», ставший одним из самых популярных новогодних фильмов. Кинообозреватель КП Денис Корсаков расскажет, почему братья Стругацкие относились к сказке по своему сценарию с отвращением и съемках легендарных «Чародеев».
С одной стороны, все знают, что в основе «Чародеев» лежат повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и ее продолжение – «Сказка о Тройке». С другой стороны, любой, кто читал эти книги, в курсе, что общего с «Чародеями» у них нет почти ничего. Ну, кроме отдельных деталей – фамилий и черт характера пары персонажей, названия города Китежград. В ходе путешествия на экран придуманный Стругацкими сказочный мир полностью изменился. А путешествие это было долгим.
Впервые «Понедельник начинается в субботу» был экранизирован в 1965 году на ленинградском телевидении (запись этого телеспектакля сохранилась, ее легко найти в интернете). А несколько лет спустя, где-то на рубеже 60-х и 70-х, Стругацкие написали сценарий под названием «Чародеи». Говорят, что для студии имени Довженко, в расчете на постановку художественного фильма. Однако сам Борис Стругацкий утверждал, что эти «Чародеи» были написаны для Киевской студии мультипликационных фильмов. И отвергнуты там, как «клевета на советских ученых».
Сценарий этот очень близок к «Понедельнику» и «Сказке о тройке». И очень далек от фильма, который в итоге получился у Константина Бромберга. В НИИЧАВО АН СССР («Научно-Исследовательском Институте Чародейства и Волшебства Академии Наук»), расположенном на улице Лукоморье в северном городе, ведется работа над созданием идеального человека, – а потом оказывается, что создали «гения-потребителя», который «сожрет и загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство и остановит время». Параллельно молодые сотрудники-энтузиасты решают другие задачи – например, один разрабатывает «методику изъятия излишков времени у населения». Есть нечто вроде волшебной палочки (она называется «умклайдет»), есть кот ученый, который ходит вокруг дерева и пытается то петь, то рассказывать сказки… Но, если честно, единственная сцена, и правда чем-то напоминающая о снятых в конце концов «Чародеях» – крохотный эпизод, где молодого сотрудника, приехавшего в НИИЧАВО из Ленинграда, учат проходить сквозь стену.
В общем, все это было похоронено и забыто (в начале 70-х сценарий все-таки напечатали, но о том, чтобы снимать фильм, не шло и речи). Однако в 1978 году Аркадий Стругацкий взялся за новый сценарий для Одесской киностудии. (Биограф писателей Ант Скаландис рассказывает, что его брат интереса к проекту не проявил – в лучшем случае прочел то, что получилось, и сделал какие-то замечания). Работа шла в сотрудничестве с режиссером Константином Бромбергом, который с самого начала предложил делать мюзикл. В новом сценарии то и дело появляются ремарки типа «Зазвучала веселая песенка о современных чародеях, которые стремятся все объяснить и понять, вычислить и уложить в формулы, даже графики, но графики эти всегда ломаются, формулы остаются недоказанными, когда дело касается… любви».
Этот сценарий – уже практически те «Чародеи», которых мы знаем. Институт называется не НИИЧАВО, а НУИНУ («Научный универсальный институт необыкновенных услуг»), в нем разрабатывают вещи, полезные в быту (типа той же «ВП» – волшебной палочки). Есть и Кира Шемаханская, и любовная неразбериха, из-за которой в сердце ведьмы Алена входит зима, и «гость с Кавказа», мечтающий заполучить «ВП» в свою солнечную республику. Правда, Иван едет в Китежград с тремя друзьями (девочка Нина – сестра одного из них), и вся компания изображает ансамбль, приехавший выступать на Новый год. Есть эпилог, где счастливая Шемаханская читает свою «Библиотеку фантастики» рядом с мужем – Кивриным. Но это мелочи.
Забегая вперед, скажем, что братья Стругацкие картину практически возненавидели. Новый 1983 год, Аркадий Натанович встречал у знакомых – смотрел «Чародеев». Как пишет Ант Скаландис, «классик закрылся в комнате, попросил всех не беспокоить его и, сидя в кресле перед телевизором, мрачный, как туча, два часа терпеливо внимал праздничному и веселому (для кого-то) зрелищу». А через несколько лет написал в автобиографии: «по нашим произведениям снят один очень скверный фильм» – скорее всего, имея в виду как раз «Чародеев». Борис Стругацкий не отставал: утверждал, что «фильм на троечку». И добавлял: «фильм слишком отличается от того, что виделось нам, когда мы начинали работу со сценарием. Главная же беда его в том, что не получился задуманный МЮЗИКЛ. Почему-то не пошли в ход песенки любимого нашего Юлия Кима. Музыка получилась какая-то вялая. Не то, все не то»…
Только с годами Борис Натанович сменил гнев на милость и написал: «Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, – есть за что…»
Действительно, Стругацкие хотели, чтобы в картине звучали песни на стихи Кима, они были уже написаны, но Бромбергу категорически не понравились. Ким вспоминал: «Я сочинил 13 или 15 текстов – и ни один не подошёл. Режиссёр всячески мне сочувствовал и просил: «Продолжи, продолжи!», я пробовал, но… Я до сих пор уверен, что попал в цель, однако ни один вариант не был принят». И в итоге все тексты на музыку Евгения Крылатова написал Леонид Дербенев.
Константин Бромберг (1939-2020) за долгую жизнь снял всего пять полнометражных художественных фильмов. Названия трех («Длинный день Кольки Павлюкова», «Был настоящим трубачом», «У меня есть лев») сегодня вряд ли кто вспомнит. Но вышедшие в 1979-м «Приключения Электроника» и появившиеся в 1982-м «Чародеи» вошли в число главных советских телехитов.
В свое время он дал несколько интервью «Комсомольской правде», где во всех подробностях рассказал – какие актеры могли сняться в «Чародеях». По его словам, на роль Киры Шемаханской пробовались Наталья Гундарева, Алиса Фрейндлих и Маргарита Терехова, причем последняя казалась особенно интересной. «Но, как только появилась Катя Васильева, я понял: лучше Шемаханской не сыщешь!» Ее возлюбленного Ивана Киврина могли сыграть Николай Гринько, с которым Бромберг уже работал на «Электронике», и Олег Басилашвили – а получил роль Валерий Золотухин. Роль Коврова сыграл Эммануил Виторган, а пробовались Андрей Миронов, Георгий Бурков, Александр Ширвиндт, Евгений Жариков, Евгений Стеблов. Брыля, сыгранного в конце концов Михаилом Светиным, могли сыграть Михаил Боярский (!), Юрий Никулин, Спартак Мишулин и Олег Анофриев.
Особенно много претенденток было на роль Алены: Елена Коренева, Ирина Алферова, Елена Проклова, Ирина Муравьева, Наталья Белохвостикова, Лариса Удовиченко, Наталья Вавилова… Но всех обошла Александра Яковлева – ей удалось одинаково удачно изобразить и прелестную девушку, и холодную ведьму, в которую та превращается. Другой вопрос, что Яковлеву вспоминали как «сложного человека»: рассказывали о ее капризности, о том, что она тратила долгие часы на грим, заставляя съемочную группу ее ждать, изводила осветителей, требуя, чтобы те эффектнее ее подсвечивали. И при этом не всегда твердо знала свой текст. Если с Александром Абдуловым отношения у нее сложились прекрасно, то Валентин Гафт практически возненавидел партнершу – в какой-то момент при включенной камере просто бросился на нее и начал душить. Не всерьез, конечно. Всерьез он собрался уходить с картины. Гафта уговорили остаться, но он объявил, что впредь встречаться с Яковлевой на площадке отказывается. Поэтому, например, в сцене, где Сатанеев объясняется Алене в любви, актеров снимали по отдельности (перед Гафтом, когда он произносил свои реплики, стояла второй режиссер Юлия Константинова).
Ну и, наконец, с выбором актера на роль Иванушки все было еще сложнее, чем с актрисой на роль Аленушки. Говорят, Аркадий Стругацкий мечтал, чтобы героя сыграл Альберт Филозов, но замечательный актер никак не мог пройти по возрасту: ему к началу съемок было уже ощутимо за сорок. А Олегу Янковскому было за 35, что тоже показалось чересчур для юного и пылкого героя. Секс-символы рубежа 70-х и 80-х Николай Еременко-мл. и Ивар Калныньш режиссером были отвергнуты. Игорь Костолевский понравился больше, но показался слишком «барственным» и в целом больше подходящим для серьезного фильма, а не для «народной комедии». По словам Бромберга, теленачальство пыталось отдать роль Сергею Проханову, звезде «Усатого няня» – якобы потому, что его жена была внучкой сразу двух маршалов, Александра Василевского и Георгия Жукова. И Проханов даже начал сниматься – но Бромберг «оператору по-тихому рекомендовал снимать актера со спины». Потому что он к тому моменту уже твердо решил сделать Иванушкой Александра Абдулова.
С ним возникали сложности. Как говорил в интервью «КП» режиссер, «руководство ЦТ не захотело утверждать Абдулова из-за «черного пятна» в биографии – в прошлом у него остался роман с американкой, которую считали шпионкой, из-за чего Александр даже стал невыездным». История эффектная, но на самом деле Абдулова в то время снимали бесконечно – в том же 1982 году у него, кроме «Чародеев», вышло шесть фильмов, а три-четыре фильма в год были для него нормой. Когда Бромберг все-таки получил возможность снимать Абдулова, оказалось, что он так занят, что работать может в основном по ночам. Пришлось подстраиваться под его график…
Таких проблем, как с Яковлевой, с Абдуловым не возникало. Правда, он почему-то отказывался петь песню «Представь себе весь этот мир, огромный весь…»: композитору Евгению Крылатову пришлось лично его уговаривать и приглашать домой, чтобы порепетировать. В конце концов Абдулов спел, и получилось прекрасно. При этом песню «Серенада» в начале фильма за него исполняет Леонид Серебренников (о, загадочная логика советского кинопроизводства!)
Остальные актеры поют в «Чародеях» не своими голосами. За Александру Яковлеву песни исполняют Жанна Рождественская и Ирина Отиева. За Екатерину Васильеву – опять Жанна Рождественская. За Анну Ашимову, сыгравшую Нину, сестру Иванушки – дочь Жанны Рождественской, Ольга Рождественская (она была старше юной актрисы на три с половиной года). Это когда девочка поет «Снежинку» и «Говорят, а ты не слушай». А когда она поет самую известную песню «Чародеев», «Три белых коня», ее дублирует Лариса Долина: у молодой джазовой певицы, которая в начале 80-х еще не была известна всей стране, на записи волшебным образом прорезался необходимый детский фальцет.
Константин Бромберг после «Чародеев» не снял больше ни одного художественного фильма, если не считать сюжетов для «Ералаша». Работал над документальными картинами, каким-то новогодними программами. Потом его дочь вышла замуж за американца, переехала в США, и в конце концов уговорила родителей перебраться в Детройт.
В Америке Константин Леонидович мечтал о продолжениях своих главных хитов – «Приключений Электроника» и «Чародеев». Рассказывал, что нашел американских инвесторов. Обещал, что позовет в «Электроника» Шварценеггера и Константина Хабенского. Делился сюжетом «Чародеев-2»: Россия и США вместе (они чуть ли не становились одной страной) с помощью волшебников противостоят инопланетянам.
Смеркалось, шли годы, и становилось все очевиднее, что никаких новых «Электроника» и «Чародеев» нам не дождаться. Хотя нельзя сказать, что кто-то всерьез их ждал. Героям всеми любимых лент 70-х и 80-х, конечно же, лучше было оставаться в своей эпохе.