Рецензия на фильм «Даааааали!» (2024): сами с усами, или сюрреалист в чужом лабиринте

Рецензия на фильм «Даааааали!» (2024): сами с усами, или сюрреалист в чужом лабиринте Кадр из фильма «Даааааали!» (2024)

Аккурат к 120-летию со дня рождения великого испанского художника в наш прокат выходит фильм Квентина Дюпье «Даааааали!». Посмотрев эту чудесную комедию, в Каннах решили открывать следующий фестиваль новым фильмом режиссера (он называется «Второй акт», и, кстати, уже куплен для нашего проката). Но когда мы увидим этот самый «Второй акт», еще неведомо, а «Даааааали!» — вот он, в кинотеатрах с 9 мая 2024 года. И кинообозреватель «КП» Денис Корсаков очень рекомендует с ним ознакомиться.

Трейлер фильма «Даааааали!» (2024)

Сюжет

Жюдит — миловидная, скучная тридцатитрехлетняя француженка. Раньше работала фармацевтом, потом решила стать журналисткой. И возникла мысль взять интервью у Сальвадора Дали. Вроде бы договорились о встрече в отеле. Пока Жюдит ждет Дали в номере, ложится на кровать — и краем глаза замечает, что к вазе с букетом цветов подобралась коза, и уже их активно жует.

Кадр из фильма «Даааааали!» (2024)

Жюдит подскакивает на кровати, протирает глаза, понимает, что уснула. А тут ей сообщают, что и герой интервью подоспел. Она выходит в коридор, замечает вдали Дали…

Дальше следует одна из самых смешных визуальных шуток, что я видел в кино за много лет (кому-то ее одной будет достаточно, чтобы полюбить режиссера Квентина Дюпье на всю жизнь); не стану ничего пересказывать, чтобы не портить впечатление. Но, в общем, в конце концов начинается интервью, — чтобы тут же закончиться: маэстро неинтересно общаться с какой-то маленькой бездарной серой мышью, приготовившейся записывать ответы в блокнотик, он готов говорить только на камеру. Жюдит же не собирается сдаваться: в следующий раз она придет к художнику с оператором. Но все опять пойдет не так. До такой степени, что Дали окажется пятью разными людьми (первый — нервный, второй — молодой, третий – в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый). Один из этих Дали отправится на скучнейший ужин к какому-то своему работнику, там будет священник, который примется пересказывать художнику свой сон, будто бы невероятно интересный и дико вдохновляющий на творчество;  в частности, в этом сне Дали будет ехать в машине на дикой скорости, а рядом будет бежать Жюдит и умолять еще об одной встрече. «Я все понимаю, — задумчиво скажет художник, — но залезть в чужой сон, чтобы добиться у меня интервью?»

Кадр из фильма «Даааааали!» (2024)

Ключевое слово, отчего-то ускользающее от большинства рецензентов    — не «интервью», а именно «сон». Остроумный, виртуозный, изобретательный (я могу еще долго нанизывать эпитеты) «Даааааали!» выстроен по законам сновидения — многоэтажного, нескончаемого, но при этом ни разу не кошмарного.

Может быть, Жюдит показалось, что она проснулась в гостиничном номере после казуса с козой, а на самом деле просто на той же кровати провалилась на следующий этаж сна? Может, это Дали привиделось, что его осаждает очередная унылая дурочка с блокнотом? Так или иначе, они вдвоем (или, точнее уж, вшестером) гуляют в лабиринте Дюпье, и каждый раз, когда Жюдит или кому-то из Дали кажется, что дверь найдена, выясняется, что ведет она на следующий уровень. Где все снова будет очень путано и очень смешно.

Кадр из фильма «Даааааали!» (2024)

Плюсы и минусы фильма «Даааааали!»

«Даааааали!» — невероятно легкий фильм, и занудой окажется тот, кто задастся, например, вопросом «когда вообще происходит действие?» (По идее, в 70-е, но Дали занят тем, что пишет картину «Невидимая арфа, совершенная и посредственная» (1932); кстати, в том же году был написан «Некрофильский источник, бьющий из рояля», «экранизацией» которого Дюпье открывает и закрывает фильм). Наверное, занудой будет и тот, кто примется искать в «Даааааали!» какой-то осмысленный портрет маэстро. То есть штрихов к нему там много, и они, скорее всего, очень точные, потому что Дюпье по-настоящему любит и понимает Дали. Но он сам с усами: фигура великого сюрреалиста нужна ему прежде всего для того, чтобы развернуть на экране собственный чудный мир.

Кадр из фильма «Даааааали!» (2024)

Этот автор прославился на весь мир в 1999-м как диджей и музыкант, под псевдонимом Mr. Oizo: в его выдающемся клипе Flat Beat желтая кукла сидела в кресле большого начальника и курила сосиски, как сигары. Потом Дюпье снял целую кучу полнометражных фильмов (которые в основном идут час с копейками: «Даааааали!», например, идет 77 минут). В «Шине» ожившая автомобильная шина с помощью телепатии убивала людей, в «Жвалах» два дебила (это сила) возились с мухой размером с собаку, и так далее. Некоторые всерьез называют Дюпье сюрреалистом (и даже «Линчем на стероидах»), но проще будет сказать, что он безумно талантливый, оч-чень неглупый французский раздолбай с удивительным чувством абсурдистского юмора.

И, если все-таки говорить о Дали… Фильмы о нем нынче выходят косяком: только в прошлом году появились мучительно серьезный «Быть Сальвадором Дали» Мэри Хэррон и недурная испанская комедия «В ожидании Дали» про рестораторов, пытающихся заманить художника в свое заведение. В первом случае Дали бы поморщился, во втором — наверное, снисходительно бы хмыкнул. А вот Квентина Дюпье, скорее всего, он бы просто сразу, молча обнял.

Расскажите об этом друзьям!