В 2022 году нидерландской актрисе Сильвии Кристель, сыгравшей в легендарном в эротическом фильме «Эммануэль» (1974) могло бы исполниться 70 лет. Расскажем, как она получила главную роль своей жизни, и что случилось с актрисой в конце пути. Начнем с истории фильма «Эммануэль», перезапуск которого нам обещают в 2023 году. Главную героиню сыграет Леа Сейду – одна из самых востребованных французских актрис 2020-х.
История в общем-то незамысловатая: Эммануэль (Сильвия Кристель) – жена Жана Готье (Даниэль Сарки), сотрудника французского посольства в Бангкоке. Прилетев к супругу, она знакомится с новой соседкой – сексуально раскрепощенной Мари-Анж (Кристин Буассон). Дамы не только становятся подружками, но и начинают посещать всевозможные «взрослые» вечеринки. Поступки жены не шокируют Жана – он сам оказывается приверженцем полигамии. А однажды Эммануэль встречает Марио (Ален Кюни) – весьма импозантного мсье и эксперта по части «чувственных наслаждений».
«Эммануэль» – экранизация эротического романа французской писательницы Эммануэль Арсан, опубликованного в 1967-м. Продюсер Ив Руссе-Руар предложил режиссеру-дебютанту Жюсту Жэкину снять фильм по мотивам «взрослой» книги не просто так. Все дело в том, что в 1972-м на экраны вышла драматическая лента Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже»: этот мейнстримовский проект с невероятно откровенными для своего времени сценами собрал в мировом прокате 96 миллионов долларов (при бюджете в один миллион) и даже получил две номинации на «Оскар». Кинобоссы, естественно, не могли не заметить повышенный интерес западной публики к мелодраматическим историям с элементами эротики. Сценарий к «Эммануэли», что интересно, написал Жан-Луи Ришар – человек, работавший с одним из основоположников французской новой волны Франсуа Трюффо.
Легенда гласит, что молодая нидерландская актриса и модель Сильвия Кристель попала на кастинг фильма совершенно случайно: она пришла на студию в надежде получить роль в телевизионной рекламе, но перепутала офисы. И ее ну совершенно не смутил тот факт, что Жэкин искал актрису для эротической картины – Кристель мечтала сыграть Жанну в «Последнем танго в Париже», но эта роль в конечном итоге досталась Марии Шнайдер. Что она испытывала на съемочной площадке? «Единственное, что я пытался изобразить перед камерой, – это безмятежность. Ну а еще невинность, уязвимость и элегантность», – призналась Кристель в одном из интервью. Кстати, невероятно, но факт: за участие в первом фильме она получила всего шесть тысяч долларов – только в американском прокате картина собрала более 11,5 миллионов!
Картина вышла во французский прокат в июне 1974-го с возрастным ограничением «18 плюс». Успех фильма превзошел все ожидания его создателей: в репертуаре парижского кинотеатра «Triomphe», что на Шанз-Элизе, он был целых 11 лет – до февраля 1985-го. Осенью того же 1974-го «Эммануэль» в немного «урезанном» виде попала в британский прокат, а с января 1975-го картину могли увидеть и американские зрители – от 17 лет и старше. Сегодняшние историки кино утверждают, что Columbia Pictures занялась прокатом «Эммануэли» в США по одной простой причине: в Европе на этот фильм ходили не только мужчины, но и женщины – если кино нравилось представительницам прекрасного пола, то, как считали голливудские продюсеры полвека назад, оно не могло считаться порнографическим.
Добавим, что мировая кинопресса отреагировала на выход фильма бурно, но неоднозначно. Роджеру Эберту, одному из самых влиятельных американских кинокритиков, картина в целом понравилась – в своей рецензии он написал: «Теперь, когда хардкорное порно ушло в прошлое, я с облегчением смотрю «Эммануэль», где нет места гинекологии, зато присутствует определенная доля сексуальной утонченности». А вот обозреватель немецкого издания Filmdienst с ним не согласился: «Эта картина – не что иное, как рекламное порно, в котором присутствуют художественный эстетизм и псевдофилософские тезисы из серии: «Любовь – пристрастие к физическому удовольствию».
В Советском Союзе, где, как известно, «не было секса», в первой половине 80-х название ленты Жэкина было в «черном списке». У владельца видеокассеты с «Эммануэлью» могли конфисковать не только фильм, но и видеомагнитофон. Более того, этот киноман мог получить срок – в лучшем случае условный. Но в конце 80-х заработали видеосалоны – и у советских граждан старше 18 лет появилась возможность понаблюдать за похождениями француженки по злачным местам Бангкока. «Взрослые» сеансы начинались в районе 21:30, стоимость просмотра – рубль (для сравнения: билет в кинотеатр в то время стоил от 30 до 70 копеек).
В 2007-м в одном из интервью нидерландская актриса решила назвать вещи своими именами: «Я не стану утверждать, что «Эммануэль» – настоящий шедевр. Но в свое время эта картина была одним из символов французской столицы – именно так. Японских туристов сажали в автобус, везли к Эйфелевой башне, потом – к Триумфальной арке и в кинотеатр, где шла «Эммануэль».
Проект с Кристель быстро перерос во франшизу, да и гонорары актрисы резко поднялись (за участие во втором фильме она получила уже 100 000 долларов). Эротическая киносерия растянулась аж на 19 лет, но Сильвию можно увидеть лишь в пяти из семи картин. Однако фильмография Кристель насчитывает более 80 работ. Ей удалось поработать и с великими режиссерами – Клодом Шабролем («Алиса, или Последний побег») и Роже Вадимом («Верная женщина»). В эротической драме «Допуск» ее партнером был Джо Даллесандро – звезда «кинофабрики» Энди Уорхола, в фильме-катастрофе «Конкорд: Аэропорт-79» – Ален Делон, а в экранизации романа Лоис Вайз «Лицо на миллион долларов» – Тони Кертис. Одним из последних фильмов Кристель стала музыкальная драма итальянского режиссера Маурицио Дзаккаро «Королевы свинга» (2010) – о трех поющих посудомойках, организовавших вокальную группу. Актриса долгие годы страдала раком гортани: в июне 2012-го, после очередного курса химиотерапии, она перенесла инсульт, а 17 октября ее не стало. Сильвии Кристель было 60 лет.
В списке возлюбленных актрисы можно найти имена и голливудской звезды Уоррена Битти, и 20-го президента Французской Республики Валери Жискара д’Эстена, и бельгийского радиопродюсера Фредди де Ври. Официально же она была замужем дважды. Ее первым супругом стал американский бизнесмен Алан Тернер, но этот брак просуществовал всего полгода. Второй муж Кристель – кинопродюсер Филипп Бло. С ним звезда «Эммануэли» прожила пять лет. В этом союзе на свет появился мальчик: Артур Кристель стал актером.
Продюсеры «Эммануэли» хотели, чтобы музыку к картине написал Серж Генсбур, за плечами которого было немало «чувственных» песен. Однако у маэстро это предложение почему-то не вызвало энтузиазма. Тогда они обратились к композитору Пьеру Башле – автору музыки к криминальной комедии «Несколько слишком спокойных господ». Именно он сочинил одну из самых известных мелодий в истории французского кинематографа – «мелодию, поющего сердца».
Пока подробностей о новом кинопроекте немного. Главную героиню будет играть Леа Сейду – одна из самых востребованных актрис Франции 2020-х. В режиссерское кресло сядет Одри Диван: ее прошлогодний фильм года «Событие» – по мотивам одноименного романа Анни Эрно – получил «Золотого льва» на 78-м Венецианском кинофестивале. Сценарий она написала вместе с Ребеккой Злотовски – лауреатом премии Франсуа Шалле 66-го Каннского кинофестиваля (за ленту «Гранд Централ. Любовь на атомы»). В 2010-м на экраны вышла драма «Прекрасная заноза» – полнометражный режиссерский дебют Злотовски, где роль главной героини, что интересно, исполнила Сейду.