Стоит ли смотреть фильм  «(Не)бывшие» (2024): «У меня был выбор — либо поехать на эвтаназию, либо на талассотерапию»

Стоит ли смотреть фильм  «(Не)бывшие» (2024): «У меня был выбор — либо поехать на эвтаназию, либо на талассотерапию» Кадр из фильма «(Не)бывшие» (2024)

28 марта 2024 года на большие экраны выходит фильм «(Не)бывшие». В нашем прокате продолжают появляться картины, премьера которых состоялась на прошлогоднем Венецианском кинофестивале: после «Феррари» и «Присциллы», в один уикенд с «Я — капитан» Маттео Гарроне, выйдет картина Стефана Бризе. Эта грустная, медленная  мелодрама показалась кинообозревателю «КП» Денису КОРСАКОВУ очень обаятельной. Об этом он рассказал в своей рецензии.

Трейлер фильма «(Не)бывшие» (2024)

Сюжет

Матье — довольно известный киноактер, собравшийся сыграть свою первую роль в театре. Про это даже написал журнал «Пари-Матч», открыв статью фотографией на разворот с заголовком «Отважный». Вот только Матье совсем не отважный: за считанные недели до премьеры он перепугался, что не выдержит три часа на сцене, и свалил из Парижа подальше, подставив и режиссера, и партнеров. Теперь наш трус сидит в санатории на пустынном бретонском полуострове Киброн, проходит там курс талассотерапии. Время года — зима, туристов нет, в санатории, кроме него — полтора инвалида (оригинальное название фильма — «Вне сезона», или «Мертвый сезон»).

В программу отдыха входят бесконечный бег на месте и двигание руками в бассейне размером два на два метра. Не очень захватывающе, но, кроме процедур и тренажеров, заниматься там нечем: разве что читать толстые и плохие сценарии. Матье вяло переругивается со своей агентшей: «Я начал сценарий социальной комедии, но мне показалось, что она не смешная, и не очень-то социальная…» Собеседница со стальными нотками в голосе отвечает: «Не думай об этом, зато «Сезар» получишь». Еще Матье пытается поговорить со своей женой, которая занимается новостями на телевидении, но она не может ему сказать примерно ничего — каждые тридцать секунд ее отвлекают сотрудники. Повесив трубку, Матье рыдает. Он не может совладать даже со стоящей в номере кофеваркой, которой следует управлять, плавно помахивая в воздухе руками.

Кадр из фильма «(Не)бывшие» (2024)

А в городке Киброне живет Алис, офранцузившаяся итальянка, с которой у Матье много лет назад был роман. Она замужем, у нее дочь (а он женат, и у него сын), говорить им, казалось бы, давно не о чем, но Алис сначала оставляет Матье записку, потом они встречаются в кафе. Он, улыбаясь в первый раз за фильм, говорит: «У меня был выбор — либо поехать в Швейцарию на эвтаназию, либо сюда на талассотерапию». Она смеется. За чаем следует поездка на остров — еще более суровый и безрадостный, чем побережье, зато с живописными скалами. А за поездкой следует постель.

Кадр из фильма «(Не)бывшие» (2024)

Плюсы и минусы фильма

Нет никаких сомнений, что многим на этой мелодраме вспомнится «Мужчина и женщина» — хотя бы потому, что на экране снова пустынные холодные пляжи (правда, у Клода Лелуша был куда более популярный у туристов Довиль). Но это совсем другая история: о людях, проживших больше половины (возраст героев не озвучивается, но актеру Гийому Кане — 50 лет, а его партнерше Альбе Рорвахер — 45), людях с давно налаженной жизнью, от которой тошно, несмотря на внешнее благолепие, но которую не хочется менять. И при этом ты все время оглядываешься в прошлое, когда был молодым, а любовь — счастливой, несмотря на разные сложности.

Понятно, что Матье, боящийся даже выйти на сцену, когда-то резко и по-подлому бросивший Алис, не рискнет уйти к ней от жены. А Алис, музыкант и композитор, запершая в себе все свои мелодии и подрабатывающая учительницей игры на пианино, тем более не разорвет отношения с унылым супругом-врачом. Все, что суждено любовникам — меланхолия. Они встречаются не для того, чтобы воссоединиться, а чтобы еще раз попрощаться. Но это трогательно, и красиво, и неторопливо, и озвучено очень несовременными мелодиями популярного во Франции композитора и певца Венсана Делерма.

Кадр из фильма «(Не)бывшие» (2024)

Вряд ли «(Не)бывшие» заслуживали главного приза на фестивале в Венеции, но Альба Рорвахер точно была достойна приза за лучшую женскую роль (ее обошла Кейли Спейни за роль беспомощной Присциллы Пресли в «Присцилле» Софии Копполы). Однако у Альбы много премий, в том числе и венецианских, ничего доказывать никаким жюри ей давно не нужно — достаточно того, что они с Гийомом Кане создают в «(Не)бывших» чудесный дуэт и смотрят друг на друга глазами, полными тоски и нежности.

Расскажите об этом друзьям!