Фильм «Королевская игра» выходит на экраны 14 октября 2021 года
«Королевская игра» — это экранизация романа австрийского писателя Стефана Цвейга «Шахматная новелла». Создатели фильма не первый раз обращаются к его литературному наследию. Например, одним из самых известных фильмов по произведениям Цвейга — всемирно известный отель «Гранд Будапешт» (2014) режиссера Уэса Андерсона.
Однако в интерпретации Андерсона мы наблюдаем легкую приключенческую криминальную комедию, тогда как “Королевская игра” открывает более драматическую и серьезную сторону писателя, смещая акцент с юморной фантастики к действительно жестоким событиям.
В творчестве Стефана Цвейга «Шахматная новелла» играет особую роль. Вскоре после того, как Гитлер пришел к власти в Германии, писатель эмигрировал из родной Австрии. Несколько лет он путешествовал по разным странам и в итоге осел в Бразилии. Эмиграция не принесла ему счастья. Вторую мировую войну Цвейг воспринимал как катастрофу для Европы, как уничтожение всего, что было ему дорого. «Шахматная новелла», отразившая эти чувства, стала его последним произведением. Он дописал ее в феврале 1942 года, отвез три машинописных экземпляра на почту и на следующий день вместе с женой покончил с собой.
При этом «Королевская игра» — не буквальная экранизация. Она преподнесет немало сюрпризов даже тем, кто хорошо знаком с литературным первоисточником. Действие фильма разворачивается в конце 1930-х годов в Австрии, которую со дня на день должны оккупировать нацисты. С первого кадра становится понятно, что сюжет на экране будет напряженным. Шепот, перестановка фигур на доске и треск одинокой лампы, которая вот-вот лопнет — первые кадры, которые зритель видит и слышит после вступительных титров. С главным героем фильма мы знакомимся в не менее зловещей атмосфере.
Главный герой, юрист Йозеф Барток (Оливер Мазуччи), вместе с женой (Биргит Минихмайр) пытается бежать из страны, но не успевает – его арестовывает новый руководитель венского отделения гестапо Франц-Йозеф Бём (Альбрехт Шух). Он хочет выведать у Бартока конфиденциальную информацию о его клиентах, среди которых немало представителей аристократии. Юрист отказывается ее выдавать. В наказание его помещают в одиночное заключение в роскошный номер отеля «Метрополь», где герой, теряя счет дням, начинает медленно сходить с ума. Спасает его только тайно хранимая книга о шахматных партиях. Это книга становится единственной тонкой ниточкой, которая не дает ему окончательно погибнуть от жутких психологических пыток.
Филипп Штёльцль не скупится на сцены отчаяния главного героя. Мы видим, как обаяние и высокомерие Йозефа медленно, но верно испаряются. За считанные минуты он превращается из надменного богатого человека в сумасшедшего, для которого каждая минута жизни — это мучение. Оливер Мазуччи филигранно показывает динамику развития героя, идеально отыгрывая эмоции сломленного человека.
Альбрехт Шух в роли начальника фашистского штаба в Вене — еще одно доказательство удачного кастинга. Он безжалостен и обаятелен. Он психопат, загоняющий в угол слабую жертву, у которого нет ни тени сомнений.
Несмотря на то, что “Шахматная новелла” Цвейга была опубликована в 1941 году, есть в ней слова, которые актуальны в любое время : «Именно сегодня мы должны поддерживать нашу веру в непобедимость духа” . Этой цитатой из Цвейга и заканчиваются «Королевские игры».