Лучшие фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить

Лучшие фильмы 2020 года, которые вы могли пропустить Фото: кадр из фильма

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин подводит итоги уходящего сезона

2020 год войдёт в историю как год отменённых кинофестивалей и ставшей на паузу киноиндустрии, но и в этом году вышли на экран фильмы, которые можно считать значительными достижениями, эпохальными свершениями и даже шедеврами. Многие с них были успешно пропущены зрителями из-за эпидемиологических обстоятельств. К ним можно вернуться во время новогодних каникул.

Рейтинг топ-10 лучших фильмов 2020 года по версии «КП»

«Вперед» (США)

Режиссёр — Дэн Сканлон

Очередной высококлассный продукт студий «Пиксар» и «Дисней», настоящее семейное развлечение, сочетающее жанры фэнтези и приключений — из жизни ушастых эльфов, из чьей жизни ушла сказка. Но вдруг она возвращается вместе со случайно найденным письмом отца. Мультфильм несет в массы важный месседж: от страха по отношению к чему-то до доверия и интереса по отношению к нему же — не такой уж и большой шаг.

«Довод» (США — Великобритания)

Режиссёр — Кристофер Нолан
В ролях: Роберт Паттинсон, Майкл Кейн, Юрий Колокольников

Фото: кадр из фильма

С нетерпением ожидавшийся весь 2020 год фильм автора «Темного рыцаря», «Дюнкерка» и «Интерстеллара», к которому он писал сценарий аж двадцать лет, — гремучий микс приключенческого эпоса, шпионского детектива, теорий об эволюции и фантастики о путешествиях во времени.

Собрав небольшие для себя, но огромные для пандемического мира 350 миллионов долларов, фильм стал живой водой для всего мирового кинопроката в этом сложном году. Граждане США садились в самолет, чтобы первыми увидеть самый масштабный и дорогостоящий фильм Кристофера Нолана в городе, где были открыты кинотеатры. У вас есть доводы в пользу подобного героизма?

«Дорогие товарищи!» (Россия)

Режиссёр — Андрей Кончаловский
В ролях: Юлия Высоцкая, Андрей Гусев

Фото: кадр из фильма

Один из лучших фильмов знаменитого режиссера, удостоенный спецприза в Венеции, посвящен событиям 1962 года, когда в городе Новочеркасске по приказу коммунистической власти был расстрелян протест местных жителей. На события мы смотрим глазами некоей Людмилы Семиной, члена бюро горкома КПСС (лучшая роль в кино Юлии Высоцкой), фронтовички и заядлой сталинистки.

Она склонна винить во всем амнистированных политзаключённых — именно они, как сейчас либералы, сеют смуту среди трудящихся. Недолго думая, героиня призывает расстреливать зачинщиков — ее предложение, натурально, находит поддержку у приехавших «решать вопросики» членов Политбюро. Но куда пропала 18-летняя дочь убежденной коммунистки? Не участвовала ли она в демонстрации?

«Еще по одной» (Дания)

Режиссёр — Томас Винтерберг
В ролях: Мадс Микельсен, Мария Бонневи

Фото: кадр из фильма

Сколько вы знаете фильмов, которые рассказывали бы о … положительных сторонах алкоголизма? Один из лучших фильмов Томаса Винтерберга, соратника Ларса фон Триера, именно из таких. В главной роли —Мадс Микельсен, международно известный датский актер, игравший злодея в бондовском фильме «Казино рояль». Фильм —остроумная парабола на тему свободы и раскрепощения, которую дарит алкоголь. Группа учителей начинают пить в рабочее время, чтобы поддержать уровень алкоголя в крови, который, по их мысли, является для человека оптимальным. По примеру Хемингуэя они не пьют в выходные и после 8 вечера. И их скучная жизнь волшебно преображается, уроки становятся для учеников значительно интереснее… Увы, ненадолго.

Винтербергу удается избежать назидательности, казалось бы, неизбежной в таком довольно оригинальном, но и предсказуемом сюжете. Его месседж в том, что дело, конечно, не в алкоголе, а в том, что заставляет тебя пить или не пить. 4 номинации на приз Европейской киноакадемии в категориях «лучший фильм», «лучшая режиссура», «лучший сценарий», «лучший актер».

«Китобой» (Россия)

Режиссёр — Филипп Юрьев
В ролях: Владимир Онохов, Кристина Асмус

Фото: кадр из фильма

Чукотские мальчики-китобои одержимы пубертатным либидо и влюблены в заморскую шалаву Hollysweet999 (Кристина Асмус), занимающуюся вебкам-проституцией. Один из них начинает с нею любезничать — так же трогательно Карлсон клеил красотку из телевизора. Налицо первая любовь, часто очень травматичная для неокрепшего организма. Вот почему главный герой решает бежать к месту дислокации большой любви, в город Детройт — через близлежащую Аляску, до которой тоже еще нужно добраться по непроходимой ледяной пустыне, похоронившей многих путешественников.

Скрывающий поэтическую хипстерскую душу за наносной маской натурализма и свободно конвертируемой экзотики, дебют Филиппа Юрьева обладает не часто встречающимся потенциалом фильма, который нравится абсолютно всем: он выиграл в программе «Венецианские дни» соответствующего кинофестиваля, получил сразу несколько призов на «Кинотавре» и собирает сейчас призы по всему миру.

«Маяк» (США)

Режиссёр — Роберт Эггерс
В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон

Фото: кадр из фильма

Действие происходит как минимум сто лет назад на уединенном островке в Новой Англии, на указанном маяке, где столкнулись в бреду и алкогольном безумии старый морской волк (Дефо) и прибывший с большой земли к нему на подмогу молодой салага (одна из лучших ролей Паттинсона). Вокруг них исступленно бьются штормовые волны, агрессивно кружат чайки, верещат такие же злобные русалки, и ясно, что дело добром не кончится, хотя масштаб катастрофы вы даже не представляете.

Стильное черно-белое изображение подчеркивает экспрессионизм действа — от экрана за версту тянет классикой, которой насмотрелся талантливый режиссер. Но лучшее, что есть в этом изощренном стилевом упражнении — это бравурные и бесстрашные работы двух великолепных актеров, впервые снявшихся вместе, и моменты ужаса, возникающие вроде бы из самых обычных бытовых подробностей.

«Никогда, редко, иногда, всегда» (США)

Режиссер — Элайза Хиттман
В ролях: Сидни Фланаган, Талия Райдер

Cдержанная драма о 17-летней девушке, отправившейся в Нью-Йорк делать аборт и (спойлер!) таки его сделавшей. Вынесенные в название наречия — варианты ответа на вопросы, которые задаёт девушке перед операцией психолог относительно применявшегося к ней сексуального насилия. Фильм не играет в поддавки со зрителем, не выносит моральных вердиктов и не даёт исчерпывающих ответов. Лауреат спецприза жюри фестиваля Сандэнс и Гран-при Берлинского фестиваля 2020.

«Офицер и шпион» (Франция — Италия)

Режиссер — Роман Поланский
В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель

Фото: кадр из фильма

В самом дорогостоящем французском фильме прошлого года Поланский напоминает миру о «деле Дрейфуса», офицера французской армии, еврея по национальности, безвинно обвинённого в работе на немецкую разведку, лишенного всех почестей и приговоренного к заключению. Главный герой — бравый офицер Пикар (Жан Дюжарден), оказавшийся тем человеком, чья профессиональная честность и офицерская честь подкосили казавшийся вечным антисемитизм.

Выдающийся мастер Поланский снял безукоризненный, без миллиметра фальши, полный дыхания и лиц конца XIX века фильм о том, сколько времени и каких человеческих жертв требует даже минимальное смягчение нравов, хоть какое-то приближение к истине и «прогрессу».

«Тело Христово» (Польша) 

Режиссер — Ян Комаса
В ролях: Бартош Беления, Александра Конечна

Фото: кадр из фильма

В этой основанной на реальной истории философской параболе потрясающий молодой актер Бартош Беления играет 20 летнего выпускника исправительной колонии, испытывающего тягу к божественному. Сбежав из колонии, он начинает выдавать себя за семинариста, а потом и замещает священника в небольшом городке, переживающем большую драму.

Молодой герой трагичен, разорван собственными несовершенствами, грехами и преступлениями, и знает, что искупления ему не избежать. Он изо всех сил хочет вершить добро, но жестокий мир вокруг упорно не позволяет ему это делать. Номинация на «Оскара», четыре номинации на «Евро-Оскара».

«Удалить историю» (Франция)

Режиссеры — Бенуа Делепин, Гюстав Керверн
В ролях: Бланш Гарден, Дени Подалидес, Бенуа Пульворд

Фото: кадр из фильма

Обладатель «Серебряного медведя» последнего Берлинского фестиваля — актуальная, умная и на удивление смешная комедия французского режиссерского дуэта. В центре — троица персонажей-лузеров, пытающихся решить проблемы виртуального свойства. У Фариды низкий рейтинг оценок ее услуг вип-шофера в приложении компании-работодателя. У ее друга Бертрана, серийного заемщика банков, в сети травят дочь и возникают удаленные отношения с девушкой с африканского острова Маврикий. Третью, самую отмороженную, Мари, шантажируют на предмет слива в интернет секс-видео, которое она не помнит, как было снято. Три сплетенные вместе истории обыкновенного безумия великолепно отражают повестку текущей жизни с ее абсурдными зависимостями и уже необратимой утратой человеческой коммуникации, что для кино большая редкость: обычно оно протухает раньше, чем доберется до экрана.

Расскажите об этом друзьям!