10 июля 2025 года в российский прокат вышел фильм «Плагиатор». В ней постановщик хитов «Метро», «Движение вверх» и «Сердце пармы» Антон Мегердичев пытается доказать себе и людям, что умеет снимать музыкальные комедии не хуже, чем фильмы-катастрофы, спортивные драмы и брутальные исторические эпосы. За его попытками освоить новый жанр наблюдал кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.
Егору (Роман Евдокимов) тридцать лет, он композитор, музыкант и певец, но довольно-таки невезучий: та Песня, которая должна прославить его имя в веках, никак не сочиняется. В ожидании вдохновения он подрабатывает в караоке — исполняет вместе с пьяными гостями шлягеры типа «Рюмки водки на столе». За ночь можно заработать чаевые в размере 28 тысяч рублей — видно, что для Егора это колоссальная сумма. Но в целом, жить ему приходится на средства своей девушки Юли (Стася Милославская), а если быть совсем точным — на деньги ее дико богатого отца (Максим Лагашкин), который не рвется благословлять дочку на брак с откровенным лузером.
Однажды Егор, ковыряясь в своих музыкальных прибамбасах (в их с Юлей квартире на Старом Арбате, в древнем шкафу, оборудована целая мини-студия) проваливается сквозь время; он оказывается в той же квартире и том же шкафу, но в июле 1991 года и абсолютно голым. Большое счастье, что жилплощадь занимает художник-раздолбай (Виталий Кищенко), рисующий портрет пышногрудой подруги-натурщицы (Ирина Пегова) и принимающий Егора за богемного собутыльника, задержавшегося после вчерашней пьянки. Нацепив первые попавшиеся штаны и тельняшку, ошарашенный герой бегает по улице — и вскоре выясняет, что любой удар, физический или психологический, мгновенно выбивает его обратно в настоящее. Правда, потом нет никаких проблем с тем, чтобы перенестись в прошлое снова.
Как в «Дне сурка» или «Грани будущего», Егор раз за разом перебирается в один и тот же день 10 июля 1991 года, вновь и вновь выпрыгивает голым из шкафа, вступает в диалог с художником и натурщицей, выходит из их/своей квартиры на Арбат, наблюдает одни и те же мелкие происшествия (разгневанная толпа курильщиков, которым не хватило дефицитных сигарет, переворачивает табачный ларек — ну, все такое). Чтобы раздобыть немножко красных бумажек с портретом Ленина, он начинает прямо на Арбате петь «О любви» Чижа — и тут же осознает, что на чужих хитах, в начале 90-х еще не написанных, можно озолотиться.
Еще на стадии трейлера злые зрители заподозрили, что фильм под названием «Плагиатор» сам чуть-чуть является плагиатом — например, с картины Дэнни Бойла «Yesterday» (там герой оказывался в мире, где никогда не существовало «Битлз», и принимался наяривать их песни, выдавая за свои). Но на самом деле идея витала в воздухе и без Дэнни Бойла. Когда ты переносишься в прошлое, тебе рано или поздно понадобятся местные деньги, а как их заработать творческому человеку, не умеющему ничего делать руками? Какие нематериальные ценности он, голенький, как Терминатор, может взять с собой в 1991-й? Конечно, самое очевидное — мелодии, причем наиболее привязчивые, намертво въевшиеся в мозг. (В силу своей профессии Егор еще и помнит тексты, что открывает перед ним совсем захватывающие перспективы).
Наверное, самая большая удача Антона Мегердичева — придуманная им реакция, которую хиты Лепса или Юлии Савичевой вызывают у публики 90-х. Люди при первых звуках цепенеют, открывают рты, их остекленевшие глаза наполняются восторгом; потом они пускаются в истерические пляски или стоят на головах. Повальное веселье, и даже речи не идет о том, что кому-то могут не понравиться композиции группы «Градусы» или Леонида Агутина. Это глупо, абсурдно и очень забавно.
Еще в «Плагиаторе» есть шутки, порой даже симпатичные. Егор встречает на лестничной площадке мальчика, фаната Цоя, который слушает на магнитофоне песню «Бошетунмай» и никак не может понять, что означает название. Ну, Егор объясняет, что это по-казахски.
— А ты из Казахстана?
— Нет. Я гуглил.
— Привет, Гуглил, а я Жека!
1991-й не очень-то похож на настоящий 1991-й, гораздо больше — на красочный и разнузданный Болливуд. Но у Мегердичева (1969 г.р.; он в курсе, как все было на самом деле) точно нет задачи воссоздавать эпоху во всей ее обшарпанности и нервозности. За спинами у героев преспокойно появляется высотка на Котельнической с современной роскошной подсветкой; она такой стала при Собянине, а в 1991-м там было темновато-с. Но авторы возразят, что сняли сказку, а какой со сказки спрос.
Но в целом сказка, увы, вышла довольно неуклюжей.
Сама идея музыкального фильма о странствиях во времени открывает перед сценаристами массу путей — и они, запутываясь и спотыкаясь, пытаются идти по всем сразу. «Плагиатор» одновременно фантастика, романтическая комедия и мюзикл а-ля «Стиляги», но и то, и другое, и третье откровенно вторично; вроде и хочется сказать что-то новое, а язык онемел и не поворачивается. Конечно, Егор встретит в прошлом свою мать (Аглая Шиловская), молодую и еще никого не рожавшую, и она положит на него глаз, как в «Назад в будущее», но эта коллизия как-то без шума схлопнется. Конечно, герой будет пытаться что-то подправить в прошлом, чтобы улучшить свое положение в настоящем, но в итоге только развернется какая-то ужасно нескладная история с героем Лагашкина, который на самом деле хотел быть не миллиардером, а виолончелистом. В диалоги будут ввинчиваться фразы из репертуара модных психологов о том, как опасно откладывать жизнь на завтра. Ну, а в финале авторы просто плюнут слюной на любую логику и правдоподобие: действительно, на фиг они нужны, когда есть всепобеждающие музыка и любовь.
Да, Евдокимов очень обаятелен, а Стася Милославская в роли его подруги еще и красива. Как актерам им особо негде разгуляться, но они все-таки тащат на себе фильм. Если симпатичных людей в цветастых интерьерах и набора хитов двадцати-тридцатилетней давности вам для счастья достаточно, «Плагиатор» — ваш фильм.