Рецензия на фильм «Супермен» (2025): что хорошего и плохого в блокбастере Джеймса Ганна

Рецензия на фильм «Супермен» (2025): что хорошего и плохого в блокбастере Джеймса Ганна Кадр из фильма «Супермен» 2025

В июле 2025 года в отечественный пиратский прокат вышел фильм «Супермен», поставленный автором трилогии «Стражи Галактики». Режиссер Джеймс Ганн пытается изменить канонический образ сверхчеловека из комиксов. О том, что получилось, рассказывает кинообозреватель «КП» Денис Корсаков.

Трейлер фильма «Супермен» (2025)

Сюжет

За последние полвека про Супермена было снято девять полнометражных фильмов, и нигде, никогда его еще так не били, как в этом, девятом. Он здесь больше похож не на Человека из стали, а на боксерскую грушу. Фильм начинается с сообщения, что три минуты назад он проиграл свою первую битву, и после этого измочаленный, окровавленный Супермен грохается с неба в снег. Его с трудом удается откачать специальным роботам, но в течение следующих двух часов экранного времени его только и будут мочить — долго, почти сладострастно, самыми изощренными способами, всячески мешая дать сдачи.

Кадр из фильма «Супермен» (2025)

Как известно не только всем культурным людям, но даже и отсталым слоям населения, настоящее имя Супермена — Кал-Эл, он родом с планеты Криптон; родители младенцем эвакуировали его на Землю за несколько минут до того, как эта планета погибла. На Земле его воспитали фермеры, а потом он начал совершать подвиги. Он почти всесилен, неуязвим и боится только зеленого радиоактивного минерала криптонита. Живет в городе Метрополисе и скрывается за личиной скромного очкарика-журналиста Кларка Кента (зачем ему это нужно, когда он может преспокойно жить в своем Ледяном дворце, выстроенном из кристаллов в Антарктиде — вообще никогда не мог понять, ну ладно).

Главный его враг — лысый злобный бизнесмен Лекс Лютор, и именно этот Лекс Лютор подстраивает абсолютно все козни в новом «Супермене». Формальный повод — Супермен мешает войне между восточноевропейскими странами Боравией и Джахангуром, а Лютор рассчитывает на ней немножко нажиться. Но на самом деле Лекс, ну… просто ненавидит Супермена, примерно по Довлатову («Захожу в «Континенталь». Стоит Супермен. А теперь ответьте, мог ли я не дать ему по физиономии?!») У него есть еще кое-какие соображения, но он их выскажет только в финале.

Кадр из фильма «Супермен» 2025

По идее, надо бы рассказать о сюжете, но это не так просто. На нового «Супермена» подрядили Джеймса Ганна, автора «Стражей Галактики» и второго «Отряда самоубийц» (он вообще должен перезапустить злосчастную «Вселенную комиксов DC», которую без него не смогли толком достроить на студии Warner Bros.). Его фантазия здесь несется ревущим потоком. Заспойлерить можно только какие-то отдельные эпизоды, и это будет несущественно: они скоро потонут и забудутся за десятками других. Как мы помним, основная идея — Супермена (Дэвид Коренсвет) бьют и мучают. Лютор (Николас Холт) засовывает своего суперврага в супертюрьму, расположенную внутри его собственной «Карманной Вселенной», созданной с грубейшими нарушениями техники безопасности (такая запросто может расшириться и поглотить всю Землю). Лютор с помощью нанотехнологий придумывает суперсозданий, черную игольчатую женщину и мужчину в похожей на противогаз маске, которые почти не уступают Супермену в силе и колотят его, колотят, колотят. Лютор выпускает на улицы Метрополиса суперчудовище (отчетливо напоминающее подросшего Ститча), и оно все время пытается раздавить нашего друга своими лапами. Лютор похищает собаку Супермена, суперпса Крипто, грозится его изучить, а потом «болезненно усыпить». Это далеко не все.

Кадр из фильма «Супермен» 2025

Плюсы и минусы фильма

Ганна несет. Он по природе своего таланта, конечно, комедиограф, не относится к фокусам всерьез, и, когда за окном буйствует гигантский Ститч или ведется бой с «каким-то межпространственным жуком», персонажи вроде девушки Супермена, репортерши Лоис Лейн, в это окно даже особо не смотрят, так, бросают взгляд — и мимо. При этом он, разумеется, чувствует, что надо сказать про Супермена что-то новое, приблизить дедушку к современности (герой впервые появился на страницах комиксов в 1938-м). Для Ганна «Супермен» — «история Америки. Иммигранты приехали в нее из других мест и населили страну. Но главным образом, это история про базовую человеческую доброту, ценность, которую мы потеряли». Вторую часть высказывания пропустили как не бросающуюся в глаза, а за «иммигранта» на Ганна накинулись правые: это что за woke-ценности (woke — это то, что у нас до сих пор норовят перевести замшелым термином тридцатилетней давности «политкорректность»)? Что, короче, за либерализм? Супермен — он что, какой-то мексиканец (тут как раз можно перевести словом «таджик»)? Но, по Ганну, Кал-Эл действительно изначально чужой в этом мире, и в этом, — а еще, конечно, в доброте, в неспособности применять запрещенные жестокие приемы, в готовности жертвовать собой, чтобы спасать тех, кому плохо — его суперслабость.

Кадр из фильма «Супермен» 2025

Ганн объяснял в интервью, что ему в детстве Бэтмен нравился больше, чем Супермен, потому что последний был «слишком сильным» (и действительно, для него изначально нет преград, если не считать криптонита, а на одном зеленом камушке кино выстроить трудно). Безусловно, Ганн перегнул палку, превращая «мегачеловека» в почти что обычного журналиста, только умеющего летать и неплохо драться. В финале Супермен вообще разражается монологом: «Я обычный человек, такой же, как вы, я люблю, я боюсь, я каждое утро просыпаюсь и не знаю, как жить эту жизнь, стараюсь совершать правильные поступки и постоянно ошибаюсь, потому что это в природе человека!» — и это тоже, пожалуй, перебор. А то, что он немножко мигрант («поганый грязный пришелец!» — в исступлении орет Лютор)… ну хорошо, пусть мигрант.   

Конечно, это живое, очень яркое кино, настолько авторское и смелое, насколько возможно в предложенных условиях. И попытка очеловечить Супермена очень понятна. Хотя временами вам его и будет очень жалко.

Расскажите об этом друзьям!