Рецензия на фильм «Кракен» (2025): Александр Петров против гигантского спрута

Рецензия на фильм «Кракен» (2025): Александр Петров против гигантского спрута Кадр из фильма «Кракен» (2025)

17 апреля 2025 года в прокат выходит фильм «Кракен». Лента Николая Лебедева рассказывает о том, как российские подводники сражаются с чудовищным головоногим моллюском в ледяных северных водах. Кинообозреватель «КП» Денис Корсаков одним из первых посмотрел картину и делится впечатлениями в своей рецензии.

Трейлер фильма «Кракен» (2025)

Сюжет

«Когда дело касается чудовищ, человеческому воображению нет предела. Епископ Олаф Великий писал в своей книге о спруте длиной в милю, походившем на остров. Говорят также, что однажды епископ Нидросский вздумал отслужить мессу на скале, но когда месса закончилась, скала поплыла, а потом нырнула в море – на самом деле это был спрут. Еще один епископ, Понтоппидан Бергенский, тоже писал о спруте, на котором мог проводить учения целый эскадрон кавалерии…» 

Кадр из фильма «Кракен» (2025)

Это фрагмент из романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Его замусоленный экземпляр то и дело вертит в руках подводник Виктор Воронин (похоже, это с детства его любимая книжка). Виктор командует подлодкой, которая отправляется из Мурманска в Гренландское море на поиски другой подлодки, пропавшей при невыясненных обстоятельствах. На ее борту а) новое сверхсекретное российское оружие, которое ни в коем случае не должно попасть в руки иностранцев, б) несколько десятков членов экипажа, из который самый важный для сюжета — командир, родной брат Виктора, Александр Воронин. Все это надо как-нибудь извлечь из пучины, оружие уничтожить, а подводников, наоборот, постараться доставить в Мурманск в живом виде.

Кадр из фильма «Кракен» (2025)

Зритель уже из пролога знает, что виновником исчезновения секретной подлодки был Кракен — тот самый жуткий спрут, упомянутый Жюлем Верном (и еще бесчисленным количеством фантастов и киношников). Его разбудили какими-то глупыми взрывами биологи с научной станции (иностранной, разумеется) — а в результате последовавшей атаки монстра вся эта станция ушла под воду («трехметровый паковый лед разбивался, как стекло!») Остались только двое ученых, французский мужчина и русская женщина Юлия (еще в детстве уехавшая с родителями из Омска за границу, и первые полчаса фильма изъясняющаяся только на английском). Капитан Виктор Воронин, добравшись до места происшествия, подбирает их со льдин, и не ошибается: Юлия вскоре становится его романтическим интересом. А главное, она громко рассказывает про Кракена вещи, заимствованные из русской «Википедии», и страстно комментирует их: «Вы столкнулись с самым ужасным подводным хищником изо всех, которых только знало человечество!»

Плюсы и минусы фильма 

Изображая самого Кракена, авторы не мелочатся: он действительно очень большой (еще в начале фильма оглушает ударом щупальца и поедает кита, который в его масштабах — закуска типа устрицы). У него не восемь щупалец, как у нормального осьминога, а восемнадцать, ну, или восемьдесят — сосчитать невозможно, поскольку Кракен появляется в основном в клубах ила, где все эти щупальца крутятся подобно гигантским шинам. Уничтожить его торпедами невозможно (опять же, в его масштабах такой взрыв не серьезнее булавочного укола). Но на борту подлодки не случайно имеется секретное российское оружие — от него-то чудовищу и придет каюк.

Кадр из фильма «Кракен» (2025)

Последнее можно было бы считать спойлером, если бы это не высчитывалось моментально, часа за полтора до того, как авторы пускают свой остроумный сюжетный поворот в дело. И так, сильно заранее, в «Кракене» высчитывается практически все. Виктор Воронин (Александр Петров) — не единственный командир на борту подлодки: к нему приставляют контр-адмирала, который должен его окоротить в случае слишком эмоциональных и непродуманных действий и взять командование на себя. Сразу ясно, что этот косный, неталантливый контр-адмирал (Алексей Гуськов) в конце концов отстранит Виктора от руководства и тут же с треском провалит все дело: просто потому, что он старый и не протагонист, и зритель пришел смотреть не на него, а на Сашу Петрова. Который изо всех сил пытается выглядеть солидно (все-таки капитан, не жук чихнул!), без колебаний жертвуя тем раздолбайством, которое и составляет основу его обаяния. 

Кадр из фильма «Кракен» (2025)

Главная беда «Кракена» в том, что он довольно скучный, и полагается на приемы, не то что опробованные раньше, а уже ставшие банальностями: похоже, авторы просто ленились. Идея о том, что взрывы будят монстра, десятилетиями (если не веками) пребывавшего в анабиозе, заимствована, разумеется, из «Годзиллы». Сам Кракен — ну, осьминог и осьминог, просто крупный (в голливудских фильмах вроде «Пиратов Карибского моря» или «Битва титанов» он как минимум появлялся при солнечном свете и показывал пасть; ну да, по точному выражению критика Лидии Масловой, пасть эта сильно напоминала vagina dentata, но хоть было что обсуждать).

Кадр из фильма «Кракен» (2025)

Дуэт Александра Петрова и Виктора Добронравова заимствован из «Т-34» (который снял Алексей Сидоров, написавший к «Кракену» сценарий), и ничего хорошего из очередной встречи актеров не выходит: братья выясняют отношения, разрешают давний конфликт и обнаруживают, что очень любят друг друга, но делают это для проформы и на бегу, в самом конце фильма, одновременно пытаясь победить Кракена и вытащить из бездн себя и прочих подводников. Там еще есть линия с отцовскими часами, на которые претендуют оба брата, и она выглядит совсем апофеозом пошлости — но авторы справедливо рассудили, что «Криминальное чтиво», где про отцовские часы сказано все, для нынешней подростковой аудитории является уже глубокой, не представляющей интереса античностью, и  заржавевший механизм можно вновь смело пускать в дело. 

Расскажите об этом друзьям!