17 апреля 2025 года в прокат выходит фильм «Кракен». Лента Николая Лебедева рассказывает о том, как российские подводники сражаются с чудовищным головоногим моллюском в ледяных северных водах. Кинообозреватель «КП» Денис Корсаков одним из первых посмотрел картину и делится впечатлениями в своей рецензии.
«Когда дело касается чудовищ, человеческому воображению нет предела. Епископ Олаф Великий писал в своей книге о спруте длиной в милю, походившем на остров. Говорят также, что однажды епископ Нидросский вздумал отслужить мессу на скале, но когда месса закончилась, скала поплыла, а потом нырнула в море – на самом деле это был спрут. Еще один епископ, Понтоппидан Бергенский, тоже писал о спруте, на котором мог проводить учения целый эскадрон кавалерии…»
Это фрагмент из романа Жюля Верна «20 000 лье под водой». Его замусоленный экземпляр то и дело вертит в руках подводник Виктор Воронин (похоже, это с детства его любимая книжка). Виктор командует подлодкой, которая отправляется из Мурманска в Гренландское море на поиски другой подлодки, пропавшей при невыясненных обстоятельствах. На ее борту а) новое сверхсекретное российское оружие, которое ни в коем случае не должно попасть в руки иностранцев, б) несколько десятков членов экипажа, из который самый важный для сюжета — командир, родной брат Виктора, Александр Воронин. Все это надо как-нибудь извлечь из пучины, оружие уничтожить, а подводников, наоборот, постараться доставить в Мурманск в живом виде.
Зритель уже из пролога знает, что виновником исчезновения секретной подлодки был Кракен — тот самый жуткий спрут, упомянутый Жюлем Верном (и еще бесчисленным количеством фантастов и киношников). Его разбудили какими-то глупыми взрывами биологи с научной станции (иностранной, разумеется) — а в результате последовавшей атаки монстра вся эта станция ушла под воду («трехметровый паковый лед разбивался, как стекло!») Остались только двое ученых, французский мужчина и русская женщина Юлия (еще в детстве уехавшая с родителями из Омска за границу, и первые полчаса фильма изъясняющаяся только на английском). Капитан Виктор Воронин, добравшись до места происшествия, подбирает их со льдин, и не ошибается: Юлия вскоре становится его романтическим интересом. А главное, она громко рассказывает про Кракена вещи, заимствованные из русской «Википедии», и страстно комментирует их: «Вы столкнулись с самым ужасным подводным хищником изо всех, которых только знало человечество!»
Изображая самого Кракена, авторы не мелочатся: он действительно очень большой (еще в начале фильма оглушает ударом щупальца и поедает кита, который в его масштабах — закуска типа устрицы). У него не восемь щупалец, как у нормального осьминога, а восемнадцать, ну, или восемьдесят — сосчитать невозможно, поскольку Кракен появляется в основном в клубах ила, где все эти щупальца крутятся подобно гигантским шинам. Уничтожить его торпедами невозможно (опять же, в его масштабах такой взрыв не серьезнее булавочного укола). Но на борту подлодки не случайно имеется секретное российское оружие — от него-то чудовищу и придет каюк.
Последнее можно было бы считать спойлером, если бы это не высчитывалось моментально, часа за полтора до того, как авторы пускают свой остроумный сюжетный поворот в дело. И так, сильно заранее, в «Кракене» высчитывается практически все. Виктор Воронин (Александр Петров) — не единственный командир на борту подлодки: к нему приставляют контр-адмирала, который должен его окоротить в случае слишком эмоциональных и непродуманных действий и взять командование на себя. Сразу ясно, что этот косный, неталантливый контр-адмирал (Алексей Гуськов) в конце концов отстранит Виктора от руководства и тут же с треском провалит все дело: просто потому, что он старый и не протагонист, и зритель пришел смотреть не на него, а на Сашу Петрова. Который изо всех сил пытается выглядеть солидно (все-таки капитан, не жук чихнул!), без колебаний жертвуя тем раздолбайством, которое и составляет основу его обаяния.
Главная беда «Кракена» в том, что он довольно скучный, и полагается на приемы, не то что опробованные раньше, а уже ставшие банальностями: похоже, авторы просто ленились. Идея о том, что взрывы будят монстра, десятилетиями (если не веками) пребывавшего в анабиозе, заимствована, разумеется, из «Годзиллы». Сам Кракен — ну, осьминог и осьминог, просто крупный (в голливудских фильмах вроде «Пиратов Карибского моря» или «Битва титанов» он как минимум появлялся при солнечном свете и показывал пасть; ну да, по точному выражению критика Лидии Масловой, пасть эта сильно напоминала vagina dentata, но хоть было что обсуждать).
Дуэт Александра Петрова и Виктора Добронравова заимствован из «Т-34» (который снял Алексей Сидоров, написавший к «Кракену» сценарий), и ничего хорошего из очередной встречи актеров не выходит: братья выясняют отношения, разрешают давний конфликт и обнаруживают, что очень любят друг друга, но делают это для проформы и на бегу, в самом конце фильма, одновременно пытаясь победить Кракена и вытащить из бездн себя и прочих подводников. Там еще есть линия с отцовскими часами, на которые претендуют оба брата, и она выглядит совсем апофеозом пошлости — но авторы справедливо рассудили, что «Криминальное чтиво», где про отцовские часы сказано все, для нынешней подростковой аудитории является уже глубокой, не представляющей интереса античностью, и заржавевший механизм можно вновь смело пускать в дело.