Рецензия на фильм «Битлджус Битлджус» (2024): продолжение культовой комедии Тима Бертона

Рецензия на фильм «Битлджус Битлджус» (2024): продолжение культовой комедии Тима Бертона Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

С 14 сентября 2024 года в российском пиратском прокате идет черная фантастическая комедия «Битлджус Битлджус» Тима Бертона, открывавшая 81-й Венецианский кинофестиваль. У нее есть все шансы стать самой кассовой работой выдающегося режиссера за много лет. Однако кинообозревателю «КП» Денису Кораскову продолжение легендарного фильма 1988 года показалось довольно вымученным.

Трейлер фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

Сюжет

После событий, описанных в первом «Битлджусе», прошло три с лишним десятка лет. Лидия (Вайнона Райдер), девочка, способная общаться с призраками, становится ведущей популярного мистического телешоу, хотя постепенно теряет свой дар. Впрочем, на улицах и в толпе ей периодически мерещится старый знакомый Битлджус (Майкл Китон), демон-шут, за которого она когда-то против своей воли чуть не вышла замуж. Однажды Лидия возвращается домой на поминки по своему отцу (тот попал в авиакатастрофу над океаном, выжил в ней, но тут же был съеден акулой); ее сопровождают мачеха (Кэтрин О’Хара), ставшая известной современной художницей, жених, по совместительству являющийся продюсером телепередачи (Джастин Теру) и дочка-подросток (Дженна Ортега), которая в призраков не верит, а мать считает шарлатанкой. Долго ли, коротко, а дочке приходится убедиться в существовании привидений — и, чтобы вытащить девушку из чудовищного замеса, в который она попала, Лидии приходится обратиться к помощи Битлджуса, отправившись с ним в загробный мир.

Битлджус не едет на Гавайи

Ни для кого не секрет, что великий американский режиссер Тим Бертон в последние лет двадцать застрял в творческом кризисе. Если не считать лютого и по-своему незабываемого мюзикла «Суини Тодд», его фильмы («Алиса в стране чудес», «Мрачные тени», «Большие глаза», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Дамбо») казались лишь тенями, призраками того, что он снимал в начале карьеры: великих «Эдварда Руки-ножницы», двух «Бэтменов» и, разумеется, самого «Битлджуса». Его ранних картин оказалось достаточно, чтобы получить почетного «Золотого льва» в Венеции, а также французский Орден Искусств и литературы (хватит еще и на почетный «Оскар»), но становилось обидно за классика, переключившегося на летающих слонов.

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

В англоязычной «Википедии», однако, сообщается, что с 2022 года у Бертона наступило «возрождение» (так и пишут в подзаголовке — Resurgence), выразившееся в том, что он поставил сериал «Уэнздей» и сиквел «Битлджуса» (который оказался самой кассовой его лентой за долгие годы — только в Америке сборы за 10 дней приблизились к 200 миллионам долларов, да и в российском пиратском прокате фильм идет при полных залах). Но увы, о возрождении говорить трудно. Если первый «Битлджус» на каждом сюжетном повороте, на каждой монтажной склейке цеплял своей оригинальностью, тут Бертон большой творческой свободы себе не позволяет — наоборот, двигается осторожно, по стеночке, стараясь «творчески переосмысливать» (а проще говоря, повторять) собственные находки 36-летней давности.

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

Все эти 36 лет он думал о продолжении комедийного ужастика. Сразу после успеха первого фильма родились сразу два проекта — «Влюбленный Битлджус» и «Битлджус едет на Гавайи», были написаны сценарии, но продюсеры их отвергли. Попытки реанимировать кинокартины предпринимались не только в 90-е, но и в 2010-е годы, — и вот, наконец, в страшных муках родился ностальгический капустник.

Зачем американскому подростку Раскольников?

Вроде бы все на своем месте, ни один ностальгирующий не будет разочарован. Персонажи второго плана один за другим умирают и попадают на тот свет — точнее, в его грязный предбанник, где царят бюрократические законы. Всем недавно скончавшимся необходимо изучить толстенную инструкцию по поведению в загробной жизни, получить номерок и ждать встречи с чиновником в длинной-предлинной очереди. Все выглядят страшно (точно в том виде, в каком встретили смерть) и при этом смешно. В размеренный унылый мир предбанника вносит хаос разве что Битлджус, который просто не может существовать без того, чтобы постоянно творить разные пакости.

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

И ведь не скажешь, что ничего нового нет, хотя… Не покидает ощущение, что на этот раз в музыке Бертона слишком много нот: сценаристы попытались впихнуть туда максимум персонажей и гэгов, чтобы никто из зрителей не ушел обиженным. С одной стороны, ни один фильм еще не испортила своим присутствием Моника Беллуччи, — но ведь, с другой, ее героиня в этом сюжете совершенно не нужна. Беллуччи играет Делорес, жену Битлджуса, когда-то его отравившую; теперь, буквально собрав себя по кусочкам в загробном мире, она стремится воссоединиться с мужем (и наконец завладеть его душой). Весь фильм она ищет супруга, шастая по сумрачным подвалам и коридорам и попутно высасывая души у встречных (на манер Шарлиз Терон в «Белоснежке и охотнике»; вот и дожили мы до печального дня, когда Тим Бертон начал воровать идеи у Руперта Сандерса). Ее роль прописана исключительно бездарно, а функция в этой истории — чисто декоративная: красивая женщина, сожительница режиссера, гуляет перед камерой. (Конечно, она в конце концов встретится с Битлджусом, но ничего сверхъестественно интересного при этом не произойдет).

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

Точно так же особо не нужен герой Уиллема Дефо — актер, привыкший изображать полицейского в бесконечном киносериале, стремившийся перед камерой к максимальной достоверности и в результате подорвавшийся на настоящей гранате. В загробном мире он искренне считает себя реальным детективом, обеспечивающим порядок с помощью отряда зомби. Вот на этих трех строчках роль и кончается: дальше Дефо особо не понимает, что ему делать в кадре, и Бертон даже не знает, чем ему помочь.

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

Хорошо прописанных ролей во втором «Битлджусе» в принципе почти нет. Как минимум самым любопытным из новых персонажей становится дочка Лидии, Астрид (Дженна Ортега) — трудный, но очень красивый подросток: она закатывает глаза при каждом упоминании о мистике, стремится при любой возможности свалить из родительского дома и проводить побольше времени с симпатичным мальчиком-соседом, зачитывающимся «Преступлением и наказанием» Достоевского. До поры до времени это выглядит как банальная романтическая линия, но сценаристы одним ожесточеньем воли придумывают по-настоящему смелый поворот — чтобы тут же его выбросить, толком не разыграв: самое свежее, что есть в новом «Битлджусе», оказывается смято и провалено. Зато очень много времени и шуток уделено мачехе Лидии, звезде современного искусства, которую играет канадская комедиантка Кэтрин О’Хара — как раз наименее интересная и запоминающаяся из актрис, снимавшихся в обоих «Битлджусах» (не случайно ее скромная слава осталась в 90-х). Ну да, это сатира на художников-шарлатанов — но сатирик из Бертона в его нынешнем состоянии не самый сильный.

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

Песчаные черви и сморщенные головы

Или все простить Бертону за виньетки, которыми он украшает полумертвое тело своего фильма? История любви Делорес и Битлджуса показана в черно-белом флэшбеке и на итальянском языке (реверанс в сторону фильмов ужасов Марио Бавы, который дополнительно — для тех, кто не понял — упоминается в диалогах). В ходе странствий по загробному миру Лидия и Астрид натыкаются на очень смешных песчаных червей — это очаровательная, совершенно детская пародия на «Дюну» (да, такая была и в первом «Битлджусе», но во втором, на фоне фильмов Дени Вильнёва, заиграла новыми красками). Еще есть «шринкеры» (даже не знаю, как перевести — существа в костюмах со сморщенными крохотными головами, у них есть все шансы стать всеобщими любимцами). Ну и, конечно, есть бэби-Битлджус — младенец, похожий на адскую куклу (увы, он проводит на экране всего пару минут).

Кадр из фильма «Битлджус Битлджус» (2024)

В конце концов, «Битлджусу Битлджусу» удается доковылять до своего условно счастливого финала, и зрители выходят из зала умеренно удовлетворенными. Его непристойно затянутая, длящаяся примерно час, экспозиция, его откровенная вторичность, его абсолютная беззубость — все в конце концов забывается. Наверное, это не мудрость, а просто опыт — но Бертон заканчивает фильм портретом самого обаятельного его героя с трагической надписью, ты улыбаешься, и именно эта улыбка остается в памяти. Правда, она довольно вялая, — но в сложившихся условиях сойдет и такая.

Расскажите об этом друзьям!