В нашем рейтинге топ-20 лучших песен о цветах представлен букет из расположенных в хронологическом порядке композиций Аллы Пугачевой, Наташи Королевой, Земфиры, «Иванушек International», «Ночных снайперов» и других исполнителей. Наслаждаемся ароматом воспоминаний и слушаем проверенные временем хиты!
«Ой, цветет калина в поле у ручья. Парня молодого полюбила я», – впервые эти строки прозвучали в кинофильме «Кубанские казаки» режиссера Ивана Пырьева. Кинокартина задумывалась как красивая история о любви и счастье – о том, чего так не хватало людям в послевоенные годы.
Для написания музыки к фильму Пырьев обратился к композитору Исааку Дунаевскому и поэту Михаилу Исаковскому. Последний никогда не считал себя песенником, хотя и ранее многие его стихи, положенные на музыку, уходили в народ. Более того, он никогда не писал «на заказ» для кинематографа. Однако согласие все же дал, и работа закипела. В итоге все пять песен, задействованных в киноленте, были написаны именно Исаковским (правда, некоторые, но не про калину, – в соавторстве с поэтом Михаилом Вольпиным). А композиция «Ой, цветет калина» по праву завоевала всенародную любовь.
По воспоминаниям композитора Оскара Фельцмана, он написал песню на стихи поэтессы Ольги Клейнер (Фадеевой) буквально за 15 минут, отдал ее исполнительнице Гелене Великановой и уехал отдыхать на юг, через две недели получив от Великановой письмо о том, что «Ландыши» теперь поет вся Москва.
Однако, несмотря на огромную популярность, песня вскоре попала под каток советского мировосприятия. По «заданию» ЦК КПСС творческие союзы искали произведения, пропагандирующие пошлость, и самым «удачным» примером оказались «виновные» в своей бесхитростности «Ландыши» с их «мелкотемьем». Появился даже термин «ландышевая литература», которая якобы транслировала неоправданно легкое отношение к жизни, нежелание смотреть вглубь. Дошло до того, что в композиции даже видели попытки морального разложения молодежи и антисоветские настроения.
Травля песни со стороны властей длилась более 20 лет – в то время, как простые люди обожали эти строки: «Ты сегодня мне принес не букет из пышных роз, не тюльпаны и не лилии…»
В разные годы «Ландыши» исполняли Нина Дорда, Людмила Сенчина, Елена Ионова, Юлия Зиганшина, Екатерина Гусева и другие.
«Один раз в год сады цветут. Весну любви один раз ждут» – впервые песня прозвучала на финальном концерте музыкального фестиваля «Песня года» в 1977 году. Анна Герман настояла на том, что композицию непременно надо исполнять вживую, и стала единственной, кто работал на сцене не под фонограмму. По воспоминаниям композитора Владимира Шаинского, публика встретила песню неистовыми овациями и просила исполнить на бис. Обычно на концертах подробного рода, заточенных под телеэфир, хронометраж рассчитан поминутно, и такие вольности не допускались. Но в данном случае было сделано исключение – настолько сильным был восторг аудитории.
Интересно, что до Герман песню «Когда цветут сады» никто не хотел брать в своей репертуар – вероятно, из-за наивного и чересчур «попсового» (хотя тогда и слова такого не было) текста. Однако исполнительница сумела преподнести историю брошенной лирической героини так, что она стала настоящим шлягером. Сам Шаинский, впервые услышав песню в исполнении Герман, воскликнул: «А я и не предполагал, что ее можно так спеть!»
В 90-е «Когда цвели сады» в своей репертуар взяла Лада Дэнс. Ее концерты до сих пор не обходятся без этой нетленки.
Песня «Городские цветы» в исполнении Михаила Боярского впервые прозвучала в советской музыкальной комедии «Куда он денется» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Впоследствии, в 1983 году, Боярский выпустил одноименный альбом.
По воспоминаниям композитора Михаила Дунаевского, поэт Дербенев пришел к нему с единственной строчкой («городские цветы, городские цветы») и в полной уверенности, что это будущий хит. Дунаевский написал музыку, держа в голове только лишь это словосочетание, а лишь затем Дербенев сочинил стихи, подходящие под получившуюся мелодию.
Однако композитор был не вполне доволен результатом – ему казалось, что песня получилась чересчур «кабацкой». Отчасти он был прав – эту композицию и вправду любили исполнять в ресторанах: «Городские цветы, городские цветы, навсегда завладели вы сердцем моим!»
Телепремьера песни «Миллион алых роз», впоследствии ставшей одной из визитных карточек Аллы Пугачевой, состоялась в январе 1983 года в эфире новогодней телепередачи «Аттракцион», съемки которой проходили в Цирке на Цветном бульваре в Москве. Большую часть композиции Примадонна, по плану, должна была исполнять на раскачивающихся на арене качелях, роль которых исполнила цирковая трапеция. И в один прекрасный (на самом деле ужасный) для певицы момент трапеция, вопреки планам, взмыла на 20-метровую высоту – и это притом, что Пугачева, естественно, не использовала никакую страховку. Ни один мускул не дрогнул на лице звезды – она сыграла свою роль до конца, лишь позже признавшись партнеру по номеру – иллюзионисту Игорю Кио, что единственное, чего она в жизни боится, – это высоты.
Отметим, что сюжет песни построен на легенде о грузинском художнике Нико Пиросмани, который был влюблен во французскую актрису Маргариту де Севр, а сама Примадонна, мягко говоря, не относила эту композицию к числу любимых. «Я упиралась рогом на «Миллион роз». Как я ее не любила! Чем больше я ее не любила, тем популярнее она становилась», – вспоминала Алла Борисовна.
«Не дари мне цветов покупных – собери мне букет полевых, чтобы верила я, чтобы чувствовал ты – это наши цветы, только наши цветы», – эта песня стала одной из визитных карточек «золушки советской эстрады» Людмилы Сенчиной. Впервые она исполнила ее своим «хрустальным голосом» на «Голубом огоньке» 1983 года.
Вторая волна популярности настигла песню в 2018 году – правда, по очень трагическому поводу: исполнительница скончалась от онкологического заболевания. Те, чья молодость пришлась на пик творчества Сенчиной, вновь вернулись к излюбленным композициям, в том числе и к «Полевым цветам», и запись этой песни в сети снова запестрила восторженными комментариями.
Песня родилась по заказу Центрального телевидения СССР. Композитор Владимир Матецкий сочинил размеренную, лирическую мелодию и предложил написать текст про лаванду поэту Михаилу Шаброву. Все, что последний знал о лаванде, – так это то, что есть такое средство от моли, и полез в энциклопедии, выяснив, что «горная лаванда» – это такой лекарственный цветок. Так в его голове стало крутиться словосочетание «горная лаванда», но дальше этого дело долго не шло.
Ситуацию спас «Юношеский роман» Валентина Катаева, однажды попавший под руку Шаброву. В книге есть слова: «С гор к морю сбегают синие цветы лаванды». Они вдохновили поэта на строчку «Наших встреч с тобой синие цветы». И дальше все вокруг нее закрутилось.
Кстати, идея того, чтобы эту композицию исполнял дуэт Софии Ротару и Яака Йоалы, принадлежит редактору фестиваля «Песня года» Алле Дмитриевой, которой авторы показали свеженаписанную песню. Впервые она была исполнена в эфире новогоднего «Огонька» 1985-1986 годов. Впоследствии партнерами Ротару по композиции становились Филипп Киркоров и Николай Басков.
Песня «Белые розы» была написана в декабре 1986 года Сергеем Кузнецовым сразу после первого выступления группы «Ласковый май». «Белые розы, белые розы – беззащитны шипы. Что с вами сделал снег и морозы, лед витрин голубых?» – эти и остальные строки родились буквально за считанные минуты.
Напомним, музыкальный коллектив «Ласковый май», солистом которого стал 13-летний Юра Шатунов, был создан в оренбургской школе-интернате из числа учеников, а сам Кузнецов был руководителем кружка. Песню «Белые розы» ребята записали на обычную аудиокассету, размножили ее и отдали на суд жителей Оренбурга. В таком виде она в 1988 году случайно через третьи руки попала к продюсеру-менеджеру Андрею Разину, который несколько недель спустя перевез «Ласковый май» из Оренбурга в столицу и начал «лепить» из мальчиков звезд.
Клип на песню был снят в конце 1988 года, а его премьера на телевидении состоялась в январе 1989 года в передаче «Утренняя почта». И композицию, и клип ждал ошеломительный успех, а Юра Шатунов стал поистине кумиром молодежи. 23 июня 2022 года Юрия Шатунова не стало. Ему было 48 лет.
Песня про именинницу Светку Соколову была лауреатом фестиваля «Песня года-1989» и до сих пор не канула в реку забвения: ее нет-нет – да и включают на ретро-радиостанциях. По некоторым источникам, героиня композиции имела реального прототипа, знакомого поэтессе Пляцковской, но что это была за девушка и как сложилась ее судьба – история умалчивает.
«У Светки Соколовой день рожденья – ей сегодня 30 лет. Я несу в подарок поздравленья и красивый розовый букет», – первым эти строки исполнил Алексей Глызин, бывший солистом ВИА «Веселые ребята». Однако вскоре он ушел в сольное плавание, а полюбившаяся слушателям песня отошла «по наследству» сменившему его в составе группы Александру Добрынину.
Песня про «вестников разлуки» стала судьбоносной для юной, но уже достаточно опытной исполнительницы Наташи Королевой. Вернувшись в 1989 году из США, где 16-летняя певица гастролировала в качестве ведущей солистки детской рок-оперы «Дитя мира», предложению получить образование в Штатах Наташа предпочла возможность пройти прослушивание у уже известного в тот момент композитора Игоря Николаева. Певица опровергает расхожее мнение о том, что композиция писалась специально для нее: «Я так понимаю, что она уже была написана у Игоря, так как к нему присматривалось несколько девушек, и я в том числе. И он как-то раздал уже сразу всем по песне. Вот мне досталась песня про желтые тюльпаны», – вспоминает она.
Из всех претенденток на сотрудничество с ним Николаев остановил свой выбор на Королевой, и это стало поворотным моментом в ее судьбе – и творческой, и личной. Благодаря «Желтым тюльпанам» исполнительница стала знаменитой на всю страну и попала в финал фестиваля «Песня года».
Премьера песни «Свадебные цветы» состоялась на «Песне года-1991» – композицию исполнили яркие и харизматичные сестры Роуз. Близнецы Дина и Элла уже были знамениты в среде русских эмигрантов в США, откуда и приехали, а у российской публики им еще только предстояло завоевывать популярность. Сестры-исполнительницы начали совместную работу с творческим тандемом Игоря Крутого и Игоря Николаева, и песня, о которой идет речь, была одним из плодов этого сотрудничества.
Однако некоторое время спустя Игорь Крутой отдал композицию Ирине Аллегровой, которая в 90-е годы только-только начинала сольную карьеру. В характерной манере исполнения певицы – с «фирменной» хрипотцой в голосе – и в новой аранжировке, песня приобрела свежие оттенки настроения, вошла в альбом «Я тучи разведу руками» (1996) и запомнилась слушателям: «Были белее снега свадебные цветы. Мне улыбался ты – это было как во сне».
Несколько легкомысленная песня «Ромашки» вошла в дебютный альбом Земфиры* (признана минюстом РФ физлицом – иностранным агентом). Звучащая в ней рефреном фраза «Привет, ромашки!» – на самом деле шутливая реплика, которой рокерша, работавшая в ту пору на радиостанции «Европа Плюс» в Уфе, здоровалась с коллегами. А образ «девочки с плейером» вполне подходил самой исполнительнице.
Интересно, что в демо-версии песни использовалась партия клавишных, которую исполняла сама исполительница. А партии ударных, оставшиеся в том числе и в финальной версии композиции, перекликаются с одной из песен знаменитого британского коллектива The Chemical Brothers.
Песня «Цветы» вошла во второй альбом группы «Танцы минус» «Флора/Фауна». Тогда некоторые музыкальные критики высказывались, что в альбоме нет центральной композиции, удерживающей вокруг себя остальные песни, да и потенциальных хитов тоже нет. Однако они ошиблись – диск стал вполне успешным, а радиостанции охотно брали в ротацию многие треки, в том числе и «Цветы». «Цветут цветы – ни я, ни ты уже не можем их сорвать», – подпевали довольные поклонники. А сама группа за эту песню была удостоена премии «Золотой граммофон».
Кстати, фанатам «Цветы» запомнились еще и необычным клипом режиссера Лины Овдиенко – в нем полно графических эффектов, и вообще в рамках того времени он был довольно свежим и небанальным.
«Ты дарила мне розы – розы пахли полынью. Знала все мои песни, шевелила губами…» – композиция с этими строками вошла в четвертый студийный альбом «Цунами» группы «Ночные снайперы». Именно эту пластинку лидер коллектива Диана Арбенина называет «культовой» и связанной с «сильнейшими эмоциями», которые обязательно «захлестнут тебя». И песня «про розы» захлестнула волной популярности.
Арбенина и по сей день считает ее одной из самых любимых публикой и рассказывает, что композиция имеет вымышленный сюжет, а создана была на одном дыхании. «Знаете, что самое удивительное? Я до сих пор от нее не устала. Есть песни, которые быстро утомляют. Но «Ты дарила мне розы», написанная столько лет назад, каждый раз звучит для меня как прикольная добрая шутка, и я с кайфом ее исполняю», – отметила Диана на своей страничке в соцсетях.
Песня «Букет сирени» группы «Иванушки International» вошла в сборник «10 лет во Вселенной», а в 2004 году была удостоена музыкальной премии «Стопудовый хит». Режиссером клипа на эту композицию выступил Дмитрий Захаров, который отозвался о своем детище так: «Хотелось романтики, но вместо нее в итоге снимали стеб». Воробьевы горы с фасадом МГУ, аттракционы в парке культуры, сюжет о типичном любовном треугольнике, танцевальная мелодия – в клипе есть все, чтобы поклонники напевали: «Разве тебе не жалко этот букет сирени? Ради тебя все парки летом цветут, поверь мне».
Музыка к песне «Роза чайная» была за одну ночь написана по просьбе Маши Распутиной другом ее семьи Каем Метовым на стихи детского писателя Владимира Степанова, который иногда пописывал и на взрослую аудиторию. Распутина и Метов записали дуэт, однако в ротацию его не взяли. Некоторое время композиция пылилась на полке, после чего ей было решено дать второй шанс. Вот только напарником Маши на этот раз стал Филипп Киркоров. В дуэте с королем эстрады, который Распутина назвала «гремучей смесью», дело пошло в гору. «Маша сразу сказала, что это хит. И когда песня первый раз прозвучала по радио, последовал шквал звонков», – вспоминал Киркоров.
Популярности песне добавил и клип, в котором исполнители предстали в образе французского короля Людовика XIV и его фаворитки Анжелики де Фонтанж. Кай Метов исполняет «Розу чайную» на своих концертах сольно.
«На ромашковом поле в сердце моем ты со мной целоваться будешь», – эта песня вышла у группы «Чили» (CHI-LLI) отдельным синглом. И практически сразу же на нее был снят клип. Как не сложно догадаться, основное действие в нем происходит в поле, заросшем «гадательными» цветами.
Милая история любви, где одну из двух главных ролей сыграла солистка Ирина Забияка, и красивые летние кадры, запечатленные на природе в 30 км от Киева, пришлись поклонникам по душе. Да и сама исполнительница очень тепло вспоминает период съемок, называя их очень позитивными. «В клипе есть идея свободы, счастье и, конечно, романтика. Клип отражает и передает мой мир», – так в свое время анонсировала она новое видео.
Песня «Розы темно-алые» вошла в дебютный (и единственный) альбом «Лоя», который Ольга Засульская выпустила в период «одиночного плавания» по морю шоу-бизнеса – после ухода из группы «5sta Family» и до возвращения обратно в состав коллектива. Изначально песня была выпущена синглом, и, казалось, она о любви к молодому человеку. Но появившийся впоследствии клип (кстати, дебютный в сольной карьере) прояснил ситуацию – это история о любви отца и дочери, и посвящена она папе певицы. «А внутри у него льется дождь и радуга – я бы все отдала за минуту в его ласковых руках», – получился очень трогательный, играющий на струнах души сюжет.
«Незабудка» – хит Тимы Белорусских, сделавший его по-настоящему знаменитым. «Незабудка – твой любимый цветок. Воздушный поцелуй станет самым горьким», – в свое время строки звучали буквально из каждого утюга. По словам членов команды молодого исполнителя, в музыкальном оформлении песни намеренно заложена некая перекличка с музыкальными тенденциями 90-х годов – такие нынче тренды у молодежи.
Интересно, что у этой песни общий клип с «Мокрыми кроссами» – первой композицией, которой Тима Белорусских некогда заявил о себе. Видео было анонсировано как «небольшой музыкальный фильм» с «пасхалками» внутри.
Песня «Сирень» стала, пожалуй, одним из наиболее цепляющих треков пятого мини-альбома исполнителя, вышедшего весной 2020 года и получившего название «Простым». Кстати, выход новой пластинки Нилетто анонсировал сниппетом с live-версией «Сирени» в «квартирном» формате. А на следующий день после релиза порадовал поклонников mood-video на «Сирень», которое по сути мало чем отличается от полноценного клипа: ритмичные танцы в непарных кроссовках (это своего рода фишка ролика) на фоне многоэтажки и опустевшей детской площадки (напомним, дело было в марте 2020 года – самое начало пандемии, и поклонники подметили актуальность кадров).
Меньше чем за сутки ролик взмыл на 37 строчку трендов YouTube, а фанаты Нилетто начали дружно подпевать: «На твоих губах цветет сирень, на моих губах сиреневый букет…»