Детская двухсерийная музыкальная комедия «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» вышла на телевизионные экраны 1 июня 1984 года. Сюжет картины прост и незатейлив – 4-классники друзья Вася Петров и Петя Васечкин попадают в различные переделки, оба влюблены в свою одноклассницу-отличницу Машу Старцеву.
Историю ребят зрителю рассказывает, а точнее – поет, детский ансамбль «Синема». В двух сериях зритель знакомится с пятью не связанными друг с другом историями.
Режиссером картины был Владимир Алеников, а композитором – Татьяна Островская, тексты песен принадлежат перу оказавшегося талантливым не только в режиссуре Владимира Аленикова. Он написал почти все тексты для песен.
Главные роли в картине сыграли Дмитрий Барков (Вася Петров), Егор Дружинин (Петя Васечкин) и Инга Ильм (Маша Старцева).
Расскажем, какая роль была отведена в картине Игорю Сорину, почему фильм вышел на экраны с опозданием на год и за сколько дней была написана вся музыка к фильму.
Связующим музыкальным звеном для всех пяти новелл фильма стал вымышленный школьный ансамбль «Синема». Герои в песнях звучат голосами известных исполнительниц Ольги Рождественской и Елены Камбуровой. Однако большинство песен исполнили юные дебютанты, участницы придуманного ансамбля «Синема» – Костя Гаврилов и Лена Делибаш, в отличие от взрослых исполнителей, они появляются на экране.
Долгое время ходили легенды, что за Васечкина говорил и пел Игорь Сорин, будущий солист группы Иванушки International. Эту версию опроверг сам режиссер Алеников. Он рассказал, что Егор Дружинин, сыгравший Васечкина, говорит своим голосом, а Сорин спел за него всего одну песню.
Режиссер хотел сотрудничать с именитым композитором Геннадием Гладковым, но маэстро неожиданно заболел, и его место заняла молодая и на тот момент почти никому не известная Татьяна Островская. Впоследствии она вспоминала, что музыку для фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» написала за шесть дней. Сроки сильно поджимали, поэтому и пришлось писать в таком авральном режиме.
Еще она удивлялась, зачем режиссер Алеников приглашает на работу в свои картины композиторов, ведь он и музыку способен сам написать.
В записи мелодий принимали участие Симфонический оркестр Госкино СССР и инструментальный ансамбль «Мелодия».
Когда фильм был уже закончен, выяснилось, что своей легкомысленностью, которой добавляла в значительной степени и музыка, он не нравится худсовету. Герои казались строгим цензорам слишком раскованными и естественными, что, собственно, и было главной «фишкой» ленты. Картина задержалась с выходом. По легенде, фильм спасла дочь генсека СССР Ирина Андропова, которая работала в музыкальном издании и опубликовала там лестный отзыв о еще не вышедшей картине.
«Ахи, охи, слезы, вздохи. Гришка с Мишкой – скоморохи. Всем девчонкам очень плохо – нет житья от скоморохов», – под эти строки в картине происходит весьма сумбурное действие. На сцене кривляются скоморохи, а герои катаются на импровизированной карусели.
Энергичная композиция с танцами и театрализованной постановкой.
«Приключения, приключения. Где дуэли и где погони? Ах, как хочется приключений! Как назло, их все нет, как нет», – текст гениальным не назвать, но в фильм песня вписывается хорошо.
«Я пошел в магазин игрушек, и скрипку я там купил, а что струны у скрипки из ниток, я внимания не обратил», – поют и играют музыканты ансамбля «Синема», а Петров и Васечкин пристально наблюдают за этим действом.
Забавная композиция, в которой отличная музыка сочетается с веселым текстом.
«Решил прославиться Степан – Степан успех любил. С разбегу прыгнул на диван, и десять мух убил…», – это наш герой до встречи с псом Полканом.
«Пока Степан, что было сил, бежит, спасаясь в муке. Я вам всерьез задам вопрос: За что погибли мухи?» – а это уже после нее. И каков философский вопрос в завершение композиции!
«Я в глаза твои смотрю, Полные добра и ласки… В их блестящей глубине… Спят, понятны только мне, сказки», – эта лирическая композиция звучит, когда друзья Петров и Васечкин провожают по осеннему скверу Машу Старцеву.
Красивая музыка, красивые слова. Что еще нужно для фильма?
Эта песня звучит в фильме первой, настраивая на дальнейшее восприятие сюжета. Поэтому она легкая и драйвовая.
«Все хочется самим узнать и на себе испробовать… Но рядом ходят взрослые – они все знают лучше. Что можно, и чего нельзя, они твердят с утра», – под эти строки зритель знакомится с главными героями – Петровым и Васечкиным.
Композицию можно охарактеризовать как «ритмично-лиричную». Она очень удачно вписывается в действие.
«Ах, если б еще продолжалось кино, но фильм прошел и экран погас… Ты полон отваги, ты рвешься в бой. Ты снова смеешься и плачешь в кино… Но вот в кинозале зажегся свет. В кино ты герой, а в жизни – кто?» – поет и задает вопрос ансамбль «Синема».
Песня с философским смыслом звучит в финале картины. Дети и взрослые веселятся в школьном дворе. Ведь что главное?
«Как чудесно жить на свете, замечательно, ура!» – вот и ответ на вопрос.
Веселая и одновременно немного грустная песня. Она очень мелодичная и отлично соответствует настрою фильма.
«У кого-то есть козел с бородой мохнатою. Я шмеля себе завел очень полосатого. Дал ему я имя Федя. Любит шмель меня и чтит. Еду на велосипеде – Федя надо мной летит», – поют юные артисты, сидя на дереве.
Стихи здесь потрясающие, слова рисуют замечательные образы, и зритель видит удивительную историю.
«Я шел и расспрашивал разных прохожих про красную мышь и зеленую лошадь… Вдруг кто-то окликнул меня из окна, и я увидал голубого слона…», – слон подсказал, что искать зеленую лошадь и Красную мышь нужно на причале.
«В волнении я прибежал на причал, где белый кораблик кормою качал. Кораблик уже уходил от причала. Зеленая лошадь у борта стояла! А красная мышь мне махала с кормы. С тех пор, к сожалению, не виделись мы», – вот такая фантастическая и слегка грустная история.