Сегодня театр «Модерн» — один из оригинальных и самобытных театров столицы. Каждый его спектакль тщательно продуман и наполнен авторской энергией художественного руководителя Юрия Грымова. Какой будет долгожданная премьера о Нюрнбергском процессе, в чём заключается загадка индивидуальной подачи площадки и как театр возвращает человека к человеку рассказал нам художественный руководитель театра «Модерн», режиссер и сценарист Юрий Грымов.
— Расскажите о предстоящей постановке спектакля «Цветы нам не нужны». О чем он будет?
— Могу ответить очень коротко – это будет спектакль театра «Модерн» на очень важную тему. Я считаю, что главным событием XX века был Нюрнбергский процесс. События, которые разворачиваются с 1946-го по 1966-ой год – это период самого яркого развития общества. В это время полетел Гагарин, был Вьетнам, карибский кризис, был убит Кеннеди, совершены значимые открытия в науке, развивался мировой кинематограф и так далее. Это время было совершенно уникальным. И, мне кажется, что сегодня люди платят за невыученные уроки, потому что нас в школе берегли, нам не все рассказывали про цели и задачи, которые перед собой ставил Адольф Гитлер и, в частности, вся фашистская Германия.
— Почему вы выбрали такую тему?
— Нельзя же делать спектакли и думать о зрителе. «Должны совпасть время и желания» – такого нет. Я следую абсолютно своему собственному интересу. Если вибрация есть у меня, то эта вибрация появляется у актеров, и эта же вибрация передается зрителям. Мы выпускаем трилогию «Антихрист и Христос»: «Петр I», «Леонардо», «Иуда». И этот спектакль, «Цветы нам не нужны», мог бы быть ее прологом, потому, что здесь тоже описывается запредельная грань, которую перешли. Между прочим, вся фашистская элита в своих речах всегда вспоминала Бога. И это абсолютно какой-то кошмар.
— Что было самым сложным в создании спектакля?
— Мы обращались не к придуманным персонажам, а к реальным людям, которые были очень хорошо описаны в истории — есть даже хроника. Понятно, что театр — это искусство обобщения, но, в то же время, я себе никогда не позволяю вольности по отношению к реальным персонажам и авторскому тексту. Условно говоря, у меня уже пять лет с успехом идет спектакль «На дне» Горького. Я не меняю текст Горького, я не дописываю «словечки» и не прикрываюсь ярким названием, неся отсебятину. Так и с персонажами. Я даже нашел человека, который был последним охранником в тюрьме Шпандау, где сидели эсэсовские преступники – в частности последний преступник пожизненного заключения Рудольф Гесс. Алексей Степанов его охранял до самой смерти. Сейчас он полковник. Если мы выпускаем такие спектакли, как «Леонардо» или «Петр I», то важно поговорить с людьми, которые компетентны в этой теме, и поэтому мы в театре «Модерн» часто проводим такие встречи для актеров перед спектаклем. А здесь прям очевидец. Рудольф Гесс, проведя 4 года в тюрьме Тауэра, в 93 года покончил жизнь самоубийством. Но его охранник считает, и я тоже так думаю, что его убили англичане.
И передать это все сложно. Это очень динамичное художественное произведение. Будут показаны встречи с женами, вы услышите за время спектакля большинство музыкальных хитов, созданных с 46-го по 66-ой годы.
— Кто играет в спектакле? Как вы подбирали актеров на главные роли, все же речь идет об исторических личностях?
— Я не гонюсь за узнаваемостью, потому что в этом нет необходимости. Если в театре нет Гамлета, то не надо его и ставить. Хотя, наш актер Юрий Анпилогов, который исполняет роль Рудольфа Гесса, при приклеенных пышных бровях — очень похож. Но это случайное совпадение. Больше никто не похож на реальных исторических персонажей. За этим гнаться не надо. Петр I, роль которого так же исполняет Анпилогов, тоже похож: ростом, комплекцией. Но там легче – еще парик, усы и исторический костюм. Но самое важное то, что актеры именно по внутренней энергии должны соответствовать своим героям.
Бальдура фон Шираха, руководителя Гитлерююгенд, играет прекрасный наш артист Александр Борисов. Понятно, что он крупный артист, но по внутренней линии он идеально подходит на Шираха. Так же, как и жены этих семерых преступников, которые появляются у нас три раза. Некоторые из них тоже имеют внешние сходства с историческими личностями.
— Почему вы посвятили спектакль «Цветы нам не нужны» недавно ушедшему актеру Владимиру Левашеву?
— Владимир Левашев – выдающийся русский актер, заслуженный артист России. Он прослужил в театре более 20 лет. Его голос был записан специально, и теперь он звучит в этом спектакле. Это голос судьи на Нюрнбергском процессе. Также его голос мы оставили и в других спектаклях, как, например, «О дивный новый мир».
— В театре «Модерн» нередко ставятся спектакли на исторические темы, затрагивающие период Второй мировой войны. Больше ли вас это увлекает, чем постановка литературных произведений?
— Репертуар театра «Модерн» уникальный. На 98% то, что у нас идет – не идет ни в одном театре. Этих пьес просто нет. Это все в основном специально написано. Может быть, такое впечатление возникает из-за того, что в последнее время многое связано с трилогией «Антихрист и Христос». Но у нас идет и «Война и мир», и «Матрешки на округлости земли». Я думаю, у нас соотношение 60 на 40, где 60 – это широкий диапазон, включая детские спектакли, а 40, может быть, исторические постановки.
Меня увлекает мысль. Если я не могу сформулировать на первой репетиции для актеров в одно слово или одно предложение «Что это будет?», то я не вижу смысла это делать. Режиссер должен видеть сразу в законченном виде то, что он делает. Я на первую репетицию прихожу уже с афишей и с музыкой на весь спектакль. Очень важно не как, а про что и почему у меня должно это откликаться. Если у меня это не откликается, то оно не будет откликаться и у актеров, и, как следствие, у зрителей. А у театра «Модерн» весь репертуар работает на аншлагах.
— В чем, по вашему мнению, заключается главная «фишка» спектакля, которая обязательно захватит зрителей?
— Это будет та этика и эстетика театра «Модерн», которую исповедую я уже почти шесть лет. Этот спектакль полностью насыщен атмосферой нашего театра. В спектакле «Цветы нам не нужны» я, как всегда, выступил еще и художником-постановщиком. Вы увидите и световые решения, и прекрасные костюмы Ирэны Белоусовой, но это все внешняя сторона. Будет и очень оригинальная музыка, которую вы не слышали прежде, и будет та, которую вы очень любите – я говорю про хиты 40-х и 60-х годов прошлого века. И, конечно, это – актерская история. Я исповедую идею актерского театра с режиссером. Актер не может сам играть, а режиссер нужен хорошему актеру. Плохому актеру режиссер не нужен, он сам все делает и все как всегда одинаково. Поэтому «Цветы нам не нужны» — актерский спектакль и, безусловно, с яркими музыкальными и художественными решениями.
— С какими режиссерами сотрудничает театр «Модерн»? В чем их индивидуальная особенность подачи материала?
— В театре «Модерн» идут три спектакля Сергея Аронина, он же и актер нашего театра. Также идет один детский спектакль Елены Катихиной. Для меня очень важно, чтобы те режиссеры, которых я выбираю, были, прежде всего свободны, но важнее то, что они должны вписываться в этику и эстетику театра «Модерн». И при этом они не должны копировать меня, они должны быть индивидуальны. Я никогда не говорю: «Я бы хотел, чтобы вы поставили вот это». Этого нельзя делать. Режиссер сам приходит с идеей. Я смотрю его предыдущие работы, и тогда мы приглашаем его. Я не люблю спекуляцию, которую я сейчас часто вижу в других театрах. Назвать спектакль ярким именем известного драматурга, а потом там все переписать – это не моя тема.
— Кем, по вашему мнению, должен быть режиссер? Какими качествами он должен обладать в современном мире?
— Я отвечу немного по-другому. Меня очень часто спрашивают молодые режиссеры, что вы посоветуете почитать, чтобы стать режиссером. Я им говорю: «Никогда не читайте книжки по режиссуре». Есть такие книги, как, например, «Тысяча шагов к успеху», «Как написать сценарий» — это же все авантюра и маркетинговая история. Читайте литературу, смотрите живопись, читайте Бродского – это же уже абсолютный сценарий. Я думаю, что режиссер, хороший режиссер – это не профессия. Это что-то другое. Профессия – это если включите телевизор и увидите ужасающие сериалы. Вот это уже профессиональные режиссеры. Когда вы видите что-то яркое в кино или театре, то профессия не обсуждается. Обсуждается уже личность, которая смогла так рассказать историю.
— Чему сегодня может научить своего зрителя театр «Модерн»? На что он нацелен?
— Мне кажется, театр «Модерн» возвращает человека к человеку. Мне, еще когда я занимался кино, всегда важно было напомнить человеку, что он хороший. Это не значит, что мы хвалим друг друга. Театр – это всегда человек. Я все время говорю: приходите в «Модерн» в шесть вечера, а не прибегайте за десять минут до спектакля. В «Модерне» лучший буфет Москвы, прекрасная винная карта, лучшая выпечка в Москве, адекватные цены, перед спектаклем играет живая музыка. Вы приходите не провести вечер, а приобрести знание именно о себе, а не о нас и персонажах. Я читаю на сайтах, что пишут зрители. И я рад, что нам удается вести такую миссионерскую деятельность, потому что, как говорил мой любимый философ Мамардашвили, «человек всю жизнь пытается быть человеком, но не у всех это получается». Театр – это то место, где можно становиться человеком. Возвращаясь к спектаклю «Цветы нам не нужны» — эти преступники ведь тоже люди, они млекопитающие, как мы, но в какой-то момент они перестали быть Человеком. Они превратились в самое жестокое млекопитающее под названием «человек». Ведь мы очень жестокое млекопитающее и способны есть друг друга, если мы не Человек.
— Есть ли у вас уже какие-то планы на следующий театральный сезон? Какие премьеры задуманы? К чему готовиться зрителям?
— В октябре, я надеюсь, мы выпустим третью заключительную часть трилогии «Антихрист и Христос» — «Иуда». На данный момент я уже работаю над пьесой «Леди Макбет Мценского уезда». И также мне очень нужен еще один блокбастер. У нас уже 8 лет идет мой спектакль с динозаврами «Затерянный мир» по Конан Дойлю. Это просто мегахит. И вот сейчас нужен еще один детский блокбастер, но о нем я не скажу, пока это тайна.