Почему бы не закончить год премьерой в театре? Сразу две необычные постановки «Мастера и Маргариты», вопросы взросления, знакомство с писателями и поэтами с непривычных ракурсов и вечная классика, которая во все время остаётся актуальной. О постановках в театрах Москвы в декабре 2021 года рассказывает наш корреспондент Александра ГОРЕЛАЯ.
Увидеть одно из самых известных российских литературных произведений на сцене Большого Театра можно уже 1 декабря. Эдвард Клюг, румынский танцовщик и хореограф, уже давно вынашивал план поработать с «Мастером и Маргаритой» Михаила Булгакова. «Я прекрасно понимаю, насколько это серьёзный вызов. И я бы никогда на него не замахнулся, если бы не верил, что это возможно… И нам надо найти не то, что написано, а то, что у Булгакова в романе существует между строк. Это не значит, что я хочу избежать рассказа, но хочу рассказать эту историю, используя другой инструментарий».
«Мастер и Маргарита» — это балет в двух действиях на музыку Альфреда Шнитке и Мило Лазара, либретто к которому написал Эдвард Клюг.
«Антигона» — трагедия древнегреческого драматурга Софокла. Удивительно, но её сюжет и главная идея, конфликт между родовыми законами и законами государства, остаются актуальными и в наши дни.
Брат Антигоны предал Фивы и погиб. Царь Креонт запретил его хоронить, приказав оставить тело предателя на растерзание птицам и собакам. Однако Антигона, нарушив волю царя, провела обряд захоронения, за что Креонт приказал замуровать её заживо в пещере. Не желая подчиняться царю, который не чтит традиционные родовые законы, Антигона убила себя, что повлекло за собой смерти многих людей, близких Креонту. В конце концов ему пришлось признать свою ничтожность перед богами и смириться со своей судьбой.
Когда наступает тот момент, в который человек понимает, что он стал взрослым? Почему мы взрослеем – опыт ли это или время? Что несёт каждому из нас та самая взрослая жизнь? И почему мы так боимся становится взрослыми? Именно об этом спектакль Марфы Горвиц «Урожай», поставленный по пьесе Павла Пряжко, обладателя «Золотой маски».
Четверо молодых людей отправляются собирать урожай, не представляя, что закончится всё это увлекательными, забавными, а где-то и драматическими приключениями для каждого из них. Героям предстоит окунуться во взрослый мир, познать муки выбора и получить новый опыт.
Спектакль «Женщины Есенина» основан на книге Захара Прилепина из серии ЖЗЛ «Сергей Есенин. Обещая встречу впереди». Инсценировку для сцены написала Елена Исаева – драматург, сценарист и поэт.
Спектакль расскажет о жизни и творчестве «ангела с голубыми глазами» через призму его отношений с женщинами. У поэта было несколько больших любовных романов, каждый из которых закончился ничем, потому что находясь в постоянных поисках любви, он на самом деле искал не стабильности и семьи. На первом месте для Есенина всегда оставалось творчество, а любовь была всего лишь топливом для его поэзии. Он посвящал своим возлюбленным стихи, которые стали классикой русской поэзии, но что было с женщинами после того, как они переставали быть для Есенина музами?
Для канадского режиссёра Роберта Лепажа «Мастер и Маргарита» станет вторым спектаклем, который он поставил в России. Постановка с множеством визуальных эффектов и сложнейшими костюмами обещает стать настоящим хитом.
Главным сценографическим приемом «Мастера и Маргариты» станет так называемый «Призрак Пеппера» – техника иллюзионизма, позволяющая объектам появляться и исчезать, становиться прозрачными и превращаться из одного в другой. Для спектакля было созданы более 100 комплектов костюмов-трансформеров, благодаря чему перед зрителями предстанет сразу три линии романа: Москва 1920-1930 годов, библейские события с Понтием и Пилатом и бал Воланда.
История мюзикла «Онегин», премьера которого состоится 16 декабря, непростая. Для оригинальной постановки Эмиеля Глэдстоуна и Веры Хилль роман в стихах Пушкина перевели на английский, а чтобы поставить канадский мюзикл в России, текст пришлось переводить обратно на русский. Поставить «Онегина» взялся Алексей Франдетти – трижды лауреат «Золотой маски».
Под музыку Чайковского режиссёр поднимет знакомые всем со школьной скамьи пушкинские вопросы, которые становятся всё более актуальными, чем старше человек: прислушиваться ли в разуму или к сердцу, рисковать или действовать в рамках общества, доверять ли другим или не верить даже себе. Нас ждёт всё тот же вечный, но немного хулиганский и с нотками юмора Александр Сергеевич, погружающий в мир чувств, достоинств и пороков.
Леопольд Антонович Сулержицкий — русский театральный режиссёр, художник, педагог и общественный деятель. Без него не было бы системы Станиславского, театра Вахтангова, да и самого Евгения Вахтангова, учителем которого он был. Сулержицкий вошёл в историю, как руководитель первой студии МХТ, как человек в общении с которым нуждались Лев Толстой, Антон Чехов и Максим Горький, а Учителем его называли многие и многие.Спектакль «С художника спросится» основан на документах и письмах Сулержицкого и раскрывает перед нами его личность и жизнь
Всё, что вы когда-либо хотели узнать о Лермонтове, вы можете узнать из моноспектакля Елены Чёрной «Мой Лермонтов». Спектакль состоит из писем, прозы и, конечно же, поэзии поэта. Роль Михаила Юрьевича исполняет Кирилл Зайцев, поэтому вас будет ждать не только великолепное исполнение стихов, но и романсы на стихи поэта под гитару, которой артист профессионально владеет.
Спектакль будет интересен не только любителям поэзии и Лермонтова в частности, но и людям, которые с его творчеством по каким-либо причинам до сих не знакомы, а также школьникам. Он позволит взглянуть на его произведения под новым углом в современном прочтении и восприятии.
К спектаклю Антона Федорова «Буковски» можно относиться по-разному, так же, как к творчеству самого писателя. Если нравятся его книги, то понравится и представление. Спектакль представляет собой «коллаж из рассказов Буковски и его писем, который являет собой один день писателя». Режиссёр заполняет пространство российскими устойчивыми стереотипами об американцах. Так, они пьют виски из горла, читают комиксы, ездят на ржавых фордах и живут в фургонах. Это сталкивается с переменчивым миром самого Буковски. Переплетаясь, они создают совершенно особую атмосферу, в которой каждому зрителю придётся разобраться самому – нравится ему это или нет.
Мало кто не знает истории принца Датского, Гамлета. Трагедия Уильяма Шекспира в пяти актах — одна из самых известных пьес драматурга и одна из самых знаменитых пьес в мировой драматургии. Ежегодно в разных театрах появляются постановки «Гамлета», которые пытаются по-новому взглянуть на печальную историю принца, встретившего призрак своего отца, завещавшего сыну отомстить за своё убийство.
21 и 22 декабря в театре на Бронной состоится предпремьерный показ спектакля «Гамлет» режиссёра Эдгара Закаряна, так что у вас есть возможность стать одним из первых зрителей нового прочтения старой истории.
Спектакль Елены Лазуриной «Анфиса в Виртуале» — это о проблемах всеобщей цифровизации, вернее о том, к чему может привести глобальное увлечение компьютерами, соцсетями и интернетом. Пусть и раскрыто это через фантастику, но идея вполне прозрачна.
Компьютерный гений Хакер создал Вирус, который способен изъять всех детей, главных потребителей современных гаджетов, из реального мира и перенести их в виртуальную реальность. Там их ждёт печальный конец — превращение в матрицу. Отличница Анфиса, которую Вирус захватить не смог, отправляется в мир цифры и кодов, чтобы спасти всех детей и вернуть их обратно в настоящую реальность.
Спектакль «Книжный воришка» поставлен по книге австралийского писателя Маркуса Зусака, который тот написал в 2005 году. Главная героиня — Лизель, девочка-подросток, потерявшая семью и живущая у приёмных родителей под Мюнхеном во времена процветания фашизма и Второй Мировой Войны. Книга, как и спектакль Максима Лакомкина, рассказывает о том, что настоящий человек остаётся настоящим человеком, независимо от того, в какую страшную ситуацию он попал. Люди не делятся на высшие и низшие расы, на евреев, католиков и протестантов, на чёрных и белых. Все люди равны, особенно перед смертью.
Постановки в театре Романа Виктюка отличаются необычностью и креативностью. Тем интереснее будет посмотреть «Мёртвые души», который поставил Денис Азаров. Самая русская классика в самом неклассическом театре.
Спектакль расскажет о похождениях Павла Ивановича Чичикова, который выдаёт себя за помещика. Он приезжает в губернский город N и скупает «мёртвые души» — умерших крестьян, которые по ревизским документам всё ещё числятся как живые. В спектакле задействован звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Дмитрий Жойдик, Иван Никульча и другие.
Спектакль Макса Стрелера «Каталония» поставлен по пьесе Фредерико Гарсии Лорки «Дом Бернарды Альбы». После смерти мужа Бернарда объявляет восьмилетний траур. Таким образом она изолирует своих пятерых дочерей в возрасте от 20 до 39 лет от любых контактов с внешним миром. Женщинам ничего не остаётся делать, кроме как смириться с волей матери. Но на горизонте появляется мужчина, и их хрупкий мир разрушается на глазах. Обычные человеческие желания начинают брать верх над социальными запретами, а жажда жизни над навязанным трауром и жёстким контролем матери.