Вроде как бы
мы путевые обходчики. Мой отец рассказывал мне, как звучат рельсы
при постукивании по ним молотком. Если рельс лопнул, звук будет
глухой и дребезжащий. Я это рассказывал моим попутчикам, своим
сверстникам, как вдруг этот самый глухой звук при ударе мы и
услышали. Был еще один прием обнаружения трещины при помощи
десятикопеечной монеты. Этому научил меня отец, работавший путевым
рабочим. Я попробовал приставить монету к месту глухого звука, и
она прилипла, как к магниту. Ясно, что именно здесь рельс лопнул,
и это грозит большой бедой, если по этому рельсу пойдет поезд. Мы
бегом побежали к казарме, где жили путейцы, и сообщили о лопнувшем
рельсе путевому мастеру. Рельс сразу же
заменили.
Давно это было, а помниться, как
будто было вчера. Был июнь 1941 года. И в армию призвали почти
всех рабочих путевых бригад. Вместо десяти рабочих в бригаде
осталось только по три человека. Мне тогда было четырнадцать лет,
и были позади выпускные экзамены за седьмой класс. Свой трудовой
путь я начал с рабочего путевой бригады. Было, конечно, нелегко,
но шла война, и мы рано повзрослели. С 1943 года все путевые
бригады были переведены на военный режим, и мы жили в палатках,
подчинялись воинским приказам. Работали, не считаясь со временем,
по двое-трое суток на смене рельсов и шпал. Нового материала для
ремонта просто не было, а старые рельсы еще дореволюционной
укладки лопались прямо под поездами.
К моменту
начала войны я успел окончить семь классов, а это в то время было
очень много. И в июне 1944 года меня призвали в армию и направили
в техническую школу мастеров путевого хозяйства. Это было как
военное училище, поэтому и наши занятия были соответственные:
десять часов теория и практика восстановления мостов и путевого
хозяйства, два часа строевая и огневая
подготовка.
Фронту требовалось много леса для
изготовления шпал, и мы строили узкоколейку от станции до
лесозаготовок. Это была для нас и работа, и практические
занятия одновременно. Преподавали нам старые
мастера-путейцы, работники путейского отдела отделения
дороги. Когда рабочие леспромхоза не справлялись с погрузкой
леса, ведь там работали старики, женщины и такие же, как и
мы, пацаны, мы шли им на помощь. К концу дня мы валились с
ног от усталости.
Мы, вчерашние
школьники, прекрасно понимали, что война близится к концу,
но все равно писали заявления с просьбой отправить нас на
фронт. Наш наставник, старый путейский инженер, заявления от
нас брал и отправлял в печку-буржуйку. А нам говорил, что
наши заявления рассмотрят начальники
повыше.
Как-то мы обратились к военному
представителю с жалобой на невнимание к нашим заявлениям, на
что он строго посмотрел на нас, указал рукой на
железнодорожную ветку, которую мы проложили к самой кромке
бора, и сказал: «Вот ваш фронт. Здесь ваша передовая, и от
того, сколько шпал вы заготовите для восстановления
железнодорожных путей, которые фашисты разрушили, зависит,
как скоро мы победим. Вам, ребята, восстанавливать то, что
порушено войной. А теперь, кругом! На занятия шагом –
марш!».
Вскоре нам поступила команда
снять с второстепенных путей рельсы и шпалы и отправить их
на восстановление в прифронтовой полосе. Причем надо было
это сделать, не прерывая движения поездов. Мы работали
несколько суток, но приказ командования выполнили в
срок.
Да, нам не пришлось участвовать в
боях, но свой вклад в великую Победу нашего народа мы
внесли. Мы, семнадцатилетние мальчишки, своим трудом
приблизили победу над врагом. И День Победы для нас, так же
как и для фронтовиков, дорог и важен».