Автопробег в Зауралье: вернуться на столетия назад,
не пересаживаясь в машину времени

«Комсомолка» погостила в доме декабриста и прошлась по местам исторического русского поселения на реке Тобол
Город Курган в одноименной области уникален своим расположением – на стыке Урала и Сибири. Здесь из-под земли веками бьют целебные минеральные источники. А еще Курган хранит память о декабристах, уникальных памятниках старины, архитектуры прошлых веков и в то же время радует современным развитием.
Именно в Зауралье отправился в свой шестой автопробег коллектив «Комсомольской правды» при поддержке партнеров: автосалона «Планета Авто», агрокомплекса «Мартыновский», Курганского машиностроительного завода, кафе-бар «Мокко» и официального партнера Xiaomi Челябинск сети магазинов X|STORE.
X-Store — фирменный салон Xiaomi в Челябинске. Концепция Xiaomi заключается в доступности высококачественных технологий — ведь современные гаджеты не должны стоить целое состояние!
Символ Xiaomi — заяц в шапке-ушанке, который каждый сезон предстает в новом образе. Над гардеробом ушастого трудится целый штат дизайнеров.

Логотип Mi — это аббревиатура словосочетания Mobile Internet (мобильный интернет), но есть и еще одно значение — Mission impossible (миссия невыполнима). Это объясняется тем, что компания Xiaomi сталкивалась с постоянными вызовами, и смогла одержать победу, завоевав выбор покупателей.

Изначально целевой аудиторией для Xiaomi были студенты и гики (люди, увлеченные современными технологиями). Но уже на сегодняшний день гаджеты и техника Xiaomi получили широкое распространение благодаря своему качеству и ценовой политике. Сейчас смартфоны Xiaomi может позволить себе практический любой покупатель.
Наш корреспондент подержал в руках новинки этого бренда и составил краткий обзор полезных гаджетов.
Смартфон Xiaomi Redmi 9C 3 — доступный смартфон, оснащенный большим 6,53-дюймовым дисплеем Dot Drop с разрешением HD+, аккумулятором с внушительной емкостью на 5000 мАч, восьмиядерным процессором MediaTek Helio G35, а также двойной 13 МП камерой с ИИ и поддержкой NFC, обеспечивающий ему возможность бесконтактной оплаты. Redmi 9C предлагается в трех цветовых вариантах корпуса: «Полуночный серый», «Солнечно-желтый» и «Сумеречно синий».
Смартфон Xiaomi Redmi Note 9 Pro 6 — не только самый продвинутый, но и самый дорогой смартфон серии Redmi. Помимо премиального дизайна, смартфон имеет систему четырех камер, что позволяет делать снимки невероятного качества. Широкоугольная камера, микрокамера и сенсор глубины всегда и при любой погоде готовы к съемкам хороших памятных кадров. А встроенный вибромотор способен воспроизводить до 150 вариантов вибрации для разных типов уведомлений.
Хит продаж — внешний аккумулятор Redmi Fast Charge 10000 в белом корпусе, его удобно брать с собой в поездки, прогулки или в автопробег. Имеет два порта USB-A и по одному USB-C и microUSB. Также специальной кнопкой на корпусе можно активировать специальный режим подачи малого тока. Повербанк имеет мощность зарядки в 12 Вт, он оснащен различными степенями защиты от коротких замыканий, перенапряжения и перегрева.
Специально для тех, кто следит за своим здоровьем Xiaomi разработал фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5. Пятая версия популярного гаджета отличается увеличенным размером дисплея и новым, более удобным, типом зарядного устройства. Чтобы фитнес-трекер отслеживал и систематизировал всю информацию о своем хозяине, устройство подключается к мобильному приложению MiFit на смартфоне. Помимо стандартных часов, шагомера и пульсомера, фитнес-браслет умеет измерять уровень стресса, отслеживать эффективность тренировок, напоминать о запланированных событиях и даже информировать о циклах представительниц прекрасного пола.
Тем, кто тщательно контролирует свой вес, полюбились умные весы Xiaomi Body Composition Scale 2. Благодаря этому гаджету можно не только узнать свой текущий вес и рассчитать желаемый, умные весы вычислят индекс массы тела, базовый метаболический уровень и даже проведут биоимпедансный анализ. Весы-анализаторы расскажут, сколько в вашем организме подкожного и висцерального жира, мышечной и костной массы, а также воды. Если какой-то показатель окажется выше или ниже нормы, вам обязательно об этом сообщат. Подключаемый через Bluetooth к смартфону, он поможет избавиться от лишнего веса, нарастить мышцы и держать себя в хорошей форме.
Еще один полезный для здоровья девайс — зубная электрощетка Soocas X5 Sonic Electric Toothbrush Blue. Эту щетку можно через Bluetooth подключить к мобильному приложению Soocas и таким образом следить за частотой чисток и своевременной сменой насадок. Умная щетка имеет три сменные насадки со щетиной разной формы и жесткости, в том числе для людей с чувствительными зубами. У гаджета 12 режимов чистки, защита от чрезмерного давления на зубы и десны. Каждые 30 секунд щетка напоминает о необходимости поменять ее положение, постепенно снижая частоту вибраций, а после смены участка чистки умная щетка снова заработает на полную мощность.
О современных устройствах можно говорить бесконечно. Но лучше знакомиться с ними самостоятельно. Прикоснуться с инновационным технологиям и приобрести умные гаджеты вы можете у официального партнера Xiaomi в Челябинске — в сети магазинов X|Store по адресам: Копейское шоссе, 64 (ТГ «Алмаз», 2 этаж) и ул.Турда, 203 (ТРК «Родник», 2 этаж). ВКонтакте. Instagram.
Несмотря на хмурую погоду и затянувшиеся дожди уже в 6.30 наша делегация собралась у Колеса обозрения возле ТРК «Мегаполис», сделала стартовое фото и отправилась в путь. 267 километров – примерно столько составляет расстояние от Челябинска до Кургана. Что ж, есть время протестировать автомобили, предоставленные холдингом «Планета Авто». В нашем распоряжении оказались три кроссовера: Chery Tiggo 8, Geely Atlas и Geely Coolray. Что ж, проверим, боятся ли уральской грязи китайские «танки».
Geely Coolray: компактный, дерзкий, прорывной
Компактный городской паркетник Geely Coolray – это совместная разработка инженеров Geely и Volvo, автомобиль, созданный на платформе BMA (B-segment Modular Architecture). Для нашего рынка машины собирают на заводе «Белджи» в Белоруссии. Переднеприводный кроссовер работает на полуторалитровом турбодвигателе мощностью в 150 «лошадей» в паре с семиступенчатым «роботом». Базовая версия автомобиля на 17-дюймовых колесах уже «нашпигована» кондиционером, двумя подушками безопасности, ESP, камерой заднего вида, медиасистемой и подогревом сидений. Нам же достался Coolray в максимальной комплектации с шестью подушками безопасности, панорамной крышей, салоном из экокожи, камерой кругового обзора, климат-контролем, светодиодными фарами многими другими фишками люксовых китайцев. Стоит такой образец порядка полутора миллионов рублей. Наша машина на 18-дюймовых колесах еще не знала, какие испытания ей предстоят.
Первым пунктом нашего автопутешествия должен был стать агрохолдинг в селе Мартыновка Сафакулевского района Курганской области. Немного намудрив с навигатором, мы оказались на дороге, которую назвать так можно было лишь номинально. По факту нам предстояло пробраться через непролазную (в большинстве мест) грязевую жижу. Припоминая, что у нашего Coolray ведущих только два колеса, мы немного поежились, представив, как будем выталкивать паркетничек из грязи.
Ощутимые неровности и впадины подвеска поглощает исправно, при этом в машине ничего не гремит. Чтобы придать уверенности в собственных силах, включаем спортивный режим, и, о чудо, привлекательная подсветка приборов сменяется на еще более красивую. Теперь руль становится жестче, но машина смелее заходит в размазанные дождем глинистые повороты. И если первые километры дороги мысль о нехватке полного привода еще сидела занозой в голове, то спустя полчаса езды по тому, что должно называться дорогой, приходит понимание, что и с передними ведущими колесами можно вполне достойно жить.
На вопрос о том, научились ли китайцы делать современные качественные автомобили, Geely Coolray ответил, как говорится, не словом, а делом. Поклонников этого автомобиля очень порадовал экстерьер, а особенно кнопки в стиле Porsche, которые помогают спускаться с горы, включать камеру кругового обзора и даже самостоятельно парковаться в несколько режимов. Впрочем не будем раскрывать всех секретов спортивного «китайца». Записывайтесь на тест-драйв Geely Coolray в автосалон «Планета-Авто» и убедитесь во всех преимуществах лично.
Агрокомплекс «Мартыновский»: как в иностранном фильме, только в Курганской области
Агрокомплекс «Мартыновский» расположен в селе Мартыновка Сафакулевского района Курганской области. Это первое и единственное предприятие по выращиванию овощей в закрытом грунте в Курганской области.А обо всем этом богатстве заботятся более 340 сотрудников.
Режим здесь очень строгий, так как выращивается пищевая продукция. На территорию комплекса (а она составляет 12,5 Га только теплиц!) из всей нашей делегации запустили только журналиста и фотографа. А чтобы зайти в святую святынь – непосредственно гигантскую теплицу, где выращивают огурцы, нашим коллегам пришлось действовать как в больнице: снять верхнюю одежду, надеть две пары бахил, медицинскую накидку и, конечно же, маски. А еще обработать руки спиртовым настоем йода. Поневоле проснулись ассоциации с иностранными блокбастерами про секретные лаборатории и спецагентов, выращивающих чудо-растения. По сути, так оно и оказалось на самом деле.
Внутри теплица кажется по-настоящему бескрайней. Ровными рядами в ней располагаются так называемые грядки с огурцами. По сути это и не грядки вовсе, а питательный экологический субстрат, из которого и произрастают растения высотой до трех и более метров. Здесь можно увидеть разные виды огурцов: гладкие и с пупырышками, длинные и маленькие. При этом агрономы ведут постоянную работу по выведению новых сортов.

Также в собственной лаборатории агрохолдинга «Мартыновский» группа специалистов проверяет питательные растворы и поливную воду, торф и минеральные удобрения, а также разрабатывает эффективные схемы питания растений.
Все процессы автоматизированы. В теплицах круглогодично поддерживается одна и та же температура и влажность, плюс используется автоматический капельный полив по голландской технологии. В осенне-зимний период, когда солнечного света не хватает, созреть овощам помогает электрическое освещение, которое обеспечивает энергоэффективное оборудование.

Чтобы защитить растения от болезней и паразитов, используется биологический способ защиты. Про пестициды и другие ядохимикаты даже речи не идет! Здесь агрономы выращивают колонии «добрых» и полезных энтомофагов, акарифагов и микроорганизмов, которые потом сами находят и убивают вредителей. К примеру, галлица афиллимиза и насекомое афидиус откладывают яйца в тело тли, а потом личинки пожирают ее. «Добрый» клещ фитасейулюс уничтожает вредного паутинного клеща, а мушка энкарзия убивает личинки бабочки-белокрылки. Целая микроскопическая война миров! Зато урожай – на зависть!
Огурчики снимают круглогодично, три раза в неделю – понедельник, среду и пятницу. В год здесь собирают до 15 000 тонн урожая! Курганские овощи востребованы у жителей Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Московской и ряда других областей. Одним словом, наши огурчики и по цене, и по вкусовым качествам, готовы потеснить сомнительную продукцию из плёночных теплиц. А если взять во внимание полезные свойства огурца, то можно с уверенностью сказать, что жители Курганской области смогут недорого пополнить дефицит витаминов В2, В3, В4, В5, калия, магния, натрия и фосфора. Не говоря уже о людях, следящих за своей фигурой: ведь в одном 100 граммовом огурце содержится всего 15 калорий!

В ближайших планах агрокомплекса – выращивание томатов и зеленных культур. Что ж, желаем «Мартыновскому» успехов, а жителям Курганской области – приятного аппетита. Здорово, что жители региона теперь получают овощи с родной земли.
Geely Atlas: лидер среди китайцев в России
Путь в славный город Курган наш корреспондент продолжил на одном из самых популярных китайских кроссоверов в России – Geely Atlas. Эти автомобили уже без малого два года колесят по российским дорогам. Дизайн «китайца» белорусского происхождения (да-да, машину собирают там, где раньше делали «Белазы») можно описать тремя словами: современный, оригинальный, узнаваемый. И это вполне объяснимо, если вспомнить, что Volvo Cars принадлежит Geely Automobile Holdings Limited.

Внутри салона понравился кожаный руль и большой мультимедийный экран. Еще стоит упомянуть огромные зеркала заднего вида, в такие точно рассмотришь все, что происходит сзади. Кресло водителя с электронными регулировками для большего удобства имеет боковую поддержку.
На заднем сиденье автомобиля просторно, особенно это оценят покупатели с детьми: маленькие ножки не измарают спинки передних кресел. Еще сзади имеется откидывающийся подлокотник с подстаканниками и кнопками обогрева сидений.
Мы рассекали по федеральной трассе на автомобиле с 1,8-литровым 187-сильным бензиновым двигателем. По дороге машина идет уверенно, а вот при ускорениях надо иметь запас времени: динамичного рывка от размеренного семейного автомобиля ждать не стоит. Однако спокойный характер машины не раздражает: благодаря степенности Geely Atlas уверенно поглощает неровности дороги и вполне умеренно кренится на резких поворотах. Что примечательно: такую же степенность и уверенность автомобиль демонстрировал и на бездорожье: переход через грязь и убитые дороги кроссовер выдержал достойно. Возможно, за это стоит благодарить независимую многорычажную заднюю подвеску.
А еще в автомобиле удивительно тихо: за всю поездку и по асфальтированной трассе, и по бездорожью, водителю и пассажирам не пришлось повышать голос или переспрашивать друг друга. Пятерка за шумоизоляцию!

Если коснуться вопроса цены, то у Atlas тут практически нет конкурентов. Достойная внешность, богатое оснащение и огромное количество опций обойдутся по цене от 1 миллиона 200 рублей. И каждый вложенный в себя рубль этот кроссовер отрабатывает по-честному. Может быть еще и в этом секрет его популярности среди наших соотечественников.

Хотите скидку? Тогда обращайтесь в автосалон «Планета Авто», ведь покупая новый Geely Atlas по программе Trade-In можно сэкономить до 170 000 рублей.

И хотя Geely Atlas позиционирует себя как городской кроссовер, его клиренс (целых 187 мм), подключаемый полный привод и степенная манера движения доказали, что автомобиль может преодолевать места и за пределами асфальтового покрытия. Одним словом, мы убедились, на что он способен. Дело за вами!
Где производят БМП
Одно из предприятий старинного Кургана можно по праву назвать основой мощи мотострелковых и воздушно-десантных войск России. ПАО «Курганский машиностроительный завод» - единственный в РФ производитель боевых машин пехоты (входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех). Здесь же разрабатываются и собираются другие бронированные гусеничные образцы машин для вооружения Российской армии. Конечно, участники автопробега не могли пройти мимо уникального предприятия.
- Нашему заводу в этом году исполнилось 70 лет, - рассказывает директор по производству ПАО «КМЗ» Кирилл Репин. – У нас работают 7900 человек, и еще около 1300 – на волгоградской площадке. На Курганмашзаводе реализуется практически замкнутый цикл производства: от заготовки до сдачи бронетехники в войска. Со стороны поступают только отдельные комплектующие – вооружение или двигатели.
Кирилл Репин устроил «Комсомолке» экскурсию по сборочно-сдаточному производству Курганмашзавода. Здесь собирают БМП-3. Плюс к этому КМЗ производит бронированные ремонтно-эвакуационные машины БРЭМ-Л. Эти труженики способны под огнем противника оперативно эвакуировать подбитую технику, самоокопаться, обеспечить ремонт в полевых условиях, а также выполнить еще множество необходимой работы. Наконец, для воздушно-десантных войск в Кургане собирают бронетранспортеры БТР-МДМ «Ракушка», в Волгограде – боевые машины десанта БМД-4М.
На сборочном конвейере сначала на бронекорпус БМП устанавливаются ходовая часть и электрооборудование. У БМП подвеска торсионная. На десантируемые машины ставят гидропневматические рессоры. Затем рабочие устанавливают основные компоненты боевой машины – от радиатора до комплектующих десантного отсека. Далее обрастающий деталями корпус получает свое «сердце» - силовой блок. Параллельно собирается боевое отделение: башня БМП-3 грозит врагу сразу тремя стволами, от главного калибра – 100-миллиметрового орудия-пусковой установки до спаренной с ним 30-миллиметровой автоматической пушки и пулемета. Готовый бронеколпак – то, что «на гражданке» называют башней, – устанавливаются на погон, по сути – огромный подшипник.
Но монтаж – еще не все. Изделия Курганмашзавода плавающие. Прямо в цехе установлена огромная ванна для гидроиспытаний бронетехники. И в войска БМП и БТРы не пойдут без испытаний на полигоне. Каждая машина должна намотать не менее сотни километров по бездорожью, пристрелять комплекс вооружения, показать, что в силах преодолевать разнообразные препятствия.

На КМЗ непрерывно идет разработка новой техники и сборка опытных образцов. Из самых известных на сегодня новинок – унифицированная платформа «Курганец-25» и новая БМП «Манул», представлявшаяся в августе на выставке «Армия-2020» на стенде холдинга «Высокоточные комплексы» ГоскорпорацииРостех. Но вот нам в опытный цех ход закрыт – режим секретности! Поэтому посмотреть на новинки участникам экспедиции не удалось.
- Из почти восьми тысяч человек почти треть – женщины, - отмечает Кирилл Репин. - Они работают на станках, в окрасочных комплексах, машинистами мостовых кранов – там вообще ни одного мужчины. Дамы трудятся на электроучастках– там, где требуется особая усидчивость и внимательность.
Вопрос кадров для КМЗ не менее актуален, чем для любого другого предприятия российской промышленности. Средний возраст работающих в коллективе – около сорока лет, на сборке – чуть помоложе. Но молодежь сюда стремится.
- Завод тесно сотрудничает с курганскими колледжами и государственным университетом, - объясняет Репин. - Многие студенты, проведя здесь практику и получив диплом, приходят на предприятие уже штатными сотрудниками. Но молодые получают для начала только статус ученика. Каждому новичку определяется наставник. И лишь после сдачи аттестационного экзамена новый изготовитель бронетехники получает разряд и начинает расти в карьерном и профессиональном плане. А перспективы есть: опытные сотрудники получают по 50-70 тысяч в месяц, гораздо выше, чем в среднем по региону.
А еще на 70-летнем заводе трудятся целые династии, совокупный стаж которых на производстве бронетехники – больше 250 лет!
Машины для Севера и танцующие погрузчики
Курганмашзавод занят не только производством боевых машин. Конверсия в полный рост: оборонные технологии применяются в разработке и производстве гражданских машин для работы в экстремальных условиях. Это гусеничные плавающие снегоболотоходы – гиганты, способные пройти там, где завязнет любой джип или пеший человек.
- За три дня на испытаниях в условия Заполярья наш ТМ-140 прошел больше тысячи километров без единой поломки, – с гордостью рассказал нам директор инженерного центра ПАО «Курганмашзавод» Павел Веселый.
ТМ-140 – последняя модификация гусеничного вездехода. Ему подвластно все – от многометровых сугробов до рек и болот. ЗимойТМ-140 побывала на испытаниях в Росгвардии, служила в погранвойсках на границе с Казахстаном. На заводе уверены, что такой многофункционал пригодится всем – силовикам, спасателям, в научных экспедициях, на производстве и добыче полезных ископаемых в экстремальных условиях.
- Грузоподъемность – четыре тонны, вместимость кабины – семь человек, - продолжает Павел Степанович. – Независимые обогреватели, полностью изолированная от силового блока кабина, пассажирский модуль, двигатель мощностью 250 «лошадей». Экипаж может хоть две недели провести, не покидая кабины! При хранении вне гаража машина легко запускается при морозе в минус 40 градусов, при гаражном хранении возможна эксплуатация и до минус 50! На Севере механик однажды взял покататься в кабину десятилетнюю девочку. Так она через десять минут освоилась с управлением и заявила, что будет ездить самостоятельно. Мол, дяденьки, не мешайтесь!
ТМ-140 выпускается в различных модификациях – грузопассажирский вариант или спецтехника с крановой установкой грузоподъемностью до семи тонн. А можно установить жилые модули для проживания четырех человек или перевозки восьми.

В цехе для сборки вездеходов стоит уже знакомая нам ванна для гидроиспытаний: подвеска и другие части машины почти такие же, как на БМП-3. Вот только в отличие от боевой техники здесь больше внимания уделяется комфорту экипажа: даже по уровню звукоизоляции кабины экипажа гусеничный гигант не уступает современным грузовикам.
Рядом с могучими ТМ-140 выстроились в несколько рядов настоящие лилипуты – мини-погрузчики МКСМ. Эти универсальные машинки наверняка знакомы каждому горожанину: они работают на уборке улиц, погрузке-выгрузке, при ремонте дорог и тротуаров.
- «Максимка»! – обрадовалась старому знакомому одна из участниц автопробега. Чем удивила Павла Веселого: оказывается, «папа» МКСМ не знал о таком прозвище своего детища.
Коммунальные «максимки», кстати, производятся на КМЗ с 1991 года. На просторах России и в других странах работают уже больше 13 тысяч этих тружеников. Но за прошедшие годы МКСМ сильно изменились – обновились и интерьер, и экстерьер, как шутит Павел Веселый. Новые элементы рабочего оборудования, повышенный комфорт кабины, который мы смогли оценить сами, улучшенная система безопасности…

А еще мини-погрузчики с бортовым поворотом умеют танцевать, и участники автопробега убедились в этом сами, когда водитель-испытатель Павел Александров устроил для нас показательное выступление на улице.
Кафе-бар «Мокко»: уютное кафе в центре Кургана,
где бесподобно готовят бизнес-ланчи, тортильи, гамбургеры и шаурму
Пока мы восхищались достижениями Зауральской промышленности, нас вероломно и без предупреждения атаковал сильнейший голод. Оно и объяснимо – время 15.30, а утренний кофе был в наших желудках почти десять часов назад.

Кафе «Мокко» в центре Кургана любезно распахнуло свои двери перед уставшими путниками. А аппетитнейший бизнес-ланч из трех блюд помог усмирить голод и придать сил для дальнейших путешествий.
Уютная обстановка кафе позволяет расслабиться посреди рабочего дня, отвлечься от будничной суеты и погрузиться в приятные мысли под блюда европейской и итальянской кухни и, конечно же, кофе. В ассортименте представлено более десяти видов этого напитка.

Выбор блюд достаточно велик: хотдоги и бургеры, пицца и панини, шаурма и роллы «Тортилья», любимая всеми лапша WOK со всевозможными наполнителями и разнообразные напитки. Еду можно заказать на вынос, забрав самостоятельно или воспользовавшись услугой доставки.
Что касается бизнес-ланча, то собрать свой обед можно самостоятельно из предложенных блюд. Салат, суп, горячее и напиток обойдутся всего за 229 рублей!

Обслуживающий персонал окружает вас максимальным вниманием и заботой. Даже если у вас всего 20-30 свободных минут на обед, в «Мокко» вы сможете пообедать максимально удобно и комфортно блюдами ресторанной кухни. А фруктово-травяные чаи и свежая выпечка станут приятным завершением сытного обеда.

Привыкли находиться в постоянном движении? Возьмите кофе с собой. Например, изысканный раф с кокосом, ежевикой, шоколадное печеньем и солёной карамелью.

Приглашая посетителей отдохнуть и перекусить, кафе-бар «Мокко» строго соблюдает все правила и предписания карантинного режима: все поверхности часто дезинфицируются, а посетителям на входе измеряют температуру тела.
Будете гулять по Кургану, загляните в «Мокко».
Здесь вас голодными не оставят!
А наша команда уже готова отправиться в увлекательное путешествие по зауральскому городу с богатейшей историей.
Курган: от железного века до декабристов
В самом Кургане гостей из Челябинска встретили самые, пожалуй, осведомленные об истории города и его достопримечательностях люди – сотрудники городского туристско-информационного центра. Начальнику центра Екатерине Паньковой было что нам показать и рассказать: ведь восточный сосед Южного Урала старше Челябинска на добрых полвека, а если брать первые упоминания о населенном пункте на берегу Тобола – то и того больше.
- Курган начинался со слободы Царево городище, основанной Тимофеем Невежиным в 1679 году, - рассказала Екатерина Панькова после того, как участники экспедиции прибыли на то самое место, откуда пошел город. В последние годы здесь, в историческом центре Кургана, постепенно строят этнографический парк Царево городище. В планах местных краеведов – башни, магазины, кафе с историческим антуражем. Пока же Царево городище представлено бревенчатой входной группой и высокой башней – подобием той, с которой когда-то казаки и крестьяне следили за приближающимися степняками.
- Название нашего города не случайно: слобода Царево городище была основана рядом с местом захоронения некоего знатного человека из скифо-сарматских племен, - продолжает Екатерина Эдуардовна. – А самая известная в городе легенда гласит, что здесь похоронена дочь древнего татарского хана. Некие разбойники решили разграбить захоронение, поживиться закопанными вместе с девушкой ценностями. Царевна не вынесла такого издевательства, взмыла из могилы на серебряной колеснице и скрылась в озере. Больше курган никто никогда не раскапывал, вот он и простоял полторы тысячи лет.

Царев курган – вещь с загадкой. Первые археологические изыскания в середине ХХ века позволили найти здесь вещи, относящиеся к раннему железному веку – 5-2 столетия до нашей эры. Но годом позже вторая экспедиция обнаружила артефакты, сделанные и похороненные аж во втором тысячелетии до нашей эры. То есть в курганы в южном Зауралье время от времени «подселяли» новых покойников на протяжении столетий.
В нынешнем Царевом городище интересно даже несмотря на то, что работы здесь еще не закончены. В башне воссозданы одежда и утварь первых жителей Кургана и копия первой карты, где впервые появляется «царское» название. Сориентироваться по этой карте оказалось с непривычки сложно: составитель не ориентировал ее по сторонам света, чтобы «привязаться к местности», современники этой карты брали за точки отсчета крупные реки или горные хребты. Здесь же – макет старинной крепости. Тимофей Невежин в свое время пришел на берег Тобола из Далматовского монастыря с 10 казаками (видимо, с казаками все-таки были и семьи). С течением времени население слободы росло, но за пределами ее стен по-прежнему простирались степи, населенные разными кочевыми племенами. Будущие курганцы, впрочем, всех степняков называли одинаково – киргизами. Такое беспокойное соседство привело к тому, что в первую очередь Невежин озаботился укреплениями – стеной, включавшей в себя склады и казармы, смотровыми башнями, засеками перед посадом. Зря укрепления не простаивали, но даже несмотря на них после одного из набегов в 1690-е годы слобода наполовину сгорела. После этого жители перенесли дома на несколько километров – в ту точку, где сегодня располагается курганская областная филармония.
- У сибиряков никогда не было крепостного права, – с гордостью рассказывает Екатерина Панькова. - Уже это было заметно: сибиряки никогда не носили лапти и «рванину» - холщовую одежду. Две деревни – одна из коренных сибиряков, другая из недавних переселенцев из Центральной России – говорили на одном языке, но при этом «туземцы» выглядели как зажиточные горожане. А взять знаменитый малахай? Этот треух сибиряки, и курганцы в том числе, переняли от соседей-«киргизов».

Оказывается, и на хлеборобство курганцы, считающиеся вроде бы жителями аграрного региона, никогда не рассчитывали: на случай урожая каждый мужчина имел побочный промысел, от выделки кож до охоты.

Царицей же стола у предков современных курганцев была капуста во всех ее проявлениях – свежая, соленая, квашеная… Ну а про то, что пельмени пришли в меню всех россиян именно из Сибири, знает, наверное, каждый. А сколько было смен блюд – столько на стол стелили скатертей и убирали их вместе каждой переменой. А ведь стиральных машин не было: отстирывать скатерти добела и дочиста заставляли особ легкого поведения.
Шокированные декабристы
Ближе к деловому центру современного Кургана расположен старинный дом, в котором отбывал ссылку видный декабрист Михаил Михайлович Нарышкин. На поселение в Курган его отправили из Читинского острога в 1832 году. И лишь много лет спустя декабрист смог вернуться в Москву. Ну а с 1975 года в доме расположен музей декабристов. В нем тщательно восстановлена привычная обстановка дворянского жилья 19 века – вплоть до мебели и клавесина. Здесь же в шкафах – современные реплики гражданского и военного платья, исторические документы и копии, живописующие жизнь разных декабристов, попавших в свое время в Сибирь.
- Дворян-декабристов в Сибири вообще ждало множество серьезных испытаний, - рассказали участникам автопробега в музее. - В Москве и Санкт-Петербурге они зачастую обитали во дворцах, а в Сибири были лишены даже возможности иметь крепостных – и все хозяйство наваливалось на непривычные к этому делу плечи дворян. Нарышкину, в прошлом приближенному к императорской семье в этом плане повезло: в честь былых заслуг он пользовался некоторыми привилегиями. К тому же за ним в ссылку отправилась супруга Елизавета Петровна. Дом, который они после долгих поисков приобрели, стал центром культурной жизни местной городской верхушки. Большинство дворян в Кургане сами были ссыльными – и на званых вечерах в доме Нарышкина они играли в карты, обсуждали новости, по три месяца идущие в глушь из обеих столиц, читали друг другу письма, а Елизавета Нарышкина во время званых вечеров играла на клавесине.
Кстати, участницы экспедиции женского пола не смогли отказать себе в удовольствии провести небольшую фотосессию, накинув на современные наряды головные уборы и накидки дворянок 19 века.
«Наш храм взрывали пять дней!»
Из романтичного 19 века мы возвращаемся на улицы современного Кургана. Кстати, участники экспедиции, бывавшие здесь раньше, отмечают: за последние годы в городе отремонтировано множество старинных зданий, а за чистотой на улицах местные власти следят всерьез. Любопытство и гид приводят нас на берег знаменитого Тобола. Суровая река до недавнего прошлого «баловала» курганцев сильнейшими паводками. Два года назад город собрался с силами и начал реконструкцию берегов. Первая очередь набережной Тобола уже готова, и выглядит она замечательно. А на следующий год, по словам Екатерины Паньковой, набережная, начинающаяся от старинного храма, станет длиннее, обрастет разными торговыми и развлекательными объектами. Сам храм тоже привлекает внимание: это близнец известной церкви в городе Угличе, поставленной там в память последнего из Рюриковичей, царевича Дмитрия Иоанновича. Ну а храм в Кургане до недавних пор мог похвастаться уникальными иконами местных, зауральских святых. Нам, правда, не пришлось посмотреть на них из-за все той же реконструкции.
А другого храма, на Троицкой площади, мы не видим: после войны его разрушили по решению властей. Правда, как с гордостью вспоминают курганцы, с развалом стен церкви не справились четыре танка. Храм взрывали пять дней, после этого от былого благолепия осталось только название площади – Троицкая.
Что еще посмотреть в Кургане?
Дом инженера Ф.Ф.Остапца;
Музей авиации;
Храм в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери Торжество Пресвятой Богородицы;
Музей истории развития центра им. академика Г.А. Илизарова;
Областной культурно-выставочный центр;
Курганский областной краеведческий музей;
Часовня в честь Святой Троицы;
Музей декабристов;
Музей истории города;
Музей музыкальных инструментов;
Музей Сталинградской Славы;
Музей памяти зауральцев;
Дом-музей В.К. Кюхельбекера;
Свято-Духовский храм.
Chery Tiggo 8: китайский семьянин с приставкой «люкс»
267 километров в обратную сторону до Челябинска нам предстояло преодолеть в сумерках и под дождем. Однако предстоящий тест-драйв кроссовера Chery Tiggo 8 заряжал оптимизмом: знакомство с новой машиной всегда приятно. И даже долгая дорога не станет обузой – пока перезнакомишься со всеми кнопочками и опциями автомобиля, время пройдет незаметно.
«Восьмерка», появившаяся в России в марте 2020 года, самый крупный представитель семейства Chery Tiggo: длина машины составляет 4, 7 метра. В автомобиль установлен двухлитровый турбомотор на 170 л.с, который синхронизируется с бесступенчатым вариатором.

Оказавшись в салоне, обращаешь внимание на оформленный качественной экокожей приятный на ощупь интерьер и третий ряд кресел! Да, пара крепких мужичков вальяжно там не развалятся, но доехать в комфорте смогут. При загруженных трех рядах сидений остается приличное пространство для багажа – целых 198 литров грузового отсека.

Для удобства водителя продумано все до мелочей, включая регулируемую по вылету рулевую колонку и кресло с электроприводом, а также поддержкой поясницы и бедер.
Кнопки на приборной панели преимущественно сенсорные – китайцы держат тренд на умную электронику. К ней же можно отнести бесключевой доступ и электропривод крышки багажника.

Зеркала большие, за счет этого обзорность водителю обеспечена максимальная.

Что касается управляемости, на поворотах массивный Chery Tiggo 8 не огорчает ощутимыми кренами, а неровности дороги растворяются даже не будучи замеченными.

Гарантия на машину составляет пять лет или 150 00 км пробега. Наш вердикт таков: Chery Tiggo 8 добротный и современный семейный автомобиль. А за счет конкурентоспособного ценника (от 1 549 000 рублей), этот кроссовер смогут позволить себе семьи даже со средним доходом. Другой автомобиль такого класса, мощности, уровня оснащенности и по такой цене просто не найти. Записывайтесь на тест-драйв, приходите всей семьей в автоцентр «Планета Авто» и испытайте лично все возможности «восьмерки»!
Челябинский филиал АО «Издательский дом «Комсомольская правда» благодарит администрацию города Кургана за помощь в организации и проведении мероприятия.
Made on
Tilda