ЮУЖД и Челябинская область: 85 лет в движении

Вместе с фотографами из прошлого едем по главному железнодорожному маршруту истории региона
В 2019 году Южно-Уральская железная дорога и Челябинская область отметили 85-летие. Стальные магистрали дали огромный импульс развитию региона и сейчас остаются основой транспортной системы. Железные дороги соединяют города, сокращают расстояния между людьми и придают экономике новые скорости. В путешествие под стук колес зовет вас спецпроект «КП».
Наш маршрут пройдет по основным станциям-вехам.

Из окон поезда вы увидите, как железнодорожный транспорт становился быстрее и совершеннее. И посмотрите, чем в эти годы жила Челябинская область.
Поехали!
С 15 апреля 1934 года была образована Южно-Уральская железная дорога. В состав новой магистрали частично вошли Пермская, Самаро-Златоустовская и Омская железные дороги.

Железная дорога в то время включала 8 отделений с центрами на станциях Челябинск, Курган, Златоуст, Карталы, Троицк, Нязепетровск, Синарская (Каменск-Уральский) и Верхний Уфалей.

Со станции Челябинск ежедневно уходит:
17,5 пар грузовых поездов
5 пар пассажирских дальнего следования
2 пары пригородных поездов.

Погрузка и выгрузка на станциях на 98% проходила вручную
Первое управление ЮУЖД располагалось в здании на площади Революции в здании, где сейчас располагается Арбитражный суд.
Челябинская область образована 17 января 1934 из территорий бывшей Уральской области. В современных границах регион существует с 6 февраля 1943 года.

В годы первых пятилеток в 1930-е годы в Челябинской области строились «флагманы индустриализации»: Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод.
Рабочие ЧТЗ за испытанием первого тракторного мотора. Челябинск, 1933 г.
Паровоз серии Ы на станции Бердяуш ЮУЖД
Вокзал Челябинск после реконструкции 1935 года
Надстроен второй этаж Челябинского вокзала

Сдано 10 крупных вагоноремонтных депо

На ЮУЖД работают мощные паровозы серий ФД (Феликс Дзержинский), СО (Серго Орджоникидзе), ИС (Иосиф Сталин). Эксплуатируются паровозы серии Ы.

Станции переводятся с ручного управления стрелками на электрическую централизацию
Первая стахановская школа для машинистов в депо Челябинск

Открыты технические школы, которые через два года дадут дороге 8 тысяч квалифицированных работников.

Иван Блинов
Петр Агафонов
Иван Мартынов
Адольф Лянге
Михаил Валавин
Федот Новичков

Эти имена передовиков ЮУЖД узнала страна!
В два раза выросла производительность труда.

Средняя заработная плата железнодорожников увеличилась с 200 до 360 руб.
Ансамбль песни и пляски состоящий
из железнодорожников (Карталы)
В годы Великой Отечественной войны работники дороги строили бронепоезда, поезда-бани, санитарные поезда.

Продвижение воинских поездов в это время шло по особому графику: составы сдваивали, эшелоны пропускали караванным способом со скоростью 600–800 км в сутки.

Каждый оставшийся в тылу мужчина работал за двоих. Пенсионеры, женщины и подростки составили 40% работающих.
1942 год. Уральский бронепоезд перед отправкой на фронт.
Подвиги в тылу совершались каждый день. Так машиниста Петр Агафонов создал колонну паровозов, которая перевезла свыше 1,5 млн тонн грузов, сэкономив 5 тыс. тонн топлива. Машинист Максим Куприянов первым стал водить тяжеловесные составы через Уральский хребет.

На фронт ушло 14 тысяч железнодорожников. Свыше тысячи участников боев были награждены орденами и медалями, 21 человек стали Героями Советского Союза.
Поезд-баня для фронта
1943 год, Боевой листок железнодорожника
В годы Великой Отечественной войны Челябинская область стала кузницей Победы, обеспечивая фронт металлом, боеприпасами и боевой техникой. На Магнитогорском металлургическом комбинате уже через два часа после сообщения о начале войны принимается решение о переводе ряда печей на выпуск специального металла. В магнитогорскую броню были одеты десятки тысяч советских танков, ведущих военные действия против войск неприятеля.

Уже в первые месяцы Великой отечественной войны Челябинский тракторный завод перешел на выпуск танков. Осенью 1941 года челябинские танки участвовали в тяжелых боях под Москвой. В начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. За годы войны на заводе было произведено 18 тысяч боевых машин, а Южно-Уральская железная дорога днем и ночью отправляла их на фронт.
Контрольный комсомольский пост на строительстве шестой доменной печи Магнитогорского металлургического комбината. Фотоальбом «Строительство комплекса комсомольской доменной печи № 6», 1943 г.
В сборочном цехе ИСУ-152 Челябинского Кировского завода. Челябинск,1943 г.
За годы войны на Урал было эвакуировано 667 предприятий, из них 260 – в Челябинскую область. Тысячи вагонов заполнили все железнодорожные узлы и станции. Для увеличения пропускной способности проводится масштабное расширение и техническое переоснащение Южно-Уральской магистрали.

Вступило в строй первое электрифицированное звено Транссиба. Всего за 17 месяцев был введен участок Челябинск – Златоуст в 160 км.
Учащиеся на практике в вагонном депо.
Паровозники приступили к освоению новых электровозов ВЛ19, ВЛ22М и Н8.

Для восстановления разрушенных фронтовых железнодорожных линий создавались мобильные, хорошо оснащенные восстановительные формирования – так называемые военно-эксплуатационные отделения (ВЭО), в состав которых входили специалисты разного профиля - машинисты, вагонники, путейцы, связисты.
Восточная Европа, 1945 год. Объекты, восстановленные южноуральскими железнодорожниками
В пригородном сообщении начали курсировать первые электросекции - до 1955 года только в направлении Челябинск-Златоуст.
Электропоезд СР3 на челябинском вокзале
Начала работать детская железная дорога в Челябинске.

Начавшись из небольшого участка пути длиной в 700 метров, магистраль росла и развивалась, превратившись в большую дорогу длиной почти в 6 километров. Сейчас это одна из самых развитых и протяжённых детских железных дорог в России.

Позднее детские дороги появились в Оренбурге и Кургане.
В 1961 году после присоединения Петропавловского отделения был электрифицирован последний участок главного хода Транссиба в пределах Южно-Уральской дороги: Макушино – Исилькуль.

Закончено строительство нового железнодорожного вокзала Челябинск – одного из лучших на всей сети дорог. Площадь двухэтажного здания составила 20 тысяч кв.м, высота залов – 16 метров. Функциональная архитектура была дополнена витражами. Уникальность проекта заключалась ещё и в том, что впервые в стране здесь была реализована концепция «транспортного узла», то есть железнодорожный вокзал был совмещен с автовокзалом.
Женщина-машинист Шутова Мария Кирилловна в депо Троицк
Девизами коллектива стали "Пассажир всегда прав" и "Все для пассажира". Восемь раз коллектив вокзала был участником ВДНХ, занесен на Доску Почета Всесоюзной выставки. Неудивительно, что первый в стране День пассажира прошел именно на челябинском вокзале.

На электротягу переходит важнейшая линия Челябинск – Троицк – Карталы – Магнитогорск. На станциях в управлении стрелками и сигналами используется электрическая централизация, а в движении поездов ­– устройства автоматической блокировки.
На центральном диспетчерском пульте на Троицком станкостроительном заводе. Троицк, 1966 г. Фотография В. Георгиева
Юбилейный 500-тысячный трактор Челябинского тракторного завода, выпущенный 26 мая 1966 года. Челябинск, 1966 г.
Фотография В. Георгиева
1967 год. Фото на память возле железнодорожного вокзала в Челябинске
Вокзал Петропавловск, 60-е годы
1968 год. Андрей Миронов и другие артисты в локомотивном депо Челябинск
Жатва на полях совхоза «Чебаркульский». Челябинская область, 1969 г.
Фотография Б. Клипиницера.
Члены комсомольско-молодежной бригады на реконструкции Челябинского тракторного завода у транспаранта «Строительство главного конвейера трактора Т-130». Челябинск, август 1971 г. Фотография А. Соколова
На дороге прозвучал последний паровозный гудок в поездном движении.

Выросла пропускная способность основных узлов дороги, стали ходить поезда длиной в 71 вагон.

Построены сотни тысяч квадратных метров жилья, детсад, школы, больницы, профилактории и базы отдыха.

В середине 1970-х годов Южно-Уральская железная дорога достигает выдающихся показателей в работе. 3 февраля 1971 года за внедрение передовых методов труда и обеспечение высоких показателей Указом Президиума Верховного Совета СССР ЮУЖД была награждена орденом Октябрьской Революции.
Комсомольцы цеха № 3 Челябинского завода дорожных машин имени Д. Колющенко, отлично поработавшие на комсомольском субботнике и перечислившие 300 рублей в фонд Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване. Челябинск, 1977 г. Фотография В. Голованова
Агроном-семеновод совхоза «Маякский» Октябрьского района Челябинской области Елизавета Голубицкая проводит апробацию семенных участков пшеницы. Челябинская область, август 1978 г. Фотография А. Ходова
Южно-Уральская железная дорога получает орден Октябрьской Революции
Обновляется локомотивный парк

Модернизируется оборудование депо

Строятся многочисленные социальные объекты. В 1983 году берегу озера Большой Еланчик в Чебаркульском районе открывается детский лагерь «Алёнушка». Сегодня это оздоровительный комплекс и место круглогодичного отдыха взрослых и детей. На базе оздоровительного комплекса «Алёнушка» регулярно проводятся молодежные форумы, спортивные соревнования, зимние и летние спартакиады, конференции и совещания.

В 1982 году производительность труда на ЮУЖД была выше среднесетевой более чем в 1,5 раза, а в Курганском и Петропавловском отделениях – более чем в 3 раза.
Машинист депо Челябинск Борис Глижинский с сыном.
1986 год. Привокзальная площадь Челябинска
Оздоровительный комплекс «Алёнушка»
С начала 1990-х годов возникают сложности, связанные с вхождением страны в рыночную экономику. Руководителям магистрали приходится решать целый комплекс вопросов: снижение издержек производства, более эффективное использование трудовых ресурсов, привлечение новых заказчиков, использование новейших достижений науки и техники для повышения эффективности работы дорожных служб.

С 1999 года дорога получает мощное развитие. Построены тысячи километров волоконно-оптических линий связи, главные направления дороги оснащены цифровой оперативно-технологической связью.
1992 год, 26 октября. 100-летие Транссиба. Юбилейный поезд
1995 год, билетный кассир железнодорожного вокзала Челябинск
Юные пассажиры на станции Челябинск-Главный, 1990-е годы
1995 год, электромонтеры проверяют контактную сеть
1996 год, бригада проводников фирменного поезда «Южный Урал» Челябинск – Москва
1996 год, Путевые работы на 2054-м километре перегона Бишкиль — Биргильда
Новейшая история Южно-Уральской магистрали в составе ОАО «Российские железные дороги» началась с крупных проектов в сфере пассажирских перевозок, которые были реализованы совместно с правительствами Челябинской, Курганской и Оренбургской областей.

Проведена масштабная реконструкции железнодорожного вокзала в Челябинске. Возле вокзального комплекса был возведен храм Смоленской Божьей матери Одигитрии – покровительницы всех странствующих.

Реконструированы вокзалы в Кургане и Оренбурге. Построен новый пригородный комплекс в Челябинске, вокзалы Чебаркуль, Сорочинская и Новосергиевская.
храм Смоленской Божьей матери Одигитрии
Открытие вокзала Челябинск после реконструкции в 2004 году
Вокзал Оренбург
Вокзал Курган
Открытие железнодорожного вокзала на станции Новосергиевская
Новый железнодорожный вокзал на станции Сорочинская
Новый пригородный вокзал открылся в Челябинске в 2007 году
В 2009 году на ЮУЖД открылся Диспетчерский центр управления перевозками. Центр отслеживает поездную ситуацию в режиме реального времени на протяжении 5 тысяч километров пути. Диспетчеры контролируют движение всех грузовых и пассажирских поездов.
Диспетчерский центр управления перевозками
Развязка на 4 км.
В 2014 году открылась путепроводная развязка в районе поста 4 км которая позволила разделить потоки пассажирских и грузовых поездов и увеличить пропускную способность станции Челябинск-Главный.
Южно-Уральская железная дорога это:

- важное звено транспортной системы России, соединяющее Европу и Азию

- современные технологии

- обновленная инфраструктура и подвижной состав

- новые сервисы для клиентов

- надежность грузовых перевозок, комфорт и безопасность миллионов пассажиров.
Счастливого пути!
Челябинский филиал АО «Издательский Дом «Комсомольская правда»
Текст: Инна Кумейко
Дизайн: Сергей Зверев
Фото: архив музея истории ЮУЖД, фотографии Анатолия Шулепова (архив газеты Призыв»), Валерий Звонарев.
На правах рекламы.
© 2019
Made on
Tilda