Организация целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в последние годы стала одним из актуальных и приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному собранию говорится: "В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, и в профессии, и в жизни. Раскрытие его талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России".
Правительство Хабаровского края рассматривает вопрос поддержки и развития одаренных детей как важнейший аспект формирования кадрового резерва края.
С января 2017 года в крае реализуется краевой проект «Одаренный ребенок-одаренный учитель».
Мероприятия проекта направлены на подготовку обучающихся к участию в олимпиадах всех уровней и научно-исследовательской деятельности.
Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность по предмету.
С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать свои знания, сравнить свои успехи с успехами сверстников.
Я считаю, что хороших результатов во всероссийской олимпиаде можно достичь, только при условии совместной работы учителя и ученика. У школьника есть талант, а у учителя – множество способов и приемов, как этот талант увидеть и развивать.
При организации такой работы просто необходимо внедрять опыт лучших практик из других территорий Российской Федерации.
Именно в поддержке одаренных юных граждан нашей страны заложен ресурс развития ключевых отраслей экономики и технологий. Поиск новых форм работы с талантливыми детьми является важным направлением государственной политики в сфере образования Хабаровского края. Каждый год система работы с такими детьми совершенствуется и наполняется новыми элементами.
На заключительном этапе олимпиады в 2017 году Хабаровский край представляли 34 школьника, которые боролись за призовые места в 22предметных олимпиадах, в итоге 12 человек стали победителями и призерами.
Выявлению интеллектуально одаренных детей способствуют традиционные краевые конкурсы, и олимпиады, среди них - олимпиады на знание символики Российской Федерации и Хабаровского края, основ конституционного и избирательного законодательства, основ предпринимательской деятельности и потребительских знаний, "Математика без границ", "Информатика.ру", "Знатоки географии", "Юный биолог", "Экознание", Право", профильные смены "Погружение", "Наноград", "Интеллект" и многое другое.
Системная подготовка к олимпиадам, конкурсным испытаниям способствует воспитанию интеллектуально и нравственно развитых людей, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, уметь выбирать профессиональный путь, достигать жизненного успеха, организовывать созидательную социально полезную деятельность на благо развития региона.
На базе краевого центра образования организована деятельность "Школы одаренных детей", которая координирует деятельность по сопровождению талантливых школьников края.
С помощью "Виртуального учебного центра" у ребят есть возможность общаться с ведущими учеными как в очной, так и в дистанционной форме.
И в этом нашим учащимся помогают преподаватели высших учебных организаций. В тесном контакте с вузами работают более 100 школ края.
Свои исследования ребята ежегодно представляют на краевой научно-практической конференции "Будущее Хабаровского края в надежных руках". При этом участниками в 2017 году стали ученики всех уровней образования – с 1 по 11-ый класс.
Я надеюсь, что реализация краевого проекта "Одаренный ребенок=одаренный учитель" принесет еще много побед нашему краю.