Олег АДАМОВИЧ
Арктика:
минус 40 градусов в тени
Корреспондент «КП» отправился с экспедицией
на Северный полюс
МАРШРУТ ВОЕННОЙ ЭКСПЕДИЦИИ
НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС
В Арктике расписаний нет
В день вылета я стою на секретном подмосковном аэродроме. Со мной на север отправляются ученые и группа курсантов Военного института физической культуры. Нам предстоит идти на лыжах от дрейфующей станции до полюса.

В АН-72 (единственный в мире cамолет, который может сесть с большим грузом на льдину) через здоровенный люк в хвосте затаскивают вещи. Пока лыжники-физкультурники в красных куртках пакуют свои рюкзаки, летчики выносят съемные перегородки из салона. Весь груз в багажник не поместился – пришлось избавиться от лишних стенок.

Сидеть в самолете без окон непривычно. Зато между креслами места почти столько же, сколько в бизнес-классе. Хоть ногу на ногу закидывай.

Взлетели.
До Земли Франца Иосифа — последняя остановка перед броском к дрейфующей станции - борт добирался аж два дня. То погода была плохой, то заправлялись долго. Опытные полярники говорят, никогда нельзя угадать, сколько времени уйдет на дорогу в Арктику.

В прошлом году одна группа две недели просидела на Шпицбергене, ожидая отправки на Северный полюс. Кончилось тем, что экспедицию пришлось отменить — ледовая станция так и не дала согласие на посадку самолета.

Российская полярная станция «Барнео»

Станция Русского географического общества "Барнео" - единственный в мире поселок, расположенный на гигантской льдине. Он дрейфует в нескольких километрах от земной оси.

Десяток больших синих палаток, в которых живут покорители Арктики, стоят на заснеженном поле. Белизна тянется от горизонта до горизонта. Под полутораметровым слоем льда больше четырех километров воды.

Год на "Барнео" длится чуть больше месяца – с середины марта, когда начинается полярный день, до конца апреля, когда льды принимаются трескаться и таять. Здесь живут туристы, ученые-полярники и военные.
Садиться на льдину страшновато. Касается полосы самолет плавно, но летчики быстро начинают тормозить при помощи реактивных двигателей. Турбины ревут почище иерихонской трубы.

- Быстро выносим вещи! - громко скомандовал Бинюков. Салон начал стремительно остывать – пилоты открыли задний грузовой люк.

Впервые выйдя на арктический мороз, ощущение, будто получаешь крепкий удар по лицу. А пожалуй, «двоечку». Кожа моментально начинает гореть, глаза слезятся, слезы замерзают, ресницы покрываются коркой льда. Резиновые галоши тут же замерзли и при первых же шагах, с треском, как от ломающегося пенопласта, свалились с валенок. Вижу, что большинство полярников свои галоши к обуви приматывает скотчем – учту на будущее.
Сохраняем белизну
Сейчас на севере полярный день. Солнце, не закатываясь, ползет над горизонтом, совершая за сутки полный оборот. Арктика раскрашена двумя цветами: бледно-голубое высокое небо и белая земля. Редкие ледяные торосы торчат, как зубы великана.

Нашу экспедицию разместили в двух просторных палатках с металлическими каркасами и фанерными дверями. Военные заселились в одну, я и ученые – в другую.

Отапливает жилье большая бензиновая печка. Она круглые сутки по трубам закачивает в помещение горячий воздух. Опытные полярники говорят, это не самый экономичный способ. Зато даже в одних трусах жарко.
На станции действуют жесткое правило: никакого мусора – на запах от банки тушенки или грязной тарелки может пожаловать полярный мишка. Хлопотный гость.

Ну и экология, "сохранение белизны", здесь говорят. Лед и снег после закрытия "Барнео" должны по возможности остаться такими же чистыми, какими и были.
Курс выживания
Лыжный поход на Северный Полюс организовал Экспедиционный центр Минобороны. Он был создан в июле 2016 года по приказу министра Шойгу. Это путешествие – первая серьезная зимняя поездка.

- Нам фактически приходится открывать Россию заново, - рассказал начальник центра Евгений Бинюков. - Экспедиции направляются в такие места, где мало кто бывает. При этом мы не просто забираемся в дикие углы, а раскапываем забытые истории.

Прошлым летом Центр посетил остров Большой Тютерс в Балтийском море. Там с войны сохранились брошенные зенитные позиции немцев. Пушки, снаряды, пулеметные гнезда десятилетиями стояли под открытым небом.

Об этом заброшенном арсенале никто не знал. Военные разминировали остров и вместе с РГО очистили его от залежей металла.
В 2017 году у Центра запланировано еще 18 экспедиций. Сразу после возвращения из Арктики Бинюкову предстоит поездка в Воронежскую область. Там из Дона будут вытаскивать военную технику времен войны.

А пока цель – полюс.

- Нам нужно опробовать новые лекарства от обморожения и научиться использовать коптер для ледовой разведки, - рассказал мне руководитель Военного института физической культуры генерал-майор Алексей Обвинцев. Это он поведет меня и остальных лыжников. - Курсанты получат опыт выживания в условиях экстремального холода. Они потом будут в арктических частях нарасхват. Научим их ставить палатки, готовить еду, греться на арктическом морозе.
Не годен
Перед тем как двинуться к полюсу, мы несколько дней нарезаем круги вокруг лагеря, подбирая правильную одежду. Лыжник в снаряжении не должен потеть – стоит вещам намокнуть, и быть беде. Влага замерзает мгновенно. Отсыревшие ботинки, носки, варежки покрываются ледяной коркой. А это прямой путь к обморожению.

Военные физкультурники бодро бегут на лыжах по твердому арктическому снегу. Я же, пыхтя, как уставший грузчик, плетусь где-то в конце. Три недели занятий в спортзале перед путешествием помогают не сильно.

В поход взяли лучших курсантов, а мне предложили присоединиться буквально за пару дней до вылета. Я польщен, но в голове крутится тревожная мысль, что лыжный переход мне не осилить.
На первых же занятиях выяснилось, что и моя одежда для спорта мало подходит. Арктические шмотки — валенки, безразмерные штаны и куртку — мне выдали на Земле Франца Иосифа. Своих подходящих вещей дома не нашлось.

Какой-нибудь таежный охотник сейчас может сказать, что он и не в таком хаживал по заснеженным просторам. И валенок подходит к лыжам не хуже оленьих унт, в которых ездят все эскимосы. Но тайга – курорт по сравнению с полюсом.

- Никуда не годится, - вынес приговор генерал Обвинцев. - Эдак ты на третий день выдохнешься или замерзнешь. И как прикажешь тебя эвакуировать?

Вот так, еще не начавшись, для меня закончился героический лыжный поход. Придется ждать возвращение экспедиции в компании ученых на ледовой станции.

Да и на самом Северном полюсе мне не бывать. "Барнео" дрейфует в нескольких десятках километров от него. Для утешения я поставил у палатки столб, обозначающий земную ось, и сфотографировался с ним на пару.
Зачем на севере ученые?
На соседней койке живет доцент Московского технологического университета Алексей Романов. Ученый вовсю щеголяет фирменными спортивными шмотками.

Он тоже с лыжниками не пошел. Его задача – обеспечить экспедицию энергией.

- Курсанты с собой несут солнечную батарею, - рассказал Романов. - От нее заряжают навигаторы и спутниковые телефоны. Но это не самое интересное. Мы посмотрим, как панели запитают батареи беспилотника. Экспедиция при помощи коптера проводит ледовую разведку – так можно заранее обойти опасные места.

Лыжники в Арктике не носят рюкзаки. Весь скарб укладывается в сани, которые люди тянут за собой. Как бурлаки. Поверх скарба ученые привязали солнечную батарею – так она накапливает энергию весь день.
- На севере холодно и повышен уровень ультрафиолета, - говорит Алексей. - В этих жестких условиях я тестирую помимо панелей микросхемы для управления роботами. Надо понять, что из электроники может отказать. В будущем арктические роботы смогут использоваться для контроля над территорией.

Коптер для экспедиции привез Евгений Конаныхин из компании "Скс-аэропланы". Будет исследовать, как он управляется в условиях полюса.

- Обычно коптеры определяют свое положение по спутникам и магнитным полям, - рассказал Евгений, - Но в Арктике магнитная обстановка уникальна – поля идут не горизонтально, а почти вертикально. Электронные мозги буквально сходят с ума. Изучив поведение беспилотника, мы потом сможем изменить прошивку. Аппараты смогут летать на Крайнем Севере в автоматическом режиме, не сбиваясь с курса.

Беспилотник с камерой в тех условиях – великая вещь. Обычно проходы в широких трещинах или высоких торосах ищут разведчики. Но имея воздушный дозор, можно сразу проложить оптимальный маршрут.
Чем заняться в Арктике
Курсанты и генерал ушли на полюс. Ученые стали проводить какие-то свои опыты. А мне досталась почетная обязанность ждать возвращения экспедиции.

Делать на дрейфующей станции особенно нечего. Свободно гулять по окрестностям нельзя – можно ненароком встретить белого медведя или провалиться под лед. Даже снеговика не слепишь. Снег на льдине настолько плотен, что его надо долбить ломом.

Мой электронный book от мороза сдох через пару дней после прилета. Остался лишь учебник по литературному редактированию: очень своевременная книга.
И тут мне повезло. На станцию прилетела норвежская группа "Advent bay poolboys". По вечерам ребята давали концерты, а днем тусовались в моей палатке. Мы говорили о политике, экономике и самом известном норвежском сериале «Оккупированные». Телевизиощики сняли, как Россия захватывает Норвегию.

Так у нас завязалась дружба народов. Оказалось, что музыканты очень хорошо к нам относятся. Барабанщик Андреас даже спел гимн России! Не ожидал от европейцев таких теплых чувств к стране, которая как бы угнетает геев, грозит миру ракетами и подтасовывает американские выборы.

И ведь норвежцам никто не платил за исполнение нашего гимна. Они вообще добрались сюда на свои, а концерты давали бесплатно.
Дошли!
Лыжная экспедиция вернулись через семь дней. Людей с полюса забрал вертолет. Посмотрев на обмороженные носы и щеки курсантов, я малодушно порадовался своему сидению на базе. Иначе, как пить дать, не избежать бы и мне такого же.

- Мы сделали для себя важные выводы, - рассказал Обвинцев. - Есть замечания к одежде. Не все вещи выбраны правильно, в обуви не было нужной вентиляции – надо будет поменять снаряжение. Зато лекарства от ожогов холодом показали себя отлично. Правда, их нужно носить на теле, иначе состав начинает замерзать.

Группа прошла больше 100 километров. Лыжникам приходилось идти против дрейфа льдины - она каждый день удалялась от полюса на пять километров. Как по беговой дорожке в фитнес-клубе.

- На остановках мы пили специальные витаминные растворы, - рассказывает курсант Максим Дмитриев. С его лицом все в порядке, ради эксперимента он заклеивал открытые участки спортивной клейкой лентой. - Хорошая штука. Поддерживает организм и помогает быстрее приспособиться к холоду. Раньше таких средств не было.
Материала для исследований набрали на несколько месяцев.

Закончился наш поход торжественным мерпритием. Военный самолет привез на "Барнео" мальчика Никиту. Парня со всеми полагающимися атрибутами – флагами, караулом и генералом - приняли в юнармейцы. Это движение было создано в 2015 году по инициативе Сергея Шойгу. Главная его задача: правильное воспитание молодежи.

Экспедиционный центр Минобороны, кстати, этим тоже занимается. Школьники будут участвовать в вылазках на дальние острова. Познакомиться с природой страны, узнают новое об истории войны, помогут с поиском останков наших солдат.
Как строят дрейфующую станцию
В середине марта с Новой Земли в сторону полюса вылетают два вертолета МИ-8. Машины идут до упора, на сколько хватит горючего. Когда топливо заканчивается, люди садятся на лед. Эта точка называется "Жалюзи-1".

Дальше вертолетчикам с военного транспортного самолета на парашюте сбрасывают бочки с керосином и команду полярников (обычно не больше 9-10 человек) для помощи. Технику заправляют, и пилоты отправляются дальше.

В радиусе 500-600 километров обычно находят льдину, на которой можно оборудовать взлетную полосу и поставить палатки. Эта точка называется "Жалюзи-2".

Группу полярников на вертолетах перевозят туда. Им с армейского самолета ИЛ-76 сбрасывают (опять на парашютах) тракторы, бензопилы, буры – все, что необходимо для выравнивания льда. За раз на льдину доставляют больше 30 тонн груза.

Десант готовит место для посадки самолета. И когда полоса готова, все остальное, что нужно для "Барнео", привозят на АН-72. Этот самолет может уже нормально сесть – не надо связываться с парашютами.
Текст, фото и видео: Олег АДАМОВИЧ
Верстка: Наталья ТАРАСОВА, Наиль ВАЛИУЛИН
Made on
Tilda