...И НЕБОЛЬШОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
Многие читатели, посмотрев на эти картины и увидев сумму, с ужасом воскликнут: "За что?" Люди с ума посходили - платить такие деньги за какую-то мазню? Ну ладно за Рембрандта, за Делакруа, за Клода Моне - но вот за Туомбли?..
И тем не менее цены на живопись в последние 25 лет взметнулись до небес - причем это живопись XX века.
Почему картины покупают за такие деньги?
Кто-то - потому, что он собиратель. Для него важна радость обладания уникальным предметом. Букинисты покупают первое издание "Евгения Онегина" (стоимость которого может дойти чуть ли не до миллиона долларов) не для того, чтобы прочесть "Евгения Онегина". И филателисты охотятся за марками не для того, чтобы ими любоваться, а чтобы обладать Подлинной Редкостью. (Картинами, впрочем, все же любуются: вспомним историю про японца Саито, пылавшего страстью к Ван Гогу).
Но гораздо больше тех, для кого это вопрос престижа. В СССР, например, было престижно держать на полке семитомник Пруста, который очень трудно было добыть. При этом отнюдь не все его читали (Пруст, мягко говоря, автор непростой и требовательный). Но смотришь на корешок книги - и... "Рядом с этой сокровищницей мысли, - неторопливо думал Васисуалий, - делаешься чище, как-то духовно растешь". А уж гости с каким уважением поглядывают на обладателя книги, которую в магазине не укупишь...
А дальше - смотря у кого какие средства. Иметь в своей коллекции картину престижного художника - это просто круто. "В гостиной у него висел подлинник художника Икс" - заметит кто-то. "Как, самого Икс?" - схватятся за сердце окружающие. Никто и не поинтересуется, что это, собственно, за картина.
Тут, конечно, важен критик, создающий общественное мнение. Ну, например, Ян Вермеер Делфтский, нидерландский художник XVII века, прочно забытый после смерти, своей сегодняшней славой обязан Теофилю Торе, неутомимо его раскручивавшему во второй половине XIX века. Чтобы доказать величие Вермеера, он даже сближал его с признанным классиком Рембрандтом, утверждая, что два художника вместе учились в Амстердаме (это было неправдой). Торе заодно и продавал картины Вермеера, искренней любви это не мешало. Ну, а потом Вермеером стали восхищаться другие, уже совсем бескорыстно - он ведь и правда великий художник (тот же Пруст, кстати, немало повлиял на его популярность).
В случае со многими художниками ХХ века все вроде бы сошлись во мнениях - Пикассо и Модильяни никто мазней давно уже не считает, со значением Малевича и Кандинского после открытия Олимпиады, скрепя сердце, смирились почти все слои населения ("я этого не понимаю, но если все об этом говорят, то...") Многих художников, таких как Ротко, Пит Мондриан или Джексон Поллок, надо просто понять и/или почувствовать, чтобы полюбить - и для этого стоит ходить по музеям (что для большинства россиян проблематично, ибо лучшие музеи зарубежного искусства ХХ века находятся, по странному совпадению, за рубежом).
Новейшее же искусство (включая упомянутого Сая Туомбли) уходит в какую-то такую зияющую высь, что без специально обученного искусствоведа не разберешься. Но если искусствовед (желательно в паре с арт-дилером) находится, вскоре вокруг превознесенного художника разворачивается ажиотаж, или, по-английски, hype. Коллекционеры толпой начинают бежать в одну сторону, стоит какому-то художнику стать звездой. Цены на него растут, растут, растут - и вот уже приходит арабский шейх, который покупает самое дорогое, не глядя. Если произведение какого-нибудь автора вдруг продали за миллион, все головы развернутся в его сторону, и следующая картина, возможно, уйдет за два миллиона. Ну, а если кто-то потом покажет на приобретенную картину и скажет "мазня"... Ну что с него взять, деревня; вот искусствоведческое заключение, извольте ознакомиться. И, поверьте, искусствоведы переводиться не будут. Это неразрывная связь: одни делают что хотят, другие находят в этом красоту, смысл и порядок, третьи покупают.
Есть третья категория покупателей - те, кто приобретает с целью несколько лет спустя выгодно перепродать. Картины, они ведь страшно растут в цене; в 1989 году никто бы не поверил, что цена на Пикассо перевалит за 150 миллионов. Часто картины покупают дилеры, действующие просто как бизнесмены, и перепродают другим дилерам. Имена покупателей вообще очень часто не разглашаются - аукционные дома ведь не обязаны этого делать.
Будут ли владельцы картин в результате счастливы? Тут ведь много подводных камней. Взять хотя бы недавний скандал с миллиардером Дмитрием Рыболовлевым: он при помощи арт-дилера Ива Бувье скупил множество картин (Эль Греко, Ван Гог, Модильяни, Климта, Ротко, даже Леонардо Да Винчи - предполагается, что именно его кисти принадлежит "Спаситель мира", атрибутированный всего несколько лет назад и приобретенный Рыболовлевым за 127,5 миллионов). А теперь российский богач обвиняет Бувье в том, что тот сильно завышал цену на все картины - и таким образом прикарманил больше миллиарда долларов. Получается, что за свои картины Рыболовлев заплатил чуть ли не вдвое дороже, чем мог!
Но нет сомнений, что за картины Пикассо, Ротко и прочих суперзвезд арт-рынка еще будут переплачивать - причем практически сознательно - другие богачи. Во-вторых, истерия последних лет убедила их, что картины - выгодное вложение капитала. А во-первых, это красиво. И даже если кто-то скривится в ухмылке - всегда можно напомнить, что красота - в глазах смотрящего.