Спецпроект

МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ РОССИЯ

9 августа отмечается Международный день коренных народов мира
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ ДОЛЖНЫ
ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Вопросами защиты прав и интересов коренных народов, сохранением и развитием их культур и традиций занимается Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России). О самых важных направлениях деятельности рассказал руководитель ведомства Игорь БАРИНОВ.
— Коренные народы веками жили без специальных агентств и министерств. Может, они и сейчас сами бы справились? Есть ведь мнение, что им просто не надо мешать.
— Развитие коренных народов всегда находилось под пристальным вниманием руководства страны: и в царские, и в советские времена, когда работал Комитет содействия народностям северных окраин, а позже целый Госкомсевер. Нередко возникают ситуации, с которыми самостоятельно они не могут справиться. Последний пример — вспышка сибирской язвы на Ямале — яркое тому подтверждение. Сейчас несколько государственных ведомств пытаются остановить распространение болезни и минимизировать потери. Государство не вмешивается во внутренние дела коренных народов, наша задача повышать их качество жизни, делать доступными все современные достижения цивилизации — средства телекоммуникации, медицинское обслуживание, качественное образование. Даже сохраняя традиционный образ жизни, коренные народы должны идти в ногу со временем.
— В последние годы численность представителей коренных малочисленных народов увеличилась. За счет чего — тщательнее пересчитали или происходит увеличение рождаемости?
— Действительно, за период между двумя Всероссийскими переписями населения (2002 и 2010 годы) их численность увеличилась на 9,5 тысячи человек, в основном за счет 16 народов, таких как абазины, долганы, ительмены, манси, ненцы, сету и другие. Но демографы говорят, что для малых групп такие изменения характерны. Возможно, в предыдущую перепись кто-то сказал, что он русский, а позитивные изменения в ряде регионов стимулировали перемену этнического сознания человека. Возможно, часть представителей народов Севера вернулась в родные места из других регионов, так как предоставление основных льгот и преференций привязано к местам их традиционного проживания.
— В январе ФАДН России заявило о разработке поправок в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов России», предполагающих составление реестра малочисленных коренных народов. Что вы намерены изменить?
— Суть изменений направлена на то, чтобы сделать систему подтверждения права на получение льгот и государственных гарантий, в том числе квот на использование биологических ресурсов, прозрачной и понятной.
Мы предлагаем создать единый реестр, выписка из которого станет основным подтверждающим документом на получение преференций. Эту инициативу поддерживает Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
— А законопроект о территориях традиционного природопользования (ТТП) они поддерживают?
— Безусловно, ведь статус ТТП дается в том числе и для того, чтобы защитить традиционную хозяйственную деятельность коренных народов. Мы предлагаем упорядочить процесс создания ТТП на всей территории страны, а также ограничить некоторые виды экономической деятельности в границах ТТП. Например, в проекте документа есть предложение о запрете строить предприятия, чья работа ухудшит там экологическую ситуацию. Кроме того, вся экономическая деятельность на данной территории должна согласовываться с представителями общин коренных народов.
— Оказывает ли ФАДН России финансовую поддержку коренным народам?
— Только в этом году мы распределили порядка 130 млн. рублей для 28 регионов. Самая высокая концентрация КМНС на Чукотке и Ямале, соответственно у них и сумма трансфертов больше. Средства идут на самые разные цели: на оснащение медицинским оборудованием, издание детских журналов на вепсском языке в Карелии, на строительство школы в Ненецком АО, на приобретение санитарного автотранспорта повышенной проходимости в Республике Алтай, на покупку спутниковых телефонов, генераторов, передвижных цифровых аппаратов рентгенографии на Чукотке, лодок и снегоходов для охотников и рыбаков. На средства, выделенные из федерального бюджета, начнется строительство этнического центра шорской культуры в Республике Хакасия, будет создаваться музей под открытым небом селькупской традиционной культуры и быта в Томской области. А для детей отдаленных районов Забайкальского края закупят детские уличные игровые комплексы.
Кроме того, сейчас мы разрабатываем новую государственную программу, в которой предполагается отдельный раздел, предусматривающий мероприятия по поддержке коренных народов.
— Девятого августа — День коренных народов мира. Что бы вы хотели пожелать представителям этих народов?
— Хочу пожелать, чтобы люди разных национальностей никогда не забывали свои корни, передавали детям знания о традициях, культуре и языке своего народа. Но при этом чувствовали себя частью одной большой великой России, благополучие которой зависит от благополучия каждого народа и каждого человека.
ПРАЗДНУЮТ НЕМНОГИЕ, КАСАЕТСЯ ВСЕХ
9 АВГУСТА МИР ОТМЕЧАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

Этот праздник утвержден Генассамблеей ООН 9 августа 1994 года, чтобы привлечь внимание к вопросам здоровья, сохранения традиций, языков и культур представителей коренных народов.
Андийцы, бесермяне, кеты, негидальцы, рутульцы, сойоты, тофалары, ульчи, хемшилы, чулымцы, энцы… Все это — народы, населяющие Россию. Исчезающие народы, загадочные народы. Что вообще означает термин «коренные малочисленные народы»? В России это 47 этносов численностью менее 50 000 человек. Самые многочисленные — ненцы — 44 тысячи, самые малочисленные — кереки, их всего четверо.
Хотя в последние годы наблюдается рост численности малочисленных народов России. Почти в 2,5 раза выросло число ороков (ульта), на 20–70% увеличилась численность ненцев, селькупов, хантов, юкагиров, негидальцев, тофаларов, ительменов и других.
В начале XXI века произошел рост этнического самосознания малочисленных народов. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профсоюзы. Воссозданы общины, родовые угодья. Всем этим тенденциям оказывается государственная поддержка. Малочисленные народы пользуются рядом льгот и используют упрощенную систему налогообложения.
Россия стала первым государством, создавшим Национальный организационный комитет по подготовке и проведению в Российской Федерации Второго Международного десятилетия коренных народов.
За последние годы в России реализован ряд федеральных программ по поддержке социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Проживая в экстремальных природных условиях, они сохраняют свой традиционный образ жизни, культуру, языки, делая многонациональный образ России таким многогранным и неповторимым.
Во имя построения лучшего, более справедливого будущего давайте обязуемся делать больше для улучшения здоровья и благополучия коренных народов.
Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
ЧЕЛОВЕК ЫХ-МИФА*
*Ых-миф — так нивхи называют Сахалин.
Писатель Владимир САНГИ увековечил культуру Сахалина и сам стал частью его легенд.
Я расскажу о нивхе, спасшем свой народ, ибо народ жив, пока живы его язык и культура. Того, что не написано на бумаге, нет вообще, а он, сын «врага народа» из холодной землянки, сделал то, чего до него не делал никто за всю историю древнего народа: придумал для него алфавит, правила грамматики и записал все, что видел и слышал за многие годы экспедиций по огромному острову. Это будет тылгур, так как сказка — она и есть сказка, в нгастуре — и приврать можно, а в тылгуре добавлять от себя — грех.
Владимир Санги появился на свет в 1935 году в стойбище Набиль на самом севере Сахалина. «Не помню, что родилось раньше: голод, сказки или я, — рассказывает Владимир Михайлович.
— Но сколько помню себя, помню голод и помню сказки… Мать, чтобы как-то отвлечь мои мысли от еды, рассказывала чудесные сказки о таких же маленьких детях, как я, но живших так давно, когда еще не было нашей бабушки…» Отца почти не помнит — только руку, помешивающую ложкой что-то в котле. В 1938-м повара рыболовецкой артели объявили «врагом народа». Его многодетную семью вместе со слепой бабушкой переселили в землянку. Главным впечатлением детства навсегда остался голод. Лапша из бересты и чай из трав — единственное спасение. В девять лет его, худющего, диковатого и не говорящего по-русски (а разговоры на родном языке тогда не приветствовались) отдали в интернат.
В середине 50-х его, казалось, навсегда поглотила цивилизация — Владимир Санги приехал в Ленинград и поступил в ЛГПИ имени Герцена. Именно там один из преподавателей сказал ему, что у нивхов нет эпоса. Сказал и забыл. А студент задумался. Да так, что посвятил опровержению невзначай брошенной фразе всю жизнь: «Меня как обухом ударило страшное открытие — в лице немощных стариков, вслед за моей матерью неотвратимо уходивших в другой мир, мой древний народ теряет последних носителей своей многотысячелетней культуры — их оставалось немногим более десяти. И тогда я, разом прозревший и охваченный чувством, в котором смешались страх и обеспокоенность, что культура моего народа погибает на глазах у бездеятельного моего поколения, — где пешком, а где на лошадях или собачьих упряжках обошел все нивхские села и стойбища, чтобы послушать-записать сказителей и песнопевцев».
Сегодня творчество Владимира Михайловича изучают в сахалинских школах на уроках краеведения. Он по праву считается основателем нивхской литературы, одним из авторов реформы нивхского алфавита (введен в действие Советом Министров РСФСР в 1979 году), он автор правил нивхской орфографии, нивхского букваря, учебника нивхского языка, учебников для школ, книг на нивхском, издатель русских классиков в переводе на нивхский. Уделял этому почти все время, но времени не хватало. И тогда классик бросил прекрасную квартиру в Москве, столичные должности и оклады, обширнейшие связи, оставил семью и вернулся на свою землю. В 1993 году его избрали вождем родов Кет Восточнобережного Сахалина и бассейна реки Тыми. Это ли не признание?!
И НЕ ТОЛЬКО ЭТО

Для современной России он — продолжатель дела Юлиана Тувима, благодаря которому страна узнала о жизни малых народов Севера и Дальнего Востока. Для Сахалина сопоставим с Александром Островским. Островский придумал львиную часть русской мифологии. Санги рассказал нивхам и всему миру о том, что услышал от сказителей: о кознях милков и кинров; о противостоящих им курнгах и ызнгах; о насыщенных приключениями походах героев в поисках невесты; о том, как из птичьего пуха посреди Мирового океана появился остров, на нем выросла лиственница, а как только капля ее смолы добралась до земли, то из нее вышел человек, и он был нивх... Все это Владимир Михайлович собирал более полувека.
Книги Санги можно найти в интернете. В разделе «Похожие авторы» литературные сайты предлагают Алексея Толстого, Максима Горького, Александра Грина, Андрея Платонова...

ФАКТ

МЕДАЛЬ «ЗА ВЕРНОСТЬ СЕВЕРУ»

Награда учреждена в 2009 году Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Эта общественная награда присуждается гражданам РФ, отличившимся в деле развития этих народов, защиту их прав, среды обитания, образа жизни.
Вручается вместе с номерным удостоверением.
ОБРАЗОВАНИЕ
ЕСЛИ УЧЕНИК НЕ ИДЁТ В ШКОЛУ, ТО ШКОЛА ПРИДЁТ К НЕМУ

98-процентная грамотность среди кочевых народов. Не каждая цивилизованная страна может похвастаться таким результатом.

Разработанная в СССР система интернатов, где дети коренных народов Севера девять месяцев живут и учатся, пока родители кочуют, дала хорошие результаты. С другой стороны, многие ребята, получив аттестат, не хотели возвращаться в тундру, а вернувшиеся очень тяжело адаптировались к традиционному укладу. Поэтому сейчас активно развиваются иные формы обучения: семейный интернат, где дети живут, учатся и получают базовые знания о традициях и профессиональные навыки без отрыва от семьи; кочевая школа — преподаватели вахтовым методом обучают прямо в стойбищах; семейный воспитатель — детьми занимается получивший специальное образование член семьи; дистанционное образование по интернету и многое другое. И не абы как обучают, а в точном соответствии с общероссийскими стандартами.
Даже в самых отдаленных районах постоянно происходит переоснащение школ, пополняются библиотеки, работает транспорт для учеников. Во многих школах оборудованы этнографические и краеведческие музеи.

ВОТ, НАПРИМЕР…

В школах-интернатах Ямало-­Ненецкого (здесь насчитывается 112 национальностей!) автономного округа дети кочевников посещают такие предметы, как «Оленеводство», «Рыболовство», «Ведение личного хозяйства в условиях тундры», «Основы медицинских знаний в условиях кочевья», «Технология переработки рыбы и мяса (оленина)». Школьники изучают родные языки, историю и культуру своих народов, на уроках физкультуры — национальные виды спорта.
ИТОГ

Коренные малочисленные народы России обладают одним из самых высоких среди коренных народов мира уровней образования. 98% старше 15 лет охвачены системой общего образования, 40% профессионального, 12% получили высшее и 0,3% — послевузовское. Только у 2% представителей коренных народов нет начального образования (по данным переписи населения 2010 года)
В России достигнут один из самых высоких уровней образования коренных малочисленных народов. За последние 10 лет количество изучаемых языков возросло с 17 до 22. Наряду с вепсским, долганским и корякским изучают и достаточно редкие языки — юкагирский и телеутский.
1500

наименований учебных пособий по языкам и литературе, истории и культуре, национальным традициям, декоративному и прикладному искусству коренных народов издано в России за последние 10 лет
22

языка коренных малочисленных народов изучают в школах. В 2005 году их было 17
5

университетов и десятки институтов и колледжей занимаются методической подготовкой педагогов, лингвистов, переводчиков и иных специалистов из числа коренных малочисленных народов Севера
КСТАТИ

На базе Московской высшей школы социальных и экономических наук ведется профессиональная переподготовка по специальности «Менеджмент этнокультурных проектов». Это первая в России программа магистерского уровня в сфере этнокультурного менеджмента. Она ориентирована на специалистов органов местного самоуправления, представителей региональных органов исполнительной власти, общественных объединений, чья деятельность связана с традиционными культурными сообществами.
ЗДОРОВЬЕ
ДАЖЕ СРЕДИ ТУНДРЫ МЕДИК ПУТЬ НАЙДЕТ

Представители малочисленных народов Севера посещают врачей в два раза чаще, чем в среднем по России.

Плотность населения Чукотки — 0,07 человека на квадратный километр. В остальных местах Заполярья — немногим гуще. К тому же многие ведут кочевой образ жизни. В этих условиях «Скорая помощь» — это чаще всего вертолет. На нем срочно вылетают на вызовы, привозят передвижные бригады врачей для профилактического осмотра и планового осмотра, если надо — эвакуируют кочевников в стационарные клиники.
Сегодня во всех местах традиционного проживания коренных народов ведется модернизация системы здравоохранения и медицины. В списке главных задач — снижение детской смертности (еще недавно она была гораздо выше, чем в среднем по стране), борьба с туберкулезом, увеличение средней продолжительности жизни.
Сформировано более 2800 передвижных медицинских комплексов. Медики из этих бригад постоянно объезжают свои регионы, проводя осмотры, диспансеризацию и оказывая консультативно-диагностическую помощь. Кроме того, налажена работа 34 мобильных фельдшерско-акушерских пунктов и 35 врачебных амбулаторий. Количество койко-мест в дневных стационарах достигло 70 тысяч.
Это в среднем. Помимо того, региональные власти принимают дополнительные меры. В Ямало­-Ненецком автономном округе коренные народы дополнительно обеспечивают бесплатными лекарствами, оказывают льготную зубопротезную помощь, при выписке из роддомов обеспечивают новорожденных детскими вещами, а беременных, кормящих матерей и детей до трех лет — полноценным питанием. В Республике Саха (Якутия) (это которая «четыре Франции») внедрена система телемедицинского консультирования. В некоторые арктические районы даже санитарная авиация быстро не доберется. Проводится даже дистанционная передача электрокардиограмм (ЭКГ) и других диагностических изображений с медицинских приборов.
В результате количество посещений на одного жителя в год почти в два раза выше, чем в среднем по Российской Федерации. Все это медленно, но верно дает результаты.
ПРОФЕССИЯ
ДОМОХОЗЯЙКА ТРЕТЬЕГО РАЗРЯДА

Координационный совет по устойчивому развитию коренных малочисленных народов Ямало-Ненецкого автономного округа поднял вопрос о включении профессии «чумработница» в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Домохозяйка — тяжелая работа на всех параллелях. Давно пора присваивать статус и платить пособие. Но в том, что вопрос этот поднят именно за Полярным кругом, есть справедливость.
День чумработницы, то есть домохозяйки Заполярья, начинается за пару часов до пробуждения остальных членов семьи. Для начала надо протопить печку. Потом приготовить завтрак, собрать мужчин на работу. Если все это происходит у оленеводов (так чаще всего и есть), помочь собрать стадо к перегону на пастбище. А как мужчины с оленями уйдут, начинается обычная бытовая рутина — наколоть лед и натопить снег, чтобы в чуме была вода; прибрать чум — за столетия выработался особый уклад, предусматривающий очень точное расположение каждой вещи; пошить или починить одежду; приготовить ужин… Плюс, само собой, забота о детях — их обычно много. Все это без пылесоса, стиральной машины, духовки и швейной машины. Вечером она помогает разместить оленей по стойбищам, кормит семью, укладывает спать и возвращается к хозяйству.
Тяжелый труд, официально называющийся «оленевод 3-го разряда», — низкий, не отражающий вклада женщин в развитие оленеводства. Зарплата — соответствующая. Именно поэтому губернатор округа Дмитрий Кобылкин предложил подключить к проблеме депутатов тюменской Думы и Ханты-Мансийского автономного округа и поручить им выступить с соответствующей законодательной инициативой.
Если пока неофициальный термин «чумработница» закрепят в Кадастре профессий, это гарантирует домохозяйкам оплату труда в размере прожиточного минимума и пенсию.
Ижемский политехнический техникум (Республика Коми) после трех лет перерыва возобновил обучение на профессиональных оленеводов. Объявлен набор в группу «Оленевод-механизатор». Ранее выпускникам присваивали только квалификацию «оленевод», теперь к ним добавились «тракторист» и «водитель мототранспортных средств («Буран» и квадроцикл)» с получением полного среднего образования, сообщает министерство нацполитики Коми.
Как сообщает сайт www.nazaccent.ru, еще одно нововведение заключается в том, что в группу могут зачислять не только выпускников школ, но и работающую в оленеводческих бригадах молодежь. У техникума есть возможность обучать не только ребят из Коми, но и зауральских и кольских ижемцев, ненцев, ханты и манси.
ИСЧЕЗАЮЩИЕ ЯЗЫКИ МОЖНО БУДЕТ УСЛЫШАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

В 2017 году появится сайт, посвященный находящимся на грани исчезновения уральским языкам — ненецкому, хантыйскому, коми-зырянскому и селькупскому. Они занесены в Красную книгу языков России. Любой сможет услышать произношение слов носителями языка. Аудиозаписи делают сотрудники Научного центра изучения Арктики и Новосибирского государственного университета. Материал они собирают в ходе экспедиций.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Многонациональная Россия

Специальный выпуск «Комсомольской правды» и Федерального агентства по делам национальностей

Издание осуществляется при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014‑2020 годы)»

Над проектом работали:

Редактор — Сергей Черных
Тексты — Сергей Черных

Фото — Сергей ВЕЛИКАНОВ/Фотобанк Лори, Сергей Субботин/РИА Новости, Цырендоржиев Петр

Верстка и дизайн — Рушан Каюмов
Инфографика — Дмитрий Полухин
Made on
Tilda