ИМПОРТНОЕ ИЛИ РОДНОЕ

«Комсомолка» узнала, как работает импортозамещение, достойны ли российские продукты того,
чтобы мы их покупали
Об импортозамещении сейчас говорят много. Правда, рядовые потребители зачастую не чувствуют на себе его чудесного эффекта. Да и есть ли он? Действительно, заграничных товаров на полках магазинов стало меньше - но в тоже время, не скажешь, что они исчезли полностью. К тому же мало просто избавиться от импорта, его еще нужно заменить отечественными аналогами. Ощущают ли россияне перемены на этом фронте?
В конце прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опросил россиян и выяснил, что около 70% населения поддерживает запрет на ввоз продовольствия из стран, применивших санкции по отношению к России. 63% считают, что это пошло на пользу, а 87% не заметило дефицита продовольствия. При этом 42% уверены, что отечественные продукты превосходят по качеству импортные, 32% считают, что большой разницы нет, лишь 16% все-таки предпочитают покупать привозное.

Значит, российские товары народ все же покупает. По данным того же ВЦИОМ, за последние пару лет уровень потребления отечественных продуктов питания вырос. К примеру, если раньше сыры нашего производителя приобретали 75% граждан, то теперь уже 84%. Российскую рыбу покупали 72%, а стало 83%. И так далее.
Источник фото - m.pg21.ru
Какие Вести с полей?
От сохи до прилавка
Грубо говоря, не вырастишь - не покушаешь. То есть без хороших результатов в агропромышленном комплексе импорт замещать никак не получится.

Между тем, по информации Минсельхоза России, аграриям есть чем гордиться.

Министерство сельского хозяйства РФ
13,5 млн тонн

Производство скота и птицы в живом весе в хозяйствах составило 13,5 миллиона тонн, что, опять же, на 4,2% выше уровня 2014 года.
42,5 млрд шт

Самые высокие темпы наращивания производства были в птицеводстве. Производство яиц выросло на 1,6% - до 42,5 миллиарда штук
33,6 млн тонн

Картофеля в 2015 году вырастили на 6,8% больше, чем в 2014-м - 33,6 миллиона тон.
Лучших результатов добились фермеры Воронежской области, Татарстана, Брянской области, Красноярского края и Республики Башкортостан.
30,8 млн тонн

Производство молока составило 30,8 миллиона тонн, что соответствует уровню 2014 года.
- Самые высокие темпы наращивания производства были в птицеводстве. Производство яиц выросло на 1,6% - до 42,5 миллиарда штук, - привели цифры в Минсельхозе. - Достаточно высокие темпы сохраняются в свиноводстве. За 2015 год производство свиней на убой в живом весе выросло на 3,8%. А крупного рогатого скота снизилось на 1,1%. Производство молока составило 30,8 миллиона тонн, что соответствует уровню 2014 года.
Как утверждают в министерстве, все это позволило сократить импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Продуктовое эмбарго, введенное Россией по отношению к США, Евросоюзу, Канаде, Австралии и ряду других стран, сыграло на руку отечественным аграриям.

- В результате объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 26,5 миллиарда долларов США против 39,9 миллиарда в 2014 году, уменьшившись на 33,6% преимущественно за счет сокращения объемов поставок свежего и мороженого мяса, мяса птицы свежего и мороженого, рыбы свежей и мороженой, а также сыров и творога, - говорят в Минсельхозе.

Более того, наши фермеры даже увеличили экспорт сельхозпродукции. К примеру, по мясу птицы и свинине он возрос в 2015 году на 20%. А в целом за последнюю пятилетку Россия нарастила свой экспортный потенциал в два раза. Увеличивать экспорт в 2016 году Минсельхоз планирует по таким позициям, как зерно, рыба, растительное масло, шоколад и мясо. Все это успешно продавалось за рубеж и в предыдущие годы.

Однако, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по качеству продукции Геннадий Воронин считает, что российским предпринимателям, да и экономике в целом, есть куда стремиться. Среди слабых мест - упадок сельскохозяйственного машиностроения, слабая государственная поддержка, отсутствие четкой стратегии развития отрасли, и снижение качества производимой продукции во всех сферах АПК.

- Потенциал в стране есть - и сельхозугодья, и научные технологии, и человеческий ресурс. Но надо возрождать этот потенциал, надо вдохнуть в него жизнь, - уверен Геннадий Воронин.

Тем не менее в сфере АПК импортозамещение действительно работает - может, не так эффективно, как хотелось бы, но результаты есть. Однако любой фермер вам скажет, что вырастить - это только полдела. Порой, куда сложнее продать свою продукцию так, чтобы и потребитель остался доволен, и торговые сети. И самому при этом в убытке не остаться.
Источник фото - www.tvc.ru
Каким путем идут производители?
Перейдет ли количество в качество?
Не секрет, что в наше время самое главное - найти свое место «под солнцем». А точнее - на прилавках в крупных торговых сетях, где сейчас обычно и отовариваются россияне.

- Всем нужен сбыт, - подтверждает председатель Экспертного совета рабочей группы депутатов Госдумы РФ «По поддержке производителей и поставщиков пищевой промышленности» Ольга Знаменская. - И не в ларьках, а в крупных федеральных торговых сетях. В этом направлении наша рабочая группа проводит активную работу, поскольку сами поставщики продукции часто не могут найти взаимопонимания с сетями.

Причем нередко производители виноваты сами - то цену неконкурентоспособную выставят, то качество подкачает. Оно, кстати, по словам Ольги Яковлевны, с введением продуктового эмбарго существенно снизилось.

- Поскольку импортной продукции в магазинах стало меньше, некоторые отечественные поставщики немного расслабились - конкуренции ведь нет, - объясняет Ольга Знаменская. - Кроме того, нельзя забывать о влиянии текущего курса рубля. Так получается, что многие отечественные производители и сегодня вынуждены покупать сырье за рубежом. Из-за курса валют их издержки выросли, а слишком сильно повышать стоимость продукции нельзя - ее просто не будут покупать. Поэтому и экономят на качестве.

Впрочем, и попасть в федеральные сети - еще не окончательная победа. Часто бывает так: свою продукцию туда предприниматель «продвинул», а она лежит мертвым грузом и не продается. В силу разных причин. Так что реализация своих товаров по-прежнему дело трудное и кропотливое. Не в последнюю, а то и в первую очередь она зависит от узнаваемости бренда.

Ольга Знаменская
Председатель Экспертного совета рабочей группы депутатов Госдумы РФ «По поддержке производителей и поставщиков пищевой промышленности»
Источник фото - moe-pohudenie.ru
Чему доверяем, то и покупаем
СИЛА БРЕНДА
- То, что люди готовы платить больше за марочный товар, который проверен временем и вызывает у них доверие, известно давно, - комментирует руководитель комитета по промышленности общественной организации «Опора России» Николай Дунаев. - Продукция с брендом имеет более высокую добавочную стоимость, большую узнаваемость и, как следствие, меньше проблем со сбытом. Именно российских брендов на отечественном рынке не много, но и не мало. Хотелось бы, чтобы крупных национальных брендов становилось больше.

То есть качественные продукты от заслуживших доверие производителей в магазинах все же есть. И, возможно, их будет все больше. Однако ждать, что импортные товары исчезнут с прилавков совсем, не стоит. Да это, наверное, и не нужно.

Николай Дунаев
Руководитель комитета по промышленности общественной организации «Опора России»
- В импортозамещении тоже нужно знать меру, надо не допустить перегибов. Производить абсолютно все попросту невозможно. Альтернатива отечественным продуктам нужна, равно как и комплектующие для их производства, которые мы везем из-за рубежа. Полное импортозамещение, если оно вообще возможно, принесет экономике больше вреда, чем пользы.
Николай Дунаев
Куда правильнее будет поддерживать отечественного производителя другим способом - давать ему дополнительные возможности для реализации своей продукции. Многие региональные бренды, которые популярны в своей части страны, не могут преодолеть «гравитацию» и «вылететь» на рынки других субъектов РФ. Иначе говоря, российским регионам нужно «подружиться» - каждый регион силен своей продукцией, и заинтересован в том, чтобы продавать ее как можно больше.

И, сколько ни говори о сложных экономических реалиях, они, как ни крути, мотивируют наших предпринимателей к усовершенствованию своего бизнеса.

- Тот, кто никогда не задумывался о диверсификации продуктовой линейки, теперь обязан о ней задуматься, - говорит Николай Дунаев. - Ведь чем больше товаров, тем проще выжить. То же можно сказать о диверсификации рынков сбыта, повышении эффективности производства - то есть снижении затрат и увеличении отдачи. Многим нужно задуматься о внедрении новых технологий.

А пока наши производители покоряют прилавки, нам, рядовым потребителям, самое время научиться более внимательно выбирать товары и «голосовать» рублем за тех, кто этого по-настоящему достоин.
Одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края

АгроХолдинг «КУБАНЬ»

Пионер во внедрении передовых практик и технологий в АПК России
АгроХолдинг «Кубань» - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, которое сумело охватить самые разные направления - от собственных семян и эмбриональных технологий в животноводстве до, собственно, производства и розничной продажи продукции. И в каждой из этих сфер АгроХолдингу есть чем гордиться, и есть чем поделиться с коллегами со всей России. И это хороший пример того, как отечественные производители не только успешно покоряют прилавки магазинов, но и вносят большой вклад в развитие всего агропромышленного комплекса страны.
Источник фото - u-f.ru
Все начинается с коровы
Научный подход к молоку
То, насколько корова будет здорова, молоко какого качества она будет давать, зависит от многих факторов. За этим стоит целая наука, и не у всех производителей есть желание ей заниматься. Так что нередко высокопродуктивный племенной скот завозят из других стран и обходится это в миллионы долларов. Хотя гарантий мало - в связи с высоким спросом на этот товар по-настоящему хорошие животные всегда в дефиците.
Два года назад АгроХолдинг начал реализацию проекта по ускоренному воспроизводству высокопродуктивных коров голштинской породы. Суть в том, что ее эмбрион трансплантируют корове любой другой породы - главное, чтобы она была здорова и способна его выносить. Это позволяет быстро получить продуктивное и генетически совершенное стадо и тем самым повысить рентабельность животноводства. Каков эффект?
АгроХолдинг «Кубань» уже инвестировал в этот проект 25 миллионов рублей, и все же это оказалось на 30 процентов дешевле, чем закупать скот за рубежом. К тому же это позволит обезопасить себя от возможных перебоев с поставками. Впоследствии телочки, полученные таким методом, дадут до 10 тонн молока в год, а это на 3 тонны больше, чем от коров айширской породы, которым и подсаживали эмбрионы. Если посчитать, то получится, что при цене 26 рублей за литр в год с каждой телочки можно дополнительно получать 80 тысяч рублей прибыли.

За два года в рамках проекта родилось 478 телят, из них 200 - телочки, будущие коровы. Приживаемость эмбрионов составила 57 процентов, что выше среднемировых показателей для коров разных пород. Так что опыт АгроХолдинга по пополнению молочного стада вполне можно назвать успешным.
Справка «КП»
Почему именно голштинская порода?
Потому что она более высокоудойная. Если корова айширской породы дает в среднем 16-17 литров молока, то голштинка - 25-27 литров в день. А некоторые чемпионки выдают и по 40.
Этот положительный опыт АгроХолдинг «Кубань» хочет развивать и планирует создать на базе своего производства селекционно-генетический центр. Однако пока закон не позволяет получать племенные сертификаты на эмбрионы. Впрочем, в Госдуме уже планируют внести изменения в порядок племенного учета.
- Импорт скота в силу различных причин, в том числе из-за резкого роста курса иностранной валюты, экономически не оправдан. Со стороны федерального Минсельхоза разрабатываются формы поддержки этого перспективного направления, нацеленного на увеличение численности генетически ценных высокопродуктивных животных, - поясняет Андрей Олейник, управляющий директор агробизнесом компании «Базовый Элемент». - Наиболее действенная поддержка - компенсация части денежных затрат предприятий на приобретение эмбрионов, что включено отдельным пунктом в госпрограмму «Развитие АПК России до 2020 года».

Добавим, что в России метод трансплантации эмбрионов уже практиковали, но не использовали именно голштинскую породу. Проект АгроХолдинга «Кубань» - первый в своем роде.

Управляющий директор агробизнесом компании «Базовый Элемент»
Мегаферма «КУБАНЬ»
Натуральный продукт
Мясо, хлеб и три пути к потребителю
АгроХолдинг «Кубань» не только производитель. Он многое делает для того, чтобы потребителям было проще купить его продукцию. Поэтому развивает свою розничную сеть в трех форматах: «лавка», «магазин у дома» и «мини-маркет». Только в 2016-м планируется открыть 20 собственных торговых точек, а к 2018 году их количество может вырасти уже до 80.

Магазины планируется открывать по Краснодарскому краю, в том числе на Черноморском побережье.
Лавка
Здесь будут представлены хлебобулочные, кондитерские изделия пекарен холдинга или свежее мясо и мясные полуфабрикаты мясообрабатывающего комбината.
Магазин у дома
Этот формат предложит покупателю все виды собственной продукции холдинга, но в ограниченном ассортименте - только самые «топовые» наименования. В магазинах будет представлено небольшое количество товаров сторонних производителей, а также широкий ассортимент продукции одного из партнерских фермерских хозяйств: консервы, колбасы, варенья и т. д.
Мини-маркет
Отличается от «магазина у дома» тем, что здесь представлены все виды собственной продукции в широком ассортименте, включая премиальную линейку, а также товары сторонних производителей.
«Добытов»
качество по доступной цене
Кроме того, в июне 2015 года был открыт первый магазин, торгующий мясом и мясными полуфабрикатами холдинга в Усть-Лабинске. В сентябре того же года заработал второй. «Кубань» предложила усть-лабинцам охлажденное мясо собственного производства и гарантию 100-процентного качества продукции. За этим следит ветеринарная служба района, специалисты которой не входят в штат сотрудников предприятия и потому полностью независимы. Цель компании - дать покупателю свежее мясо по адекватной цене, что достигается работой без посредников, экономией на транспортных расходах и сокращением издержек.

Что касается ассортимента, то это некий симбиоз традиционных товаров, которые люди уже привыкли видеть в крупных торговых сетях, и собственных наработок. Бескостное нежирное мясо в сыром виде, колбаски для жарки, ребрышки для гриля, стейки и три-четыре наименования маринованных полуфабрикатов и фарш, который будет готовиться по заказу - причем на глазах у покупателя и на промышленном оборудовании. При этом компания принципиально отказалась от заморозки - только свежий, охлажденный продукт. И это касается не только мяса, которое должно быть реализовано в течение 48 часов, но и субпродуктов - а они, как известно, в свежем виде хранятся не более суток. Печень, сердце, языки будут упакованы в лоток со специальной газовой средой, препятствующей развитию вредной микрофлоры.

На сегодняшний день свою мясную продукцию АгроХолдинг реализует под брендом «Добытов».
Откуда мясо?

АгроХолдинг «Кубань» - один из крупнейших животноводческих комплексов юга России. В 2016 году АгроХолдинг «Кубань» планирует реализовать свинину в живом весе больше 53 тысяч голов. Новый свинотоварный комплекс, рассчитанный на производство 50 тысяч голов в год, был запущен в эксплуатацию в январе 2015 года. Инвестиции в проект составили 1,5 миллиарда рублей.

Сейчас на комплексе получают более 14 поросят на одну свиноматку, хотя в среднем этот показатель составляет 13-13,5 головы. Столь высокие результаты были достигнуты за счет грамотного племенного отбора по генетике в момент завоза животных.

Свинотоварный комплекс АгроХолдинга состоит из 13 корпусов, он оснащен закрытыми дезинфекционными барьерами и аппаратами обработки одежды и обуви паровоздушным методом, а также полностью автоматизирован и имеет самый высокий - четвертый - уровень биозащиты.

Всего же у АгроХолдинга «Кубань» работает два свинотоварных комплекса с суммарной мощностью производства 75 тысяч голов в год.
Богатство кубанских полей
«День хлеба»
богатство кубанских полей
Но какое же мясо без главного продукта на столах россиян - хлеба? В этом смысле аграрии Кубани являются лидерами в стране. Собственное зерно используют не только для своих нужд, но и экспортируют в страны Африки и Азии. У АгроХолдинга работают мукомольные заводы, что позволяет вывозить за рубеж готовую муку высокого качества.
Однако развито и хлебобулочное производство. В Краснодарском крае лавки компании работают под брендом «День хлеба».

- В ассортименте - бисквитные рулеты, маффины, хлеб «8 злаков», «Купеческий с изюмом», слойки с адыгейским сыром - все это уже вошло в разряд любимых продуктов жителей Краснодарского края, - отмечает директор дивизиона «Переработка и хранение зерна» АгроХолдинга Вера Жабская. - В прошлом году мы запустили кондитерский цех и со всей продукцией вышли в региональные сети Краснодарского края «Магнит» и «Пятерочка». Мы поставляем хлебобулочную продукцию в собственные и партнерские сети из 110 наименований.
АгроХолдинг "Кубань" активно разрабатывает гибриды кукурузы.
достойный ответ импорту
Кубанский гибрид
Как и молочное животноводство, отечественное растениеводство сейчас сильно зависимо от поставок из-за границы - необходимы качественные семена. Сегодня такой импорт занимает около 70 процентов российского рынка. И Кубань - не исключение, здесь еще 10 лет назад поняли, что нужно развивать собственное семеноводство. АгроХолдинг «Кубань» занялся этим направлением в 2008 году, причем производство наладил по замкнутому циклу - от селекции до продажи, став в России одним из первопроходцев. Конечно, есть научно-исследовательские институты, которые работают над селекцией кукурузы и подсолнечника, но они предлагают не готовые семена, а так называемые родительские формы, которые четко разделены на «отцовские» и «материнские». Однако, как показывает практика, зачастую они низкопродуктивны. И это одна из причин, почему отечественные производители быстро уступили российский рынок иностранцам.

АгроХолдингу «Кубань» тоже было очень непросто отвоевывать место под солнцем, но сегодня семена «Ладожские» уже занимают более 7 процентов российского рынка семян. В распоряжении АгроХолдинга было одно из самых современных семенных предприятий в Европе - Ладожский кукурузокалибровочный завод. На его базе и началась серьезная селекционная работа, которую возглавил Михаил Чумак, известный во всем мире как создатель 70 гибридов кукурузы, а также автор так называемой методики гаплоидного взрыва, которая позволила ускорить процесс получения новых линий кукурузы почти в три раза.

Как итог, первые собственные гибриды под маркой «Ладожские» были созданы уже в 2010 году. А сегодня линейка завода насчитывает уже 24 высокоурожайные разновидности семян.
- За прошедшие пять лет АгроХолдинг очень серьезно продвинулся в селекции семян кукурузы, их производстве и продвижении на рынки сбыта. В 2015 году компания продала 5400 тонн семян, тогда как в 2011 году было продано всего 70.
Николай Артющенко, директор дивизиона «Семеноводство»
Справка «КП»
В чем преимущества кубанских семян?
Потенциал урожайности семян кукурузы «Ладожских» составляет 10-12 тонн с гектара, что сопоставимо с импортными аналогами. Селекционеры АгроХолдинга создают гибриды, которые содержат все известные на сегодня и важные признаки. Это и высокая урожайность, и устойчивость к болезням, к полеганию, и показатели влагоотдачи.
В планах АгроХолдинга - еще больше нарастить производство семян. Завершается расширение Ладожского кукурузокалибровочного завода. К 2018 году компания планирует удвоить объемы производства с 5 до 10 тысяч тонн семян в год. Инвестиции в проект составили более 150 миллионов рублей. Отдачу от проекта ожидают хорошую - девальвация рубля и высокие ставки кредитов подтолкнули российских аграриев к тому, чтобы присмотреться к отечественным семенам.

В подготовке продукции АгроХолдинг практикует свой стандарт - более жесткий, чем официальный, что гарантирует ее неизменное качество. Также «Кубань» проводит обучающие семинары среди аграриев, чтобы они могли получить хорошие результаты. Высокая урожайность и низкая себестоимость делают семена АгроХолдинга действительно интересным предложением на рынке.
Простой пример:
Cемена иностранной селекции, в среднем, обходятся в 8500 рублей на гектар. А у АгроХолдинга они стоят 2000. Это позволяет экономить более 6500 рублей.
Больше всего продаж пока в Краснодарском крае, хотя доля рынка здесь еще не велика - всего 13 процентов. Иначе обстоит ситуация в республиках Северного Кавказа. Например, в Ингушетии - 41 процент, а в Кабардино-Балкарии - 17. Также АгроХолдинг «Кубань» планирует осваивать рынок ближнего зарубежья.

А для дальнейшего развития семеноводческого направления «Кубань» начала сотрудничать с одним из ведущих производителей гибридов семян в Европе - французской компанией «Маисадур Семанс». Главная цель - продвижение своей продукции общими усилиями. Планируется, что глобальное бизнес-партнерство начнется уже в 2017 году. В перспективе это приведет к появлению на отечественном рынке нового совместного бренда. Кроме того, «Кубань» рассматривает возможность выпуска гибридов компании «Маисадур Семанс» под своим собственным брендом «Ладожские» по всей России.
АгроХолдинг «Кубань»
352330, Россия, Усть-Лабинск, ул. Мира, 77

Управляющая компания
Тел./факс: +7 (86135) 4 12 29; 4 22 93
E-mail: OlgaMB@ahkuban.ru

НАД ПРОЕКТОМ РАБОТАЛИ:

Руководитель проекта: Анна ГРИНЁВА
Текст: Максим ПАНФИЛОВ
Дизайн и вёрстка: Дарья ГОНЧАРОВА
АО «ИД «Комсомольская правда»
Адрес: г. Краснодар ул. Кирова/Длинная 126/82, 4 этаж.
Телефон: (861) 992-7-992
Made on
Tilda