Как получить достойное
экономическое образование
в России


Хороший экономист всегда найдёт себе работу, уверены в Российском Экономическом Университете им. Г.В.Плеханова
К абитуриентам, собирающимся поступать в экономические вузы, сейчас двоякое отношение. С одной стороны, все только и твердят, что экономистов в стране перебор — на них не учит лишь ленивый. А с другой стороны, многие ребята готовы учиться на экономических специальностях даже за большие деньги, и конкурс на эти направления — один из самых высоких.

Из истории

– В России экономическое, или коммерческое, если говорить о начале века, образование всегда было престижным, – рассказывает Светлана Колосовская, начальник отдела историко-культурного наследия РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Ещё до революции купцы разного достатка и крупные промышленники направляли своих отпрысков на учебу в наш Университет (тогда ещё Московский коммерческий институт), чтобы те, став широко образованными специалистами, могли не просто помогать им в работе, но и возглавить фабрики, заводы, банки, торговые дома и приносить максимальную прибыль. Первые студенты учились различать на ощупь виды джутовой веревки и сорта груш, разбираться в тканях разной выделки и производства, определять сорта сыра и виды рыб. Они изучали все отрасли права, теорию экономики, землеустройство, фабричное и городское счетоведение, сравнительную анатомию, паровозное хозяйство, минералогию, кооперацию, промышленную гигиену…
Диплом об окончании Московского коммерческого института, 1915 год
Московский коммерческий институт стал первым в России вузом, созданным на частные деньги – в его создание вложились московские предприниматели и финансисты. В этом смысле он феноменален. По-видимому, слава его как кузницы блестящих хозяйственных кадров была настолько велика, что даже в первые советские годы, когда большинство коммерческих учебных заведений были закрыты, институт продолжал работу.

– Жаль, но многие преподаватели, особенно гуманитарии, покинули Родину, или были высланы по указке Ленина и Троцкого на «Философском пароходе», – продолжает Светлана Колосовская. – Начало 20-х годов было очень тяжелым, но институт выстоял, и активно включился в народнохозяйственную деятельность новой России. Например, для разработки проектов по упорядочению финансов в рамках финансовой реформы 20-х годов в Наркомфин и Госбанк были приглашены наши преподаватели. Задача была непростой – перейти от военного коммунизма к НЭП и снова вернуть товарно-денежные отношения. Опыт и знания наших финансистов очень пригодились тогда юному государству.

В вузе на протяжении долгих лет успешно преподавались технические и естественнонаучные дисциплин. Среди его неофициальных названий (Нархоз, Плехановка) одно время звучало даже «политех», хотя на самом деле, это был Институт народного хозяйства. Разумеется, великолепная экономическая подготовка в вузе никогда не прекращалась, и многие традиции РЭУ сохранил до сих пор.

Специальность, которая нужна каждому

Одна из самых старинных специальностей, которая сохранилась в РЭУ с имперских времен – это товароведение.
Нынешние товароведы, как и их предшественники сто лет назад, учатся на ощупь различать виды меха и кожи, знают разницу между качественным виски и контрафактным, и могут на глаз отличить настоящий бриллиант от подделки. Полезные навыки, ничего не скажешь – вот бы такое товароведение в школах преподавали!
– Наша специальность – уникальное сочетание экономических и естественнонаучных знаний, – объясняет Людмила Елисеева, заведующий кафедрой товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Это и физика, химия, микробиология, и маркетинг, менеджмент, бухучет. Мы стараемся сохранить это единение и добавить то новое, что сейчас появляется – информационные технологии, риск-менеджмент, теория организаций. Поэтому наши выпускники очень хорошо сориентированы и востребованы на современном рынке труда.
Студентам-товароведам скучать за учебниками не приходится – добрую часть их учебного процесса составляет практика. Причем такая, что студентов приходится чуть ли не силком тащить на другие занятия. Например, оторваться от экспертизы пушно-меховых изделий просто невозможно! Шкурками шиншилл, лис, кроликов и другими мехами завален целый стол. И нужно погладить и потрогать каждую, чтобы потом уметь с одного взгляда отличить качественную шубу от подделки.
Другая любимая девушками лаборатория – экспертизы ювелирных изделий. Здесь собрана целая коллекция драгоценных камней и металлов. Студенты не только видят на практике разницу между типами огранки и плетений, но и учатся проверять подлинность ювелирных изделий.

– На глаз, конечно, вы этого не определите – нужно быть мастером и иметь хорошие приборы, – поясняет Людмила Елисеева.  – У нас такие есть. Например, один из аппаратов предназначен для определения пробы золота, а другой позволяет определить прозрачность и чистоту драгоценного камня.
В другой лаборатории создан целый музей контрафакта. Студенты могут своими глазами увидеть, чем подлинный «Версаче» отличается от подделки, изучить состав и качество волокон, а также посмотреть под микроскопом и узнать с помощью современных жидкостных хроматографов, что намешано в контрафактном алкоголе.

– Привыкаешь очень внимательно читать этикетки и обращать внимание на состав продукта, – признаются студентки кафедры, – И понимаешь, что высокая цена не всегда гарантирует качество.

В продуктах выпускники тоже знают толк – им не подсунешь «Пошехонский» вместо «Эмменталя», а весь ассортимент рыбных лавок они знают практически «в лицо».

– Для нашей кафедры на заказ делали специальные макеты рыб, мясных продуктов и сыров, – вспоминает профессор Тамара Родина, которая сама окончила РЭУ им. Г.В.Плеханова в 1961 году. – А самый звездный экспонат нашей коллекции – это огромная щука, которую поймал сам Леонид Ильич Брежнев.

К современным вызовам выпускники тоже готовы. В то время, пока все вокруг только и говорят про импортозамещение, студенты на зубок учат разницу между нашими и импортными товарами и четко знают, каким российским продуктом можно заменить моцареллу и пармезан.

– За нашими выпускниками выстраивается очередь! – гордится успехами своих ребят Людмила Елисеева. – Производители и крупные торговые сети, которые следят за качеством своей продукции, на товароведах не экономят. Хорошие специалисты с высшим образованием в этой сфере без работы не останутся!

О честных ценах расскажут маркетологи

Другая ведущая кафедра РЭУ им. Г.В.Плеханова – это кафедра маркетинга. И студенты этой кафедры очень быстро понимают, что здесь маркетинг – это не пустой звук, а целая наука.
– У нас очень продуманный учебный план, в котором теория сочетается с практикой, – рассказывает Ирина Скоробогатых, заведующий кафедрой маркетинга РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Мы сотрудничаем и с российскими, и с зарубежными компаниями, в том числе, с Гильдией маркетологов, и приглашаем преподавать не только чистых ученых, но и практиков. Мы изучали программы и преподавательские практики зарубежных вузов, многое переняли и адаптировали под российский рынок и менталитет. И сейчас я могу сказать: наши программы комплексной подготовки маркетологов – возможно, даже лучше зарубежных аналогов.
Маркетологов в РЭУ им. Г.В.Плеханова готовят уже больше 20 лет – первый выпуск состоялся в 1994 году, а кафедра Маркетинга основана в 1989 году и являлась первой в России (точнее, тогда ещё в СССР).

Многие выпускники до сих пор работают в этой сфере и добились признанных высот. Например, один из первых студентов сейчас занимает пост директора ТК Cartier на Кузнецком мосту, другой стал директором направления "Часы и ювелирные изделия" компании Bosco di Ciliegi. «Звездных» выпускников приглашают на мастер-классы, чтобы они могли рассказать нынешним студентам, как реализовать университетские знания в жизни.

— Мы очень большое внимание уделяем исследованиям и аналитике, — продолжает Ирина Скоробогатых. — Студенты обязательно работают над своими собственными проектами, и баллы за проект так же включаются в итоговую оценку. Над проектами ребята работают в группах, для развития навыков взаимодействия. Темы мы даем им сами, и в большинстве случаев, это реальные задачи, с которыми они потом могут столкнуться в работе.
Впрочем, далеко не все студенты-маркетологи готовы заниматься наукой. До сих пор жив миф, что работа в этой отрасли приносит золотые горы. Спешим разочаровать: в первый год после окончания учебы выпускник маркетолог может рассчитывать на зарплату в 30-40 тысяч рублей в месяц. А вот зарплаты топовых специалистов могут достигать полмиллиона рублей и выше.
– Мы против того, чтобы у наших абитуриентов были розовые очки относительно будущей специальности, – предупреждает Ирина Скоробогатых. – Это интересная и творческая работа, но это большие нагрузки и ответственность. И мы сразу стараемся показать студентам реальную жизнь. Например, что многие компании в период кризиса увольняют в первую очередь маркетологов. Хотя это самая большая ошибка, которая только может быть, потому что именно маркетологи дают ту информацию, которая позволяет бизнесу развиваться и двигаться вперед. Поэтому мы сразу говорим студентам: учиться у нас будет интересно, но нелегко!

Проекты кафедры Маркетинга

Проекты кафедры Маркетинга

«Честные цены»

«Честные цены» – проект, представляющий собой форму оперативного мониторинга изменения витринных цен пищевых продуктов массового спроса. Научная группа проекта РЭУ составила список из 600 магазинов в Москве и 400 торговых предприятий (магазинов шаговой доступности, супермаркетов и гипермаркетов) в других регионах. Исследовались 17 позиций продовольственных товаров из разных категорий, которые входят в продовольственную корзину.

В рамках проекта была разработана методика проведения мониторинга минимальных цен на социально-значимые продукты питания, отличающаяся от общепринятой методологии Росстата.

Проекты кафедры Маркетинга

Исследования по разработке рекомендаций по совершенствованию транспортного обслуживания в г. Москве

В рамках исследования были проведены работы по оценке состояния наземного городского транспорта общего пользования и метро, сейчас проводится анализ стратегии развития общественного транспорта и московского такси, разрабатываюся новые подходы к тарифному регулированию.

Работа включает в себя сравнительный анализ стандартов в области предоставления услуг НГПТ, включая стандарты, действующие в крупных городах Европы, Азии, Америки и на территориях постсоветского пространства. Результатом исследования станет разработка стандартов транспортного обслуживания населения наземным городским пассажирским транспортом и рекомендации по совершенствованию услуг обслуживания, повышению привлекательности городского наземного транспорта в г. Москве.

Не экономикой единой

Помимо экономических специальностей, в РЭУ им. Г.В.Плеханова уделяют внимание и другим отраслям. Например, на кафедре химии и физики исследователи экспериментируют с новыми видами биоразлагаемой упаковки. И успешно: новой технологией уже заинтересовались на производстве, а Университет Коста-Рики пригласил специалистов РЭУ читать лекции для своих студентов.
– На производстве есть очень много отходов – например, льняная костра, которая остается после изготовления тканей, или лузга подсолнечника после отжима масла, – приводит пример один из авторов разработки Пётр Пантюхов, доцент кафедры физики и химии. – Их можно смешивать с полиэтиленом, и итоговый материал будет дешевым и биоразлагаемым. Мы провели ряд экспериментов и сделали пленки, разлагающиеся в почве за три-четыре года. Мы даже открыли несколько испытательных полигонов, на которых проверяем разлагаемость этих материалов в реальных условиях. И эту методику уже признали ведущие специалисты в этой области.
Авторы разработки не только получили патент на своё изобретение, но и запустили новый материал в промышленное производство. Теперь такие биоматериалы уже используются для упаковки продуктов в сетевых супермаркетах.

Другая методика позволяет ускорить производство автомобильных шин, но в производство она пока не пошла. Производители от неё в восторге, но финансов для переоборудования производства у них пока нет.
– Мы планируем сделать Центр коллективного пользования, где могли бы проводить исследования и представители других вузов, – рассказывает Анатолий Попов, заведующий кафедрой физики и химии РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Оборудование для некоторых экспериментов довольно дорогое – цены на один прибор могут достигать 200 тысяч евро. Часть нужного оборудования у нас уже есть, и мы сейчас как раз открываем свою лабораторию.
В другой лаборатории – информационной безопасности – студентам рассказывают, как уберечь свою компанию от промышленного кибер-шпионажа.
– Мы разрабатываем программное обеспечение и проектируем информационные системы в рамках студенческой проектной деятельности для предприятий, с которыми мы сотрудничаем, и для других заказчиков, чаще всего представляющих государственный и реальный сектор экономики, предприятия ОПК – говорит Сергей Лебедев, директор образовательно-научного центра «Кибернетика» РЭУ им. Г.В.Плеханова. — Наши студенты получают практическую подготовку, проходят стажировки в отечественных компаниях ИТ-отрасли на реально действующих информационных объектах. Кроме того, мы регулярно проводим для студентов открытые лекции, мастер-классы, практикумы, куда приглашаем отечественные IT-компании, IBS, Крок, Ланит, Лабораторию Касперского, компанию «Диалог-Наука», Интерфакс, Интегрум, Сбербанк Технологии и другие, совместные научно-практические конференции. Такая форма взаимодействия с работодателем, по нашему мнению, с одной стороны, расширяет границы выбора профессии студентом, с другой стороны, формирует благоприятную среду для поиска кандидатов в кадровый резерв компаний.
В вузе функционирую базовые кафедры известных отечественных ИТ-компаний, которые готовят выпускников для отечественной ИТ индустрии. Например, базовая кафедра компании 1C, программное обеспечение которой используется в деятельности большого количества предприятий и организаций, базовая кафедра ФГУП НИИ «Восход», которое разрабатывает территориально-распределенные государственные автоматизированные информационные системы общенационального масштаба, базовая кафедра Института развития информационного общества, который сейчас проводит масштабные исследования и разработку системного проекта Электронного Правительства РФ.

– Спада в сфере ИТ в ближайшее время не предвидится, – уверен Сергей Лебедев. – Наоборот, вопросы информационной безопасности, кибер-преступности, информационного противоборства, приобретают сегодня особую остроту и актуальность. Выпускники без работы не останутся – напротив, это будут одни из самых востребованных специалистов на нашем рынке труда.

Сам себе предприниматель

Вообще, найти себе работу после выпуска для студента РЭУ не проблема – по данным исследований, почти 80 процентов ребят идут работать по специальности. Остальные устраиваются в смежных областях – например, в финансовом секторе или бухгалтерии.
Самые ответственные могут попробовать себя в реальной работе ещё во время учебы. Для этого в вузе предусмотрена широкая программа стажировок.
– Мы сотрудничаем с огромным количеством компаний, как российских, так и зарубежных, – объясняет Юлия Косарева, директор Центра развития карьеры РЭУ им. Г.В.Плеханова. – У нас порядка 400 соглашений о сотрудничестве по всему университету, и около 800 контактов в целом. Например, есть возможность поработать в консалтинге в «большой четверке». Ребята знают про эти стажировки и готовятся к ним отдельно.
О РЭУ в цифрах:
7

Базовых кафедр
Более 400

Соглашений с работодателями-партнерами
15 резидентов

Бизнес-инкубатора
85 проектов

Выпущенных Бизнес-инкубатором
Есть и более адресные программы. Например, компания «ОБИ» недавно запустила в университете собственную программу подготовки бакалавров:

– Компания сама разработала учебные планы по этой программе, и ребята могут заниматься параллельно со своей основной учебой, – говорит Юлия Косарева. – Вести занятия будут как наши преподаватели, так и менеджеры «ОБИ». И выпускники этой программы смогут претендовать сразу на управленческие должности.

Если же студент не хочет работать «на дядю», а мечтает открыть своё собственное дело – ему прямая дорога в Бизнес-инкубатор. В этом центре начинающих предпринимателей научат, как довести их идею до ума и как найти финансирование для своего проекта.
– К нам три-четыре раза в неделю заходят разные ребята с самыми разными предложениями, – рассказывает Руслан Мамедов, директор бизнес-инкубатора РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Мы садимся, разбираем их идеи, обсуждаем, что им нужно проработать для того, чтобы довести её до ума и превратить её в полноценный бизнес-проект. Наша задача – не просто отобрать что-то интересное и разместить проект в стенах университета. Мы помогаем привлечь инвестиции, стараемся оказать студентам долгосрочную консультационную и экспертную поддержку. Есть очень много тонких нюансов, которых нет ни в одной книжке – эта информация есть лишь у экспертов, которых Бизнес-инкубатор РЭУ привлекает для работы с проектами.
Прийти в Бизнес-инкубатор может хоть первокурсник – главное, чтобы у него была не просто идея, а более-менее проработанный план действий. Ему расскажут, что и как нужно доработать, чтобы принять участие в конкурсе проектов. Победители конкурса могут стать резидентами Бизнес-инкубатора и получают самую полную помощь и поддержку.

– Проекты разные: и в области IT, и в области консалтинга, – приводит примеры Руслан Мамедов. – Есть ребята, которые занимаются юридическими консультациями и ведут арбитражные процессы. Причем команда – наши студенты и аспиранты! Другие команды занимаются мобильными приложениями и интернет сервисами – ребята открывают свои интернет-магазины, исследуют новые каналы продаж, привозят уникальные товары и изобретают новые технологии маркетинга в сети интернет. Есть проект, который полностью ломает рынок риэлторских услуг в России – это агрегатор жилья, как AirBnB, только для долгосрочной аренды и продажи жилья. Так же есть уникальный и быстро развивающийся проект на стыке дизайна и оптических технологий – Edison Lab делают видео контент в формате 3Д и научились проецировать его на любую прозрачную поверхность, например на витринные окна магазинов и ресторанов. В целом, наши ребята начинают зарабатывать деньги на своем бизнесе уже на 2-3 курсах.

Поступление — это только начало

Чтобы воспользоваться всеми возможностями, которые университет даёт своим студентам, надо сперва туда поступить! И это задача не из лёгких – в РЭУ им. Г.В.Плеханова традиционно один из самых высоких проходных баллов во всей стране.
— Наибольшей популярностью пользуются экономические специальности и направления, – рассказывает Аюрика Батуева, начальник управления «Приёмная комиссия» РЭУ им. Г.В.Плеханова. – Но то же направление «Экономика» реализуется на шести факультетах, Самые высокие баллы там, где небольшой план приема – это англоязычные программы Международной школы бизнеса и Факультета международных экономических отношений. И наоборот, на экономику на Финансовом факультете набирают много абитуриентов, но балл там высокий, потому что этот факультет вообще пользуется популярностью. Поэтому баллы на одно и то же направление на разных факультетах могут отличаться на 5-6 пунктов.
Но хорошая учёба – далеко не всё. С прошлого года вузы могут начислять абитуриентам дополнительные баллы к результатам ЕГЭ за индивидуальные достижения. Это могут быть спортивные победы, наличие золотого значка ГТО, аттестат с отличием, участие в олимпиадах школьников, а также волонтерская деятельность. Однако, на практике, далеко не все эти заслуги могли быть зачтены.

– Аттестат с отличием и участие в олимпиадах у нас вопросов не вызывали, мы добавляли за них баллы абитуриентам, – подтверждает Аюрика Батуева. – А вот со значками ГТО у нас были сложности. Во-первых, далеко не во всех регионах была возможность сдать нормы ГТО. Во-вторых, для подтверждения золотого значка нужен приказ Министра спорта РФ с фамилиями награжденных, для серебряного – аналогичный документ на региональном уровне. И далеко не все могли предоставить эти документы в качестве подтверждения. Доходило до скандалов, когда люди просто требовали начислить им этот один балл!

В этом году в зачёт пойдет только золотой значок – так указано в порядке приёма — и только в том случае, если абитуриент предоставит копию приказа из Минспорта России. Та же проблема и с волонтёрством: поскольку подтвердить это сложно, университет решил не добавлять за это баллы.

– В прошлом году абитуриент мог получить дополнительные баллы за итоговое сочинение, которые выпускники пишут в начале декабря, – продолжает Аюрика Батуева. – Максимально вуз мог оценить эту работу в 10 очков. Но к нам подаёт документы 8 тысяч человек, и у нас просто нет ресурсов для проверки всех работ. Пришлось бы направить на это всю кафедру русского языка и литературы, и отправить их в отпуск на оставшуюся часть года за переработку! А ведь мы ограничены временными рамками, к тому же.

Поэтому в РЭУ сделали проще. Проверять работы не стали. Но накинули три балла всем, кто попросил учесть свое сочинение. И даже при таких условиях далеко не все абитуриенты это сделали. В 2016 году мы не будем учитывать сочинение.
– Другая сложность возникла с минимальными баллами, – продолжает Аюрика Батуева. – Это то количество баллов ЕГЭ, которые нужно набрать школьнику, чтобы у него приняли документы. По математике мы устанавливали планку в 50 баллов и на бюджетное, и на платное отделение. И приходилось отказывать ребятам с высочайшими баллами по русскому языку и обществознанию, у которых было по математике всего 49 очков. Ровно 50 было у 15 процентов зачисленных! Внебюджетный прием сократился, мы потеряли почти треть потенциальных абитуриентов увеличив при этом средний балл зачисленных на платное отделение на 11 очков по сравнению с прошлым годом. В 2016 году мы установили плавающую планку – по математике балл снизили до 45 для всей экономики и всех технических направлений, и до 40 для направлений, связанных с менеджментом, а также снизили до 45 минимальный балл по всем естественнонаучным дисциплинам – физике, математике, информатике, химии и биологии. Посмотрим, что будет в следующем году!

Комментарии


Руслан Хасбулатов
завкафедрой мировой экономики РЭУ им. Г.В.Плеханова
– В нашем университете очень сильная экономическая школа, наши учёные ведут серьезные исследования и делают прогнозы, отталкиваясь от реальных показателей. К сожалению, наша власть далеко не всегда использует эти возможности. Экономическая политика субъективна – президент и корпорации продвигают, свои разные линии. В этом дихотомия нашей экономики. Исторически так сложилось, что к власти пришли представители американской экономической школы, а к нашим специалистам прислушиваются меньше, чем хотелось бы. Поэтому возникает проблема утечки мозгов за рубеж, причем не только на Запад, но и на Восток, в Китай и Корею. Для молодых и талантливых экономистов сейчас в России довольно нервозная обстановка, в связи с погромами Академии наук и реорганизацией высшего образования.


Владимир Слепак
председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной поддержке и качеству жизни, выпускник РЭУ им. Г.В.Плеханова
— Ещё недавно было время, когда все хотели стать банкирами. А сейчас центральный банк отзывает лицензии. На рынке труда избыточное количество экономистов. Я считаю, что экономист должен быть в сегодняшнее время универсалом. Ребятам не надо терять время, им надо интегрироваться, становиться универсальными специалистами. Экономист с юридическим образованием — это уже специалист повышенного спроса. Человек со знанием языков — это ещё один бонус.

Мне кажется, надо использовать все предоставляющиеся возможности, чтобы уже к 25 годам, к моменту создания семьи, быть независимым. Я за то, чтобы сделать специальную биржу труда для студентов, чтобы они могли прийти на смену людям, считающим себя незаменимыми.

Сегодня мы часто говорим о бизнесе, и этот бизнес стоит закладывать уже с 1 курса. Существует добрый десяток его вариантов, которые можно развивать еще со студенческой скамьи. Не надо ждать, когда чиновники из Госдумы изменят законодательство. Давайте сами формировать удобные условия, давайте формировать условия для бизнеса!
Автор: Ксения КОНЮХОВА
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
Дизайн и верстка: Анна ЛАТУХОВА
Made on
Tilda