Как это работает

Карта присутствия «Росводоканала»:

Воронеж

Броцман Андрей Викторович

Броцман Андрей Викторович

Генеральный директор ООО «РВК-Воронеж»

Наш город стал первым в стране, где в марте 2012 года муниципальные власти передали Водоканал в управление частному инвестору по концессионному соглашению. Безусловно, первопроходцам приходится особенно нелегко. Но сейчас воронежский опыт государственно-частного партнёрства тиражируется по всей стране

В каком состоянии находилась инфраструктура водоснабжения/водоотведения города на момент, когда «Росводоканал» начал в нем свою деятельность?
Водопроводно-канализационное хозяйство находилось в крайне плачевном состоянии: сказался и пресловутый «государственный менеджмент» со всеми вытекающими (в данном случае — почти в прямом смысле) последствиями и многолетнее отсутствие возможности вкладывать средства в развитие инфраструктуры достаточные средства. Да и не до развития было — в последние годы муниципалы занимались латанием дыр, возникающих с завидной периодичностью то тут, то там. Передача активов частному бизнесу — «Росводоканалу» — стала в сложившейся ситуации оптимальным вариантом. Тем более что концессионером выступила крупнейшая профильная компания, накопившая к этому времени достаточный опыт антикризисных действий на подобных объектах жизнеобеспечения. Воронеж стал первым городом в нашей стране, где в марте 2012 года было подписано концессионное соглашение. Безусловно, первопроходцам приходится особенно нелегко. Несмотря ни на что, нужно идти вперед, прокладывать дорогу для остальных. Совместная работа администрации городского округа Воронежа и «РВК-Воронеж» является одним из удачных примеров государственно-частного партнерства в такой непростой области, как жилищно-коммунальной сфера. Сегодня воронежский опыт тиражируется по всей стране. И это подтверждается вниманием руководства страны — визитом в Воронеж заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Козака, заместителя министра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса. К слову, только в 2015 году в нашей стране было заключено 271 концессионное соглашение, а общее количество концессий в сфере ЖКХ достигло 699. В целом к 2018 году в России планируется передать в концессию около 80% неэффективных унитарных предприятий и создать в сфере ЖКХ несколько игроков национального уровня.
В чем особенность системы водоснабжения города по сравнению с другими городами?
В отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и других крупных городов России Воронеж снабжается водой не из поверхностных источников, а из разведанных залежей подземных вод. Поэтому процессы подъема и подготовки воды потребителям в Воронеже имеют ряд технологических особенностей, а наибольший удельный вес в структуре себестоимости водопроводной воды составляют расходы на электроэнергию, которые связаны с работой мощного насосного оборудования.
Какие направления программы модернизации являются ключевыми?
Все направления инвестпрограммы являются важными для нас. Наиболее масштабные проекты — это капитальный ремонт главного Левобережного коллектора, реконструкция аэротенков и проектирование цеха механического обезвоживания на Правобережных очистных сооружениях.
Что сделано по программе модернизации, каков объем проделанной работы?
В целом с начала концессии, с 1.06.2012 по 31.12.2015, выполнение инвестиционной программы на 2012 — 2018 годы в денежном выражении составило 1 млрд. 14 млн. руб. с НДС. За этот период реконструировано 1658 погонных метров главного Левобережного коллектора диаметром 2 метра — основной канализационной артерии Левого берега, где проживают около 300 тысяч воронежцев. Также построен новый водовод в самом крупном — Коминтерновском районе Воронежа, на улице Шишкова. Разработана и внедрена гидравлическая модель системы управления водоснабжением города, которая позволяет в режиме реального времени контролировать бесперебойную подачу воды. Проведено техническое перевооружение трех крупных водоподъемных станций № 4, 8 и 11, также сегодня в работе находятся еще три ВПС — № 10, 13 и 14. Установлено новое современное оборудование на повысительных насосных станциях водоснабжения и канализации, реконструировано несколько десятков КНС, обновлен автопарк и спецтехника. Кроме того, начаты работы по проектированию цеха механического обезвоживания, реконструкции аэротенков на Правобережных очистных сооружениях, а также сетей водоснабжения и водоотведения в городском микрорайоне Никольское.
Что запланировано в программе модернизации на этот год, каковы объемы инвестиций?
Объем вложений запланирован в сумме 518 млн. рублей. В целом по согласованию с администрацией города в рамках инвестпрограммы текущего года планируется реализовать 16 мероприятий в сфере водоснабжения и 13 — в области водоотведения. Наиболее масштабные проекты из них, как мы уже отмечали, — капитальный ремонт главного Левобережного коллектора, реконструкция аэротенков и проектирование цеха механического обезвоживания на Правобережных очистных сооружениях.
Как изменились показатели производственных издержек за время деятельности «Росводоканала»?
Например, в 2015-м, по сравнению с предыдущим годом себестоимость продаж снизилась на 1,2 млн. рублей при росте прибыли на 29,5 млн. рублей. Уменьшить производственные издержки удалось благодаря услугам, оказываемым предприятию управляющей компанией «Росводоканал», а также внедрению современных энергоэффективных технологий.
В чем ресурс для их снижения?
Модернизация оборудования, внедрение современных энергоэффективных технологий
Какова сейчас ситуация с долгами? Какие меры принимаются для укрепления финансовой дисциплины среди потребителей?
Основной проблемой являются неплатежи. Специалисты воронежского предприятия «Росводоканала» ведут последовательную, системную работу по снижению дебиторской задолженности за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения. Это разъяснительная, административная работа с неплательщиками, а также прекращение подачи воды, претензионно-исковая работа. Помимо отстаивания законных интересов предприятия в судебных инстанциях, специалисты водоканала регулярно направляют в городскую прокуратуру обращения по фактам нецелевого использования, либо присвоения управляющими организациями денежных средств граждан — плательщиков за предоставленные обществом услуги. К слову, нарушение данной, 165-й статьи Уголовного кодекса РФ грозит до пяти лет лишения свободы. Также пресс-служба водоканала регулярно выпускает официальные сообщения (пресс-релизы) на данную тему, предоставляет комментарии руководителей «РВК-Воронеж» при подготовке журналистами региональных, федеральных телевизионных репортажей, в которых водоканал информирует общественность об организациях — крупных неплательщиках. Мы твердо отстаиваем наши интересы и интересы наших партнеров. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации рост задолженности может привести к срыву сроков модернизации объектов и, как следствие, увеличению аварийности на сетях, что является недопустимым.
Снижается ли количество нештатных ситуаций, неплановых отключений?
Да. В 2015 году по сравнению с 2012-м (первым годом концессии) воронежскому предприятию группы компаний «Росводоканал» удалось в два раза сократить аварийность на сетях. И это при том, что нами было принято в управление большое количество бесхозных сетей.
Уменьшились ли потери воды?
Да. В 2015 году по сравнению с 2012-м воронежскому предприятию группы компаний «Росводоканал» удалось на 20,5% уменьшить потери воды.
Как за время деятельности «Росводоканала» изменилось качество воды и водоснабжения?
За время деятельности «Росводоканала» в г. Воронеже фиксируется тенденция к улучшению качества питьевой воды в разводящей водопроводной сети. По сравнению с 2011 годом в 2015 году из общего количества проанализированных проб, отобранных из разводящей сети, зафиксировано более чем 20-процентное снижение нестандартных проб.
Аналогичное, практически пропорциональное снижение количества нестандартных проб питьевой воды лабораторно подтверждено в подаваемой в разводящую сеть с водоподъемных станций.
Насколько качество питьевой воды соответствует санитарным нормам?
В целом по десяткам контролируемых показателей качество питьевой воды, подаваемой ООО «РВК-Воронеж» в разводящую водопроводную сеть г. Воронежа, соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода».
Оценено ли ее качество потребителями? Изучается ли общественное мнение по этому вопросу?
Общественное мнение в настоящее время не изучается. Вместе с тем, согласно рейтингу Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Экологическое развитие городов», г. Воронеж по итогам 2014 года занимает второе место среди городов страны по водопотреблению и качеству воды. Данный рейтинг и методика оценки разработаны Минприроды в соответствии с мировыми аналогами и критериями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Налажена ли обратная связь с жителями города? Какие вопросы их волнуют больше всего?
Мы постоянно стремимся повышать качество нашей работы, нам важно знать мнение людей. С этой целью на предприятии организована круглосуточная обратная связь с потребителями. В 2012 году был создан call-центр, который работает для жителей города в будние дни с 8 до 22 часов. В ночное время, а также в выходные и праздничные дни звонки принимают диспетчеры Центральной диспетчерской службы водоканала. Операторы контакт-центра отвечают в среднем на тысячу звонков в день, соответственно в месяц это порядка двадцати тысяч звонков. Потребители обращаются в основном по вопросам аварийных ситуаций, а также установки, опломбировки, поверки приборов учета и начислений за услуги водоснабжения и водоотведения.
Также эффективным средством обратной связи с потребителями является интернет-сайт «РВК-Воронеж», посредством которого юридические и физические лица не только могут задать интересующий вопрос, но и ознакомиться с договорами, нормативными актами в сфере ЖКХ, передать показания приборов учета и др.
Водоканал, являясь одним из самых информационно открытых предприятий города, регулярно публикует на своем сайте новости, производственные, финансовые результаты деятельности и многое другое. Данная информация ложится в основу многочисленных печатных и интернет-публикаций, радио- и телевизионных репортажей регионального и федерального уровня. Поэтому неудивителен тот факт, что у многих журналистов сайт воронежского водоканала добавлен в число избранных интернет-ресурсов.
Александр Викторович Гусев

Александр Викторович Гусев

Глава городского округа города Воронеж

В 90-е, в начале нулевых годов муниципальные власти в основном занимались латанием дыр в большом водоканальном хозяйстве Воронежа. Передача в 2012 году водоканала в концессию серьезному инвестору заметным образом изменила положение дел. Сегодня «Росводоканал» занимается разрешением многолетних проблем водопроводно-канализационного хозяйства Воронежа. Это проектирование цеха механического обезвоживания и сооружений доочистки сточных вод на Правобережных очистных сооружениях, реконструкция главного Левобережного коллектора. Развитие города-миллионника невозможно представить без реализации этих и других стратегических проектов.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Тверь

Дмитрий Петрович Капустин

Дмитрий Петрович Капустин

Генеральный директор ООО «Тверь Водоканал»

В 2015 году предприятие вдвое увеличило объем производственной программы по сравнению с 2014 годом. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, объем производственной программы этого года сохранен. При этом тариф вырастет всего на 2,5% - это минимальный рост за несколько последних лет. А это значит, что расходы на воду и водоотведение не станут для потребителей непосильной ношей.

В 2006 году, когда «Росводоканал» пришел в Тверь, местное предприятие находилось в состоянии банкротства. Была высокая аварийность, в сети не хватало давления — в часы пик в домах могло не быть воды. В городе было много скважин, из которых качали некачественную воду.


Главные источники воды — Тверецкий и Медновский водозаборы, которые находятся в северной части города. При этом активно застраивается жильем южная часть Твери.
Поэтому в инвестиционной программе «Тверь Водоканала» основной упор был сделан на обеспечение надежного водоснабжения юга города. Для этого были пробурены две водозаборные скважины и построена локальная станция водоподготовки.

Бесперебойную подачу воды в город с необходимым давлением обеспечивает частотно-регулируемый привод с плавным регулированием частоты вращения, установленный на насосной станции второго подъема Тверецкого водозабора.При этом автоматическая система контроля давления в режиме реального времени передает данные в диспетчерскую службу. Масштабная модернизация насосных станций третьего подъема обеспечит бесперебойную подачу воды на верхние этажи многоквартирных домов.

Оптимально подобрано насосное оборудование и в системе водоотведения, благодаря чему в прошлом году потребление электроэнергии заметно снизилось.
Модернизация хлораторных на очистных сооружениях и станции водоподготовки Тверецкого водозабора позволила отказаться от применения опасной технологии обеззараживания жидким хлором, теперь здесь применяется совершенно безопасный способ производства газообразного хлора из поваренной соли.
Как и во многих регионах страны, природная тверская вода содержит много железа. Она также перенасыщена фтором и марганцем. До недавнего времени проблема качества воды очень остро стояла в поселке Элеватор. Водозаборный узел здесь начали строить больше 10 лет назад, однако объект превратился в долгострой, был заброшен.
Пока станция простаивала, насосы пришли в негодность из-за неоднократных затоплений. Но в прошлом году городская администрация договорилась с руководством «Тверь Водоканала» о передаче ему на баланс этого объекта. После чего компания всего за два месяца достроила и подготовила станцию к работе. Часть насосов удалось восстановить, другую пришлось менять. Подобрав оборудование оптимальной мощности, специалисты смогли добиться подъема качественной воды. Многолетняя проблема в поселке решена.

Юрий Иванович Тимофеев

Юрий Иванович Тимофеев

Глава администрации Твери

ООО «Тверь Водоканал» выполняет важнейшую функцию и является одним из ведущих предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства. От результатов работы предприятия во многом зависит качество жизни горожан. И сегодня «Тверь Водоканал» выполняет стоящие перед ним задачи на высоком качественном уровне. При необходимости муниципалитет оказывает предприятию поддержку. Так, ООО «Тверь Водоканал» получило муниципальную преференцию в виде освобождения от уплаты задолженности по арендной плате в размере 50 млн. рублей. Данные средства будут направлены на реализацию инвестиционной и производственной программ предприятия в 2016 году. Отмечу, что, действуя в этом году в рамках ограниченного роста тарифа, предприятие сумело сохранить объем своей производственной программы. Это произошло благодаря использованию внутренних резервов. Внедрение системы бережливого производства, оптимизация бизнес-процессов помогают сократить потери, делая предприятие по-настоящему эффективным.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Тюмень

Мугаммир Файзуллович Галиуллин

Мугаммир Файзуллович Галиуллин

Генеральный директор ООО «Тюмень Водоканал»

Мы сократили нагрузку на тариф, не потеряв в качестве предоставляемых услуг. И это не предел: мы будем продолжать оптимизировать издержки и повышать эффективность

В каком состоянии находилась инфраструктура водоснабжения/водоотведения города на момент, когда «Росводоканал» начал в нем свою деятельность?
Одной из главных существовавших проблем системы водоснабжения Тюмени до прихода «Росводоканала» был нарастающий дефицит воды в городе. Фактически водоочистные станции к 2008 году работали на пределе своих мощностей. Совместно с правительством Тюменской области, администрацией города Тюмени и тюменскими строителями нам удалось не только не допустить дефицита воды в городе, но и сформировать резерв для обеспечения услугами холодного водоснабжения и водоотведения районов перспективной застройки. Для этого был реализован целый комплекс мероприятий по модернизации насосных станций второго подъема Метелевской и Велижанских водоочистных станций и разработаны наиболее эффективные режимы подачи воды в город. Нельзя обойти стороной и вопрос об аварийности на сетях, сейчас мы имеем практически полное представление о состоянии сетей, ведем постоянную аналитику и фиксируем в специализированной программе все повреждения на тех или иных участках трубопроводов — это позволило в разы повысить эффективность ремонтных кампаний на сетях.
В чем особенность системы водоснабжения города по сравнению с другими городами?
Главная особенность в том, что гидравлический режим в городской водопроводной сети поддерживается одновременно двумя водоочистными станциями, при этом обе станции достаточно далеко удалены от основных наших потребителей, поэтому крайне важно строго соблюдать установленные принципы совместной работы этих станций, чтобы обеспечивать равномерное нормативное давление воды по всему городу. Естественно, такая особенность влечет за собой серьезные энергозатраты, поэтому одна из ключевых программ, реализуемая тюменским водоканалом, связана с повышением энергоэффективности. С 2006 по 2015 год нам удалось более чем на треть снизить потребление электроэнергии. Еще одна немаловажная особенность — это качество исходной воды. Город Тюмень снабжается водой одновременно из двух источников — реки Туры и артезианских скважин Велижанского водозабора. И подземная, и речная вода очень далеки от идеала, поэтому приходится прилагать немало усилий и средств для того, чтобы обеспечить потребителей чистой питьевой водой.
Какие направления программы модернизации являются ключевыми?
Направлений много, но ключевые из них — бесперебойность и качество предоставляемых услуг, обеспечение услугами холодного водоснабжения и водоотведения районов перспективной застройки, повышение энергоэффективности и надежности, автоматизация.
Что сделано по программе модернизации, каков объем проделанной работы?
Основная часть мероприятий утвержденной Инвестиционной программы 2012 — 2016 гг. — это замена аварийных участков водопроводных и канализационных сетей. Мы выполнили все запланированные в 2012 — 2015 гг. мероприятия, модернизировав 16,538 километра водопроводных и 1,048 километра канализационных сетей, особо нуждавшихся в замене. Также были выполнены масштабные работы по внедрению автоматизированной системы управления насосными станциями водозаборов, что позволило полностью автоматизировать процессы управления подачей воды в город, теперь с водоочистных сооружений подается ровно столько воды, сколько требуется городу в тот или иной момент времени. Такая стабильная равномерная подача не допускает, с одной стороны, дефицита воды, а с другой — избыточного давления, тем самым существенно сокращая энергозатраты на транспортировку воды и риск возникновения крупных аварийных ситуаций, связанных с гидроударами.
Что запланировано в программе модернизации на этот год?
В этом году в рамках утвержденной Инвестиционной программы 2012 — 2016 гг. нам предстоит выполнить модернизацию более 5,5 километра водоводов и почти 1,8 километра канализационных сетей.
Как изменились показатели производственных издержек за время деятельности «Росводоканала»?
Тюменский водоканал эксплуатирует 1629 километров водопроводных и канализационных сетей. Услугами водоканала ежедневно пользуются более 700 тыс. человек. С 2006 по 2015 г. на объектах водоснабжения и водоотведения было снижено потребление электроэнергии на 34,7%, с 2010 по 2015 г. потери воды уменьшены на 7,4%, количество повреждений из грунта с 2012 по 2015 год снизилось на 20%. Еще один показательный пример эффективности работы частного оператора: в 2006 году мы взяли на обслуживание 45 канализационных и 73 водопроводные насосные станции, 781 километр водопроводных и 530 километров канализационных сетей, сейчас мы обслуживаем 67 канализационных и 90 водопроводных насосных станций, а протяженность сетей выросла до 969 и 660 километров соответственно, но при этом за счет внедрения автоматизации и принятия ряда организационных решений нам удалось оптимизировать численность обслуживающего персонала на 15 процентов. То есть мы сократили нагрузку на тариф, не потеряв в качестве предоставляемых потребителям услуг. И это не предел, мы будем продолжать работы по оптимизации издержек и повышению эффективности.
В чем ресурс для их снижения?
Главный ресурс — это анализ всего происходящего, выводы и принятие решений. Нужно уметь найти причину возникающих издержек, проанализировать ее, выработать несколько путей ее устранения, выбрать наиболее оптимальный и реализовать. Это и технические мероприятия по замене устаревшего оборудования на более современное и эффективное, перекладка аварийных участков трубопроводов, изменение существующих режимов. Один из ярких примеров — это проведенная замена оборудования на насосных станциях второго подъема водоочистных сооружений и внедрение автоматизированной системы, которая позволила сократить затраты на транспортировку воды на 20 процентов.
Есть и чисто организационные мероприятия. Например, в части снижения потерь воды — это выявление бездоговорного пользования услугами холодного водоснабжения и водоотведения, только за прошлый год мы зафиксировали более 600 таких фактов и применили к ним установленные законом санкции, тем самым снизив реальные потери воды.
Какова сейчас ситуация с долгами? Какие меры принимаются для укрепления финансовой дисциплины среди потребителей?
На самом деле это один из актуальных вопросов, ведь от платежной дисциплины потребителей напрямую зависит стабильность работы всей водопроводно-канализационной системы. На сегодняшний день долг всех потребителей за услуги холодного водоснабжения и водоотведения превышает 500 миллионов рублей, что соизмеримо с бюджетом нескольких годовых ремонтных кампаний. Поэтому мы вынуждены прибегать даже к самым крайним мерам, разрешенным законодательством, для взыскания долгов с самых злостных неплательщиков. Мы применяем ограничение услуг канализации, активно сотрудничаем с бюро кредитных историй по передаче данных на должников в банки, ведем претензионно-исковую работу, направляя в суды тысячи исков в месяц. Совместно с банками и судебными приставами проводим взыскания с должников. Это сложная и кропотливая работа, которая тем не менее дает свои результаты. Но она отнимает и массу ресурсов, на мой взгляд, существующий на сегодняшний день механизм работы с должниками требует тщательной проработки на федеральном законодательном уровне, пока у нас по многим направлениям связаны руки, платежная дисциплина потребителей коммунальных услуг так и будет пробуксовывать, а громадное количество ресурсов, в том числе и государственных органов, будет растрачиваться впустую.
Снижается ли количество нештатных ситуаций, неплановых отключений?
С 2012 по 2015 год мы снизили количество повреждений из грунта на 20%, это итог плановой работы по перекладке аварийных участков трубопровода и оптимизации гидравлических режимов работы водоочистных сооружений. Каждое повреждение на сетях теперь заносится в созданную геоинформационную систему, что позволяет более эффективно планировать ремонт и замену наиболее проблемных участков водопроводной и канализационной сети, в зависимости от количества повреждений на том или ином участке и потребителей, испытывающих перебои в предоставлении услуг.
Уменьшились ли потери воды?
С 2010 по 2015 г. за счет модернизации ветхих сетей в рамках Инвестиционной программы планово-предупредительных ремонтов, оптимизации режимов подачи воды в город, а также выявления фактов сверхнормативного потребления воды и бездоговорного пользования, нам удалось сократить потери воды на 7,4%. При этом, как показывает практика, достаточно большая доля потерь воды — это именно сверхнормативное потребление и хищения.
Как за время деятельности «Росводоканала» изменилось качество воды и водоснабжения?
Главное — удалось решить системный вопрос дефицита воды в периоды максимального водопотребления и создать резерв мощностей основных водоочистных сооружений на перспективу. Что касается качества воды, то это вопрос непрерывного совершенствования, во-первых, санитарные нормы становятся строже, во-вторых, не в лучшую сторону меняется качество исходной воды, поэтому здесь приходится постоянно держать руку на пульсе и искать новые технологические решения. Мы движемся по пути автоматизации работы водоочистных станций, что в первую очередь позволит еще более повысить качество воды, подаваемой потребителям и оптимизировать объемы используемых реагентов.
Насколько качество питьевой воды соответствует санитарным нормам?
Качество воды в Тюмени соответствует установленным нормам. Контроль качества ведется на всех этапах от забора воды, с целью подбора оптимальной дозы реагентов, затем на каждой из стадий очистки и в водопроводной сети. Независимую оценку качества водопроводной воды регулярно проводят специалисты управления Роспотребнадзора по Тюменской области.
Оценено ли ее качество потребителями? Изучается ли общественное мнение по этому вопросу?
Главный показатель оценки качества любой нашей работы — это отсутствие жалоб. За последние несколько лет количество заявок на качество воды сократилось в разы. Естественно, что полного отсутствия подобных жалоб не избежать, здесь сказывается и ветхость некоторых трубопроводов, и проблемы на сетях вне зоны нашего обслуживания, в таких случаях очень важно оперативно реагировать на подобные жалобы и принимать решения, что мы активно и делаем.
Налажена ли обратная связь с жителями города? Какие вопросы их волнуют больше всего?
Обратную связь с потребителями обеспечивает информационно-справочная служба наша предприятия. Все поступающие обращения фиксируются в специально разработанной автоматизированной программе учета заявок «АСТРА», она позволяет не только зарегистрировать обращения, но и оперативно передать его в работу в соответствующие службы, после чего отслеживать выполнение каждой заявки в режиме реального времени. Что касается вопросов, то они всегда разные: основная часть — это консультации по вопросам, касающимся сферы деятельности нашего предприятия, например, в период индексации тарифов возрастает доля вопросов на тему оплаты за воду, в последнее время потребители очень активно интересуются установкой, поверкой и опломбировкой приборов учета воды. Фактически информационно-справочная служба нашего предприятия работает в режиме «единого» окна, позвонивший в нее потребитель может получить любую интересующую его информацию о предоставляемых услугах холодного водоснабжения и водоотведения.
Владимир Владимирович Якушев

Владимир Владимирович Якушев

Губернатор Тюменской области

Конструктивное взаимодействие государственного и частного секторов — важное условие эффективного совершенствования жилищно-коммунальной сферы. В условиях снижения инвестиционных возможностей бюджетов любых уровней и традиционного ограничения роста коммунальных платежей для потребителей, привлечение частного партнера к выполнению социальных функций, ранее выполнявшихся государством, дает возможность уйти от бюджетного финансирования и при этом повысить эффективность выполнения этих функций. За годы работы «Росводоканала» в Тюмени, на 35% процентов снижено потребление объектами водоснабжения электроэнергии, количество утечек из грунта сократилось на 20 процентов, уменьшены потери воды. Это те позитивные изменения, которые не только повышают качество предоставляемых услуг, но и позволяют сдерживать рост тарифов. За последние несколько лет проведена совместная масштабная работа по увеличению мощностей основных водоочистных сооружений. Один из новых подходов в развитии инженерной инфраструктуры, который был выработан на основе действующего законодательства совместно со специалистами тюменского водоканала, это привлечение застройщиков к финансированию строительства сетей для обеспечения услугами холодного водоснабжения и водоотведения новых районов перспективной застройки. Такое решение даст нам возможность и дальше развивать областной центр и обеспечивать всех существующих и новых потребителей коммунальными услугами. Нельзя не отметить, что водопроводно-канализационное хозяйство Тюмени стоит на пороге масштабных перемен, которые связаны с новой схемой водоснабжения и водоотведения, которая задает вектор развития этой важной отрасли на несколько лет вперед и ставит перед нами серьезные стратегические задачи.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Оренбург

Михаил Валентинович Иванов

Михаил Валентинович Иванов

Генеральный директор ООО «Оренбург Водоканал»

Год назад мы запустили пилотный проект, который направлен на сокращение избыточного использования материальных, финансовых, людских ресурсов. Цель — уменьшить потери и увеличить производительность. В настоящее время в «Оренбург Водоканале» реализуется система 5С, или, другими словами, система бережливого производства в миниатюре

До 2003 года у оренбургского водоканала было множество названий: каждые два-три года менялись его организационно-правовые формы, но не менялось положение дел — предприятие уверенно шло к банкротству.
85% изношенных сетей, аварийность, превышающая среднестатистический уровень в 6 раз. Количество утечек составляло по 20 — 30 в день. О водоснабжении по городу ходила поговорка: «Зимой — по расписанию, а летом — никогда».

Предприятие с трудом справлялось с текущими ремонтными работами, да и ремонтировало все точечно, в «пожарном» режиме. Не хватало техники: для ликвидации аварий руководство города собирало ее со всех предприятий. Ситуацию усугубляла дотационная зависимость от городской казны.
В конце 2003 года руководство Оренбурга приняло непростое, но, как выяснилось годы спустя, единственно верное решение — передать водопроводно-канализационное хозяйство города в аренду частному оператору. 21 августа 2003 года состоялась государственная регистрация ООО «Оренбург Водоканал» в качестве юридического лица, а между администрацией города, Группой компаний «РОСВОДОКАНАЛ» и ООО «Оренбург Водоканал» заключены договоры аренды на 25 лет. За десять лет «Оренбург Водоканал» обеспечил бесперебойное и стабильное водоснабжение города, в том числе за счет установки частотных преобразователей на насосных станциях, организовал безаварийную работу Ново-Сакмарского водозаборного узла, увеличил пропускную способность водоводов, модернизировал насосные станции, тем самым повысив энергоэффективность системы. На предприятии разработана и эффективно реализуется стратегия развития автотранспортного цеха.
Сточные воды стали тщательнее очищаться благодаря реконструкции очистных сооружений канализации. Это заметно оздоровило экологическую обстановку в городе.

На реализацию этих масштабных мероприятий потребовалось 2,13 млрд. рублей. В результате деятельности частного оператора аварийность на сетях водоснабжения с 2010 по 2015 год сокращена в 3 раза, на сетях водоотведения — в 1,5 раза, потери воды уменьшены на 41%, а расход электроэнергии — на 35%.

В этом году в системе Ново-Сакмарского водозаборного узла продолжится строительство водных магистралей, протяженность которых составит 10 км. В районах новостроек будут прокладывать сети водоснабжения и канализацию. Оренбургский водопровод строился в основном в послевоенные годы и в период массового жилищного строительства, сейчас его износ составляет 66%. Во время ремонта и реконструкции железные и чугунные трубы меняют на полиэтиленовые. Протяженность полиэтиленового водопровода каждый день увеличивается и уже почти достигла 500 км.
Понятно, что быстро решить все проблемы невозможно. Тем более что ситуацию с финансированием усугубляют неплательщики. Долги населения и юридических лиц за воду сейчас составляют более 230 млн. рублей. Как отметил коммерческий директор компании Алексей Марков, этих денег хватило бы, чтобы переложить более 20 км сетей водоснабжения и водоотведения.
Поэтому «Росводоканал Оренбург» запустил информационный проект "Лучший плательщик"/"Злостный должник«. Он ежемесячно определяет пятерку лучших абонентов и пятерку должников среди разных категорий потребителей. Ставка сделана на то, что гласность в отношении неплательщиков поспособствует возврату долгов.
10 лет назад в квартирах многих горожан стояли наполненные водой ведра и тазы — на всякий случай. Сегодня 9 из 10 потребителей оценивают работу «Росводоканал Оренбург» на «отлично». Таковы данные опроса, проведенного по итогам 2015 года. 8% горожан поставили водоканалу «хорошо», оценка «удовлетворительно» была зафиксирована в единичных случаях, а «двойку» не поставил ни один потребитель.

Юрий Александрович Берг

Юрий Александрович Берг

Губернатор Оренбургской области

Государственно-частное партнерство позволяет эффективно реализовать крупные проекты на территории региона. ГЧП особенно важно применять в важнейших сферах региональной экономики и систем жизнеобеспечения — жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве социальных объектов и производственных площадок. Такой опыт у Оренбургской области есть. Мы в числе лучших в стране по качеству государственно-частного партнерства. Одним из таких успешных примеров сотрудничества является оренбургский водоканал. Предприятие работает под управлением частного оператора — Группы компаний «РОСВОДОКАНАЛ» с 2003 года. Результат этой работы ощущает каждый житель областного центра — сегодня Оренбург полностью обеспечен качественными услугами водоснабжения и водоотведения. Компания вкладывает средства в модернизацию сетей и оборудования, работает над качеством очистки сточных вод, реализует производственные и социальные проекты.лизует перспективные проекты развития водопроводно-канализационной инфраструктуры региона и сохранения экологии реки Иртыш. Одним из последних таких проектов стало строительство сооружений повторного использования промывных вод на Ленинской очистной водопроводной станции г. Омска. Компания откликается на просьбы министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о подключении к сетям коммунальной инфраструктуры объектов, строящихся с привлечением средств граждан. Инициирует изменения в региональные правовые акты в части сокращения сроков подключения новых абонентов. Высокое качество омской водопроводной воды признано на федеральном уровне. Это результат работы предприятия.

Евгений Сергеевич Арапов

Евгений Сергеевич Арапов

Глава города Оренбурга

«Росводоканал Оренбург» на протяжении многих лет осуществляет бесперебойное водоснабжение, удерживая планку качества оказываемых услуг на самом высоком уровне. Как добросовестный природопользователь, Оренбургский водоканал уже несколько лет проводит реконструкцию очистных сооружений канализации, осуществляет ремонт и строительство сетей водоснабжения и водоотведения. Эта работа направлена, прежде всего, на улучшение качества жизни населения Оренбурга, на сохранение здоровья и благополучия будущих поколений. На предприятии внедряется метод бережливого производства, включающий в себя оптимизацию производственных процессов, повышение качества услуг, сокращение издержек.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Омск

Сергей Николаевич Шелест

Сергей Николаевич Шелест

Генеральный директор ОАО «ОмскВодоканал»

Предприятием запланирована реализация ряда крупных инфраструктурных проектов. Во-первых, это внедрение современных технологий очистки и обеззараживания воды на очистных сооружениях водопровода путем применения продуктов мембранного электролиза поваренной соли взамен технологии, использующей жидкий хлор. Это позволит исключить опасное вещество — жидкий хлор — из процесса очистки воды и ликвидировать опасный производственный объект. Также мы намерены внедрить технологию ультрафиолетового обеззараживания сточных вод, устранив хлор и из этого процесса. В 2015 году существенно обновлен парк спецтехники. Предприятием были приобретены три экскаватора с необходимыми приспособлениями, автокран грузоподъемностью 25 тонн с выпуском стрелы на 32 метра, манипулятор, две каналопромывочные машины на базе «КамАЗов», электролаборатория, специализированная газель Next, укомплектованная переносной электростанцией, гидростанцией и инструментами для проведения всех видов работ. Автопарк пополнился 16 единицами легкового автотранспорта для аварийных бригад. Это позволит нам оперативно и качественно выполнять нашу работу.

В 2007 году, когда «Росводоканал» пришел в Омск, водопроводные сети города можно было сравнить с решетом. Ни дня не обходилось без аварий, причем нередко прорывы водопровода случались синхронно в разных районах города. Потери воды превышали 100 тысяч кубометров в день. Не лучше обстояли дела и с городской канализацией.

Поэтому реконструкцию городской системы водоснабжения и водоотведения компания начала по всем направлениям. За эти годы объем капиталовложений в инвестиционную программу составил более 4 млрд. рублей. А одним из первых шагов стало решение о строительстве новых коллекторов — по улице Харьковская и от ул. 16-я Линия до ул. Петра Осминина. Существующие сооружения были настолько изношены, что могли в любой момент обвалиться. Протяженность двух новых коллекторов диаметром 1200 мм превысила 7 километров. Услуги водоотведения стали доступны для жителей микрорайонов Московка-2 и Московка-3, новых домов Чкаловского поселка. Работы по строительству коллекторов активно шли с 2008 года, а полностью объекты были достроены в 2010 и 2014 годах.
Параллельно с этим в городе шла замена ветхих труб, строились новые водопроводы, оснащались современным оборудованием лаборатории предприятия. С 2007 года омский водоканал заменил 216 километров сетей водопровода и канализации.
В результате количество аварий уменьшилось в 3 раза, потери воды — в 2 с лишним раза, а потребление электроэнергии сократилось на треть.
Улучшилось и качество воды. По данным экологического рейтинга российских городов за 2014 год, опубликованного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Омск занял четвертое место по водопотреблению и качеству питьевой воды. Содержание многих нежелательных веществ в омской питьевой воде гораздо ниже допустимых значений. Например, ее мутность в 5 раз ниже предельно допустимой нормы, цветность — в 10 раз, а жесткость — в 3,5 раза. Содержание нитратов в 22 раза меньше допустимого показателя, а органические вещества и вовсе не обнаруживаются.
Один из крупных инновационных проектов «ОмскВодоканала» направлен на улучшение экологии Иртыша. Суть идеи — в повторном использовании промывных вод. Обычно, когда водоканал берет из реки воду и очищает ее до состояния питьевой, вся грязь и осадки остаются в небольшой ее части. Это и есть промывные воды — большинство водоканалов сбрасывают их обратно в реку.
"ОмскВодоканал" первым среди предприятий группы компаний «Росводоканал» построил сооружения повторного использования промывных вод. Строительство началось в 2012 году в рамках государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта составляет 582 млн. рублей, из которых 218 млн. рублей — бюджетные средства.
Первая очередь сооружений введена в 2015 году, и это позволило снизить забор воды из Иртыша на 60 тысяч кубометров в сутки, а также полностью прекратить сброс промывных вод в источник. На втором этапе проекта будут построены сооружения по обработке осадков, образующихся в результате очистки речной воды. Объект планируется сдать осенью 2016 года.

Виктор Иванович Назаров

Виктор Иванович Назаров

Губернатор Омской области

Омский водоканал успешно реализует перспективные проекты развития водопроводно-канализационной инфраструктуры региона и сохранения экологии реки Иртыш. Одним из последних таких проектов стало строительство сооружений повторного использования промывных вод на Ленинской очистной водопроводной станции г. Омска. Компания откликается на просьбы министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о подключении к сетям коммунальной инфраструктуры объектов, строящихся с привлечением средств граждан. Инициирует изменения в региональные правовые акты в части сокращения сроков подключения новых абонентов. Высокое качество омской водопроводной воды признано на федеральном уровне. Это результат работы предприятия.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Краснодар

Асабали Арсланбекович Закавов

Асабали Арсланбекович Закавов

Генеральный директор ООО «Краснодар Водоканал»

Предприятие освоило технологии, позволяющие делать все максимально безболезненно для города, например, прокладку новых сетей водоснабжения и водоотведения бестраншейным способом, то есть методом горизонтально направленного бурения. Применяются полиэтиленовые трубы, не подверженные коррозии, используется оборудование, позволяющее постоянно следить за состоянием коммуникаций и предотвращать гидроудары, из-за которых зачастую случаются порывы и аварии. Такой умный подход позволил сделать всю систему водопроводно-канализационного хозяйства Краснодара намного стабильнее и эффективнее, чем раньше.

Воду в Краснодаре добывают только из подземных источников. Все артезианские скважины объединены в водозаборы, на которых имеются резервуары чистой воды.
"Росводоканал" пришел в город в 2006 году. К тому моменту стало очевидно, что оставлять системы водоснабжения и водоотведения города в том состоянии, в котором они находились, уже нельзя. Качество воды вызывало нарекания у горожан, изношенность коммуникаций часто приводила к авариям, вода подавалась по графику. Словом, проблем было много. Тогда перед предприятием, уже ставшим частью «Росводоканала», ставилась амбициозная задача: не просто поддерживать существующую систему водопроводно-канализационного хозяйства в рабочем состоянии, а модернизировать и развить ее.
Объем первой инвестиционной программы на 2007 — 2013 годы составил 3,157 млрд. рублей.

Только цифры:

За время деятельности «Росводоканала» в Краснодаре:

В 2 раза снизилось количество нештатных ситуаций в системе водоснабжения, аварийность снизилась на 17%. На 7,4% сократились потери воды. Расход электроэнергии снизился на 9,7%.

Краснодарский водоканал первым в стране реконструировал главный канализационный коллектор без остановки его работы. Для этого он использовал особую технологию бестраншейной санации.А вместо опасного жидкого хлора теперь используется только гипохлорит натрия, получаемый из поваренной соли, — «Краснодар Водоканал» полностью перешел на электролизные установки для обеззараживания питьевой воды. Электролизный метод не только предотвращает образование побочных продуктов хлорирования, но и экономически выгоднее других технологий водоподготовки. Например, затраты на хранение хлора и обеспечение мер безопасности многократно превышали затраты на само хлорирование.

В 2013 году введена в эксплуатацию новая канализационная насосная станция «Шнековая № 2». Управление оборудованием насосной станции полностью автоматизировано и не требует постоянного присутствия обслуживающего персонала.

Снижение потерь воды, аварийности на водопроводных сетях и количества повреждений обусловлено рядом системных мероприятий по перекладке водопроводных сетей.К сегодняшнему дню в городе полностью автоматизированы несколько канализационных и водопроводных насосных станций, что позволило не только снять постоянный дежурный персонал с этих объектов, но и повысить эффективность и надежность работы оборудования, потому что человеческий фактор на нее больше не влияет.

Хороша подземная водичка!

Водоканал обеспечивает потребителей водой высокого качества исключительно из артезианских скважин. Но в воде некоторых из них имеется допустимое превышение содержания железа и марганца. Для того, чтобы улучшить качество подаваемой воды, предприятие построило станции водоочистки.
Первый такой объект мощностью 6000 кубометров воды в сутки открылся в 2011 году на водозаборе «Роща» и позволил обеспечить очищенной водой 70 тысяч жителей краевого центра. А тремя годами позже была введена в эксплуатацию уже вторая станция — на водозаборе «Восточный-2», — с мощностью вдвое большей, чем у предыдущей. Запуск этой станции позволил снизить содержание железа в артезианской воде, которая подается 150 тысячам жителей города.
Станции сделали свое дело, причем без использования каких-либо реагентов. Как отмечают эксперты, они стали грандиозным вложением инвестиций в здоровье будущих поколений.
Благодаря новым технологиям питьевая вода в Краснодаре по своему качеству значительно отличается от той, что была 10 лет назад.

Сейчас «Краснодар Водоканал» реализует вторую по счету инвестиционную программу по строительству, реконструкции и модернизации объектов на 2014 — 2016 гг.

До 2019 года в городе будут пробурены и восстановлены 75 артезианских скважин.

Карта присутствия «Росводоканала»:

Барнаул

Дмитрий Владимирович Масловский

Дмитрий Владимирович Масловский

Генеральный директор ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ»

97% жителей Барнаула потребляют очищенную воду из Оби, соответствующую всем санитарным нормам. Жители пригорода потребляют артезианскую воду. Ввод в марте 2012 года станции обезжелезивания и деманганации в поселке Южный с безреагентными способами обезжелезивания и самым современным методом очистки - ультрафиолетовым обеззараживанием - позволил довести качество питьевой воды до нормативного. Хотя поселок Южный и находится в 11 км от Барнаула, но считается частью его Центрального района. Это самый большой поселок городского типа в Алтайском крае: в нем живут 20 тысяч человек.

Концентрация железа в подземных водах превышает норму в 2 — 3,5 раза, марганца — в 2,5 — 3 раза. Система водоснабжения Южного создавалась в 1950-е годы, параллельно со строительством приборостроительного завода «Ротор». В конце 1990-х водоснабжение было передано в муниципальное обслуживание, и поселок фактически остался без системы водоснабжения, так как насосные станции и резервуары чистой воды были в собственности предприятия.

После ввода станции в эксплуатацию в 2012 году среди жителей поселка был проведен опрос. 93% из них отметили, что качество воды улучшилось, остальные либо не заметили изменений, либо не обратили внимания. Жители отметили, что у воды исчез неприятный запах, она стала прозрачной, почти исчез осадок.

Одна из масштабных задач компании — подключить население пригородных поселков к центральному водоснабжению.

Всего за 2007 — 2015 годы «Росводоканал Барнаул» инвестировал в систему водоснабжения и водоотведения 812,8 млн. рублей. В этом году компания построит водопровод от ул. Власихинская до водопроводной сети по ул. Взлетная, канализационный коллектор, проведет модернизацию канализационно-насосной станции № 14.

Цены на энергоресурсы растут, поэтому приоритет «Росводоканала» — во внедрении энергоэффективного оборудования и технологий. Например, барнаульское предприятие в 2010 году начало закупать электроэнергию на оптовом рынке.На объектах устанавливается энергоэффективное оборудование. Автоматизированы 15 КНС. На объектах предприятия установлено более 20 единиц энергоэффективного насосного оборудования со станциями частного регулирования. В том числе в 2015 году на узловой насосной станции — 2-го подъема — была проведена модернизация, что снизило потребление электроэнергии на 6 — 7% — это около 2500 кВт*ч в сутки.В прошлом году водоканал подал в сеть 59,3 млн. куб. м воды, почти на треть меньше, чем в 2004 году. На снижение объемов добычи воды повлияли сокращение потерь в сетях, более экономный расход воды потребителями, модернизация оборудования, снижение избыточного давления в магистралях, борьба с незаконными врезками. Если в 2004 году потери составляли треть всего объема, то в 2015-м вдвое меньше — 17,7%.

Аварийность на сетях водоснабжения снизилась больше, чем в два раза. Значительно уменьшился расход электроэнергии — почти в два раза — за счет проведения энергосберегающих мероприятий.

Сергей Иванович Дугин

Сергей Иванович Дугин

Глава администрации г. Барнаула

Барнаульский водоканал («Росводоканал Барнаул») по праву считается одним из ведущих предприятий коммунальной сферы столицы Алтайского края. Сотрудники водоканала постоянно работают над повышением качества водоснабжения населения и предприятий. Речь идет об успешной модернизации очистных сооружений канализации для более качественной очистки стоков; насосной станции 2-го подъема, обеспечивающей водой 80% населения города. На очереди реализация еще нескольких проектов, которые помогут сделать жизнь каждого барнаульца более комфортной. Именно на это в конечном счете направлена наша совместная работа.

Александр Богданович Карлин

Александр Богданович Карлин

Губернатор Алтайского края

Барнаульский водоканал («Важность работы ООО „Барнаульский водоканал“ для Алтайского края продиктована растущими требованиями к предприятиям сферы жилищно-коммунального хозяйства со стороны руководства региона и простых людей. Качество, надежность, бесперебойность — вот основы эффективной работы, по которым оценивается деятельность водоканала. Постоянно занимаясь повышением потребительских свойств воды, одним из примеров которого стала станция обезжелезивания на пос. Южный, „Барнаульский водоканал“ демонстрирует стабильность и эффективность работы. Росводоканал Барнаул») по праву считается одним из ведущих предприятий коммунальной сферы столицы Алтайского края. Сотрудники водоканала постоянно работают над повышением качества водоснабжения населения и предприятий. Речь идет об успешной модернизации очистных сооружений канализации для более качественной очистки стоков; насосной станции 2-го подъема, обеспечивающей водой 80% населения города. На очереди реализация еще нескольких проектов, которые помогут сделать жизнь каждого барнаульца более комфортной. Именно на это в конечном счете направлена наша совместная работа.