Дмитрий Александрович, что может повысить эффективность деятельности частного бизнеса в сфере водоснабжения?
Очень позитивно на нашей работе сказалось бы снятие излишних административных
барьеров - но при наличии контроля со стороны государства. При этом контролироваться должны
результаты деятельности операторов, а не расходование ими средств, как это происходит сейчас.
Оценка успеха должна основываться на достигнутых оператором целевых показателях надежности,
энергоэффективности, качестве услуг.
Понимая социальную ответственность нашего бизнеса, мы готовы сокращать расходы и сдерживать рост тарифов. Но, как любая коммерческая организация, мы должны зарабатывать. Да, в тарифе заложена гарантированная 5-процентная предпринимательская прибыль, но есть проблемы с регулированием экономии, которую достигает оператор. Если она появляется, то ее правовой статус и режим последующего использования не определен. То есть парадокс ситуации заключается в том, что, даже если «Росводоканал» всю экономию инвестирует обратно в собственные средства, он не сможет доказать, что это его собственные средства.
Понятно, что как и любой предприниматель, оператор водоснабжения заинтересован в том, чтобы использовать по своему усмотрению то, что заработал и сэкономил. При этом речь не идет о том, чтобы использовать прибыль только в качестве дивидендов. Мы можем направить сэкономленные средства на дополнительное финансирование инвестиционных или производственных мероприятий. К сожалению, как я уже сказал, сейчас применяется принцип контроля за расходами, а достижение целевых показателей регулятора волнует не в первую очередь.
Понимая социальную ответственность нашего бизнеса, мы готовы сокращать расходы и сдерживать рост тарифов. Но, как любая коммерческая организация, мы должны зарабатывать. Да, в тарифе заложена гарантированная 5-процентная предпринимательская прибыль, но есть проблемы с регулированием экономии, которую достигает оператор. Если она появляется, то ее правовой статус и режим последующего использования не определен. То есть парадокс ситуации заключается в том, что, даже если «Росводоканал» всю экономию инвестирует обратно в собственные средства, он не сможет доказать, что это его собственные средства.
Понятно, что как и любой предприниматель, оператор водоснабжения заинтересован в том, чтобы использовать по своему усмотрению то, что заработал и сэкономил. При этом речь не идет о том, чтобы использовать прибыль только в качестве дивидендов. Мы можем направить сэкономленные средства на дополнительное финансирование инвестиционных или производственных мероприятий. К сожалению, как я уже сказал, сейчас применяется принцип контроля за расходами, а достижение целевых показателей регулятора волнует не в первую очередь.

Что необходимо, чтобы изменить ситуацию?
Раз уж наш бизнес находится на экономических рельсах, надо признать экономию обоснованным
доходом оператора и позволить ему этим доходом распоряжаться. Не забирать всё и сразу, а например,
часть денег резервировать, как это делают банки на случай непредвиденных расходов будущих периодов.
Какую-то часть нужно направлять на дофинасирование инвестиционной программы.
Но какую-то часть мы хотим использовать по собственному усмотрению.
Все просто: чем больше мы будем экономить, тем больше будем вкладывать на дофинансирование инвестпрограмм. В условиях долгосрочного тарифного регулирования - когда у тебя пятилетний тариф и пятилетняя инвестпрограмма, - эта история повлияет на тариф. То есть если водоканал будет получать достаточное количество денежных средств, то к концу пятилетнего цикла тариф может снизиться благодаря тому, что дополнительные средства на инвестиции даст экономия за счет проведенных мероприятий. К началу нового производственного и инвестиционного циклов можно будет установить очередной долгосрочный тариф. И так далее. Мы считаем, что экономия должна образовываться в результате усилий оператора при условии выполнения им всех мероприятий. А при достижении целевых показателей - учитываться как собственные средства оператора. Он распоряжаться ею должен самостоятельно. Вот все, что мы хотим.
Наша логика здесь такова: дайте нам возможность зарабатывать дополнительные деньги, не контролируйте наши расходы в отрыве от целей, которых мы должны добиться. Нам как бизнесу интереснее и выгоднее достичь их быстрее и дешевле. За счет этого мы могли бы снять с бюджета потенциальный риск возмещения нам недополученных доходов.
Все просто: чем больше мы будем экономить, тем больше будем вкладывать на дофинансирование инвестпрограмм. В условиях долгосрочного тарифного регулирования - когда у тебя пятилетний тариф и пятилетняя инвестпрограмма, - эта история повлияет на тариф. То есть если водоканал будет получать достаточное количество денежных средств, то к концу пятилетнего цикла тариф может снизиться благодаря тому, что дополнительные средства на инвестиции даст экономия за счет проведенных мероприятий. К началу нового производственного и инвестиционного циклов можно будет установить очередной долгосрочный тариф. И так далее. Мы считаем, что экономия должна образовываться в результате усилий оператора при условии выполнения им всех мероприятий. А при достижении целевых показателей - учитываться как собственные средства оператора. Он распоряжаться ею должен самостоятельно. Вот все, что мы хотим.
Наша логика здесь такова: дайте нам возможность зарабатывать дополнительные деньги, не контролируйте наши расходы в отрыве от целей, которых мы должны добиться. Нам как бизнесу интереснее и выгоднее достичь их быстрее и дешевле. За счет этого мы могли бы снять с бюджета потенциальный риск возмещения нам недополученных доходов.
А если возникнет соблазн пустить сэкономленные деньги на премии и бонусы?
Во-первых, забрать 100 процентов экономии никто не даст.
Во-вторых, это и невозможно, потому что есть длинный тариф, инвестиционная программа и
инвестиционное планирование, проблема собираемости платежей, другие дыры, которые нам
приходится затыкать в буквальном и переносном смысле.
Дайте нам возможность заткнуть эти дыры, повесьте морковку перед нами: мы создали экономию, инвестировали ее, и потом экономию забрали - это отличный стимул!
Дайте нам возможность заткнуть эти дыры, повесьте морковку перед нами: мы создали экономию, инвестировали ее, и потом экономию забрали - это отличный стимул!
Есть ли в законодательстве другие несовершенства?
Это ограничения, связанные с использованием денежных средств. Инвестиционная программа -
это целевые деньги, которые надо направить на определенный перечень мероприятий.
Есть бюджет, и есть прогнозы его использования. Но когда в какой-то момент средства не нужны,
оператор кладет их на депозит, где они прирастают процентами.
На первый взгляд, это хорошо. Но проблема в том, что эти деньги лежат на счетах мертвым грузом. Оператор должен иметь возможность направить их на дофинансирование инвестиционной программы, чтобы вернуть их в виде дохода из тарифа будущего периода. Выручка у нас делится на операционную и инвестиционную. Если, например, случилась авария, которая вышла за рамки тарифных прогнозов, логично было бы взять деньги из фонда инвестиционной программы, сделать ремонт и опять вернуть эти деньги. Чистую воду мы все хотим, а оператор при этом ограничен в распоряжении денежными средствами.
Мы понимаем свою социальную ответственность и готовы на экономию и издержки. Но для получения максимально возможного эффекта надо найти баланс интересов.
На первый взгляд, это хорошо. Но проблема в том, что эти деньги лежат на счетах мертвым грузом. Оператор должен иметь возможность направить их на дофинансирование инвестиционной программы, чтобы вернуть их в виде дохода из тарифа будущего периода. Выручка у нас делится на операционную и инвестиционную. Если, например, случилась авария, которая вышла за рамки тарифных прогнозов, логично было бы взять деньги из фонда инвестиционной программы, сделать ремонт и опять вернуть эти деньги. Чистую воду мы все хотим, а оператор при этом ограничен в распоряжении денежными средствами.
Мы понимаем свою социальную ответственность и готовы на экономию и издержки. Но для получения максимально возможного эффекта надо найти баланс интересов.